Александр Пушкин - Зимнее утро, Няне, Песнь о вещем Олеге читать онлайн, анализ, критика
Страницы поэзии
В этом разделе вас ожидает встреча с шедеврами русской поэзии. Но прежде чем вы откроете их для себя, попытаемся разобраться, каково значение слова поэзия. В переводе с греческого языка — это «творчество».
В «Словаре русского языка» указывается, что поэзия — искусство образного выражения мысли; стихи, ритмическая речь. Это слово употребляется и в переносном значении: что-либо прекрасное, возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение.
Размышляя о поэзии, многие писатели подчёркивали, что её источником является окружающая нас в жизни красота. Например, Николай Гоголь писал: «Родник поэзии есть красота».
Знаменитый художник Леонардо да Винчи, размышляя о связи между поэзией и живописью, подчёркивал: «Поэзия — это живопись, которую слышат».
Поэзию неоднократно сравнивали с музыкой, поскольку ей, как и музыке, свойственны ритм, мелодичность звучания, повторы звуков. Действительно, в звучании поэзии есть своя музыка — музыка слов. Не случайно многие поэтические произведения положены на музыку.
В Древней Греции произведения, которые исполнялись под аккомпанемент лиры, назывались лирическими, или лирикой.
Лирика — одна из разновидностей поэзии. Это небольшое стихотворное произведение, в котором выражены мысли, чувства, переживания автора.
Поэтическое слово имеет огромное воздействие на читателя. Оно обращено к нашей душе и нашему разуму.
Александр Пушкин
(1799-1837)
биография поэта читать кратко онлайн
Александр Сергеевич Пушкин родился в г. Москве. Здесь прошли его детские годы. О своей любви к этому городу он напишет во многих произведениях.
С детских лет на будущего поэта благотворно влияла литературная атмосфера, царившая в родительском доме. Здесь он впервые увидел известных русских поэтов. С юных лет у будущего поэта пробудился интерес к литературе Александр был свидетелем бесед на литературные темы и чтения стихов.
В 1811 г. Александр поступил в Лицей, который был открыт 19 октября в Царском Селе по указу царя.
В первый класс этого привилегированного учебного заведения, которое приравнивалось к университету, были зачислены тридцать мальчиков.
У каждого лицеиста была своя комната. Александр называл свою комнату кельей.
Занятия в школе были организованы таким образом, что лицеисты проводили семь часов в классах, а время между занятиями отводилось на прогулки, игры, гимнастику, чтение, беседы.
Александр Пушкин получил в Лицее разнообразные и прочные знания и навыки. Он хорошо знал мифологию, историю, латинский язык, усовершенствовал знания русского и французского языков, научился хорошо плавать, стрелять, ездить верхом, фехтовать. Но самое главное — здесь стал расцветать его поэтический талант. В Лицее поощрялось занятие литературным творчеством. Выпускались рукописные литературные журналы, газета, был свой театр, проводились творческие встречи с известными писателями.
Александр начал писать стихи с тринадцати лет, ас 1814 г. его поэтические произведения уже печатались в ведущих в то время литературных журналах.
8 января 1815 г. на одном из очередных экзаменов в Лицее должны были присутствовать именитые гости и среди них — русский поэт Гаврила Державин. На этом экзамене Александр прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищён его чтением. Он заметил и выделил талант юного поэта.
Позже, вспоминая этот день, А. Пушкин напишет:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
В стихотворениях, созданных в лицейский период, юный поэт писал о дружбе, любви и свободе. В дальнейшем эти темы станут ведущими в его лирике.
В 1817 г. Л. Пушкин окончил Лицей, ставший для него вторым домом. Впереди была жизнь, посвящённая творчеству. По своих друзей-лицеистов он помнил всегда. В стихотворении «19 октября» (1825) он назвал отношения между лицеистами прекрасным союзом, а Царское Село — Отечеством.
Зимнее утро
(читать стих онлайн, читати вірш онлайн)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1829 г.
Нега — состояние полного довольства, блаженство, приятное состояние.
Аврора — в древнеримской мифологии — богиня утренней зари, рассвета.
Вечор (разг. устар.) — вечер.
Запречь (запрягать) — привязывать посредством упряжи лошадь к повозке.
Вопросы и задания
1. Расскажите, какое зимнее утро вам нравится. Сравните свои впечат-* ления с описанием зимнего утра в стихотворении А. Пушкина.
2. Какое настроение преобладает в этом стихотворении; радостное, весёлое или унылое, мрачное?
3. Как связано название стихотворения с его содержанием?
4. Сравните первую и вторую строфы стихотворения. Как вы думаете, отличается ли настроение, выраженное в них?
5. Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. Какие из указанных изобразительно-выразительных средств показались вам необычными? При помощи каких эпитетов и метафор автор передаёт ощущение яркости и блеска?
6. Опишите устно, какой рисунок вы могли бы нарисовать к стихотворению.
7. Выразительно прочитайте стихотворение, пытаясь подчеркнуть особенности его ритма.
8. Выпишите из текста стихотворения слова, которые вы встретили впервые, и объясните их значение.
9. Сравните первые три строфы стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина с переводом Я. Чорногуза на украинский язык.
Зимовий ранок
(читать стих онлайн, читати вірш онлайн)
Мороз і сонце – день чудесний,
Ще бачиш сни, красуне-весно,
Вже час, кохана, пробудись:
Одкрий зіниці ніжні, зоре,
Навстріч північній ти Аврорі
Зорею півночі явись.
Учора хуга лютувала,
На мутнім небі мла літала,
Зблід місяць, наче полотно,
Жовтів крізь хмари він похмурі,
І ти сиділа у зажурі –
А нині… виглянь у вікно:
Під голубими небесами
Мов чарівними килимами,
На сонці сяйвом сніг лежить;
Лише прозорий ліс чорніє,
Крізь іній хвоя зеленіє,
Під кригою ріка блищить.
Бурштинним виблиском кімната
Уся осяяна. Тріщати
Взялася весело так піч.
Як лежачи, приємно думать
Чи в сани запрягти нам, люба,
Кобилку буру, звісна річ?
Ранковим ковзаючи снігом,
Довіримося, серце, бігу
На нетерплячому коні –
Поля пусті відвідать славно,
Й ліси, густі іще недавно,
І берег, любий так мені.
10. Как вы думаете, удалось ли поэту-переводчику передать особенности ритма стихотворения, стихотворный размер и отдельные детали стихотворения А. Пушкина?
11. Прослушайте стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро» в исполнении И. Смоктуновского.
Выучите наизусть стихотворение «Зимнее утро» А. Пушкина.
Арина Родионовна Яковлева (1758-1828) — крепостная крестьянка, няня в семье Пушкиных.
Она воспитывала Александра, его старшую сестру Ольгу, а также младшего брата Льва. Дети любили её. Это была простая русская женщина. Она находилась рядом с Александром в годы его детства до поступления в Липей. Позже они виделись с большими перерывами, потому что после окончания Лицея поэт жил в Петербурге (1817 1820) и пребывал в южной ссылке (1820-1824), куда его отправили за вольнолюбивые стихи.
После ссылки А. Пушкину было разрешено жить в селе Михайловском. Здесь поэт был лишён привычного для него великосветского окружения.
Его неизменным собеседником в этот период (1824-1826) была Арина Родионовна, которая заботилась о нём, делилась своими воспоминаниями о прошлом. От няни Александр услышал рассказы о своём предке Абрамс Петровиче Ганнибале, которого называли арапом Петра 1. С её слов А. Пушкин записал семь сказок, которые она рассказывала ему долгими зимними вечерами.
Образ няни нашёл отражение во многих произведениях поэта.
О пей он пишет в стихотворении «Зимний вечер». Строки, посвящённые Арине Родионовне, есть и в стихотворении «...Вновь я посетил», написанном уже после её смерти:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Стихотворение А. Пушкина «Няне» — послание.
Посланием называется произведение, написанное в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .
1826 г.
Вопросы и задания
1. Что нового вы узнали о няне А. Пушкина? Расскажите, какую роль она сыграла в жизни поэта.
2. Докажите, что стихотворение «Няне» является посланием.
3. Что характерно для образа няни в стихотворении поэта? Какой вы её представляете?
4. Какие чувства по отношению к няне выразил в стихотворении его автор?
5. Выпишите из текста стихотворения эпитеты и метафоры. Как они характеризуют образ няни?
6. Каким стихотворным размером написано стихотворение А. Пушкина «Няне»?
7. Прочитайте выразительно стихотворение.
8. Объясните, почему стихотворение начинается с обращения: «Подруга дней моих суровых...» При подготовке к ответу учитывайте материалы комментария.
9. Опишите, как изобразил няню А. Пушкина скульптор Я. Серяков. Сравните созданный им барельеф с другими скульптурными изображениями Арины Родионовны, используя Интернет: >Шр://гь.уу'|к1ре-dia.org/wiki/ Яковлева Арина Родионовна.
10. Прочитайте поэму «Руслан и Людмила» и другие стихотворения А. Пушкина.
1 Светлица чистая, светлая комната, гостиная.
В основу баллады1 «Песнь о вещем2 Олеге» (1822) были положены эпизоды из жизни древнерусского князя Олега, которые поразили воображение поэта. Сюжет для своей баллады он почерпнул из древней летописи «Повесть временных лет», составленной в Киеве монахом Нестором на рубеже XI-XII вв. В этом летописном документе князю Олегу посвящён отдельный раздел. Олег происходил из варягов3, был родственником Рюрика, который сделал его опекуном своего сына Игоря4. В 882 г. Олег завладел Киевом после того, как его воины убили правивших там князей Аскольда и Дира, расширил свои владения, подчинил своей власти славянские племена, объединил славянские земли. Он перенёс столицу из Новгорода в Киев и назвал Киев матерью городов русских. Возникло новое государство, которое историки позже назвали Киевской Русью.
В 907 г. Олег совершил поход на Константинополь. В знак победы над Византией он оставил свой щит на воротах города. Когда Олег возвратился в Киев, жители города, «...дивясь его храбрости, уму и богатствуназвали его вещим.
На написание «Песни о вещем Олеге» поэта вдохновили эпизоды из летописи, в которых рассказывается о том, как волхвы5 предсказали князю его гибель и как сбылось это пророчество. Вот как изложена эта история в «Повести временных лет»
Нестора Летописца: «Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Однажды он призвал к себе волхвов-нрорицателей и спросил: “Отчего суждено мне умереть?” И волхвы ответили: “Примешь ты, князь, смерть от своею любимого коня”. Олег приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.
Через четыре года вспомнил князь о коне и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: “Уже три года прошло, как умер твой конь”. Тогда воскликнул Олег: “Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!” Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: “От этого ли черепа смерть мне принять?” Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда Олег умер. И оплакивали его все люди плачем великим, погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года».
В балладе «Песнь о вещем Олеге» поэт стремился сохранить черты летописного стиля, передать исторический колорит и верования древних славян. Основной темой стихотворения является тема судьбы.
1 Баллада — стихотворение с острым, напряжённым сюжетом, н основе которою чаще нсего лежит историческое событие или предание.
2 Вещий предвидящий будущее, пророческий.
3 Варяги древнерусское название жителей Скандинавии, совершавших в IX XI вв. походы во многие страны Европы. Варягами называли наемных дружинников русских князей, а также купцов.
4 Игорь Рюрикович великий князь киевский, правивший в 912 945 гг.
5 Волхвы — название языческих жрецов у древних славян. Колдуны, знахари, поро-жеи умели предсказывать будущее.
Песнь о вещем Олеге
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
1822 г.
1 Тризна — обрядовые действия и пиршество в память умершего у древних славян.
2 Ольга — жена князя Игоря, правившая после его смерти.
Вопросы и задания
1. Какое впечатление произвели на вас события, изображённые в про-
изведении?
2. Удалось ли поэту передать дух и обстановку седой древности?
3. Основой для написания «Песни о вещем Олеге» послужила А народная легенда
Б летопись В житие Олега
4. Кто такой вещий Олег? Откуда А. Пушкин почерпнул сюжет для создания баллады?
5. Поделите балладу на части и дайте название каждой из них. Запишите в тетради основные события баллады в виде плана.
6. Как князь отнёсся к предсказаниям волхва? Поверил ли он ему?
7. Выпишите из текста эпитеты, с помощью которых автор характеризует героев баллады?
8. Определите тему стихотворения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
9. Выразительно прочитайте стихотворение, подчёркивая особенности его ритма.
. Рассмотрите картины В. Васнецова. Удалось ли художнику передать чувство горестной разлуки с верным конём, которое испытывал князь?
Выучите наизусть отрывок из стихотворения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (по выбору).
Сравните первые две строфы пушкинского стихотворения с переводом Ю. Карского на украинский язык. Удалось ли переводчику передать особенности содержания и ритма баллады А. Пушкина? Прочитайте перевод «Песни о вещем Олеге» полностью, воспользовавшись Интернетом.
Пісня про віщого Олега
Збирається віщий Олег-войовник
З хазарами знов воювати;
За напад — мечам і пожарам прирік
Він ниви хазарські і хати.
Із військом своїм, в царгородській броні,
Князь їде полями на вірнім коні.
Із темного лісу старий чарівник
Виходить назустріч поволі,
Перунові тільки покірний старик,
Провісник він людської долі.
В мольбах, в ворожбі все життя він провів.
І князь біля нього коня зупинив.
Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе.
Развитие понятий о рифме и ритме
В 5 классе вы познакомились с понятием «стихотворная речь». Вы уже знаете, что стихотворная речь делится на стихи — стихотворные строчки — и что это деление является главным её признаком. К другим важным признакам стихотворной речи относятся ритм и рифма.
Ритм в стихотворении основывается на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Ударный слог произносится более энергично, а безударный — менее отчётливо. В зависимости от такого чередования выделяют двусложные и трёхсложные размеры (с трёхсложными размерами — дактилем, амфибрахием и анапестом — вы познакомитесь позже).
Ритмической единицей стиха является стопа. Стопа — это повторяющаяся группа слогов. В двусложных размерах стопа состоит из одного ударного и примыкающего к нему безударного слога. Среди двусложных стоп различают ямб — стопу, в которой ударный слог следует за безударным, и хорей — стопу, в которой ударный слог предшествует безударному. Условно обозначив ударный слог —, а безударный слогах , запишем схему ямбической стопы — и схему хореической стопы — ^ . Запомним, что в двусложной стопе должен быть, как правило, только один ударный слог, а очерёдность ударных слогов образует размер.
Чтобы определить стихотворный размер, нужно записать стихотворную строчку, поставить ударение в каждом слове, обратить внимание, на какие слоги падает ударение — чётные или нечётные, и посчитать количество безударных между ударными. Если ударение в стихе падает на чётные слоги — 2, 4, б, 8, а между ударными слогами находится один безударный, — значит перед вами ямб.
Выделим в схеме стопы, отделив одну от другой вертикальной или косой линией, и посчитаем их количество, чтобы определить, какой это размер — трёхстопный, четырёхстопный или шестистопный. Ведь количество стоп влияет на интонацию стиха, его ритм. Например:
Ещё в полях белеет снег ^ — /^— /ч_/—
Здесь ударный слог предшествует безударному (хореическая стопа), ударение падает на нечётные слоги — 1, 3, 5, 7, а общее количество стоп — четыре. Таким образом, размер данного отрывка — четырёхстопный хорей.
Ритму стиха способствует не только стихотворный размер — определённое чередование ударных и безударных слогов, но и рифма. Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.
Основной ритмической единицей стихотворной речи является стих. Каждый стих существует не изолированно, а в тесной связи с другими стихами.
Сочетание стихов, объединённых общей рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, называется строфой. Строфы отделены друг от друга большой паузой (в отличие от маленькой паузы в конце стиха). Они бывают разными по величине. Например, самая маленькая строфа — двустишие, в котором два стиха рифмуются между собой. Самая распространённая в русском стихе строфа — четверостишие, в котором могут встречаться разные способы рифмовки.
Поскольку в данной строчке ударение падает на чётные слоги — 2, 4,
б, 8, а общее количество стоп в стихе — четыре, значит размер отрывка из стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» — четырёхстопный ямб.
Рассмотрим другой пример, из стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер»:
Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге, а в стихе в целом — на втором, четвёртом, шестом, восьмом и т. д. слоге.
Хореи — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге, а в стихе в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т. д. слоге.
Строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм, обычно повторяющихся п других группах.
Вопросы и задания
1. Расскажите, как проявляется ритм в природе и в поэзии.
2. Какие размеры называются двусложными?
3. Что нужно сделать для того, чтобы определить стихотворный размер?
4. Дайте определение понятия строфа.
Автор: admin от 17-10-2014, 22:54, Переглядів: 8111