Народна Освіта » Природознавство » § 3 Тела. Линейные размеры тела, их измерение

НАРОДНА ОСВІТА

§ 3 Тела. Линейные размеры тела, их измерение

Вам уже известно: словом «тело» можно назвать все предметы, которые нас окружают.

Слово «тело» — научный термин. Почему таким разным вещам, как, например, мяч и собака, стакан и вода в нем, звезда и яблоко, ученые дают одно и то же название — «тело»? Какие свойства характерны для всех предметов?

Прежде всего, это их размеры, форма, масса. Определяя массу и размеры каких-либо предметов — портфеля, собаки, мальчика, мы вслед за учеными назовем эти предметы телами. А рассматривая столкновение ноги футболиста с мячом, спортсменов во время игры или работу механизма часов, мы наблюдаем взаимодействие тел, имеющих разные массы и размеры (рис. 3.1).

Как сравнивать тела по форме и размерам? Множество тел похожи по форме. Лампочка похожа на грушу. Подобны по форме такие разные тела, как, например, мяч, яблоко и капелька воды. Все они имеют форму шара (рис. 3.2). Оглядевшись вокруг, вы легко найдете тела, напоминающие параллелепипед, — это и комната, и спичечный коробок, и книга.

Тела можно сравнивать по размерам: длине, ширине и высоте. Эти размеры называют линейными.

Для определения размеров тел и расстояния между телами проводят измерение. Измеряя, мы сравниваем длину тела с эталоном (образцом) — единицей измерения. Основной единицей измерения длины является метр.

Чтобы пользоваться прибором, необходимо знать, как устроена его шкала. Шкала прибора — это совокупность делений, обозначенных отметками — рисками. Все деления на шкале соответствуют определенной единице измерения данной величины.

Перед измерением обязательно определяют цену деления шкалы — число единиц измерения между двумя ближайшими рисками на измерительном приборе. Находят цену деления так: выбирают на шкале две риски, которые обозначены числами. Потом от большего числа отнимают меньшее и делят на количество делений между ними.

Рассмотрим ученическую линейку (рис. 3.3). Начало шкалы обозначено числом нуль. Определим цену деления шкалы линейки. Выберем две риски, обозначенные числами, — например, 6 и 7. Количество делений между ними — 10. Цена деления шкалы линейки:

Единицы измерения длины

1 см = 10 мм 1 м = 100 см 1 км = 1000 м

Некоторые из измерительных приборов, с помощью которых измеряют длину, представлены на рисунке 3.4 (а, б). Если требуется высокая точность измерения, удобно пользоваться штангенциркулем. Этот измерительный прибор имеет сложную шкалу На рисунках 3.4 и 3.5 показано, как с помощью штангенциркуля с электронным табло определяют длину ключа и диаметр трубы.

•    Все предметы, которые нас окружают, называются телами. Их основные характеристики — линейные размеры и масса.

•    Основная единица измерения линейных размеров тел — метр.

•    Длину измеряют с помощью различных измерительных приборов, простейший из которых — линейка.

 

Наша лаборатория

Учимся измерять линейные размеры тела (это задание лучше выполнять вместе с товарищем).

1. Всегда ли можно доверять своему глазомеру? Попробуйте «на глаз» определить, одинакова ли длина цветных отрезков на рисунке 3.6. Проверьте свой глазомер измерением.

2.    Как измерить длину окружности велосипедного колеса (рис. 3.7)? «Выровняем» окружность:

•    обозначим на колесе точку, в которой оно соприкасается с землей, и сделаем соответствующую отметку на земле;

•    прокатим колесо по прямой, чтобы обозначенная на нем точка коснулась земли, и в этом месте сделаем отметку на земле,

•    соединим две сделанные нами на земле отметки отрезком и измерим его длину; она будет равна длине окружности колеса.

3.    Как измерить толщину листа бумаги? Это можно сделать с помощью обычной линейки. Возьмем пачку из 100 листов бумаги и сильно сдавим ее. Измерим толщину пачки линейкой. Полученный результат разделим на 100 и определим толщину листа бумаги.

Таня выполнила измерение: толщина пачки равна 14 мм. Она сделала расчет:

14 :100 = 14/100 (мм).

Таня сделала вывод: «Толщина листа бумаги 14/100 мм».

4.    Читаем научный текст.

В повседневной жизни нам часто приходится измерять длину. Основная единица измерения длины - метр. Но всегда ли существовала именно такая единица измерения? Оказывается, нет. В древних государствах — Египте, Греции — единицей длины был локоть, то есть расстояние от локтя до кончиков пальцев руки. В Древней Руси единицами длины служили: сажень — расстояние между кончиками пальцев разведенных в разные стороны рук, аршин — длина всей руки. Не удивительно, что единицы измерения отличались у разных народов. В Египте локоть был равен 45 см, в Греции - 51 см.

В технике используют единицу длины «дюйм» (приблизительно 2,5 см), что в переводе с голландского означает «большой палец».

Англичане до сих пор пользуются такими единицами длины, как «фут» (около 30 см) и «ярд» (немного меньше метра), «фут» по-английски «нога». Это длина мужской ступни (рис. 3.8).

В 90-х годах XIX века было решено ввести единую для всех стран и народов систему единиц. Ученые разработали единую систему мер — метрическую. Именно тогда за единицу длины был принят метр.

•    Дайте название этому тексту.

•    С чем связано происхождение единиц измерения длины в старину?

Проверьте себя

1.    Какие из окружающих нас предметов называются телами? Почему?

2.    Рассмотрите рисунок 3.1, б. Сколько тел на нем изображено?

3.    Назовите цену деления шкалы линейки, рулетки, портняжного метра.

4.    На каком из рисунков измерение длины бруска выполнено правильно (рис. 3.8)?

5.    С помощью какого измерительного прибора вы определяете длину комнаты, расстояние между концами указательного и большого пальцев, толщину спички?

6.    Измерьте ширину парты. Каким измерительным прибором сделать это наиболее удобно?

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 22-01-2014, 11:46, Переглядів: 6326