Народна Освіта » Світова література » Михаил Юрьевич Лермонтов - Бородино читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Михаил Юрьевич Лермонтов - Бородино читать онлайн

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814-1841)

Настоящее открытие лермонтовского мира приходит тогда, когда оно подготов­лено знанием его поэзии, воодушевлено любовью и интересом к его творчеству ещё в школьные годы.

Сергей Наровчатов

Яркой и трагической была судьба великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он прожил неполных 27 лет, но эта короткая жизнь была подобна ослепительной вспышке молнии на поэтическом небе России.

Родился Лермонтов в Москве. Вскоре после его рождения семья переехала в имение Тарханы в Пензенской губернии, которое принадлежало бабушке будущего поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой.

Маленькому Мише исполнилось всего три года, когда умерла его мать. И вот тогда бабушка, очень сильно любившая внука, но враждовавшая с его отцом, поставила условие: она оставляет всё своё состояние внуку, но отец никогда не будет вмешиваться в его воспитание. Отцу — бедному дворянину — пришлось принять эти условия.

Распри отца и богатой властной бабушки жестоко ранили чуткую душу ребёнка. Вообще всё его детство было наполнено противоречиями. Он ощущал сильную любовь бабушки, прини­мал её ласки и заботу и тут же видел, как по её приказу нака­зывают крепостных крестьян в усадьбе, что заставляло его по- детски ужасаться и вскрикивать: «Бабинька! Это что же та­кое — бить людей! Я запрещаю!».

В 14 лет Михаил Лермонтов поступил в Благородный пан­сион при Московском университете, а через два года стал его студентом. Он получил очень хорошее образование: знал не­сколько иностранных языков, увлекался историей, хорошо рисовал. Именно в пансионе Михаил начал писать.

Творческое наследие Лермонтова велико и разнообразно: это и стихи, и поэмы, и проза.

Поэт горячо любил свою родину, Москву, где прошли годы его юности. Он любил простой русский народ, сильный и отважный, смело выступал против царя и вельмож, за что был сослан на Кавказ, где тогда шла война. Ему и самому пришлось участвовать в сражениях, в которых он показал себя храбрым воином.

Лермонтова всегда интересовала история его отечества. В 1837 году в России широко отмечалась 25-я годовщина Отече­ственной войны 1812 года. И поэт откликнулся на это событие стихотворением «Бородино», ставшим теперь знаменитым. Именно это стихотворение было первым напечатанным произ­ведением Лермонтова по воле автора и с его ведома.

Главное в стихотворении — не изображение хода битвы, а раскрытие чувств и переживаний простых солдат. Поэтому и рассказ о героических подвигах доверен старому солдату — простому человеку. Он очень мало говорит о себе, в стихо­творении чаще звучит мы, чем я, поскольку сам рассказчик — это частица русского народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть войны.

И ещё одна мысль пронизывает «Бородино». Автор упрекает своих современников в том, что они дремлют в без­действии, недостойны славы своих отцов и героического прошлого.

Историческая справка

Отечественная война 1812 года — война между Францией, которой правил в это время император Наполеон Бонапарт, и Россией.

Войну Наполеон начал без объявления 24 июня 1812 года. Решающим в ней стало Бородинское сражение, которое прои­зошло 26 августа (7 сентября) 1812 года в районе села Бородина в 110 км от Москвы.

Русской армией командовал великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. Он решился на это сражение, чтобы ослабить французскую армию и остановить её продви­жение к Москве. Французы яростно атаковали, но разгромить армию Кутузова не Смогли. Русская армия нанесла противнику в этой битве невосполнимые потери, чем и была достигнута основная цель — ослабить войска Наполеона.

Бородино

(читать онлайн)

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

 

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

 

Мы долго полча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

 

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушке на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

 

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

 

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

 

Прилег я вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

 

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

 

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

 

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

 

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

 

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

 

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

 

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

 

Думаем над прочитанным

1.Каким событиям посвящено стихотворение «Бородино»? Каки­ми чувствами оно пронизано?

2.Почему Лермонтов назвал участников Бородинской битвы бо­гатырями?

3.Что испытывали солдаты, когда они «долго молча отступали»?

4.Как изменилось настроение солдат, когда они «нашли большое поле»?

5.В «Бородино» звучит клятва верности родной земле. Найдите и выразительно прочитайте эти строки.

6.Прочитайте строки, в которых описывается сражение. Какие слова и словосочетания помогают вам «услышать бой», почув­ствовать весь ужас и напряжение битвы?

7.В стихотворении часто разговорная лексика смешивается с торжественной. Сравните предложения: «Постой-ка, брат мусью» и «И вот на поле грозной сечи ночная пала тень». Чем они отличаются и о чём говорит это отличие?

8.  Какова роль рассказчика в стихотворении? Каким вы себе его представляете?

9.Выучите стихотворение наизусть.

10.Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Найдите в тексте слова, которые можно подписать под этими иллюстрациями.

Учимся выразительно читать

Понятие о ритмической паузе

Вы уже знаете: чтобы выразительно прочитать любой текст, нужно понять его смысл, определить его основную мысль.

Чтение стихотворных произведений имеет и другие важные особенности.

Вспомним!

Стихотворение — написанное стихами литературное произведение, как правило, небольшого размера.

Стихотворные строки ритмично следуют одна за другой. Это происходит благодаря ритмическим паузам в конце каждой строки. Они подчёркивают ритм стихотворной речи, её музыкальность.

Соблюдение ритмических пауз поможет вам выразительно прочитать стихотворение, донести до слушателей красоту поэтического слова.

1.  В чём особенность выразительного чтения стихотворений?

2.  Что такое ритмическая пауза? Какова роль этих пауз при чтении?

3.Выразительно прочитайте стихотворение М. Лермонтова «Бородино», с помощью ритмических пауз подчёркивая ритм.

Из секретов литературоведения

Понятие о теме художественного произведения

В каждом литературном произведении — стихотворении, поэме, сказке, рассказе, повести — изображаются какие-то события или явления. Например, в стихотворении М. Лер­монтова «Бородино» идёт речь о решающем сражении, в котором определился исход войны с Наполеоном; в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» описаны приключения

храброго витязя, спешащего на помощь Людмиле, ока­завшейся в плену у злого волшебника.

То, о чём рассказывается в произведении, круг собы­тий или явлений, описанных в нём, называется темой художественного произведения.

1.Что называется темой художественного произведения?

2.Определите тему стихотворения М. Лермонтова «Бородино».

Из секретов литературоведения

Понятие о сравнении

Писатель всегда заботится о выразительности, яркости своего языка, о том, чтобы описываемое им читатель как бы увидел наяву. Этому способствуют сравнения.

Сравнения — образные выражения, построенные на сопоставлении предметов или явлений, имеющих общие признаки.

В сравнении непременно называются два предмета или явления — то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнения чаще всего начинаются со слов как, как будто, как бы, точно, словно, подобно. Например, в стихотворениях Андрея Вознесенского читаем:

Мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир.

Или:

По гаснущим рельсам бежит паровозик,

Как будто сдвигает застёжку на «молнии».

Распространены сравнения, образуемые с помощью тво­рительного падежа:

Намокшая воробушком Сиреневая ветвь.

Борис Пастернак

Как видим, сравнение помогает увидеть что-то новое, иног­да неожиданное, незамеченное ранее, в знакомых предметах или явлениях, а незнакомые — ярче себе представить. Срав­нения широко используются и в поэзии, и в прозе, но именно в поэзии они играют особенно важную роль.

Благодаря образным сравнениям поэт достигает предель­ной выразительности стихотворной речи. Вот, например, как, пользуясь сравнениями, замечательно сказал о поэзии М. Лермонтов в стихотворении «Поэт»:

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой1,

Во дни торжеств и бед народных.

1.Расскажите, что такое сравнение.

2.Найдите сравнения в стихотворении М. Лермонтова «Бороди­но», выпишите их в тетрадь.

 

Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян

 

Автор: admin от 12-01-2014, 13:37, Переглядів: 3671