Народна Освіта » Світова література » Фёдор Иванович Тютчев - Чародейкою зимою, Весенние воды читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Фёдор Иванович Тютчев - Чародейкою зимою, Весенние воды читать онлайн

Фёдор Иванович Тютчев

(1803-1873)

Волшебный мир поэзии... Он открывает перед нами чарую­щую красоту слова, его богатство, многогранность и магичес­кую силу. Поэзию называют голосом сердца, зеркалом души. Она всегда с нами: и в минуты отдыха, и в тяжёлое время жизненных испытаний, и в радости, и в горе. Человек по самой природе своей не может жить без поэзии, без общения с миром прекрасного.

В поэтических строках можно рассказать о многом: о силе дружбы и любви, о верности отчизне, о законах бытия... Одной из самых любимых тем для поэтов во все времена была и остаётся тема природы. К ней обращались многие мастера художественного слова, упорно работая над каждой строчкой, над каждым словом, чтобы оно стало тем ключом, который открывает сердца.

В этом учебном году вы познакомитесь с удивительными творениями русских поэтов, посвящёнными теме природы.

Стихотворения Фёдора Тютчева принад лежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии...

...Главное достоинство стихотворений Тютчева заключается в живом, грациоз­ном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её...

Николай Некрасов

Детство русского поэта Фёдора Тютчева прошло в деревне Овстуг Орловской губернии (сейчас это Брянская область). Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, которым руково­дил известный поэт и переводчик Сергей Раич. С детских лет Тютчев полюбил литературу, особенно увлекался поэзией. В десять лет и сам начал писать стихи, а уже в 14-летнем возрасте стал сотрудником «Общества любителей российской словесности». Его стихи впервые были опубликованы в пуш­кинском «Современнике», великий поэт принял их «с изумле­нием и восторгом» и причислил Тютчева к «русским перво­степенным поэтическим талантам».

Поэтическое наследие Тютчева сравнительно невелико — около четырёхсот стихотворений, но его роль в русской поэзии очень важна. Читателям он широко известен прежде всего как вдохновенный певец русской природы.

Чародейкою зимою

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой, —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

 

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Думаем над прочитанным

1. Какие мысли и чувства пробуждает стихотворение «Чародей­кою Зимою»?

2. Найдите в стихотворении слова и выражения, которые, по вашему мнению, лучше всего передают красоту зимнего леса.

3. Какие рисунки вы нарисовали бы к этому стихотворению? Какие краски преобладали бы на ваших рисунках?

4. Какое название для этого стихотворения вы могли бы пред­ложить?

5. Выразительно прочитайте стихотворение Фёдора Тютчева «Весенние воды». Сравните ваши собственные ощущения от первых признаков весны с настроением поэта.

6. Найдите в стихотворении примеры одушевления природы. Прочитайте эти строки вслух.

7. Найдите в первой строфе стихотворения «Весенние воды» примеры звукописи. Что передают эти звуки?

Звукопись — в поэзии употребление одинаковых или похожих звуков, которые по своему звучанию напо­минают изображаемое явление и тем самым помогают создать нужный образ.

8. Расскажите, как вы поняли третью строфу стихотворения.

9. Послушайте романс Сергея Рахманинова «Весенние воды». Удалось ли композитору передать в музыке настроение стихотворения?

10.Рассмотрите репродукцию с картины И. Левитана «Большая вода» (с. 188). Что вы на ней видите? Каким настроением она проникнута?

11.Опишите весенние воды. Подберите определения, которые точно передавали бы их цвет. Расскажите о небе на картине, его цвете, форме облаков.

 

Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян

 

Автор: admin от 13-01-2014, 06:38, Переглядів: 2131