Народна Освіта » Основи здоров'я » § 18. Общественный транспорт и остановки

НАРОДНА ОСВІТА

§ 18. Общественный транспорт и остановки

Общественный транспорт и остановки

Прочитав этот параграф, ты научишься безопасному пользованию общественным транспортом и остановками.

Вспомни

1.    Какие виды общественного транспорта ты знаешь?

2.    Кто такие пассажиры?

Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси называют наземным транспортом, а метро - подземным.

Ты знаешь, что при пользовании общественным транспортом пассажиры должны соблюдать определённые Правила.

Вспомни

Рассмотри рисунки. Вспомни изученные в начальных классах Правила пользования общественным транспортом.

Таким образом, следует соблюдать следующие Правила.

•    Ожидай общественный транспорт на посадочных площадках, тротуаре или обочине.

•    Заходи в транспортное средство и выходи из него только после полной его остановки. Не спеши, не толкайся.

•    В салоне не задерживайся возле двери.

•    Если едешь стоя, крепко держись за поручень хотя бы одной рукой.

•    Садясь в трамвай и выходя из него, переходи дорогу тогда, когда транспорт остановился.

Выйдя из транспортного средства, не торопись его обходить. Воспользуйся пешеходным переходом. Почему надо так действовать?

Троллейбус и трамвай - наземный транспорт, работающий с использованием электрического тока. Это создаёт опасность. При повреждении корпуса салона, нарушении

изоляции пассажиров может поразить электрическим током. Если ты заметил дым в салоне или почувствовал неприятный запах, немедленно сообщи об этом водителю или кондуктору. Выходи, не дотрагиваясь до металлических частей.

Задания

1.    Какими видами общественного транспорта ты пользуешься?

2.    Какие Правила для пассажиров ты соблюдаешь?

3.    Что безопаснее: обойти транспорт на остановке и перейти дорогу по пешеходному переходу или дождаться, пока он отъедет? Объясни своё мнение.

Ситуационные задания

1. Представь, что тебе надо сесть в трамвай, а рельсы проложены посередине проезжей части дороги. Расскажи о своих действиях.

2. В полупустом салоне автобуса ты заметил оставленный пакет. Ты сразу же: а) откроешь его и посмотришь на его содержимое; б) сообщишь водителю или кондуктору; в) быстро перейдёшь на другую сторону салона и спрячешься за сидениями.

В Киеве, Днепропетровске и Харькове есть быстрый и удобный транспорт - метрополитен. Это подземный вид транспорта. Пользоваться метро очень удобно. Но помни об опасных местах этого транспорта. Это пропускные турникеты, эскалаторы, платформы станций и поезда. Чтобы не подвергаться опасности, будь внимательным.

Турникеты метро - это контрольно-пропускные пункты. Через них можно пройти, воспользовавшись жетоном или проездным билетом с магнитной полоской. Чтобы не получить травму, обязательно дождись зелёного сигнала.

Если автомат преградил проход, обращайся к дежурному по станции или милиционеру.

Чтобы быстрее доехать до нужной остановки, воспользуйся схемой метро. В вестибюлях и на платформах имеется информация о направлении движения поездов и станциях пересадок. Если станция имеет два или больше выходов, там указаны направления и названия соответствующих улиц. Запомни знаки, помогающие безопасному пользованию метрополитеном.

На платформе станции не заходи за ограничительную линию. Ожидай прибытия поезда спокойно, не шали - это не место для развлечений. Не подходи близко к вагонам, пока поезд не остановится.

Если что-нибудь упало на рельсы, ни в коем случае не доставай самостоятельно. Ты подвергаешь себя опасности. В туннеле проходит высоковольтный провод. Помочь может только работник станции.

Переговорные устройства в вагонах обеспечивают немедленную связь с машинистом в срочных случаях.

Обрати внимание на Правила пользования метрополитеном. Помни и соблюдай их!

Задания

1     К какому виду транспорта относится метрополитен?

2.    Расскажи об опасных местах в метро.

3.    Назови правила поведения в метро.

4.    Почему их надо соблюдать?

Ситуационные задания

1.    По дороге в школу в перегруженном вагоне метро у твоего друга закружилась голова. Как можно ему помочь:

а)    выйти с ним на ближайшей станции;

б)    выйти с ним на ближайшей станции и обратиться за помощью к дежурному;

в)    попросить пассажиров уступить ему место?

2.    Старушка уронила варежку на рельсы. Как ей помочь:

а)    успокоить старушку и позвать работников станции;

б)    спуститься на рельсы за варежкой;

в)    попросить у старушки палочку и попробовать самостоятельно достать варежку?

Дороги, ведущие в школу

Каждый ребёнок в Украине имеет право на обучение. С 1 по 4 класс ты учился в начальной школе. Она была неподалёку от твоего дома, да и родные помогали - каждое утро отводили на уроки и забирали после них. В 5 классе ты стал взрослее. Родители полагаются на твою самостоятельность.

Возможно, ты учишься в лицее или гимназии, до которых далеко добираться.

Задание

Рассмотри рисунки. Расскажи, как пешеходам правильно перейти дорогу.

Исследуй дорогу от дома до учебного заведения, чтобы выбрать безопасный путь. Воспользуйся планом.

Ответы к плану записывай или зарисовывай в тетради.

1.    Вспомни свой домашний адрес и адрес учебного заведения, где ты учишься.

2.    Запиши названия улиц, по которым ты идёшь на учёбу.

3.    Нарисуй дорожные знаки, попадающиеся на пути. Объясни их значение.

4.    Назови транспорт, которым ты добираешься до учебного заведения.

5.    Вспомни, как оборудованы остановки.

6. Определи опасности, которые могут встретиться на пути.

7.    Вспомни, какими переходами ты пользуешься. Назови самые безопасные.

8.    Сделай вывод, каким является твой путь - опасным или безопасным.

9.    Обсуди с родителями твой путь от дома до учебного заведения.

 

Это материал из учебника Основы здоровья 5 клас Т.Е. Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 18-07-2014, 16:17, Переглядів: 2475