Народна Освіта » Світова література » Астрид Линдгрен - краткая биография, Пеппи Длинный Чулок (краткое содержание, читать отрывки онлайн)

НАРОДНА ОСВІТА

Астрид Линдгрен - краткая биография, Пеппи Длинный Чулок (краткое содержание, читать отрывки онлайн)

Астрид Анна Эмилия Линдгрен

(1907-2001)

...я не хочу писать для взрослых.

Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса.

А чудеса творят дети, когда читают книги.

Астрид Линдгрен

«Волшебницей из Швеции», «современным Андерсеном», «самой яркой звездой мировой детской литературы» называют известную шведскую писательницу Астрид Линдгрен.

Величайшая выдумщица на свете, подарившая миру озор­ного Карлсона, изобретательную Пеппи, храброго Мио, удачливого Эмиля и многих других полюбившихся литературных героев, считала себя очень счастливым человеком. А почему бы и нет, ведь с начала 70-х годов XX столетия её произведе­ния, издававшиеся 58 языками мира, постоянно завоёвывали первые места в различных литературных конкурсах. Среди основных наград писательницы две золотые медали главной международной премии в области детской литературы имени Ханса Кристиана Андерсена, польский орден Улыбки, немец­кая Премия Мира и многие другие.

Творческий путь Астрид Линдгрен действительно похож на сказку. Девочке, которая в школе удивляла учителей своими прекрасными сочинениями, много читала и стеснялась, когда одноклассники называли её «Сельмой Лагерлёф» — именем известной шведской писательницы, создавшей замечатель­ную сказку «Чудесное путешествие Нильса Гольгерсона с дикими гусями», даже в голову не могло прийти, что на своей родине — в Швеции ей суждено будет стать самой популярной женщиной XX столетия, а в космосе в её честь будет названа одна из небольших планет.

Возможно, мы никогда бы и не познакомились с героями замечательной писательницы, если бы не... гололёд. Вот уж точно говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». А было это так... Когда дочке Линдгрен Карин исполнилось 7 лет, она тяжело заболела и пролежала в больнице несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила маму рассказать ей что-то интересное. И однажды, когда Астрид не знала, что же придумать, Карин сделала заказ, попросив рассказать про Пеппи Дпинныйчупок. Как вспоминала потом сама Линдгрен: «Я не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы такому странному име­ни девочки». Прошло время. И как-то в один из холодных и снежных вечеров марта 1944 года, когда был сильный гололёд, Астрид упала на улице и сломала ногу. Как результат будущая писательница вынуждена была отсиживаться дома. Делать было нечего, и чтобы как-то себя развлечь, она решила запи­сать свои истории про Пеппи и подарить рукопись на день рож­дения Карин, которой исполнилось 10 лет. Девочка распо­рядилась подарком по-своему: она уговорила маму отправить написанное в одно из издательств Швеции. А уже через несколько лет Астрид Линдгрен знали почти во всём мире.

Знают и любят шведскую писательницу и украинские читатели, ведь каждая встреча с её героями — это чудесные минуты открытий и удивления, радости и добра. Убедиться в этом вы сможете, прочитав сказку «Пеппи Длинныйчулок».


 

1. Расскажите, что вам известно об Астрид Линдгрен.

2. Какие произведения шведской писательницы вы читали? В классе проведите презентацию вашей любимой сказки Астрид Линдгрен. Объясните свой выбор.

3. Раскройте историю создания сказки «Пеппи Длинныйчулок».

4. Какие художественные и мультипликационные фильмы, теат­ральные постановки, созданные по произведениям писатель­ницы, вы знаете? Расскажите о них

Знаете ли вы, что...

Книги Астрид Линдгрен пользуются такой популярностью во всём мире, что если весь тираж изданных произведений писательницы сложить в стопку, то она будет в 175 раз выше Эйфелевой башни в Париже.

ПЕППИ ДЛИННЫЙ ЧУЛОК

( Отрывки )

Часть I

ПЕППИ ПОСЕЛЯЕТСЯ В ВИЛЛЕ «КУРИЦА»

I

Как Пеппи поселилась в вилле «Курица»

На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит по­черневший от времени ветхий дом. Вот в этом-то доме и живёт Пеппи Длинныйчулок. Ей исполнилось девять лет, но, представьте себе, живёт она там совсем одна. У неё нет ни папы, ни мамы, и, честно говоря, это имеет даже свои преимущества — никто не гонит её спать как раз в самый разгар игры и никто не заставляет пить рыбий жир, когда хочется есть конфеты.

Прежде у Пеппи был отец, и она его очень любила. Мама, конечно, у неё тоже когда-то была, но Пеппи её уже совсем не помнит. Мама умерла давно, когда Пеппи была ещё крошечной девочкой, лежала в коляс­ке и так ужасно кричала, что никто не решался к ней

подойти. Пеппи уверена, что её мама живёт теперь на небе и смотрит оттуда сквозь маленькую дырочку на свою дочку. Поэтому Пеппи часто машет ей рукой и всякий раз приговаривает:

—  Не бойся, мама, я не пропаду!

Зато отца своего Пеппи помнит очень хорошо. Он был капитаном дальнего плавания, его корабль бороз­дил моря и океаны, и Пеппи никогда не разлучалась с отцом. Но вот однажды, во время сильного шторма, огромная волна смыла его в море, и он исчез. Но Пеппи была уверена, что в один прекрасный день её папа вернётся, она никак не могла себе представить, что он утонул. Она решила, что отец попал на остров, где живёт много-много негров, стал там королём и день- деньской расхаживает с золотой короной на голове.

—  Мой папа — негритянский король! Не всякая девочка может похвастаться таким удивительным папой, — частенько повторяла Пеппи с видимым удовольствием. — Когда папа построит лодку, он приедет за мной, и я стану негритянской принцессой. Гей-гоп! Вот будет здорово!

Этот старый дом, окружённый запущенным садом, отец купил много лет назад. Он собирался поселиться здесь с Пеппи, когда состарится и уже не сможет водить корабли. Но после того как папа исчез в море, Пеппи отправилась прямёхонько в свою виллу «Кури­ца», чтобы там дожидаться его возвращения. Вилла «Курица» — так назывался этот старый дом. В комна­тах стояла мебель, в кухне висела утварь — казалось, всё специально приготовили, чтобы Пеппи могла здесь поселиться. Однажды тихим летним вечером Пеппи простилась с матросами на папином корабле. Все они так любили Пеппи, и Пеппи так любила их всех, что расставаться было очень грустно.

—  Прощайте, ребята! — сказала Пеппи и поцелова­ла поочерёдно каждого в лоб. — Не бойтесь, я не пропаду!

Только две вещи взяла она с собой: маленькую обе­зьянку, которую звали господин Нильсон, — она

получила её в подарок от папы, — да большой чемодан, набитый золотыми монетами. Все матросы выстрои­лись на палубе и печально глядели вслед девочке, пока она не скрылась из виду. Но Пеппи шла твёрдым шагом и ни разу не оглянулась. На плече у неё восседал господин Нильсон, а в руке она несла чемодан.

—  Ушла одна... Странная девочка... Да разве её удержишь! — сказал матрос Фридольф, когда Пеппи исчезла за поворотом, и смахнул слезу.

Он был прав, Пеппи и в самом деле странная девоч­ка. Больше всего поражает её необычайная физическая сила, и нет на земле полицейского, который бы с ней справился. Она могла бы шутя поднять лошадь, если б захотела, — и знаете, она это часто проделывает. Ведь у Пеппи есть лошадь, которую она купила в тот самый день, когда поселилась в своей вилле. Пеппи всегда мечтала о лошади. Лошадь живёт у неё на террасе. А когда Пеппи хочется после обеда выпить там чашечку кофе, она, недолго думая, выносит лошадь в сад.

По соседству с виллой «Курица» стоит другой дом, тоже окружённый садом. В этом доме живут папа, мама и двое милых ребятишек — мальчик и девочка. Мальчика зовут Томми, а девочку — Анника. Это славные, хорошо воспитанные и послушные дети. Томми никогда ни у кого ничего не выпрашивает и без пререканий выполняет все мамины поручения. Анника не капризничает, когда не получает того, что хочет, и всегда выглядит такой нарядной в своих чистеньких накрахмаленных ситцевых платьицах. Томми и Анника дружно играли в своём саду, но всё- таки им не хватало детского общества, и они мечтали найти себе товарища для игр. В то время, когда Пеппи ещё плавала со своим отцом по морям и океанам, Томми и Анника иногда залезали на забор, отде­ляющий сад виллы «Курица» от их сада, и всякий раз говорили:

—  Как жаль, что никто не живёт в этом доме. Вот было бы здорово, если б здесь поселился кто-нибудь с детьми.

В тот ясный летний вечер, когда Пеппи впервые переступила порог своей виллы, Томми и Анники не было дома. Мама отправила их погостить недельку у бабушки. Поэтому они и понятия не имели о том, что кто-то поселился в соседнем доме. Они вернулись от ба­бушки вечером, а наутро стояли у своей калитки, гля­дели на улицу, ещё ничего не зная, и обсуждали, чем бы им заняться. И вот как раз в тот момент, когда им показалось, что они ничего забавного придумать не су­меют и день пройдёт нудно, как раз в этот момент открылась калитка соседнего дома и на улицу выбе­жала девочка. Это была самая удивительная девочка из всех, каких когда-либо видели Томми и Анника.

Пеппи Длинныйчулок отправлялась на утреннюю прогулку. Вот как она выглядела: волосы её цвета мор­ковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофе-

лину, да к тому же ещё в крапинку — от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у неё, вид­но, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один — коричневый, а другой — чёрный. А огромные чёрные туфли, казалось, вот-вот свалятся. Папа купил их ей в Южной Африке на вырост, и Пеппи ни за что не хотела носить другие.

А когда Томми и Анника увидели, что на плече у незнакомой девочки сидит обезьянка, они просто за­стыли от изумления. Маленькая мартышка была одета в синие брючки, жёлтую курточку и белую соломен­ную шляпу.

Пеппи пошла вдоль по улице, одной ногой ступая по тротуару, другой — по мостовой. Томми и Анника не спускали с неё глаз, но она исчезла за поворотом. Одна­ко скоро девочка вернулась, но теперь она уже шла задом наперёд. Причём шла она так только потому, что поленилась повернуться, когда надумала возвратиться домой. Поравнявшись с калиткой Томми и Анники, она остановилась. С минуту дети молча глядели друг на друга. Наконец, Томми сказал:

—  Почему ты пятишься как рак?

—  Почему я пячусь как рак? — переспросила Пеппи. — Мы как будто живём в свободной стране, верно? Разве каждый человек не может ходить так, как ему вздумается? И вообще, если хочешь знать, в Египте все так ходят, и никого это ни капельки не удивляет.

—  Откуда ты знаешь? — спросил Томми. — Ведь ты не была в Египте.

—  Как?! Я не была в Египте?! — возмутилась Пеппи. — Так вот, заруби себе на носу: я была в Египте и вообще я объездила весь свет и вдоволь насмотрелась всяких чудес. Я видела вещи и позабавней, чем люди, которые пятятся как раки. Интересно, что бы ты сказал, если б я прошлась по улице на руках, как ходят в Индии?

—   Будет врать-то! — сказал Томми.

Пеппи на минуту задумалась.

—   Верно, я вру, — сказала она печально.

—   Сплошное враньё! — подтвердила Анника, ре­шившись, наконец, тоже вставить словечко.

—   Ага, сплошное враньё, — согласилась Пеппи, становясь всё более грустной. — Но иногда я начинаю забывать, что было и чего не было. Да и как ты можешь требовать, чтобы маленькая девочка, у которой мама — ангел на небе, а папа — негритянский король на острове в океане, всегда говорила только правду. И к тому же, — добавила она, и вся её веснушчатая мордочка засияла, — во всём Бельгийском Конго не

найдётся человека, который сказал бы хоть одно правдивое слово. Целые дни напролёт там все врут. Врут с семи утра и до захода солнца. Так что если я вам когда-нибудь случайно совру, вы не должны на меня сердиться. Я ведь очень долго жила в этом самом Бельгийском Конго. А подружиться мы всё-таки можем! Верно?

—  Ещё бы! — воскликнул Томми и вдруг понял, что нынешний день уж никак нельзя будет назвать нудным.

—  Почему бы вам, например, не пойти сейчас ко мне позавтракать? — спросила Пеппи.

—  В самом деле, — подхватил Томми, — почему бы нам этого не сделать? Пошли!

—  Вот здорово! — завопила Анника. — Идёмте скорее! Идёмте!

—  Но прежде я должна познакомить вас с госпо­дином Нильсоном, — спохватилась Пеппи.

При этих словах маленькая обезьянка сняла с голо­вы шляпу и вежливо поклонилась.

Пеппи толкнула обветшалую калитку, и дети дви­нулись по усыпанной гравием дорожке прямо к дому. В саду росли огромные старые замшелые деревья, пря­мо созданные для того, чтобы на них лазить. Все трое поднялись на террасу. Там стояла лошадь. Опустив голову в суповую миску, она жевала овёс.

—  Слушай, а почему у тебя лошадь стоит на терра­се? — изумился Томми.

Все лошади, которых он когда-либо видел, жили в конюшнях.

—  Видишь ли, — задумчиво начала Пеппи, — на кухне она бы только путалась под ногами, а в гостиной ей было бы неудобно — там слишком много мебели.

Томми и Анника посмотрели на лошадь и вошли в дом. Кроме кухни, в доме были ещё две комнаты — спальня и гостиная. Но, судя по всему, Пеппи целую неделю и не вспомнила об уборке. Томми и Анника с опаской огляделись вокруг — не сидит ли в каком- нибудь углу негритянский король. Ведь они ни разу в

жизни не видели негритянского короля. Но дети не обнаружили никаких признаков ни папы, ни мамы.

—  Ты здесь живёшь совсем одна? — с испугом спросила Анника.

—  Конечно, нет! Мы живём втроём: господин Ниль­сон, лошадь и я.

—  И у тебя нет ни папы, ни мамы?

—  Ну да! — радостно воскликнула Пеппи.

—  А кто же тебе говорит по вечерам: «Пора ложиться спать»?

—  Сама себе говорю. Сперва я говорю себе очень ласковым голосом: «Пеппи, ложись спать». А если я не слушаюсь, то повторяю уже строго. Когда и это не помогает, мне от себя здорово влетает. Понятно?

Томми и Анника никак не могли этого понять, но потом подумали, что, может быть, это не так-то уж плохо.

Дети вошли в кухню, и Пеппи запела:

Скорей сковороду на печь!

Блины мы будем печь.

Мука, и соль, и масло есть,

Мы скоро будем есть!

Пеппи взяла из корзинки три яйца и, подбросив их над головой, разбила одно за другим. Первое яйцо вытекло ей прямо на голову и залепило глаза. Но зато два других ей удалось ловко поймать в кастрюльку.

—  Мне всегда говорили, что яйца очень полезны для волос, — сказала она, протирая глаза. — Вы сейчас увидите, как у меня быстро начнут расти волосы. Слышите, уже скрипят. Вот в Бразилии никто не вый­дет на улицу, не намазав густо голову яйцом. Помню, там был один старик, такой глупый, он съедал все яйца вместо того, чтобы выливать их себе на голову. И он так полысел, что, когда выходил из дому, в городе под­нимался настоящий переполох и приходилось вызы­вать полицейские машины с громкоговорителями, чтобы навести порядок...

Пеппи говорила и одновременно выбирала из кастрюльки попавшую туда яичную скорлупу. Затем

она сняла висевшую на гвозде щётку на длинной ручке и принялась взбивать ею тесто так усердно, что забрыз­гала все стены. То, что осталось в кастрюльке, она вы­лила на сковородку, которая давно стояла на огне. Блин тут же подрумянился с одной стороны, и она подбросила его на сковороде, да так ловко, что он, перевернувшись в воздухе, шлёпнулся обратно вниз неподжаренной стороной. Когда блин спёкся, Пеппи метнула его через всю кухню прямо на тарелку, стояв­шую на столе.

—  Ешьте! — крикнула она. — Ешьте скорей, пока он не остыл.

Томми и Анника не заставили себя упрашивать и нашли, что блин очень вкусный. Когда с едой было покончено, Пеппи пригласила своих новых друзей в гостиную. Кроме комода с огромным количест­вом маленьких ящиков, никакой другой мебели в гостиной не было. Пеппи принялась по очереди выдвигать ящики и показывать Томми и Аннике все сокровища, которые она хранила. Тут были ред­костные птичьи яйца, диковинные ракушки и разно­цветные морские камешки. Были и резные коробочки, изящные зеркальца в серебряной оправе, бусы и многие другие вещицы, которые Пеппи с отцом по­купали во время своих кругосветных путешествий. Пеппи тут же захотела подарить своим новым друзьям что-нибудь на память. Томми достался кинжал с перламутровой ручкой, а Анника получила шка­тулку, на крышке которой было вырезано много-много улиток. В шкатулке лежало колечко с зелёным камнем.

—  А теперь забирайте свои подарки и ступайте домой, — сказала вдруг Пеппи. — Ведь если вы отсюда не уйдёте, то завтра не сможете снова прийти ко мне. А это было бы очень жалко.

Томми и Анника были того же мнения и отпра­вились домой. Они прошли мимо лошади, которая уже съела весь овёс, и выбежали через калитку из сада. На прощанье господин Нильсон помахал им шляпой.

Как Пеппи идёт в школу

Конечно, и Томми и Анника ходили в школу. Каждое утро ровно в восемь они, взявшись за руки, с учебниками в сумках, отправлялись в путь.

Как раз в этот час Пеппи больше всего любила ездить верхом на лошади, или наряжать господина Нильсона, или делать зарядку, которая заключалась в том, что она сорок три раза подряд, не сгибаясь, под­скакивала на месте. Затем Пеппи устраивалась у ку­хонного стола и в полном покое выпивала большую чашку кофе и съедала несколько бутербродов с сыром.

Проходя мимо виллы «Курица», Томми и Анника с тоской глядели через ограду — уж очень им хотелось свернуть сюда и весь день проиграть со своей новой подружкой. Вот если бы Пеппи тоже ходила в школу, им было бы не так обидно тратить на ученье столько времени.

—До чего же весело бежать домой после школы, особенно если нам втроём, а, Пеппи? — сказал как-то Томми, смутно надеясь её соблазнить.

—Ив школу мы бы тоже ходили вместе, а? — умоляюще добавила Анника.

Чем больше ребята думали о том, что Пеппи не ходит в школу, тем печальнее становилось у них на душе. И в конце концов они решили во что бы то ни стало уговорить её ходить в школу вместе с ними.

—Ты даже представить себе не можешь, какая у нас замечательная учительница, — сказал однажды Томми, лукаво взглянув на Пеппи. Он и Анника прибежали к ней, наспех сделав уроки.

—Ты не знаешь, как интересно у нас в классе! — подхватила Анника. — Если бы меня не пускали в школу, я бы просто с ума сошла от горя.

Пеппи, сидя на низенькой скамеечке, мыла ноги в огромном тазу. Она ничего не сказала в ответ, только принялась так брызгаться, что расплескала почти всю воду.

—  Да и сидеть там надо недолго, только до двух часов, — снова начал Томми.

—  Понимаешь, только до двух, и оглянуться не успеешь, как звонок. А кроме того, бывают каникулы. Рождественские, пасхальные, летние... — в тон ему продолжала Анника.

Пеппи задумалась, но по-прежнему молчала. Вдруг она с решительным видом выплеснула остаток воды из таза прямо на пол, хотя там сидел господин Нильсон и играл зеркалом.

—  Это несправедливо, — строго сказала Пеппи, не обращая ни малейшего внимания ни на гнев господина Нильсона, ни на его мокрые штаны. — Это ужасно несправедливо, и я не стану с этим мириться!

—  Что несправедливо? — удивился Томми.

—  Через четыре месяца будет Рождество, и у вас начнутся рождественские каникулы. А у меня что начнётся? — В голосе Пеппи звучали слёзы. — У меня не будет никаких рождественских каникул, даже самых коротеньких, — продолжала она жалобно. —

Это надо изменить. Завтра же я отправляюсь в школу.

От радости Томми и Анника захлопали в ладоши.

—  Ура! Ура! Так мы тебя будем ждать завтра ровно в восемь у наших ворот.

—  Нет, — сказала Пеппи. — Это для меня слишком рано. А кроме того, я поеду в школу верхом.

Сказано — сделано. В десять часов Пеппи вынесла свою лошадь в сад и отправилась в путь. А через несколько минут все жители город­ка кинулись к окнам, с ужасом провожая взглядом маленькую девочку, которую понесла взбесив­шаяся лошадь. На самом же деле ничего ужасного не происходило. Просто Пеппи торопилась в школу. Она галопом влетела во двор, спрыгнула на землю и привязала лошадь к дереву. Подойдя к двери класса, она с таким грохотом распах­нула её, что все ребята от неожиданности подскочили на своих местах, и, помахав своей широкополой шляпой, что есть мочи крикнула:

—  Привет! Надеюсь, я не опоздала на таблицу уважения?

Томми и Анника предупредили учительницу, что в класс должна прийти новая девочка, которую зовут Пеппи Длинныйчулок. Учительница и без того уже слышала о Пеппи — в маленьком городке, где все про всех знают, о ней шло немало толков. А так как учи­тельница была милой и доброй, то она решила сделать всё, чтобы Пеппи в школе понравилось.

Не дожидаясь приглашения, Пеппи уселась за пус­тую парту. Но учительница не сделала ей никакого замечания. Наоборот, она сказала очень приветливо:

—  Добро пожаловать к нам в школу, милая Пеппи. Надеюсь, тебе у нас понравится и ты здесь многому научишься.

—  А я надеюсь, что у меня скоро будут рождест­венские каникулы, — ответила Пеппи. — Для этого я и пришла сюда. Справедливость прежде всего.

—  Скажи мне, пожалуйста, твоё полное имя. Я запишу тебя в список учеников.

—  Меня зовут Пеппилотта-Виктуалина-Рольгар- дина, дочь капитана Эфроима Длинныйчулок, прежде Грозы Морей, а теперь негритянского короля. Вообще- то говоря, Пеппи — это моё уменьшительное имя. Папа считал, что Пеппилотту произносить слишком долго.

—  Ясно, — сказала учительница. — Тогда мы тоже будем звать тебя Пеппи. А теперь давай поглядим, что ты знаешь. Ты уже большая девочка и, наверное, многое умеешь. Начнём с арифметики. Скажи, пожалуйста, Пеппи, сколько будет, если к семи прибавить пять.

Пеппи взглянула на учительницу с недоумением и недовольством.

—  Если ты, такая большая, сама это не знаешь, то неужели думаешь, что я стану считать за тебя? — ответила она учительнице.

У всех учеников глаза на лоб полезли от удивления. А учительница терпеливо объяснила, что так в школе не отвечают, что учительнице говорят «вы» и, обра­щаясь к ней, называют её «фрекен».

—  Простите, пожалуйста, — сказала Пеппи, сму­тившись. — Я этого не знала и больше так делать не буду.

—  Надеюсь, — сказала учительница. — Вот ты не хотела считать за меня, а я охотно сосчитаю за тебя: если к семи прибавить пять, получится двенадцать.

—  Подумать только! — воскликнула Пеппи. — Оказывается, ты сама можешь это сосчитать. Зачем же ты тогда у меня спрашивала?.. Ой, я опять сказала «ты» — простите, пожалуйста.

И в наказание Пеппи сама себя больно ущипнула за ухо.

Учительница решила не обращать на это никакого внимания и задала следующий вопрос:

—  Ладно, Пеппи, а теперь скажи, сколько будет восемь и четыре?

—  Думаю, шестьдесят семь, — ответила Пеппи.

—  Неверно, — сказала учитель­ница, — восемь и четыре будет двенадцать.

—  Ну, старушка, это уж слиш­ком! Ты же сама только что сказала, что пять и семь будет две­надцать. Какой-то порядок нужен и в школе! А если уж тебе так хочется заниматься всеми этими подсчё­тами, то стала бы в уголок да счи­тала себе на здоровье, а мы тем временем пошли бы во двор играть в салочки... Ой, я, кажется, снова говорю «ты»! Простите меня в по­следний раз. Я постараюсь вести себя лучше.

Учительница сказала, что готова и на этот раз простить Пеппи, но, видно, пока не стоит задавать ей вопросы по арифметике, лучше вызвать других детей.

—  Томми, реши, пожалуйста, такую задачу: у Ли- зи было семь яблок, а у Акселя — девять. Сколько яблок было у них вместе?

—  Да, сосчитай-ка это, Томми, — вмешалась вдруг Пеппи, — и, кроме того, скажи: почему у Акселя жи­вот болел больше, чем у Лизи, и в чьём саду они нарвали яблок?

Фрекен снова сделала вид, что ничего не слышала, и сказала, обращаясь к Аннике:

—  Ну, Анника, теперь ты сосчитай. Густав пошёл со своими товарищами на экскурсию. Ему дали с собой одну крону, а вернулся он с семью эре. Сколько денег потратил Густав?

—  А я хочу знать, — сказала Пеппи, — почему этот мальчишка так сорил деньгами? И что он купил на них: лимонаду или что-нибудь ещё? И хорошо ли он вымыл уши, когда собирался на экскурсию?

Учительница решила сегодня больше не заниматься арифметикой. Она подумала, что, быть может, чтение у Пеппи пойдёт лучше. Поэтому она вынула из шкафа картонку, на которой был нарисован ёжик. Под рисун­ком стояла большая буква «Ё».

—  Ну, Пеппи, сейчас я покажу тебе интересную вещь. Это Ё-ё-ёжик. А буква, которая изображена вот тут, называется «Ё».

—  Ну да? А я всегда думала, что Ё — это большая палочка с тремя маленькими поперёк и двумя муши­ными крапинками наверху. Скажите мне, пожалуй­ста, что общего имеет ёжик с мушиными крапинками?

Учительница не ответила на вопрос Пеппи, а выну­ла другую картонку, на которой была нарисована змея, и сказала, что буква под картинкой называется «3».

—  О! Когда говорят о змеях, я всегда вспоминаю, как я дралась с гигантской змеёй в Индии. Вы даже представить себе не можете, какая это была страшная змея: четырнадцать метров длиной и злая, как оса.

Каждый день она пожирала не меньше пяти взрослых индийцев, а на закуску лакомилась двумя маленькими детьми. И вот однажды она решила полакомиться мною. Она обвилась вокруг меня, но я не растерялась и изо всех сил стукнула её по голове. Бах! Тут она как зашипит: ф-ф-ф! А я её ещё раз — бац! И тогда она — ух! Да, да, вот точно так это было. Очень страшная история!..

Пеппи перевела дух, а учительница, которая к этому времени окончательно поняла, что Пеппи труд­ный ребёнок, предложила всему классу нарисовать что-нибудь. «Наверное, рисование увлечёт Пеппи и она хоть немного посидит спокойно», — подумала фрекен и раздала ребятам бумагу и цветные карандаши.

—  Вы можете рисовать всё, что хотите, — сказала она и, сев за свой столик, принялась проверять тет­ради. Через минуту она подняла глаза, чтобы посмот­реть, как дети рисуют, и обнаружила, что никто не ри­совал, а все смотрели на Пеппи, которая, лёжа ничком, рисовала прямо на полу.

—  Послушай, Пеппи, — с раздражением сказала учительница, — почему ты не рисуешь на бумаге?

—  Я её уже давно всю изрисовала. Но портрет моей лошади не уместился на этом крошечном листке. Сейчас я рисую как раз передние ноги, а когда дойду до хвоста, мне придётся выйти в коридор.

Учительница на минуту задумалась, но решила не сдаваться.

—  А теперь, дети, встаньте, и мы споём песню, — предложила она.

Все дети поднялись со своих мест, все, кроме Пеппи, которая продолжала лежать на полу.

—  Валяйте пойте, а я немного отдохну, — сказала она, — а то если я запою — стёкла полетят.

Но тут терпенье у учительницы лопнуло, и она сказала детям, чтобы они пошли погулять на школьный двор, — ей необходимо поговорить с Пеппи с глазу на глаз. Как только все дети вышли, Пеппи поднялась с пола и подошла к столику учительницы.

—  Знаешь что, фрекен, — сказала она, — я вот что думаю: мне было очень интересно прийти сюда и по­смотреть, чем вы тут занимаетесь. Но больше мне сюда ходить неохота. А с рождественскими каникулами пусть будет, как будет. В вашей школе для меня слиш­ком много яблок, ежей и змей. Прямо голова закружи­лась. Ты, фрекен, надеюсь, не будешь этим огорчена?

Но учительница сказала, что она очень огорчена, и больше всего тем, что Пеппи не хочет вести себя как следует.

—  Любую девочку выгонят из школы, если она будет вести себя так, как ты, Пеппи.

—  Как, разве я себя плохо вела? — с удивлением спросила Пеппи. — Честное слово, я этого и не замети­ла, — печально добавила она.

Её нельзя было не пожалеть, потому что так искрен­не огорчаться, как она, не умела ни одна девочка в мире.

С минуту Пеппи молчала, а потом сказала запинаясь:

—  Понимаешь, фрекен, когда мама у тебя ангел, а папа — негритянский король, а сама ты всю жизнь проплавала по морям, то не знаешь, как надо вести себя в школе среди всех этих яблок, ежей и змей.

Фрекен сказала Пеппи, что она это понимает, боль­ше не сердится на неё и Пеппи сможет снова прийти в школу, когда немножко подрастёт. Тут Пеппи засияла от счастья и сказала:

—  Ты, фрекен, удивительно милая. И вот тебе, фрекен, от меня подарок на память.

Пеппи вынула из кармана маленький изящный золотой колокольчик и положила его на столик перед учительницей. Учительница сказала, что не может принять от неё такой дорогой подарок.

—  Нет, прошу тебя, фрекен, ты должна принять мой подарок! — воскликнула Пеппи. — А то я завтра опять приду в школу, а это никому не доставит удовольствия.

Тут Пеппи выбежала на школьный двор и вскочила на свою лошадь. Все дети окружили Пеппи, каждому

хотелось погладить лошадь и посмотреть, как Пеппи выедет со двора.

—  Помню, я в Аргентине ходила в школу, вот это была школа! — сказала Пеппи и поглядела на ребят. — Эх, вам бы туда попасть! После рождественских каникул там через три дня начинаются пасхальные. А когда кончаются пасхальные, то ещё через три дня начинаются летние. Кончаются летние каникулы пер­вого ноября, и тут-то, правда, ребятам приходится здо­рово поработать, потому что рождественские каникулы начинаются только одиннадцатого. Но в конце концов с этим можно смириться, потому что в Аргентине не задают уроков. Правда, иногда случается, что какой- нибудь аргентинский мальчик залезает в шкаф, чтобы никто его не видел, и тайком немножко поучит уроки. Но ему здорово влетает от мамы, если она это замечает. Арифметику там вообще не проходят, и если какой- нибудь мальчишка случайно знает, сколько будет пять и семь, да ещё сдуру проговорится об этом учительнице, то она поставит его на весь день в угол. Чтением там занимаются только в свободные дни, и то, если най­дутся книги для чтения, но книг там нет ни у кого...

—  Что же они тогда делают в школе? — с изумле­нием спросил маленький мальчик.

—  Едят конфеты, — ответила Пеппи. — Вблизи школы находится конфетная фабрика. Так вот, от неё прямо в класс провели специальную трубу, и поэтому у детей нет ни минуты свободного времени — только успевай жевать.

—  А что же делает учительница? — спросила ма­ленькая девочка.

—  Глупышка! — сказала Пеппи. — Неужто сама не догадалась: учительница подбирает конфетные бу­мажки и делает фантики. Уж не думаешь ли ты, что там фантиками занимаются сами ребята? Нет уж, дудки! Ребята там даже сами в школу не ходят, а посылают младших братишек и сестрёнок... Ну, при­вет! — радостно крикнула Пеппи и помахала своей большой шляпой. — А вам, беднягам, самим придётся

сосчитать, сколько яблок было у Акселя. Меня вы здесь не скоро увидите.

Пеппи с шумом выехала за ворота. Лошадь скакала так быстро, что камни летели у неё из-под копыт, а оконные стёкла дребезжали.

Перевод со шведского А. Лунгиной

Думаем над прочитанным

1. Расскажите о своих впечатлениях о прочитанном.

2. Понравилась ли вам Пеппи? Почему? Объясните свой ответ.

3. Почему Пеппи называют странным ребёнком? А вы согласны с таким мнением? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Используя данные в тексте описания, словесно нарисуйте Пеппи.

5. Близко к тексту перескажите о пребывании главной героини в школе.

6. Представьте себе, что Пеппи посетила вашу школу и побывала на уроке литературы. Как бы вы ей объяснили, почему необходимо ходить в школу? Напишите об этом в сочинении-миниатюре на тему: «Пеппи в гостях на уроке литературы в моей школе».

7. В небольших группах подготовьтесь к презентации в классе рекламных роликов по сказке Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок».

8. Какие ещё истории о Пеппи вам известны? Расскажите о них.

Обобщим изученное

1. Расскажите об Астрид Линдгрен.

2. Объясните, как вы понимаете слова писательницы: «Нужно, чтобы дети узнавали в книгах самих себя, чтобы книга была для них продолжением жизни». Согласны ли вы с таким утверж­дением? Аргументируйте свой ответ. Узнали ли вы себя в прочитанной сказке?

3. Подумайте, почему Астрид Линдгрен называли «современным Андерсеном». Что, на ваш взгляд, объединяет этих сказочников?

4. Перечитайте эпиграф к статье о шведской писательнице. Объясните, как вы его понимаете. Расскажите, приходилось ли вам творить чудеса, читая книги Астрид Линдгрен.

5. Сравните сказку «Пеппи Длинныйчулок» с известными вам одноименными мультипликационными и киноверсиями этого произведения.

6. Подготовьтесь к инсценизации в классе эпизодов сказки о Пеппи.

7. В классе проведите конкурс на лучшего иллюстратора произведений Астрид Линдгрен.

8. Подумайте, в чём секрет популярности сказки Астрид Линд­грен о Пеппи. Аргументируйте свой ответ.

9. Разгадайте, что зашифровано в этой головоломке.

 

Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян

 

Автор: admin от 16-01-2014, 19:26, Переглядів: 7620