Народна Освіта » Світова література » Евгений Иванович Носов - Белый гусь читать онлайн, критика

НАРОДНА ОСВІТА

Евгений Иванович Носов - Белый гусь читать онлайн, критика

Евгений Иванович Носов

(1925-2002)

Художник, живописец, он и в писании рас­сказов... остаётся художником, живо­писцем.

Михаил Колосов

Большая часть событий в жизни Евгения Ивановича Носова относится к прошлому веку: учёба в школе, тревожные дороги Великой Отечественной войны, которые он прошел солдатом- артиллеристом, тяжёлое ранение; затем работа художником-оформителем, учёба в Москве на Высших литературных курсах, любимый писательский труд.

Родился Евгений Иванович в трудовой деревенской семье и с детства полюбил природу речных заводей, лугов, полей и дубрав... Всё своё время он проводил в лесу, на реке, собирал грибы и ягоды, рыбачил. Будущий писатель учился видеть и слышать природу, интересовался названиями деревьев и трав, повадками зверей и птиц, тайнами рыбной ловли А со временем он уже умел увиденное и услышанное мастерски изобразить на холсте, увлекательно о нём рассказать. Так появились на свет его произведения, которые с неослабеваю­щим интересом читают взрослые и дети.

То, что увидел писатель однажды во время рыбалки, подсказало ему сюжет одного из лучших рассказов. Название этого рассказа зашифровано в ребусе.

1.Расскажите, что вам известно о жизни Евгения Ивановича

Носова.

2.Какие увлечения будущего писателя помогли ему в творческой работе?

Белый гусь

(читати онлайн)

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала1. Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, ка­ким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

1Адмирал — воинское звание высшего командира военно-морского флота.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснеж­ному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого пёрышка.

Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним при­пустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.

Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо неё прямо к шее был прикреплён огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду1.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники.

Одним словом, Белый гусь был самой важной пти­цей на всей кулиге2. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматри­вались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокалённые солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его.

Но самое главное — то, что плёс3, на котором я устроил приваду4, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плёса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем5 ведёт всю свою гусиную армаду6 прямо на удочки да ещё задержится и

'Кокарда — металлический значок на форменной фуражке.

гКулйга — лесная поляна, расчищенная для земледелия.

'Плёс — свободный от водорослей, со спокойным течением, относительно глубокий участок реки.

4Привада — прикормка для приманки зверей, птиц, рыбы.

5Кильватерным строем — плыть (идти, ехать) в одну линию и в одном направлении.

ьАрмада — большое объединение военных кораблей, само­лётов или танков.

долбанёт подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. А нет — устраивает драку с соседней стаей, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклёвках и думать нечего.

Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы1 с рыбой. Делал это не воровски, а всё с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что всё в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он при­надлежит деревенскому мальчишке Стёпке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Стёпкина мать сварит из него щи со свежей капустой.

Этой весной, как только пообдуло просёлки, я со­брал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Стёпке, чтобы добыл червей и принёс ко мне на приваду.

Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбо­вался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают пе­рья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара.

Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угро­жающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом. А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил.

—   Кыш, проклятый!

Это кричал Стёпка. Он бежал с банкой червей по тропинке.

—   Кыш, кыш!

1Кукан - тонкая верёвка, на которую нанизывают пойман­ную рыбу.

к-

Стёпка схватил гуся за шею и поволок. Гусь упирал­ся, хлёстко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку.

—  Вот собака! — сказал Стёпка, оттащив гуся по­дальше.— Никому прохода не даёт. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают жёлтые головки из травы.

—  А мать-то их где?— спросил я Стёпку.

—  Сироты они...

—  Это как же?

—  Гусыню машина переехала.

Стёпка разыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо было собираться в школу.

Пока я устраивался на приваде, Белый гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом отку­да-то прибежал пёстро-рыжий бычок с обрывком верёвки на шее. Гусь набросился на него.

Телёнок взбрыкивал задом, пускался наутёк. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок верёвки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом, опомнившись и ещё пуще разозлившись, долго гнался за телёнком, выщипывая из ляжек клочья рыжей шерсти. Иногда бычок пробовал занять оборону. Он, широко расставляя передние копытца и пуча на гуся фиолетовые глаза, неумело и не очень уверенно мотал перед гусем лопоухой мордой. Но как только гусь под­нимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал и пускался наутёк. Под конец телёнок забился в непролазный лозняк и тоскливо замычал.

«То-то!..» — загоготал на весь выпас Белый гусь, победно подёргивая куцым хвостом.

Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, уст­рашающее шипение и хлопанье крыльев, и Стёпкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пища­ли, то и дело теряя из виду своего буйного папашу.

—   Совсем замотал гусят, дурная твоя башка! — пробовал стыдить я Белого гуся.

—   Эге! Эге! — неслось в ответ, и в реке подпры­гивали мальки.— Эге! (Мол, как бы не так!)

—   У нас тебя за такие штучки враз бы в милицию.

—   Га-га-га-га!— издевался надо мной гусь.

—Легкомысленная ты птица! А ещё папаша! Нече­го сказать, воспитываешь поколение...

Переругиваясь с гусем и поправляя размытую поло­водьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наполз­ла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверк­нула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унёс вверх.

Гуси перестали щипать траву, подняли головы.

Первые капли дождя полоснули по лопухам кув­шинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

Я едва успел набросить на себя плащ, как туча про­рвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спря­тались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы. Вдруг по козырьку кепки что-то жёстко стукнуло, тонким звоном отозвались велоси­педные спицы, и к моим ногам скатилась белая горо­шина.

Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града. Исчезла деревня, пропал из виду недалёкий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просеченные лопухи кувшинок. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и всё поглядывал на тучу, осто­рожно склонял голову набок. Под его широко раски­нутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Каза­лось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыги­

вали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горо­шины.

Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачёркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спи­нам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом,

мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и жёлтый «одуванчик», иссеченный гра­дом, поникал в траву.

А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мел­кой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые ещё успели добежать. Я с головой закутался в плащ. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величи­ной с четвертинку пиленого сахара. Плащ плохо спа­сал, и куски льда больно секли меня по спине.

По тропинке с дробным топотом промчался телёнок, стегнув по сапогам обрывком мокрой верёвки. В десяти шагах он уже скрылся из виду за серой завесой града.

Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и всё натужнее звякали спицы моего велосипеда.

Туча умчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и поко­сы запустило лучи проглянувшее солнце. Я сдёрнул плащ.

Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошёл ближе. То был Белый гусь.

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбега­ла струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали на­ружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве,

подбирая уцелевшие градины. Один гусёнок, с тёмной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

Думаем над прочитанным

1.   Какие чувства вызвало у вас прочитанное?

2.   Проследите, как создаётся автором образ Белого гуся:

а)   близко к тексту перескажите начало рассказа. Какой художест­венный приём и с какой целью использует автор в первых абзацах?;

б)   опираясь на текст, оцените поведение Белого гуся до грозы;

в)   расскажите, как вёл себя Белый гусь во время грозы;

г)   выразительно прочитайте описание Белого гуся после грозы;

д)сравнитеописание Белого гуся до грозы, во время грозы и после неё. Какие художественные средства использовал автор? Приведите примеры.

3.   Прочитайте вслух описание начала и конца грозы. Какие худо­жественные средства помогают автору воссоздать картину природы?

4.   Определите роль фольклорных элементов при создании образа гуся.

5.   Прочитайте зашифрованное предложение из текста. Объясни­те его смысл и значение.

Родной город Евгения Носова — Курск расположен на реке Сейме. Он течёт в широкой долине, знаменит песчаными пля­жами, зелёными лугами, на одном из которых и произошли события, описанные в рассказе «Белый гусь». Сейм течёт и по территории Украины — это левый приток Десны.

Из секретов литературоведения

Пейзаж в литературном произведении

«...Тяжело махая крыльями, летели гуси... Они то резко тем­нели, когда пролетали под влажно-белым весенним облаком, то вдруг сами ослепительно белели чистым, обдутым ветрами пером, когда окунались в солнечные лучи, в голубое бездонное разводье между облаками». Когда мы читаем начало рассказа Евгения Носова «Где просыпается солнце», в нашем вооб­ражении появляется картина, все краски которой (влажно­белое облако, ослепительно-белые перья, голубое разводье), увиденные в природе, писатель умело запечатлел.

Описание картин природы в художественном произ­ведении называется пейзажем.

Пейзаж (франц. paysage от pays — страна, мест­ность) имеет немалое значение для понимания литера­турного текста. Описывая место и время происходящих событий, пейзаж, кроме того, выступает как дополни­тельное средство изображения героев, их характеров и поступков.

В литературных произведениях состояние природы часто сравнивается с душевным состоянием, настроением персона­жей — как по сходству, так и по контрасту1.

1Контраст — резко очерченная противоположность.


 

1.Объясните, что такое пейзаж в литературном произведении.

2.  В прочитанных вами произведениях найдите примеры опи­сания пейзажа. Как они помогают понять характер происходя­щего, отношение автора к изображаемым людям и событиям?


 

Развиваем речь

Обучение письменному отзыву о самостоятельно про­читанном художественном произведении

Приступая к написанию отзыва о прочитанной книге, важно продумать цель вашей творческой работы (поделиться впечат­лениями о прочитанном, разрешить проблемный вопрос, кото­рый возник у вас во время чтения или, может быть, поспорить с общепринятой оценкой произведения).

Определив цель и задачи отзыва о книге, обратите внима­ние на адресата работы (того, к кому вы хотите обратиться). Это могут быть и сам автор произведения, ваши друзья, родители и, возможно, будущие читатели этой книги.

Во вступлении изложите общую оценку прочитанного, свои впечатления.

В основной части подробно остановитесь на обосновании вашей позиции. Приводите конкретные примеры и доводы, подтверждающие вашу мысль.

В заключении сделайте вывод о самостоятельно прочитан­ной вами книге.

Обобщим изученное

1.  Сформулируйте главную мысль рассказа «Белый гусь».

2.  Перескажите эпизоды рассказа, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Объясните свой выбор.

3.  Охарактеризуйте Белого гуся как главного героя рассказа.

4.  Определите авторское отношение к событиям и героям, опи­санным в тексте.

5.  Объясните роль пейзажных зарисовок в рассказе.

6.  Внимательно перечитайте эпиграф к этому разделу. Согласны ли вы с мыслью Михаила Колосова? Обоснуйте свой ответ.

 

Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян

 

Автор: admin от 16-01-2014, 19:06, Переглядів: 24468