Народна Освіта » Основи здоров'я » § 3. Развитие подростков

НАРОДНА ОСВІТА

§ 3. Развитие подростков

Физическая составляющая здоровья

Ты узнаешь о:

•    особенностях развития подростков

•    двигательной активности

•    формировании правильной осанки правилах закаливания

•    организации рабочего места

•    влиянии жизненного ритма на здоровье

•    активном отдыхе и видах спорта

Ты научишься:

•    оценивать свое физическое развитие

•    предупреждать нарушение осанки

•    определять уровень двигательной активности

•    соблюдать правила закаливания

•    составлять и выполнять режим дня

•    выполнять комплекс физических упраж -нений № 2

Развитие подростков

Из параграфа ты узнаешь о некоторых особенностях развития мальчиков и девочек, о двигательной активности, правильной осанке, способах профилактики заболеваний позвоночника, правилах закаливания, научишься правильно организовывать рабочее место.

Чтобы хорошо себя чувствовать' долгие годы жизни, быть сильным и выносливым, нужно вести здоровый образ жизни. Соблюдать его необходимо с детства.

Вспомни

1.    Назови правила здорового образа жизни.

2.    Какие правила ты выполняешь?

3.    Какими правилами пренебрегаешь?

4.    Почему надо соблюдать правила здорового образа жизни?

Ты заметил, что после летних каникул все ученики изменились: стали выше, крепче, сильнее.

Врачи-педиатры определили, какими должны быть рост и масса тела детей твоего возраста (табл. 2).

Таблица 2

Возраст,

лет

Девочки

Мальчики

Рост, см

Масса, кг

Рост, см

Масса, кг

10

122-157

22-46

127-154

23-51

11

130-160

25-52

128-161

26-55

12

134-171

26-64

130-173

29-61

Измерь свои рост и массу. Обратись в медицинский кабинет в школе или сделай это дома с помощью родителей. Сравни полученные данные с приведёнными в таблице 2.

Задания

Ты становишься выше, изменяется скелет. Скелет человека состоит из костей, формирующихся у ребёнка ещё до рождения. У младенца масса скелета составляет десятую часть массы тела, а у взрослого человека - пятую. Наиболее интенсивный рост костей происходит в первые два года жизни, потом он замедляется. Опять ускоряется у девочек в 12-13 лет, а у мальчиков - в 13-14 лет. Потому в этот период за год ты можешь вырасти на 10—15 сантиметров.

В скелете человека насчитывается 206-210 костей. Бывают добавочные кости или, наоборот, некоторые из них отсутствуют. Иногда человек имеет больше рёбер или лишний шестой палец. Великий итальянский художник и архитектор Рафаэль Санти (1483-1520) изобразил человека с шестью пальцами на правой руке.

Фигуры мальчиков и девочек отличаются уже в 11-12 лет. Мальчики взрослеют. Плечи становятся заметно шире, чем таз. Такова особенность мужской фигуры.

У девочек, наоборот, - таз шире плеч, фигура округлее. С ростом молочных желез она становится женственнее У девушек в этом возрасте могут начаться месячные (менструация) - ежемесячные небольшие кровяные выделения из половых органов. Это иногда сопровождается болями внизу живота. Бабушка, мама или старшая сестра посоветуют девочке, что нужно делать.

Для роста и развития девочек и мальчиков в этом возрасте большое значение имеет питание. Недостаточное употребление молочных и мясных продуктов, а также свежих овощей и фруктов приводит к недостатку белков и кальция, витаминов и минеральных веществ. Вспомни, для чего организму ребёнка нужны белки, кальций, минеральные вещества.

Нормальному росту костей способствует регулярная нагрузка на мышцы во время занятий физкультурой и спортом.

Физическую нагрузку следует подбирать для каждого в отдельности. Подросткам не рекомендуется заниматься тяжелоатлетическими видами спорта, прыгать с большой высоты. Кости взрослого человека могут выдержать большие нагрузки, чем детские в период роста.

Инженеры учатся у природы - используют знания о строении костей для возведения прочных и лёгких конструкций. Тонкие перегородки мостов размещаются так, чтобы сооружения могли выдерживать большие нагрузки.

Правильная осанка делает человека привлекательным. Кроме того, позвоночник обеспечивает нормальную деятельность внутренних органов.

В некоторых странах девушки носят тяжести на голове - это улучшает их осанку.

Вспомни

1. Рассмотри рисунок. Назови признаки правильной осанки.

2.    Когда ты проверял осанку?

3.    Что ты можешь сказать о своей осанке?

Чтобы иметь хорошую осанку, можешь выполнять несложное упражнение: 5-8 мин носить книгу на голове.

В твоём возрасте окостенение скелета ещё не закончилось. Мышцы слабые. У подростка, не делающего физических упражнений, мышцы спины становятся вялыми, не могут удерживать позвоночник, и развивается сутулость. Причинами сутулости также могут быть плохо подобранная мебель и неправильное положение при сидении.

Рассмотри рисунки. Обрати внимание, что слишком низкий (1) либо слишком высокий (2) стул или стол (3) приводят к нарушению осанки. Чтобы не быть сутулым, сиди так, как показано на рисунке 4.

Проверь своё рабочее место. Сядь на стул, согни руку в локте под прямым углом и проверь: край стола должен быть на 2-3 см выше локтя. Если это так - твоё рабочее место соответствует росту.

Потренируйся правильно сидеть. Поставь ноги на пол, держи локти на одном уровне, а плечи — на одинаковой высоте. Не сгибайся, не опускай голову. Когда пишешь, расстояние от поверхности стола до глаз должно приблизительно равняться длине руки от локтя до кисти. Когда читаешь, опирайся на спинку стула.

При неправильном сидении мышцы спины нагружены неравномерно, что вызывает искривление позвоночника в сторону (сколиоз) или назад (кифоз). При этом возникает ноющая боль в спине.

Предупредить искривление позвоночника можно. Тебе помогут в этом следующие простые правила.

•    Занимайся физическими упражнениями, закаляйся.

•    Спи на твёрдой постели с невысокой подушкой.

•    Правильно сиди за партой или столом.

•    Не сутулься при ходьбе.

•    Носи учебники в ранце.

Задания

1. Рассмотри рисунок. Кому из детей нужно подражать? Почему?

Интенсивный — слово французского происхождения, означает напряжённый, усиленный.

2.    Расскажи, как следует правильно сидеть.

3.    На уроках физкультуры выучи упражнения для укрепления мышц спины. Выполняй их.

Хотя в 16-17 лет рост организма продолжается, осанку исправить всё труднее. Ведь кости, в частности и позвоночник, становятся толще и прочнее.

Одним из основных условий роста и развития является достаточная двигательная активность. Выделяют двигательную активность низкую, умеренную и интенсивную.

1.    По таблице 3 (с. 31) определи, какая двигательная активность преобладает у тебя в течение дня.

2.    Сколько времени продолжается твоя низкая двигательная активность? умеренная? интенсивная?

Задания

Двигательная активность

Действия

Низкая

Медленная ходьба; сидение за партой, столом; работа за компьютером; просмотр телепередач; игра на пианино

Умеренная

Быстрая ходьба; уборка квартиры; помощь по хозяйству

Интенсивная

Бег; занятия спортом; танцами; подвижные игры

Рекомендуется еженедельно заниматься физкультурой и спортом в среднем 4 часа. В возрасте 10-14 лет особенно полезны утренняя гимнастика, спортивные занятия, подвижные игры. Благодаря интенсивной двигательной активности будешь стройным.

Если ты ещё не занимаешься утром зарядкой, преодолей своё «не хочу». Попроси родителей, чтобы, начиная с завтрашнего дня, они будили тебя на 20 минут раньше. Этого времени достаточно, чтобы сделать зарядку. Тогда весь день будешь активным и жизнерадостным.

Всемирно известный украинский хирург и писатель Николай Михайлович Амосов (1913-2003) прожил долгую успешную жизнь. Он разработал систему физических упражнений и питания. В своих книгах «Раздумья о здоровье» и «Мысли и сердце» Николай Амосов пропагандирует здоровый образ жизни.

При недостатке движения возникает гиподинамия. Она становится причиной нарушений развития скелета, утомляемости, плохого сна.

Гиподинамия — состояние, вызванное отсутствием двигательной активности. Слово «гиподинамия» происходит от греческих слов «снижение» и «сила».

Координация (от латинских слов, означающих «вместе» и «согласование») - установление взаимосвязи между движениями.

Учащиеся очень много времени в течение дня сидят: за партой в школе, за компьютером и возле телевизора дома. Необходимо чередовать интенсивную двигательную активность с низкой. Это улучшает состояние организма, в частности укрепляет сердце. У человека, который много двигается, хорошая координация движений и масса тела соответствует возрастной норме. Двигательная активность помогает развитию умственных способностей, улучшает настроение.

Уже в древности люди понимали, что умеренный бег сохраняет и укрепляет здоровье.

О Две с половиной тысячи лет тому назад на скале в Элладе были выбиты слова: Хочешь быть сильным - бегай!

Хочешь быть красивым - бегай! Хочешь быть умным - бегай!

О Древнегреческий философ Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками, так как считал: «Мысли проясняются, если тело разогрето прогулкой».

Многие спортсмены не только завоевали победу на международных соревнованиях, но и получили научную степень. Например, украинские боксёры Виталий и Владимир Клич-ко стали кандидатами наук в области физического воспитания и спорта.

Задания

1.    Что необходимо для нормального развития организма?

2.    Что отрицательно влияет на физическое развитие человека?

3.    Какими видами спорта не следует заниматься детям в возрасте 10-14 лет? Объясни почему.

4.    Приведи примеры полезной для тебя интенсивной двигательной активности.

Закаливание - это комплекс действий для укрепления организма. Они помогают повышать сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, осуществлять профилактику простудных заболеваний. Ты уже знаешь, что закаливание проводят при помощи солнца, воздуха, воды.

Организм закаленного человека в состоянии приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды.

Чтобы достичь успехов, закаляться следует постепенно, систематически, подбирая те процедуры, которые наиболее подходят. Всегда помни правила закаливания, а именно:

•    подбирай способы закаливания индивидуально;

•    закаляйся постепенно;

•    выполняй процедуры систематически;

•    следи за временем выполнения процедур.

Задания

1.    Какие виды закаливания ты знаешь?

2.    Объясни правила закаливания.

3.    Какие виды закаливания тебе нравятся?

4.    Сколько времени на закаливание отведено в твоём распорядке дня? Если ты забыл о закаливании, дополни свой распорядок дня

Практическая работа N2 1

Выполнение упражнений для предупреждения нарушений осанки

•    Рассмотри рисунки. Научись выполнять эти упражнения.

•    Правильность выполнения тобой упражнений может прокомментировать сосед по парте или учитель.

•    Чтобы иметь красивую осанку, систематически выполняй эти упражнения.

 

Это материал из учебника Основы здоровья 5 клас Т.Е. Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 18-07-2014, 15:46, Переглядів: 1239