Михаил Лермонтов - Тучи, Утёс читать онлайн
Михаил Лермонтов
(1814-1841)
Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в г. Москве. После ранней смерти матери бабушка взяла на себя содержание и воспитание внука.
Детство поэта связано с родовым имением Тарханы Пензенской губернии1. Здесь он впервые увидел и полюбил на всю жизнь край белеющих берёз и жёлтой нивы. Неброская красота природы средней полосы России стала одной из главных тем его поэзии.
Помимо красоты природы на юного Лермонтова влияли книги, особенно творчество А. Пушкина. С детства будущий поэт свободно говорил на французском и немецком языках, хорошо рисовал и лепил, рано начал писать стихи. В 14 лет он поступил в Благородный пансион при Московском университете, а через два года стал студентом университета.
Через всю лирику М. Лермонтова проходит тема одиночества и свободы. Она художественно воплощена в характерных для поэта образах. Это такие поэтические образы одиночества, как утёс в пустыне, оторванный от ветки дубовый листок, парус одинокий; в его стихах — острое чувство жалости и сострадания к «вечным странникам2». Стихотворение «Тучи» (1840), написанное поэтом перед ссылкой на Кавказ, также отражает эти чувства.
За очень короткую жизнь — в 27 лет поэт погиб на дуэли, а его творческая жизнь составляет всего 12 лет, — им написаны сотни стихов, а также поэмы, повести, роман.
Творческое наследие М. Лермонтова навсегда вошло в сокровищницу мировой литературы.
1 Губерния — административно-территориальная единица в России до 1929 г.
2 Странник — тот, кто не остаётся долго на одном месте.
Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною1, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Вопросы и задания
1. Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства и мысли оно вызывает?
2. Расскажите, о чём оно.
3. Какие известные вам факты из жизни М. Лермонтова отразились в этом стихотворении?
4. О чём думает поэт, наблюдая за движением туч? Найдите в тексте слова, которыми автор их характеризует.
5. Прочитайте внимательно вторую строфу. Какие намёки на судьбу мятежного поэта заключены в вопросах к тучам?
6. Обратите внимание на слова будто... изгнанники в первой строфе и изгнание в последней. Что отличает путь в сторону южную по-эта-«изгнанника» и тучек — вечных странников?
7. Подумайте над строкой С милого севера в сторону южную. Какое из прилагательных выражает отношение поэта к своему изгнанничеству, а какое является просто географическим понятием?
8. Выразительно читая стихотворение, передайте настроение грусти, размышления, вызванное предстоящей разлукой поэта с Петербургом и друзьями.
9. Внимательно послушайте выразительное чтение других учеников. Удалось ли им донести чувства и мысли поэта, заинтересовать стихотворением? Была ли их речь правильной и чёткой?
1 Лазурный — светло-синий, цвета ясного неба; небесно-голубой.
Михаил Лермонтов с любовью относился к Украине и к её народу. С его творчеством был хорошо ознакомлен Т. Шевченко. Произведения поэта переводили на украинский язык М. Старицкий, И. Франко, М. Рыльский, Л. Первомайский, Р. Лубкивский и др.
• Прочитайте стихотворение в переводе М. Рыльского. Какие изменения в тексте М. Лермонтова сделаны переводчиком? А что осталось без изменений?
Хмари
Хмарки небесні, одвіку мандровані!
Синню вогнистою, ниттю перлистою
Ви, як і я, на вигнання роковані,
Линете з любої півночі млистої.
Що ж бо вас гонить? Чи долі призначення?
Заздрість таємна? Злоба неприхована?
Може, за злочин нема вам пробачення?
Може, від друзів вам зрада вготована?
Ні, ви з полями розтались безплодними,
Пристрастей ви і страждання не знаєте;
Вічно холодними, вічно свободними
Ви без вітчизни по небу блукаєте.
Михаил Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью.
Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины М. Лермонтова тематически близки к его поэтическим произведением.
М. Лермонтов. Развалины близ селения Карадаг в Кахетии. 1837-1840 гг.
Он был одним из первых русских живописцев, посвятивших свои картины изображению Кавказа. Большинство кавказских картин М. Лермонтова написано по воспоминаниям.
Утёс
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Вопросы и задания
1. Какое настроение создаёт у вас стихотворение «Утёс»?
2. Расскажите, о чём оно.
3. В первой строфе стихотворения автор создаёт поэтический образ тучки. Какой у неё характер? Что помогло вам его понять?
4. А что можно сказать об образе утёса? Какими глаголами характеризует автор его чувства?
5. Какое слово является ключевым (главным) в определении душевного состояния утёса? Особое внимание обратите на вторую строку четверостишия.
6. Как выражение влажный след в морщине помогает почувствовать переживания утёса?
7. Привлекательность золотой тучки в её красоте, непостоянстве и лёгкости, а утёса — в его силе и верности.
Предложите свой вариант или выберите один из ответов.
А автор осуждает тучку за легкомыслие и ветреность Б автор сочувствует утёсу и его одиночеству В автор любуется тучкой и сочувствует утёсу
Теория литературы
Видели вы хотя бы раз золотую тучу? Однако поэт написал стихотворение, в котором есть тучка золотая, и вы ему верите, так как понимаете, что это поэтическое
(образное, художественное) определение. Оно выражает отношение автора к тучке. Называя небо степью лазурною, М. Лермонтов обращает внимание читателя на его простор и отличительный признак — цвет. Тучки небесные мчатся цепью жемчужною, то есть одна за другой. Они нанизаны, как бусинки жемчуга в ожерелье. И благодаря этому можно представить их движение, форму и цвет.
Вы заметили, что в отличие от прилагательных образные определения употреблены поэтом в переносном смысле? Такое художественное определение называется эпитетом. Эпитет помогает ярко нарисовать предмет, передать его неповторимые признаки (краски, звуки, формы), настроение, мысли и чувства автора. Для фольклора характерны постоянные эпитеты, которыми определяются одни и те же слова: синее море, чёрная туча, чистое поле, белые ноженьки, верный конь.
Эпитет — художественное определение, которое характеризует предмет или явление. В отличие от определения, выраженного прилагательным, эпитет содержит скрытое сравнение (степью лазурною — степь, как лазурь); выражает авторскую оценку (милый север); называет признак предмета, отличающий его от других (тучка золотая).
Эпитет - помогает представить предмет, передает неповторимые признаки предмета (цвет, форму), выражает настроение, мысли и чувства автора.
Вопросы и задания
1. Что называется эпитетом? Какова их роль в произведении?
2. Разместите в две колонки — эпитеты и обычные определения-словосочетания из стихотворений М. Лермонтова «Тучи» и «Утёс»: тучки небесные, злоба открытая, нивы бесплодные, зависть тайная, старый утёс, тучка золотая, цепью жемчужною, клевета ядовитая.
3. Приведите примеры эпитетов из известных вам произведений.
Автор: admin от 3-01-2014, 22:32, Переглядів: 47468