Народна Освіта » Світова література » Михаил Лермонтов - Тучи, Утёс читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Михаил Лермонтов - Тучи, Утёс читать онлайн

Михаил Лермонтов

(1814-1841)

Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в г. Москве. После ранней смерти матери бабушка взяла на себя содержание и воспитание внука.

Детство поэта связано с родовым имением Тарханы Пензенской губернии1. Здесь он впервые увидел и полюбил на всю жизнь край белеющих берёз и жёлтой нивы. Неброская красота природы средней полосы России стала одной из главных тем его поэзии.

Помимо красоты природы на юного Лермонтова влияли книги, особенно творчество А. Пушкина. С детства будущий поэт свободно говорил на французском и немецком языках, хорошо рисовал и лепил, рано начал писать стихи. В 14 лет он поступил в Благородный пансион при Московском университете, а через два года стал студентом университета.

Через всю лирику М. Лермонтова проходит тема одиночества и свободы. Она художественно воплощена в характерных для поэта образах. Это такие поэтические образы одиночества, как утёс в пустыне, оторванный от ветки дубовый листок, парус одинокий; в его стихах — острое чувство жалости и сострадания к «вечным странникам2». Стихотворение «Тучи» (1840), написанное поэтом перед ссылкой на Кавказ, также отражает эти чувства.

За очень короткую жизнь — в 27 лет поэт погиб на дуэли, а его творческая жизнь составляет всего 12 лет, — им написаны сотни стихов, а также поэмы, повести, роман.

Творческое наследие М. Лермонтова навсегда вошло в сокровищницу мировой литературы.

1    Губерния — административно-территориальная единица в России до 1929 г.

2    Странник — тот, кто не остаётся долго на одном месте.

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною1, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.


 

Вопросы и задания

1.    Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства и мысли оно вызывает?

2.    Расскажите, о чём оно.

3.    Какие известные вам факты из жизни М. Лермонтова отразились в этом стихотворении?

4.    О чём думает поэт, наблюдая за движением туч? Найдите в тексте слова, которыми автор их характеризует.

5.    Прочитайте внимательно вторую строфу. Какие намёки на судьбу мятежного поэта заключены в вопросах к тучам?

6.    Обратите внимание на слова будто... изгнанники в первой строфе и изгнание в последней. Что отличает путь в сторону южную по-эта-«изгнанника» и тучек — вечных странников?

7.    Подумайте над строкой С милого севера в сторону южную. Какое из прилагательных выражает отношение поэта к своему изгнанничеству, а какое является просто географическим понятием?

8.    Выразительно читая стихотворение, передайте настроение грусти, размышления, вызванное предстоящей разлукой поэта с Петербургом и друзьями.

9.    Внимательно послушайте выразительное чтение других учеников. Удалось ли им донести чувства и мысли поэта, заинтересовать стихотворением? Была ли их речь правильной и чёткой?

1 Лазурный — светло-синий, цвета ясного неба; небесно-голубой.

Михаил Лермонтов с любовью относился к Украине и к её народу. С его творчеством был хорошо ознакомлен Т. Шевченко. Произведения поэта переводили на украинский язык М. Старицкий, И. Франко, М. Рыльский, Л. Первомайский, Р. Лубкивский и др.

• Прочитайте стихотворение в переводе М. Рыльского. Какие изменения в тексте М. Лермонтова сделаны переводчиком? А что осталось без изменений?

Хмари

Хмарки небесні, одвіку мандровані!

Синню вогнистою, ниттю перлистою

Ви, як і я, на вигнання роковані,

Линете з любої півночі млистої.

 

Що ж бо вас гонить? Чи долі призначення?

Заздрість таємна? Злоба неприхована?

Може, за злочин нема вам пробачення?

Може, від друзів вам зрада вготована?

 

Ні, ви з полями розтались безплодними,

Пристрастей ви і страждання не знаєте;

Вічно холодними, вічно свободними

Ви без вітчизни по небу блукаєте.

 

Михаил Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью.

Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины М. Лермонтова тематически близки к его поэтическим произведением.

 

М. Лермонтов. Развалины близ селения Карадаг в Кахетии. 1837-1840 гг.

Он был одним из первых русских живописцев, посвятивших свои картины изображению Кавказа. Большинство кавказских картин М. Лермонтова написано по воспоминаниям.


 

Утёс

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

 

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.


 

Вопросы и задания

1.    Какое настроение создаёт у вас стихотворение «Утёс»?

2.    Расскажите, о чём оно.

3.    В первой строфе стихотворения автор создаёт поэтический образ тучки. Какой у неё характер? Что помогло вам его понять?

4.    А что можно сказать об образе утёса? Какими глаголами характеризует автор его чувства?

5.    Какое слово является ключевым (главным) в определении душевного состояния утёса? Особое внимание обратите на вторую строку четверостишия.

6.    Как выражение влажный след в морщине помогает почувствовать переживания утёса?

7.    Привлекательность золотой тучки в её красоте, непостоянстве и лёгкости, а утёса — в его силе и верности.

Предложите свой вариант или выберите один из ответов.

А автор осуждает тучку за легкомыслие и ветреность Б автор сочувствует утёсу и его одиночеству В автор любуется тучкой и сочувствует утёсу


 

Теория литературы

Видели вы хотя бы раз золотую тучу? Однако поэт написал стихотворение, в котором есть тучка золотая, и вы ему верите, так как понимаете, что это поэтическое

(образное, художественное) определение. Оно выражает отношение автора к тучке. Называя небо степью лазурною, М. Лермонтов обращает внимание читателя на его простор и отличительный признак — цвет. Тучки небесные мчатся цепью жемчужною, то есть одна за другой. Они нанизаны, как бусинки жемчуга в ожерелье. И благодаря этому можно представить их движение, форму и цвет.

Вы заметили, что в отличие от прилагательных образные определения употреблены поэтом в переносном смысле? Такое художественное определение называется эпитетом. Эпитет помогает ярко нарисовать предмет, передать его неповторимые признаки (краски, звуки, формы), настроение, мысли и чувства автора. Для фольклора характерны постоянные эпитеты, которыми определяются одни и те же слова: синее море, чёрная туча, чистое поле, белые ноженьки, верный конь.

Эпитет — художественное определение, которое характеризует предмет или явление. В отличие от определения, выраженного прилагательным, эпитет содержит скрытое сравнение (степью лазурною — степь, как лазурь); выражает авторскую оценку (милый север); называет признак предмета, отличающий его от других (тучка золотая).

Эпитет - помогает представить предмет, передает неповторимые признаки предмета (цвет, форму), выражает настроение, мысли и чувства автора.

Вопросы и задания

1. Что называется эпитетом? Какова их роль в произведении?

2.    Разместите в две колонки — эпитеты и обычные определения-словосочетания из стихотворений М. Лермонтова «Тучи» и «Утёс»: тучки небесные, злоба открытая, нивы бесплодные, зависть тайная, старый утёс, тучка золотая, цепью жемчужною, клевета ядовитая.

3.    Приведите примеры эпитетов из известных вам произведений.

 

Автор: admin от 3-01-2014, 22:32, Переглядів: 47468