Народна Освіта » Основи здоров'я » § 4. Жизненный ритм

НАРОДНА ОСВІТА

§ 4. Жизненный ритм

Жизненный ритм

Из параграфа ты узнаешь о жизненном ритме, что такое сон и как избежать пере утомления, научишься планировать свой день.

Тот, кто планирует своё время, достигает успехов в любом деле, которым занимается: в учёбе, работе, спорте. Чтобы хорошо учиться, работать, надо выбирать посильные и конкретные задания.

Известно, что умственная и физическая активность человека изменяется на протяжении суток и недели. Наивысшая эффективность умственного труда приходится на 10-13 и 15-18 часов. Можешь ли ты это подтвердить на собственном опыте? Приниматься за серьёзные дела рекомендуется днём с 11 до 17 часов. Ночью с 2 до 4 часов человек допускает ошибки, даже решая простые математические задачи.

Исследователями установлено, что в середине недели работоспособность выше, а в начале и в конце - ниже. Для отдыха и восстановления сил у нас есть суббота и воскресенье.

Всё это учитывается и во время составления расписания уроков.

Задания

1.    Проанализируй своё расписание уроков на неделю.

2.    Обрати внимание, на какие уроки и в какие дни поставлены более сложные предметы в течение недели.

3.    Сделай вывод.

Физическая активность также изменяется в течение недели. Наиболее сильными люди бывают с 8 до 12 и с 14 до 17 часов, а наиболее слабыми - с 2 до 5 и с 12 до 14 часов. Понаблюдай за собой.

Когда же человек отдыхает? Самый лучший отдых - крепкий сон. Человек спит треть своей жизни. Но это не потерянное время: сон и здоровье взаимосвязаны. Сон необходим человеку, чтобы восстановить силы. Во время сна из памяти исчезают случайные впечатления дня, накапливается энергия. Лишенный сна человек становится раздражительным.

Необычный случай бодрствования был зарегистрирован в XIX веке во Франции. Учёный М. Жуве наблюдал за человеком, который вместо обычного сна отдыхал вечером только 1-2 часа. Этого ему было достаточно, чтобы вообще не спать.

Исследованиями доказано, что животное без сна погибает через несколько суток. Коты спят две трети суток - только так они могут восстановить силы.

Треть человечества называют «совами». «Совы» предпочитают работать до поздней ночи, лишь бы не вставать рано. Утверждают, что это - потомки древних охотников, которые по вечерам подстерегали добычу. Только шестая часть людей любит просыпаться с утренней песней жаворонка. Их так и называют - «жаворонки». Это потомки земледельцев, которые стремились засветло успеть закончить полевые работы. Большинство людей могут приспосабливаться к обстоятельствам. Это «голуби».

Об усталости организм сообщает сам. После длительного бега чувствуется слабость. После напряжённого чтения расплываются буквы, начинает болеть голова. Лучше всего -чередовать различные виды деятельности. Пока глаза и мозг отдыхают, мышцы ног и спины могут работать. Или наоборот. Организму нужно предоставлять время для отдыха.

За день человек может сделать 20 тысяч шагов. За всю жизнь можно условно пройти расстояние до Луны или 9 раз обойти Землю по экватору.

Ты переутомляешься, если не успеваешь полностью восстановить силы. Снижаются трудоспособность, внимание. От переутомления может резко подняться температура, разболеться живот, закружиться голова.

Чтобы избежать переутомления, необходимо отдохнуть. Так, между уроками есть перемены, во время спектакля в театре - антракты. Не пренебрегай физкультминутками!

Помни: переутомление предупреждают сон и любая смена деятельности.

Задания

1.    Когда ты бываешь физически наиболее активным в течение дня?

2.    Для чего необходим сон9

3.    Как ты считаешь, ты «сова», «жаворонок» или «голубь»?

Ты уже знаешь, что в течение суток для учёбы и отдыха, еды и сна есть благоприятные и неблагоприятные часы. В таблице 4 благоприятные часы обозначены цветом: для учёбы - красным; для сна — синим; для занятий физкультурой - жёлтым; для приёма пищи — зелёным.

Таблица 4

Виды

деятельности

Часы суток

Сон

Учёба

Занятия

физкуль

турой

Приём

пищи

Задания

1.    Составь для себя распорядок дня. Используй таблицу 4.

2.    Помоги составить подобный распорядок дня кому-то из членов семьи.

 

Это материал из учебника Основы здоровья 5 клас Т.Е. Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 18-07-2014, 15:49, Переглядів: 1321