Михаил Юрьевич Лермонтов - Бородино читать онлайн
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814-1841)
Настоящее открытие лермонтовского мира приходит тогда, когда оно подготовлено знанием его поэзии, воодушевлено любовью и интересом к его творчеству ещё в школьные годы.
Сергей Наровчатов
Яркой и трагической была судьба великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он прожил неполных 27 лет, но эта короткая жизнь была подобна ослепительной вспышке молнии на поэтическом небе России.
Родился Лермонтов в Москве. Вскоре после его рождения семья переехала в имение Тарханы в Пензенской губернии, которое принадлежало бабушке будущего поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой.
Маленькому Мише исполнилось всего три года, когда умерла его мать. И вот тогда бабушка, очень сильно любившая внука, но враждовавшая с его отцом, поставила условие: она оставляет всё своё состояние внуку, но отец никогда не будет вмешиваться в его воспитание. Отцу — бедному дворянину — пришлось принять эти условия.
Распри отца и богатой властной бабушки жестоко ранили чуткую душу ребёнка. Вообще всё его детство было наполнено противоречиями. Он ощущал сильную любовь бабушки, принимал её ласки и заботу и тут же видел, как по её приказу наказывают крепостных крестьян в усадьбе, что заставляло его по- детски ужасаться и вскрикивать: «Бабинька! Это что же такое — бить людей! Я запрещаю!».
В 14 лет Михаил Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете, а через два года стал его студентом. Он получил очень хорошее образование: знал несколько иностранных языков, увлекался историей, хорошо рисовал. Именно в пансионе Михаил начал писать.
Творческое наследие Лермонтова велико и разнообразно: это и стихи, и поэмы, и проза.
Поэт горячо любил свою родину, Москву, где прошли годы его юности. Он любил простой русский народ, сильный и отважный, смело выступал против царя и вельмож, за что был сослан на Кавказ, где тогда шла война. Ему и самому пришлось участвовать в сражениях, в которых он показал себя храбрым воином.
Лермонтова всегда интересовала история его отечества. В 1837 году в России широко отмечалась 25-я годовщина Отечественной войны 1812 года. И поэт откликнулся на это событие стихотворением «Бородино», ставшим теперь знаменитым. Именно это стихотворение было первым напечатанным произведением Лермонтова по воле автора и с его ведома.
Главное в стихотворении — не изображение хода битвы, а раскрытие чувств и переживаний простых солдат. Поэтому и рассказ о героических подвигах доверен старому солдату — простому человеку. Он очень мало говорит о себе, в стихотворении чаще звучит мы, чем я, поскольку сам рассказчик — это частица русского народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть войны.
И ещё одна мысль пронизывает «Бородино». Автор упрекает своих современников в том, что они дремлют в бездействии, недостойны славы своих отцов и героического прошлого.
Историческая справка
Отечественная война 1812 года — война между Францией, которой правил в это время император Наполеон Бонапарт, и Россией.
Войну Наполеон начал без объявления 24 июня 1812 года. Решающим в ней стало Бородинское сражение, которое произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года в районе села Бородина в 110 км от Москвы.
Русской армией командовал великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. Он решился на это сражение, чтобы ослабить французскую армию и остановить её продвижение к Москве. Французы яростно атаковали, но разгромить армию Кутузова не Смогли. Русская армия нанесла противнику в этой битве невосполнимые потери, чем и была достигнута основная цель — ослабить войска Наполеона.
Бородино
(читать онлайн)
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго полча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег я вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Думаем над прочитанным
1.Каким событиям посвящено стихотворение «Бородино»? Какими чувствами оно пронизано?
2.Почему Лермонтов назвал участников Бородинской битвы богатырями?
3.Что испытывали солдаты, когда они «долго молча отступали»?
4.Как изменилось настроение солдат, когда они «нашли большое поле»?
5.В «Бородино» звучит клятва верности родной земле. Найдите и выразительно прочитайте эти строки.
6.Прочитайте строки, в которых описывается сражение. Какие слова и словосочетания помогают вам «услышать бой», почувствовать весь ужас и напряжение битвы?
7.В стихотворении часто разговорная лексика смешивается с торжественной. Сравните предложения: «Постой-ка, брат мусью» и «И вот на поле грозной сечи ночная пала тень». Чем они отличаются и о чём говорит это отличие?
8. Какова роль рассказчика в стихотворении? Каким вы себе его представляете?
9.Выучите стихотворение наизусть.
10.Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Найдите в тексте слова, которые можно подписать под этими иллюстрациями.
Учимся выразительно читать
Понятие о ритмической паузе
Вы уже знаете: чтобы выразительно прочитать любой текст, нужно понять его смысл, определить его основную мысль.
Чтение стихотворных произведений имеет и другие важные особенности.
Вспомним!
Стихотворение — написанное стихами литературное произведение, как правило, небольшого размера.
Стихотворные строки ритмично следуют одна за другой. Это происходит благодаря ритмическим паузам в конце каждой строки. Они подчёркивают ритм стихотворной речи, её музыкальность.
Соблюдение ритмических пауз поможет вам выразительно прочитать стихотворение, донести до слушателей красоту поэтического слова.
1. В чём особенность выразительного чтения стихотворений?
2. Что такое ритмическая пауза? Какова роль этих пауз при чтении?
3.Выразительно прочитайте стихотворение М. Лермонтова «Бородино», с помощью ритмических пауз подчёркивая ритм.
Из секретов литературоведения
Понятие о теме художественного произведения
В каждом литературном произведении — стихотворении, поэме, сказке, рассказе, повести — изображаются какие-то события или явления. Например, в стихотворении М. Лермонтова «Бородино» идёт речь о решающем сражении, в котором определился исход войны с Наполеоном; в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» описаны приключения
храброго витязя, спешащего на помощь Людмиле, оказавшейся в плену у злого волшебника.
То, о чём рассказывается в произведении, круг событий или явлений, описанных в нём, называется темой художественного произведения.
1.Что называется темой художественного произведения?
2.Определите тему стихотворения М. Лермонтова «Бородино».
Из секретов литературоведения
Понятие о сравнении
Писатель всегда заботится о выразительности, яркости своего языка, о том, чтобы описываемое им читатель как бы увидел наяву. Этому способствуют сравнения.
Сравнения — образные выражения, построенные на сопоставлении предметов или явлений, имеющих общие признаки.
В сравнении непременно называются два предмета или явления — то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнения чаще всего начинаются со слов как, как будто, как бы, точно, словно, подобно. Например, в стихотворениях Андрея Вознесенского читаем:
Мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир.
Или:
По гаснущим рельсам бежит паровозик,
Как будто сдвигает застёжку на «молнии».
Распространены сравнения, образуемые с помощью творительного падежа:
Намокшая воробушком Сиреневая ветвь.
Борис Пастернак
Как видим, сравнение помогает увидеть что-то новое, иногда неожиданное, незамеченное ранее, в знакомых предметах или явлениях, а незнакомые — ярче себе представить. Сравнения широко используются и в поэзии, и в прозе, но именно в поэзии они играют особенно важную роль.
Благодаря образным сравнениям поэт достигает предельной выразительности стихотворной речи. Вот, например, как, пользуясь сравнениями, замечательно сказал о поэзии М. Лермонтов в стихотворении «Поэт»:
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой1,
Во дни торжеств и бед народных.
1.Расскажите, что такое сравнение.
2.Найдите сравнения в стихотворении М. Лермонтова «Бородино», выпишите их в тетрадь.
Это материал из учебника Литература 5 клас Е.А. Исаева, С.И. Сафарян
Автор: admin от 12-01-2014, 13:37, Переглядів: 3671