Народна Освіта » Природознавство » Практические работы к учебнику Природоведение Базанова 5 клас

НАРОДНА ОСВІТА

Практические работы к учебнику Природоведение Базанова 5 клас

Практические работы к разделу «Человек и среда его обитания»

Практическая работа № 1

Тема: Определение размеров тел.

Цель: Научиться пользоваться измерительными приборами для определения линейных размеров тел. Оборудование: линейка, рулетка, спичечный коробок, пакет апельсинового сока.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с измерительными приборами: линейкой и рулеткой.

•    Определите начало отсчета шкалы обоих приборов.

•    Вычислите цену деления шкалы линейки и рулетки.

•    Шкала какого из двух измерительных приборов рассчитана на измерение большей длины?

•    Результаты запишите в таблицу.

2. Придерживаясь правил измерения, проведите измерения линейных размеров спичечного коробка и пакета апельсинового сока (рис. 1).

к Сколько измерений необходимо сделать, чтобы определить все линейные размеры коробки?

•    Сколько измерений необходимо сделать, чтобы определить все линейные размеры пакета?

•    С помощью линейки и рулетки проведите измерения.

•    Результаты запишите в таблицу.

3.    Сравните результаты измерения линейкой и рулеткой. Совпадают ли они?

4.    Сделайте выводы о том, как правильно пользоваться приборами для измерения длины.


 

Тема: Определение массы тела на рычажных весах.

Цель: Научиться пользоваться рычажными весами с набором гирь для определения массы тел.

Оборудование: рычажные весы, набор гирь, пакет молока объемом 1 л (рис. 2).

Ход работы:

1.    Рассмотрите набор гирь. Определите массу каждой из них.

2.    Какую наибольшую массу можно измерить с помощью этого набора гирь? Чтобы ответить на этот вопрос, запишите значения масс всех гирь (от самой большой до самой маленькой) и просуммируйте их.

3.    Установите на левую чашку весов пакет с молоком. Что вы наблюдаете при этом?

4.    Установите на правую чашку весов гирю массой 200 г. Пришли ли весы в состояние равновесия? О чем это свидетельствует?

5.    Если весы не пришли в состояние равновесия, уравновесьте их, устанавливая на правую чашку гири разной массы.

6.    Вычислите суммарную массу гирь, установленных на правую чашку весов.

7.    Запишите, чему равна масса пакета с молоком.

8.    Вычислите плотность молока, сравните ее с плотностью воды.


Тема: Изучение растворимости веществ. Определение зависимости скорости растворения вещества от перемешивания раствора и температуры воды.

Цель: Научиться готовить раствор, определять влияние температуры воды и перемешивания раствора на скорость растворения вещества.

Оборудование; рычажные весы, набор гирь, мерный стакан объемом 1 л, три емкости объемом 500 мл, вода, поваренная соль, палочка для перемешивания, электрический чайник, часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

Понадобится три одинаковых раствора поваренной соли. Масса каждого из растворов равна 350 г, а масса воды в каждом составляет 300 г. Определите массу соли, которую необходимо растворить в воде для получения такого раствора.

Опыт № 1

1.    Приготовьте раствор № 1.

•    С помощью рычажных весов взвесьте необходимое количество соли.

•    В емкость налейте 300 г воды (вспомните, как отмерить это количество воды без помощи рычажных весов).

•    Поместите в воду соль.

2.    Определите время, за которое соль полностью растворится, результаты наблюдений запишите в таблицу.

Опыт № 2

1.    Приготовьте раствор № 2, как описано в пункте 1 опыта N21

2.    Перемешайте раствор с помощью палочки или ложки.

3.    Определите время, за которое соль полностью растворится. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

4.    В какой емкости соль полностью растворилась быстрее?

5.    Сделайте выводы относительно скорости растворения соли в зависимости от того, перемешивается ли раствор.

Опыт № 3

1.    Приготовьте раствор № 3.

•    С помощью рычажных весов взвесьте необходимое количество соли.

•    Подогрейте пол-литра воды в электрическом чайнике, не доводя воду до кипения. С помощью мерного стакана отмерьте 300 г воды.

•    Налейте нагретую воду в емкость.

•    Поместите в воду соль.

2.    Определите время, за которое соль полностью растворится.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Таблица наблюдения за растворением соли

В какой из емкостей соль полностью растворилась быстрее - с хо лодной или теплой водой? Сделайте выводы относительно скорости растворения соли в зависимости от температуры воды.


 

Тема: Разделение смесей веществ (отстаиванием, выпариванием, фильтрованием).

Цель: Приобрести навыки разделения смесей веществ. Оборудование: два химических стакана, огнеупорная колба, фильтровальная бумага, воронка, ножницы, нагревательный прибор (электрическая плита), загрязненная поваренная соль. Вместо химических стаканов и колбы можно использовать любую прозрачную посуду и стеклянный огнеупорный чайник.

Ход работы:

Опыт № 1

1.    Разделение смеси отстаиванием.

•    В химическом стакане приготовьте раствор загрязненней поваренной соли массой 130 г, в котором масса воды составляет 100 г.

•    После полного растворения соли на некоторое время оставьте смесь отстаиваться.

•    Наблюдайте, что происходит с частичками грязи.

2.    Опишите, что произошло после отстаивания.

Опыт № 2

1.    Разделение смеси фильтрованием.

•    С помощью ножниц сделайте фильтр, как показано на рисунке 9.6 (§9).

•    Поместите фильтр на воронку, а воронку вставьте в другой химический стакан.

•    Через фильтр перелейте смесь из одного стакана в другой.

•    Что вы наблюдаете на фильтре?

2.    Объясните, почему был применен именно этот способ разделения смеси.

Опыт № 3

1.    Разделение смеси выпариванием.

•    Полученную жидкость перелейте в колбу.

•    Колбу поместите на нагревательный прибор и доведите раствор до кипения (будьте осторожны!).

•    Наблюдайте за изменениями, которые происходят с раствором.

•    Опишите внешний вид осадка, который появился на дне и стенках колбы. Что это за вещество?

2.    Каким способом поваренная соль была выделена из воды?


 

Тема: Влияние солнечного света на растения.

Цель: Установить, влияет ли солнечный свет на движение частей растений.

Оборудование: комнатное растение (кислица (рис. 3) или цикламен), полоска цветной бумаги, часы, клумба с тюльпанами (рис. 4).

Ход работы:

Опыт № 1

1.    В 9.00 поставьте горшок с кислицей в хорошо освещенное место (например, на подоконник) так, чтобы листья, цветы и стебли растения были повернуты в противоположную от окна сторону. Сделайте соответствующий рисунок. Зафиксируйте направление, в котором повернуты листья и стебли, с помощью полоски бумаги.

2.    В 15.00 пронаблюдайте, как изменилось расположение стеблей и листьев растения относительно полоски бумаги. Сделайте соответствующий рисунок. Запишите данные наблюдений в таблицу.

3. Сделайте выводы о влиянии солнечного света на движение частей растения.

Опыт № 2

1. В тетради подготовьте таблицу.

2.    Утром в 8.30, когда цветки тюльпана плотно закрыты, расположите часы вблизи грядки с растениями. В таблице зарисуйте начальное положение лепестков цветка.

3.    В 9.10 наблюдайте за тем, как раскрываются лепестки цветка тюльпана (рис. 4). Сделайте соответствующий рисунок в таблице. Укажите стрелкой направление движения лепестков.

4.    В 9.30 повторите наблюдение. Изменилось ли положение лепестков цветка тюльпана? Сделайте соответствующий рисунок в таблице. Укажите стрелкой направление движения лепестков.

5.    Продолжайте наблюдение за раскрытием лепестков (рис. 5). Зарисовывайте положение лепестков тюльпана в таблице.

6.    Проанализируйте полученные вами данные: определите время, когда лепестки цветка тюльпана раскрылись сильнее всего.

7.    Сделайте выводы относительно зависимости степени раскрытия лепестков тюльпана от времени суток.

Практические работы к разделу «Вселенная как среда жизни»

Практическая работа № 1

Тема: Определение сторон горизонта с помощью Солнца. Цель: Научиться определять стороны горизонта с помощью Солнца.

Оборудование: часы, жердь, отвес, транспортир или треугольник. При определении сторон горизонта мы основываемся на том, что

в любое время года в полдень тень от предмета направлена на север.

Ход работы:

1.    На открытой местности вбейте жердь в землю. Установите его вертикально с помощью отвеса (рис. 1).

2.    С помощью часов определите полдень.

3.    Зафиксируйте направление тени от жерди. Для этого проведите прямую, которая совпадает с тенью. Эта линия называется полуденной.

Луч полуденной линии, направленный вдоль тени, будет указывать на север Противоположный ему луч - на юг.

4.    С помощью транспортира или треугольника под прямым углом к полуденной линии проведите прямую.

5.    Станьте лицом в северном направлении. Луч этой прямой, расположенный слева, указывает на запад, а тот, что справа, — на восток. -


Тема: Обозначение на контурной карте основных форм рельефа Украины.

Цель: Приобрести навыки работы с контурной картой, закрепить знания об основных формах рельефа Украины. Оборудование: физическая карта Украины, контурная карта, карандаши зеленого, желтого и коричневого цветов.

Ход работы:

1.    Найдите на физической карте Украины горы Карпаты и Крымские горы.

2.    Закрасьте коричневым карандашом места на контурной карте, где должны быть расположены горы Карпаты и Крымские горы.

3.    Надпишите названия гор. Расположите надпись так, как показано на физической карте Украины.

4.    Найдите на физической карте Украины следующие равнины:

•    возвышенности Подольскую, Волынскую;

•    низменности Приднепровскую, Причерноморскую, Полесскую.

5.    Закрасьте зеленым карандашом на контурной карте места, где расположены эти низменности.

6.    Закрасьте желтым карандашом на контурной карте места, где находятся эти возвышенности.

7.    Надпишите названия равнин. Расположите надписи так, как показано на карте.

8.    Ответьте на вопросы:

•    Какие горы расположены на западе Украины? Какие на юге?

•    Какая низменность расположена в центре Украины? Какая на юге?


Тема: Обозначение на контурной карте водных объектов Украины.

Цель: Приобрести навыки работы с контурной картой, закрепить знания о водных объектах Украины. Оборудование: физическая карта Украины, контурная карта.

Ход работы:

1.    Найдите на физической карте Украины реки Днепр, Дунай, Днестр, Северский Донец.

2.    Надпишите названия рек на контурной карте. Расположите надписи в направлении течения рек.

3.    Найдите на физической карте Украины озеро Свитязь.

4.    Надпишите название этого озера на контурной карте.

5.    Ответьте на вопросы:

•    Какая река протекает в центре Украины?

•    Назовите самую большую реку востока Украины.

•    Куда впадают все большие реки Украины?


 

Практическая работа № 4

Тема: Свойства воды.

Цель: Наблюдения за изменением объема воды при затвердевании. Наблюдение за состоянием и температурой воды во время таяния льда.

Оборудование: вода, пластиковый стакан, полиэтиленовый пакет, емкость, электрический чайник, термометр.

Опыт 1. Наблюдение за изменением объема воды при замерзании.

Ход работы:

1. Наполните пластиковый стакан водой до краев. Дополните рисунок 2, а изображением поверхности воды.

2.    Накройте стакан полиэтиленовым пакетом, чтобы избежать испарения, и поместите в морозильную камеру.

3.    Когда вся жидкость в стакане превратится в лед, достаньте его из морозильной камеры.

4.    Дополните рисунок 2, 6изображением поверхности льда в стакане.

5.    Сравните объем льда и объем жидкости, из которой он образовался.

Сделайте вывод.

Опыт 2. Наблюдение за состоянием и температурой воды во время таяния льда. Определение температуры таяния льда.

Ход работы:

1.    Расколите лед на кусочки и поместите его в прозрачный стакан.

2.    Поставьте стакан в емкость с горячей водой.

3.    Поместите термометр в стакан. Каждую минуту определяйте температуру содержимого стакана.

4.    Наблюдайте за содержимым стакана, пока весь лед не растает.

5.    Данные о температуре содержимого стакана и состоянии вещества записывайте в таблицу.

б. Сделайте вывод о том, как изменялась температура воды во время таяния льда.

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 27-01-2014, 20:27, Переглядів: 7774