Народна Освіта » Світова література » Александр Пушкин - Зимнее утро, Няне, Песнь о вещем Олеге читать онлайн, анализ, критика

НАРОДНА ОСВІТА

Александр Пушкин - Зимнее утро, Няне, Песнь о вещем Олеге читать онлайн, анализ, критика

Страницы поэзии

В этом разделе вас ожидает встреча с шедеврами русской поэзии. Но прежде чем вы откроете их для себя, попытаемся разобраться, каково значение слова поэзия. В переводе с греческого языка — это «творчество».

В «Словаре русского языка» указывается, что поэзия — искусство образного выражения мысли; стихи, ритмическая речь. Это слово употребляется и в переносном значении: что-либо прекрасное, возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение.

Размышляя о поэзии, многие писатели подчёркивали, что её источником является окружающая нас в жизни красота. Например, Николай Гоголь писал: «Родник поэзии есть красота».

Знаменитый художник Леонардо да Винчи, размышляя о связи между поэзией и живописью, подчёркивал: «Поэзия — это живопись, которую слышат».

Поэзию неоднократно сравнивали с музыкой, поскольку ей, как и музыке, свойственны ритм, мелодичность звучания, повторы звуков. Действительно, в звучании поэзии есть своя музыка — музыка слов. Не случайно многие поэтические произведения положены на музыку.

В Древней Греции произведения, которые исполнялись под аккомпанемент лиры, назывались лирическими, или лирикой.

Лирика — одна из разновидностей поэзии. Это небольшое стихотворное произведение, в котором выражены мысли, чувства, переживания автора.

Поэтическое слово имеет огромное воздействие на читателя. Оно обращено к нашей душе и нашему разуму.

 

Александр Пушкин

(1799-1837)

биография поэта читать кратко онлайн

Александр Сергеевич Пушкин родился в г. Москве. Здесь прошли его детские годы. О своей любви к этому городу он напишет во многих произведениях.

С детских лет на будущего поэта благотворно влияла литературная атмосфера, царившая в родительском доме. Здесь он впервые увидел известных русских поэтов. С юных лет у будущего поэта пробудился интерес к литературе Александр был свидетелем бесед на литературные темы и чтения стихов.

В 1811 г. Александр поступил в Лицей, который был открыт 19 октября в Царском Селе по указу царя.

В первый класс этого привилегированного учебного заведения, которое приравнивалось к университету, были зачислены тридцать мальчиков.

У каждого лицеиста была своя комната. Александр называл свою комнату кельей.

Занятия в школе были организованы таким образом, что лицеисты проводили семь часов в классах, а время между занятиями отводилось на прогулки, игры, гимнастику, чтение, беседы.

Александр Пушкин получил в Лицее разнообразные и прочные знания и навыки. Он хорошо знал мифологию, историю, латинский язык, усовершенствовал знания русского и французского языков, научился хорошо плавать, стрелять, ездить верхом, фехтовать. Но самое главное — здесь стал расцветать его поэтический талант. В Лицее поощрялось занятие литературным творчеством. Выпускались рукописные литературные журналы, газета, был свой театр, проводились творческие встречи с известными писателями.

Александр начал писать стихи с тринадцати лет, ас 1814 г. его поэтические произведения уже печатались в ведущих в то время литературных журналах.

8 января 1815 г. на одном из очередных экзаменов в Лицее должны были присутствовать именитые гости и среди них — русский поэт Гаврила Державин. На этом экзамене Александр прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищён его чтением. Он заметил и выделил талант юного поэта.

Позже, вспоминая этот день, А. Пушкин напишет:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

В стихотворениях, созданных в лицейский период, юный поэт писал о дружбе, любви и свободе. В дальнейшем эти темы станут ведущими в его лирике.

В 1817 г. Л. Пушкин окончил Лицей, ставший для него вторым домом. Впереди была жизнь, посвящённая творчеству. По своих друзей-лицеистов он помнил всегда. В стихотворении «19 октября» (1825) он назвал отношения между лицеистами прекрасным союзом, а Царское Село — Отечеством.

 

 

Зимнее утро

 (читать стих онлайн, читати вірш онлайн)

 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

 

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

 

1829 г.

Нега — состояние полного довольства, блаженство, приятное состояние.

Аврора — в древнеримской мифологии — богиня утренней зари, рассвета.

Вечор (разг. устар.) — вечер.

Запречь (запрягать) — привязывать посредством упряжи лошадь к повозке.

 

Вопросы и задания

1. Расскажите, какое зимнее утро вам нравится. Сравните свои впечат-* ления с описанием зимнего утра в стихотворении А. Пушкина.

2.    Какое настроение преобладает в этом стихотворении; радостное, весёлое или унылое, мрачное?

3.    Как связано название стихотворения с его содержанием?

4.    Сравните первую и вторую строфы стихотворения. Как вы думаете, отличается ли настроение, выраженное в них?

5.    Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. Какие из указанных изобразительно-выразительных средств показались вам необычными? При помощи каких эпитетов и метафор автор передаёт ощущение яркости и блеска?

6.    Опишите устно, какой рисунок вы могли бы нарисовать к стихотворению.

7.    Выразительно прочитайте стихотворение, пытаясь подчеркнуть особенности его ритма.

8.    Выпишите из текста стихотворения слова, которые вы встретили впервые, и объясните их значение.

9.    Сравните первые три строфы стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина с переводом Я. Чорногуза на украинский язык.

 

Зимовий ранок

(читать стих онлайн, читати вірш онлайн)

Мороз і сонце – день чудесний,

Ще бачиш сни, красуне-весно,

Вже час, кохана, пробудись:

Одкрий зіниці ніжні, зоре,

Навстріч північній ти Аврорі

Зорею півночі явись.

 

Учора хуга лютувала,

На мутнім небі мла літала,

Зблід місяць, наче полотно,

Жовтів крізь хмари він похмурі,

І ти сиділа у зажурі –

А нині… виглянь у вікно:

 

Під голубими небесами

Мов чарівними килимами,

На сонці сяйвом сніг лежить;

Лише прозорий ліс чорніє,

Крізь іній хвоя зеленіє,

Під кригою ріка блищить.

 

Бурштинним виблиском кімната

Уся осяяна. Тріщати

Взялася весело так піч.

Як лежачи, приємно думать

Чи в сани запрягти нам, люба,

Кобилку буру, звісна річ?

 

Ранковим ковзаючи снігом,

Довіримося, серце, бігу

На нетерплячому коні –

Поля пусті відвідать славно,

Й ліси, густі іще недавно,

І берег, любий так мені.

 

10.   Как вы думаете, удалось ли поэту-переводчику передать особенности ритма стихотворения, стихотворный размер и отдельные детали стихотворения А. Пушкина?

11.   Прослушайте стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро» в исполнении И. Смоктуновского.

Выучите наизусть стихотворение «Зимнее утро» А. Пушкина.

Арина Родионовна Яковлева (1758-1828) — крепостная крестьянка, няня в семье Пушкиных.

Она воспитывала Александра, его старшую сестру Ольгу, а также младшего брата Льва. Дети любили её. Это была простая русская женщина. Она находилась рядом с Александром в годы его детства до поступления в Липей. Позже они виделись с большими перерывами, потому что после окончания Лицея поэт жил в Петербурге (1817 1820) и пребывал в южной ссылке (1820-1824), куда его отправили за вольнолюбивые стихи.

После ссылки А. Пушкину было разрешено жить в селе Михайловском. Здесь поэт был лишён привычного для него великосветского окружения.

Его неизменным собеседником в этот период (1824-1826) была Арина Родионовна, которая заботилась о нём, делилась своими воспоминаниями о прошлом. От няни Александр услышал рассказы о своём предке Абрамс Петровиче Ганнибале, которого называли арапом Петра 1. С её слов А. Пушкин записал семь сказок, которые она рассказывала ему долгими зимними вечерами.

Образ няни нашёл отражение во многих произведениях поэта.

О пей он пишет в стихотворении «Зимний вечер». Строки, посвящённые Арине Родионовне, есть и в стихотворении «...Вновь я посетил», написанном уже после её смерти:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Стихотворение А. Пушкина «Няне» — послание.

Посланием называется произведение, написанное в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

 

Няне

 

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе. . . . . . .

 

1826 г.

 

 

Вопросы и задания

1.    Что нового вы узнали о няне А. Пушкина? Расскажите, какую роль она сыграла в жизни поэта.

2.    Докажите, что стихотворение «Няне» является посланием.

3.    Что характерно для образа няни в стихотворении поэта? Какой вы её представляете?

4.    Какие чувства по отношению к няне выразил в стихотворении его автор?

5.    Выпишите из текста стихотворения эпитеты и метафоры. Как они характеризуют образ няни?

6.    Каким стихотворным размером написано стихотворение А. Пушкина «Няне»?

7.    Прочитайте выразительно стихотворение.

8.    Объясните, почему стихотворение начинается с обращения: «Подруга дней моих суровых...» При подготовке к ответу учитывайте материалы комментария.

9.    Опишите, как изобразил няню А. Пушкина скульптор Я. Серяков. Сравните созданный им барельеф с другими скульптурными изображениями Арины Родионовны, используя Интернет: >Шр://гь.уу'|к1ре-dia.org/wiki/ Яковлева Арина Родионовна.

10. Прочитайте поэму «Руслан и Людмила» и другие стихотворения А. Пушкина.

1 Светлица чистая, светлая комната, гостиная.

В основу баллады1 «Песнь о вещем2 Олеге» (1822) были положены эпизоды из жизни древнерусского князя Олега, которые поразили воображение поэта. Сюжет для своей баллады он почерпнул из древней летописи «Повесть временных лет», составленной в Киеве монахом Нестором на рубеже XI-XII вв. В этом летописном документе князю Олегу посвящён отдельный раздел. Олег происходил из варягов3, был родственником Рюрика, который сделал его опекуном своего сына Игоря4. В 882 г. Олег завладел Киевом после того, как его воины убили правивших там князей Аскольда и Дира, расширил свои владения, подчинил своей власти славянские племена, объединил славянские земли. Он перенёс столицу из Новгорода в Киев и назвал Киев матерью городов русских. Возникло новое государство, которое историки позже назвали Киевской Русью.

В 907 г. Олег совершил поход на Константинополь. В знак победы над Византией он оставил свой щит на воротах города. Когда Олег возвратился в Киев, жители города, «...дивясь его храбрости, уму и богатствуназвали его вещим.

На написание «Песни о вещем Олеге» поэта вдохновили эпизоды из летописи, в которых рассказывается о том, как волхвы5 предсказали князю его гибель и как сбылось это пророчество. Вот как изложена эта история в «Повести временных лет»

Нестора Летописца: «Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Однажды он призвал к себе волхвов-нрорицателей и спросил: “Отчего суждено мне умереть?” И волхвы ответили: “Примешь ты, князь, смерть от своею любимого коня”. Олег приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.

Через четыре года вспомнил князь о коне и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: “Уже три года прошло, как умер твой конь”. Тогда воскликнул Олег: “Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!” Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: “От этого ли черепа смерть мне принять?” Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда Олег умер. И оплакивали его все люди плачем великим, погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года».

В балладе «Песнь о вещем Олеге» поэт стремился сохранить черты летописного стиля, передать исторический колорит и верования древних славян. Основной темой стихотворения является тема судьбы.

 

1    Баллада — стихотворение с острым, напряжённым сюжетом, н основе которою чаще нсего лежит историческое событие или предание.

2    Вещий предвидящий будущее, пророческий.

3    Варяги древнерусское название жителей Скандинавии, совершавших в IX XI вв. походы во многие страны Европы. Варягами называли наемных дружинников русских князей, а также купцов.

4    Игорь Рюрикович великий князь киевский, правивший в 912 945 гг.

5    Волхвы — название языческих жрецов у древних славян. Колдуны, знахари, поро-жеи умели предсказывать будущее.

 

Песнь о вещем Олеге

 

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их селы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

 

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

 

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

 

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

 

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

 

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

 

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего».

 

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчаньи, рукой опершись на седло,

С коня он слезает, угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

 

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня,

 

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

 

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они...

 

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? все так же ль легок его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

 

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

 

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят — на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

 

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

 

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

 

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

 

1822 г.

1    Тризна — обрядовые действия и пиршество в память умершего у древних славян.

2    Ольга — жена князя Игоря, правившая после его смерти.

Вопросы и задания

1. Какое впечатление произвели на вас события, изображённые в про-

изведении?

2.    Удалось ли поэту передать дух и обстановку седой древности?

3.    Основой для написания «Песни о вещем Олеге» послужила А народная легенда

Б летопись В житие Олега

4.    Кто такой вещий Олег? Откуда А. Пушкин почерпнул сюжет для создания баллады?

5.    Поделите балладу на части и дайте название каждой из них. Запишите в тетради основные события баллады в виде плана.

6.    Как князь отнёсся к предсказаниям волхва? Поверил ли он ему?

7.    Выпишите из текста эпитеты, с помощью которых автор характеризует героев баллады?

8.    Определите тему стихотворения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

9. Выразительно прочитайте стихотворение, подчёркивая особенности его ритма.

. Рассмотрите картины В. Васнецова. Удалось ли художнику передать чувство горестной разлуки с верным конём, которое испытывал князь?

Выучите наизусть отрывок из стихотворения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (по выбору).

Сравните первые две строфы пушкинского стихотворения с переводом Ю. Карского на украинский язык. Удалось ли переводчику передать особенности содержания и ритма баллады А. Пушкина? Прочитайте перевод «Песни о вещем Олеге» полностью, воспользовавшись Интернетом.

Пісня про віщого Олега

Збирається віщий Олег-войовник

З хазарами знов воювати;

За напад — мечам і пожарам прирік

Він ниви хазарські і хати.

Із військом своїм, в царгородській броні,

Князь їде полями на вірнім коні.

Із темного лісу старий чарівник

Виходить назустріч поволі,

Перунові тільки покірний старик,

Провісник він людської долі.

В мольбах, в ворожбі все життя він провів.

І князь біля нього коня зупинив.

 

Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе.

Развитие понятий о рифме и ритме

В 5 классе вы познакомились с понятием «стихотворная речь». Вы уже знаете, что стихотворная речь делится на стихи — стихотворные строчки — и что это деление является главным её признаком. К другим важным признакам стихотворной речи относятся ритм и рифма.

Ритм в стихотворении основывается на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Ударный слог произносится более энергично, а безударный — менее отчётливо. В зависимости от такого чередования выделяют двусложные и трёхсложные размеры (с трёхсложными размерами — дактилем, амфибрахием и анапестом — вы познакомитесь позже).

Ритмической единицей стиха является стопа. Стопа — это повторяющаяся группа слогов. В двусложных размерах стопа состоит из одного ударного и примыкающего к нему безударного слога. Среди двусложных стоп различают ямб — стопу, в которой ударный слог следует за безударным, и хорей — стопу, в которой ударный слог предшествует безударному. Условно обозначив ударный слог —, а безударный слогах , запишем схему ямбической стопы — и схему хореической стопы — ^ . Запомним, что в двусложной стопе должен быть, как правило, только один ударный слог, а очерёдность ударных слогов образует размер.

Чтобы определить стихотворный размер, нужно записать стихотворную строчку, поставить ударение в каждом слове, обратить внимание, на какие слоги падает ударение — чётные или нечётные, и посчитать количество безударных между ударными. Если ударение в стихе падает на чётные слоги — 2, 4, б, 8, а между ударными слогами находится один безударный, — значит перед вами ямб.

Выделим в схеме стопы, отделив одну от другой вертикальной или косой линией, и посчитаем их количество, чтобы определить, какой это размер — трёхстопный, четырёхстопный или шестистопный. Ведь количество стоп влияет на интонацию стиха, его ритм. Например:

Ещё в полях белеет снег ^    —    /^— /ч_/—

Здесь ударный слог предшествует безударному (хореическая стопа), ударение падает на нечётные слоги — 1, 3, 5, 7, а общее количество стоп — четыре. Таким образом, размер данного отрывка — четырёхстопный хорей.

Ритму стиха способствует не только стихотворный размер — определённое чередование ударных и безударных слогов, но и рифма. Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

Основной ритмической единицей стихотворной речи является стих. Каждый стих существует не изолированно, а в тесной связи с другими стихами.

Сочетание стихов, объединённых общей рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, называется строфой. Строфы отделены друг от друга большой паузой (в отличие от маленькой паузы в конце стиха). Они бывают разными по величине. Например, самая маленькая строфа — двустишие, в котором два стиха рифмуются между собой. Самая распространённая в русском стихе строфа — четверостишие, в котором могут встречаться разные способы рифмовки.

Поскольку в данной строчке ударение падает на чётные слоги — 2, 4,

б, 8, а общее количество стоп в стихе — четыре, значит размер отрывка из стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» — четырёхстопный ямб.

Рассмотрим другой пример, из стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер»:

Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге, а в стихе в целом — на втором, четвёртом, шестом, восьмом и т. д. слоге.

Хореи — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге, а в стихе в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т. д. слоге.

Строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм, обычно повторяющихся п других группах.

Вопросы и задания

1.    Расскажите, как проявляется ритм в природе и в поэзии.

2.    Какие размеры называются двусложными?

3.    Что нужно сделать для того, чтобы определить стихотворный размер?

4.    Дайте определение понятия строфа.

Автор: admin от 17-10-2014, 22:54, Переглядів: 8111