Народна Освіта » Світова література » Русские народные сказки: Журавль и цапля, Никита Кожемяка, Морозко, Марья Моревна, Каша из Топора читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Русские народные сказки: Журавль и цапля, Никита Кожемяка, Морозко, Марья Моревна, Каша из Топора читать онлайн

Сказка — это фольклорное повествовательное произведение о придуманных или фантастических событиях.

Народная сказка забавляет, развлекает, учит, воспитывает, хранит знания об окружающем мире. Непознанные тайны природы и мира людей изображаются в ней с помощью фантастических образов, волшебных существ и предметов. В сказке всё удивляет: звери разговаривают и поступают, как люди; клубочки дорогу указывают, гребешки в лес превращаются, а полотенца — в реки; сказочные герои идут в тридесятое царство, тридесятое государство; лягушка становится Василисой Прекрасной, а незадачливый младший сын — царевичем. Однако все эти чудеса происходят не просто так: они показывают постоянную борьбу между злыми и добрыми силами.

На стороне добра действуют смелые, честные, милосердные, выносливые добрые молодцы, приветливые, трудолюбивые, учтивые, милые красные девицы, находчивый солдат, сметливый крестьянин и многие другие. Им всегда помогают умные животные — конь-побратим, говорящая щука, благодарные медведица, утка, заяц. Их так и называют — волшебные помощники. Сказочные герои часто используют волшебные предметы — ко-вёр-самолёт, шапку-невидимку, меч-кладенец, золотое веретено, серебряное блюдечко с наливным яблочком, иголку-самошвейку и другие. Некоторые современные машины и технические приборы являются своеобразными «родственниками» сказочных волшебных предметов.

В. Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880 г.

Злые силы в сказочном мире также многочисленны. Самые известные — Баба Яга и Кощей Бессмертный. А ещё есть Чудо-Юдо, огнедышащий дракон, злая мачеха, завистливые сёстры, жестокий волк, хитрая лиса и другие.

В народной сказке сразу понятно, кто служит добру, а кто — злу. Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев является её характерной особенностью. Главная же привлекательность сказки в том, что добро в ней всегда побеждает, а зло всегда получает справедливое наказание. Наверное, поэтому мы их так любим.

Вы уже читали сказки раньше на уроках литературного чтения и знаете, какие события и герои в них обычно изображаются. По содержанию народные сказки обычно делятся на сказки о животных, волшебные и бытовые.

Сказки о животных являются самым давним видом народной сказки. Главные персонажи в них — животные. Они олицетворяют определённые качества человека: лиса — хитрость, заяц — трусость, осёл — глупость, шакал — коварство, лев — гордость и т. п.

В волшебных сказках соединились древняя магия, фантастические и героические события.

В бытовых сказках повествуется о проблемах, возникающих в жизни людей, о богатстве и бедности, зависти и находчивости, трудолюбии и доброте.

Сказка — вид устного народного творчества, повествовательное произведение о придуманных или фантастических событиях.

Народные сказки

сказки о животных

«Журавль и цапля»

волшебные

«Марья Моревна»

бытовые

«Каша из топора»

Вопросы и задания

1.    Назовите сказки, прочитанные вами раньше. Какую сказку вы любите читать или рассказывать? Почему?

2.    О народной сказке сказано, что она «забавляет, развлекает, учит, воспитывает, хранит знания об окружающем мире». Докажите, что это так, используя в качестве примеров известные вам сказки.

3.    Назовите характерные особенности народной сказки.

4.    Какие виды народных сказок вы знаете?

5.    На основе ранее прочитанных вами сказок расскажите подробно

о Бабе Яге, отвечая на вопросы:

—    как она выглядит?

—    где живёт?

—    есть ли у неё волшебные предметы?

—    как она относится к разным героям?

—    делает она добрые или злые дела?

—    какие сказки о ней вы читали?

Журавль и цапля

Летала сова — весёлая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала-летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела... Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

Жили-были журавль да цапля, построили они себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться: «Давай пойду посватаюсь к цапле!»

Пошёл журавль — тяп-тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит:

—    Дома ли цапля?

—    Дома.

—    Выходи за меня замуж.

—    Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кор-мить-то жену тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!

Не солоно хлебавши журавль ушёл домой. Цапля после призадумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит:

—    Журавль, возьми меня замуж!

—    Нет, цапля, мне тебя не надо!

Е. Громов. Иллюстрация к сказке Не ХОЧУ Жениться, НЄ ВОЗЬМу тебя «Журавль и цапля». 2009 г. замуж. Убирайся!

Цапля заплакала от стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

—    Напрасно я не взял за себя цаплю: ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж.

Приходит и говорит:

—    Цапля, я вздумал на тебе жениться; выходи за меня.

—    Нет, долговязый, не пойду за тебя замуж!

Пошёл журавль домой. Тут цапля опять раздумалась: «Зачем отказала такому молодцу? Одной-то жить невесело, лучше за журавля пойду!»

Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

Вопросы и задания

1.    О чём рассказывается в сказке «Журавль и цапля»?

2.    Почему журавль решил жениться на цапле? Как цапля отнеслась к его просьбе? Почему она отказалась выходить замуж за журавля?

3.    Как цапля говорит о журавле? Прочитайте её слова выразительно. Почему цапля сначала называет журавля «долговязым», а потом — «такой молодец»? Как это её характеризует?

4.    Найдите в сказке подтверждение того, что журавль и цапля ведут себя, как люди. Какие качества человека они олицетворяют?

5.    Рассмотрите иллюстрацию Е. Громова к сказке. Какие детали подсказывают вам, что журавль и цапля не обыкновенные птицы, а сказочные персонажи?

6.    Подготовьтесь к выразительному чтению сказки.

7.    Прочитайте сказку в лицах.

Научитесь читать выразительно сказку «Журавль и цапля», передавая интонацией речь главных героев.

Никита кожемяка

В старые годы появился недалеко от Киева страшный змей. Много народа из Киева змей потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлёт её домой. Собачонка записочку отнесёт куда надо, да и ответ ещё принесёт.

Вот раз царь с царицею пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильнее. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильнее.

Как ушёл змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошёл его просить выручить их дочку из тяжёлой неволи. В ту пору мял Никита разом двенадцать воловьих кож. Как увидел он царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь с царицею пойти выручить царевну, не пошёл.

Вот и придумал царь с царицею собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки1, насмолил её смолою и весь пенькою обмотался, чтобы змей не съел, да и пошёл на него.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, брёвнами завалился и к нему не выходит.

Н. Кочергин. Похищение царской дочери. Иллюстрация к сказке «Никита Кожемяка». 1962 г.

1 Пенька — грубое прядильное волокно из конопли.

—    Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу разметаю! — сказал Кожемяка и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел к нему в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить.

Стал тут змей молить Никиту:

—    Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

—    Хорошо, — сказал Никита, — надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху1 в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда в две сажени2 с четвертью.

Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

—    Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить — вогнал Никита змея в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего.

Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина3, говорят, и теперь кое-где по степи видна; стоит она валом сажени на две высотою. Кругом её мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют её на память о Никите Кожемяке.

(Пересказ К. Ушинского)

1    Соха — земледельческое пахотное орудие.

2    Сажёнъ — русская мера длины, равная 2,1 м.

3    Борозда Никитина (Змйевы валы) — древние оборонительные сооружения по берегам притоков Днепра, южнее Киева, приблизительно I тыс. до н. э. или I тыс. н. э.

Н. Дмитриевский. Никита Кожемяка. 1934 г.

Сказка о Кожемяке есть и в украинском фольклоре. В ней, как и в русской сказке, повествуется о том, как Кожемяка убил змея и вызволил княжескую дочь. Последовательность основных событий одинакова в обеих сказках: похищение девушки, оповещение родителей о том, что змея можно победить, посольство к Кожемяке, его гнев, просьба малолетних сирот, битва, смерть змея. Повествование в русской сказке напряжённое, герои совершают поступки быстро, без особых раздумий. Совсем по-иному построена украинская сказка. В ней выразительно выписаны характеры героев. Например, дочь князя «така хороша, що и сказати не можна». Узнав тайну змея, она пишет родителям очень трогательное письмо, полное нежности и благородства. Подробно, со сказочными преувеличениями, изображена сила Кожемяки. Очень живо, с большим чувством рассказывается о битве богатыря со змеем. Кажется, что мы видим всё глазами людей, переживающих за своего героя: «А по горах народ стогтъ як неживий, зцтивши руки, жде, що то буде!»

Сказки о Кожемяке — украинская и русская — имеют и другие различия, но объединяет их решительная победа добра над злом.

Вопросы и задания

 

1.    Какие сказки о битвах богатырей с чудовищами вы читали раньше? Как в них рассказано о силе богатырей?

2.    О чём повествуется в сказке «Никита Кожемяка»?

3.    Рассмотрите иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Найдите в тексте предложение, которое соответствует изображению.

4.    Рассмотрите иллюстрацию Н. Дмитриевского. Художник изобразил на ней основные события сказки. Назовите их. Озаглавьте каждый эпизод.

5.    Коллективно составьте план сказки и запишите его в тетради.

6.    Прочитайте украинскую народную сказку «Кирило Кожум’яка» самостоятельно. Сравните её с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Используйте при этом материал из рубрики «Межлитературные связи».

Используя план сказки «Никита Кожемяка», составленный в классе, подготовьте её устный пересказ.

Морозко

Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься — бита и недовернёшься — бита. А родная дочь что ни сделает — за всё гладят по головке: умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — и всё убирала ещё до свету... Ничем старухе не угодишь — всё не так, всё худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймётся. Мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

—    Вези, вези её, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь.

—    Садись, мила дочь, в сани, — говорит.

Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает. Очутился он и на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

—    Тепло ли тебе, девица?

—    Тепло, Морозушка, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивать, пощёлкивать:

—    Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит, но ещё говорит:

—    Тепло, Морозушка, тепло, батюшка.

Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защёлкал:

—    Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица уже окостеневать стала и чуть слышно сказала:

—    Ой, тепло, голубчик Морозушка!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

А мачеха по ней уж поминки справляет, печёт блины и кричит мужу:

—    Ступай, старый, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места — под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и рядом — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.

А дома старуха печёт блины, а собачка под столом:

—    Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

—    Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут...»

Собака съест блин и опять:

—    Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била её, собачка — всё своё...

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идёт падчерица — в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжёлый. Старуха глянула — и руки врозь...

—    Запрягай, старый, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место...

Старик посадил старухину дочь в сани, повёз её в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит.

А Морозно по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает:

—    Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

—    Ой, студёно! Не скрипи, не трещи, Морозко...

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать и чаще пощёлкивать:

—    Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

—    Ой, руки, ноги отмёрзли!

Уйди, Морозко...

Ещё ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защёлкал:

—    Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

—    Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Чуть свет старуха посылает мужа:

—    Запрягай скорее, старый, лошадь, поезжай за дочерью, привези её в злате-серебре...

Старик уехал.

А собачка под столом:

—    Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог:

—    Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут...»

А собачка — всё своё:

—    Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мёртвая.

Заголосила старуха, да поздно.

(В обработке А. Толстого)

И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Морозко». 1902 г.

Вопросы и задания

1.    Какие сказки о падчерице и мачехе вам известны? Запишите их названия в тетрадь.

2.    Какую работу падчерица выполняла по дому? Как к ней относилась мачеха? Найдите в тексте предложения, в которых выражено сочувствие падчерице и осуждение мачехи.

3.    Как Морозко наградил падчерицу? Найдите и прочитайте об этом в тексте.

4.    Какой старик увидел свою дочь в лесу на следующий день? Зачитайте портрет девушки. Какие народные мечты выражены в этом описании?

5.    Почему сказка называется «Морозко»? Докажите, что Морозко является волшебным существом.

6.    Рассмотрите иллюстрацию А. Клопотовского к сказке. Как художник показал, что старику жалко свою дочь? Прочитайте, как рассказывается об этом в сказке. О чём свидетельствуют жесты старухи и девушки? Какие детали крестьянского быта изображены на рисунке?

7.    Какой эпизод из сказки изображён на иллюстрации И. Билибина? Перескажите его близко к тексту.

8.    Прочитайте в лицах, как разговаривают с Морозко падчерица и старухина дочь. Охарактеризуйте речь каждой девушки. Почему Морозко наградил падчерицу, а старухину дочь заморозил?

Подготовьте устный рассказ о Морозко.

Марья моревна

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна.

Отец и мать у них померли. Умирая, они сыну наказывали:

—    Кто первый за твоих сестёр станет свататься, за того и отдавай — при себе не держи долго.

Царевич похоронил родителей и с горя пошёл с сёстрами во зелёный сад погулять.

Вдруг находит на небо туча чёрная, встаёт гроза страшная.

—    Пойдёмте, сестрицы, домой, — говорит Иван-царевич.

Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит:

—    Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришёл сватом: хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.

—    Коли люб ты сестрице, я её не держу — пусть идёт с Богом. Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унёс её в своё

царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало. Пошёл Иван-царевич с двумя сёстрами во зелёный сад погулять. Опять встаёт туча с вихрем, с молнией.

—    Пойдёмте, сестрицы, домой, — говорит царевич.

Только пришли во дворец — как ударил гром, распалась

крыша, раздвоился потолок, и влетел в горницу орёл. Ударился орёл об пол и сделался добрым молодцем.

—    Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ездил, а теперь пришёл сватом.

И посватал Ольгу-царевну.

Отвечает Иван-царевич:

—    Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идёт; я с неё воли не снимаю.

Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж. Орёл подхватил её и унёс в своё царство.

Прошёл ещё один год. Говорит Иван-царевич младшей сестрице:

—    Пойдём, во зелёном саду погуляем.

Погуляли немножко. Опять встаёт туча с вихрем, с молнией.

—    Вернёмся, сестрица, домой!

Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел в горницу ворон. Ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были хороши собой, а этот ещё лучше.

—    Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришёл сватом: отдай за меня Анну-царевну.

—    Я с сестрицы воли не снимаю. Коли ты полюбился ей, пусть идёт за тебя.

Вышла за ворона Анна-царевна, и унёс он её в своё государство.

Остался Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр, и сделалось ему скучно.

—    Пойду, — говорит, — искать сестриц.

Собрался в дорогу, шёл, шёл и видит: лежит в поле рать-си-ла побитая. Спрашивает Иван-царевич:

—    Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

—    Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.

Пустился Иван-царевич дальше. Наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна:

—    Здравствуй, царевич. Куда тебя Бог несёт — по воле аль по неволе?

Отвечает ей Иван-царевич:

—    Добрые молодцы по неволе не ездят!

—    Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.

Иван-царевич тому и рад: две ночи в шатрах ночевал. Полюбился Марье Моревне и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в своё государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. По-

и. Билибин. Иллюстрация к сказке кидает она на Ивана-царевича всё «Марья Моревна». 1901 г.    хозяйство и приказывает:

—    Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан смотри не заглядывай!

Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

—    Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло.

Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и ещё запросил:

—    Мне одним ведром не залить жажды. Дай ещё!

Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье;

а как выпил третье ведро, вернул свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

—    Спасибо, Иван-царевич, — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошёл в путь-дорогу: «Что бы ни было, а разыщу Марью Моревну».

Идёт день, идёт другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец. У дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

—    Ах, шурин1 мой любезный! Как тебя Господь милует?

Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.

Погостил у них Иван-царевич три дня и говорит:

—    Не могу у вас гостить долго: я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.

—    Трудно тебе отыскать её, — отвечает сокол. — Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.

Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошёл в дорогу.

Шёл он день, шёл другой, на рассвете третьего видит дворец ещё лучше первого. Возле дворца дуб стоит, на дубу орёл сидит.

1 Шурин — брат жены.

Слетел орёл с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

—    Вставай, Ольга-царевна, милый наш братец идёт!

Ольга-царевна тотчас прибежала, стала его целовать, обнимать,

про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.

Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

—    Дольше гостить мне некогда: я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.

Отвечает орёл:

—    Трудно тебе отыскать её. Оставь у нас серебряную вилку: будем на неё смотреть, тебя вспоминать.

Он оставил серебряную вилку и пошёл в дорогу.

День шёл, другой шёл, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух. Возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит. Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

—    Анна-царевна, поскорей выходи, наш братец идёт!

Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала цело-

вать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.

Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

—    Прощайте. Пойду жену искать, Марью Моревну, прекрасную королевну.

Отвечает ворон:

—    Трудно тебе отыскать её. Оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на неё смотреть, тебя вспоминать.

Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошёл в дорогу.

День шёл, другой шёл, а на третий добрался до Марьи Моревны.

Увидала она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:

—    Ах, Иван-царевич, зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного?

—    Прости, Марья Моревна, не поминай старого. Лучше поедем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного. Авось не догонит!

Собрались и уехали. А Кощей на охоте был. К вечеру он домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

—    Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Или чуешь какую невзгоду?

Отвечает конь:

—    Иван-царевич приходил, Марью Моревну увёз.

—    А можно ли их догнать?

—    Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать её, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть да тогда за ними ехать — и то поспеем!

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича.

—    Ну, — говорит, — первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!

Отнял у него Марью Моревну и увёз. А Иван-царевич сел на камень и заплакал.

Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Мо-ревною. Кощея Бессмертного дома не было.

—    Поедем, Марья Моревна!

—    Ах, Иван-царевич, он нас догонит!

—    Пускай догонит. Мы хоть часок-другой проведём вместе.

Собрались и уехали.

Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

—    Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Или чуешь какую невзгоду?

—    Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.

И. Билибин. Кощей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901 г.

—    А можно ли их догнать?

—    Можно ячменя насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала наесться, выспаться да тогда за ними ехать — и то поспеем!

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича:

—    Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

Отнял её и унёс к себе.

Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревной. На ту пору Кощея дома не случилось.

—    Поедем, Марья Моревна!

—    Ах, Иван-царевич, ведь он догонит, тебя в куски изрубит!

—    Пускай изрубит, я без тебя жить не могу!

Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

—    Что ты спотыкаешься? Или чуешь какую невзгоду?

—    Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и положил в смолёную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увёз.

В то самое время у зятьёв Ивана-царевича серебро почернело.

—    Ах, — говорят они, — видно, беда приключилась!

Орёл бросился к синему морю, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живой водою, а ворон — за мёртвою.

Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и сложили, как надобно.

Ворон брызнул мёртвою водой — тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живой водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:

—    Ах, как я долго спал!

—    Ещё бы дольше проспал, если бы не мы, — отвечали зятья. — Пойдём теперь к нам в гости.

—    Нет, братцы, я пойду искать Марью Моревну.

Приходит к ней и просит:

—    Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.

Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать.

Кощей сказал:

—    За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живёт Баба Яга. У ней есть кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у неё и других славных кобылиц. Я у неё три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то Баба Яга дала мне жеребёночка.

—    Как же ты через огненную реку переправился?

—    А у меня есть такой платок — махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет.

Марья Моревна выслушала, пересказала всё Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.

Иван-царевич переправился через огненную реку и пошёл к Бабе Яге. Долго шёл он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Иван-царевич говорит:

—    Съем-ка я одного птенчика!

—    Не ешь, Иван-царевич, — просит заморская птица. — В некоторое время я пригожусь тебе.

Пошёл он дальше. Видит в лесу улей пчёл.

—    Возьму-ка, — говорит, — сколько-нибудь медку.

Пчелиная матка отзывается:

—    Не тронь моего мёду, Иван-царевич. В некоторое время я тебе пригожусь.

Он не тронул и пошёл дальше. Попадается ему навстречу львица со львёнком.

—    Съем я хоть этого львёнка. Есть так хочется, даже тошно стало.

—    Не тронь, Иван-царевич, — просит львица. — В некоторое время я тебе пригожусь.

—    Хорошо, пусть будет по-твоему.

Побрёл голодный. Шёл, шёл — стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.

—    Здравствуй, бабушка!

—    Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришёл — по своей доброй воле аль по нужде?

—    Пришёл заслужить у тебя богатырского коня.

—    Изволь, царевич, у меня ведь не год служить, а всего-то три дня. Если упасёшь моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а нет — то не гневайся: торчать твоей голове на последнем шесте.

Иван-царевич согласился. Баба Яга его накормила, напоила и велела за дело приниматься.

Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по лугам разбежались. Не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем пропали.

Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул.

Солнышко уж на закате, прилетела заморская птица и будит его:

—    Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома.

Царевич встал, домой пошёл.

„ „    А    Баба Яга и шумит, и кричит на

И. Билибин. Иллюстрация

к сказке «Марья Моревна». 1901 г. СВОИХ КООЫЛИЦ.

—    Зачем вы домой воротились?

—    Как же было нам не воротиться! Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза не выклевали.

—    Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.

Переспал ночь Иван-царевич. Наутро Баба Яга ему говорит:

—    Смотри, царевич, если не упасёшь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть твоей буйной головушке на шесте!

Погнал он кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам.

Опять сел царевич на камень, плакал-плакал да и уснул. Солнышко село за лес.

Прибежала львица:

—    Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны. Иван-царевич встал и пошёл домой. Баба Яга пуще прежнего и шумит, и кричит на своих кобылиц:

—    Зачем домой воротились?

—    Как же нам было не воротиться! Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали.

—    Ну, вы завтра забегите в синее море.

Опять переспал ночь Иван-царевич. Наутро посылает его Баба Яга кобылиц пасти:

—    Если не упасёшь — быть твоей буйной головушке на шесте.

Он погнал кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в синее море, стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул.

Солнышко за лес село, прилетела пчёлка и говорит:

—    Вставай, царевич! Кобылицы все собраны. Да как воротишься домой, Бабе Яге на глаза не показывайся, поди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребёнок — в навозе валяется. Ты возьми его и в глухую полночь уходи из дому.

Иван-царевич пробрался в конюшню, улёгся за яслями. Баба Яга шумит и кричит на своих кобылиц:

—    Зачем воротились?

—    Как же нам было не воротиться! Налетело пчёл видимо-не-видимо, со всего света, и давай нас жалить до крови.

Баба Яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич взял у неё паршивого жеребёнка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону — и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост.

Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону два раза — остался через реку мост тоненький-то-ненький.

Поутру пробудилась Баба Яга — паршивого жеребёнка видом не видать. Бросилась в погоню. Во весь дух на железной ступе скачет, пестом1 погоняет, помелом след заметает.

Прискакала к огненной реке и думает: «Хорош мост».

Поехала по мосту, только добралась до середины — мост обломился, и Баба Яга в реку свалилась. Тут ей и лютая смерть приключилась.

Иван-царевич откормил жеребёнка в зелёных лугах; стал из него чудный конь.

Приезжает царевич к Марье Моревне. Она выбежала, бросилась к нему на шею:

—    Как тебе удалось от смерти избавиться?

—    Так и так, — говорит, — поедем со мной.

—    Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрубленному.

—    Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит.

1 Пест, — приспособление для толчения чего-либо в ступке.

Сели они на коня и поехали.

Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним конь спотыкается.

—    Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Аль чуешь какую невзгоду?

—    Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увёз.

—    А можно ли их догнать?

—    Не знаю. Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.

—    Нет, не утерплю, — говорит Кощей Бессмертный, — поеду в погоню!

Долго ли, коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею. В ту пору конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич добил его палицей.

После того накидал царевич груду дров, развёл огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и пустил его пепел по ветру.

Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут, встречают их с радостью:

—    Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя увидеть! Ну, недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всём свете поискать — другой не найти.

Погостили они, попировали и поехали в своё царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

(В обработке А. Афанасьева)

Язык русских народных сказок чрезвычайно богат поэтическими образами, которые оживают в произведениях других видов искусства — в литературе, музыке, театре, живописи. Сказки в учебнике проиллюстрированы работами Ивана Билибина (1876-1942). Художник увидел художественные образы, жившие в памяти народа много веков, совершенно по-особому. В его работах слились воедино талант, желание лично прикоснуться к русской старине (он ездил по северу России и зарисовывал образцы народных орнаментов, резьбы, вышивок), увлечение японским искусством, стремление объединить текст книжной страницы и рисунок художника.

Иван Билибин создал иллюстрации ко многим сказкам. Кроме тех, что вы уже видели в учебнике, он иллюстрировал народные сказки «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста ясного сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Белая уточка», сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Литературный комментарий

Образ Кощея Бессмертного есть во многих сказках. Его характерные черты учёные прямо связывают с именем, которое происходит от слова кость.

Смысл поступков Кощея можно прояснить, исследовав значение этого слова и родственных слов костенеть (замерзать, делаться твёрдым, как кость), костить (хулить, поносить), пакость (причинять кому-либо

умышленный вред). Поэтому в сказках Кощей — злой, скупой, сутулый, костлявый старик, который делает гадости положительным героям. В похищении им красной девицы находят связь с очень далёкими временами, когда изменения в природе объяснялись с помощью поэтических образов. Кощей крадёт девицу, как зимние тучи заслоняют солнце, и земля замерзает, костенеет от холода.

В имени Кощея кроется намёк, что победить его сложно, ведь он «без смерти». Но она у него, как и у любого сказочного зла, конечно, есть. В сказке «Царевна-лягушка» она далеко запрятана: «Смерть его — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба, а дуб тот в дремучем лесу растёт». Иван-царе-вич в сказке «Марья Моревна» побеждает его совсем иначе. Какой-то другой финал невозможен, ведь главная особенность сказки — торжество добра.

В. Васнецов. Кощей Бессмертный. Начало XX ст.

Вопросы и задания

1.    Для народных сказок характерны повторы. Какие события трижды повторяются в сказке «Марья Моревна»?

2.    Чтобы сказка «ладно сказывалась», в ней бывают строчки, которые произносятся, как стихи, например: «Марья Моревна, прекрасная королевна». Найдите самостоятельно примеры такого употребления слов.

3.    Какие волшебные превращения изображены в сказке? Какие волшебные предметы упоминаются в ней?

4.    О чём эта сказка? Каким сыном и братом был Иван-царевич? По-& чему он ослушался Марью Моревну? Как его характеризует то,

что он дал напиться Кощею Бессмертному?

5.    Какие испытания довелось преодолеть Ивану-царевичу, чтобы вернуть Марью Моревну? Кто ему помогал с ними справиться?

6.    Подумайте, почему так много помощников было у Ивана-цареви-ча. Чем заслужил он такое обращение?

7.    Рассмотрите иллюстрации И. Билибина к сказке. Найдите в тексте предложения, которые соответствуют изображениям.

8.    Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина с изображением Кощея. Расскажите, как вы его представляете. Используйте сведения о Кощее Бессмертном из рубрики «Литературный комментарий».

9.    Пересмотрите иллюстрации И. Билибина к сказкам. Что у них общего? Отвечая на вопрос, используйте сведения из рубрики «В кругу других искусств». Совпадает ли видение художником сказочных персонажей с вашим?

10. Создайте словесную иллюстрацию к эпизоду погони Бабы Яги за Иваном-царевичем. Отобразите динамику погони, выраженную в предложении «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает».

Научитесь читать сказку «Марья Моревна» выразительно.

Каша из топора

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

—    Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.

А старуха в ответ:

—    Вот там на гвоздике повесь!

—    Или ты совсем глуха, что не чуешь?

—    Где хошь, там и заночуешь!

—    Ах ты, старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! — И полез было с кулаками: — Подавай на стол!

—    Да нечего, родимый!

—    Вари кашицу!

—    Да не из чего, родимый!

—    Давай топор, я из топора сварю!

«Что за диво! — думает баба. — Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит».

Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:

—    Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать!

Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:

—    Совсем бы готово, только б маслом сдобрить!

Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:

—    Ну, старуха, теперь подавай хлеба и соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть!

Похлебали вдвоём кашицу.

Старуха спрашивает:

—    Служивый! Когда ж топор будем есть?

—    Да, видишь, он ещё не уварился, — отвечал солдат, — где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкой и пошёл в иную деревню.

Вот так-то солдат и кашицы поел и топор унёс!

Вопросы и задания

Вспомните известные вам виды народных сказок. К какому виду можно отнести сказку «Каша из топора»? Обоснуйте своё мнение.

Теория литературы

Народные сказки (от слова сказывать) исполнялись особым образом — напевно, неторопливо, чтобы смысл и мудрость каждого слова были услышаны и поняты. Таким искусством владел не каждый, потому искусных мастеров сказывать сказки называли сказителями. Они умели зачаровать слушателей сказкой, которая строилась по определённому плану.

Сказка начинается кратким вступлением — зачином, который создаёт атмосферу таинственности и размеренный ритм повествования. Вот зачин сказки «Марья Моревна»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна».

Изредка перед зачином говорится присказка — короткая сказочка, которая является вводной для слушания большой сказки. Как, например, в сказке «Журавль и цапля»: «Летала сова — весёлая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела...» Произносится она скороговоркой и заканчивается словами: «Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди».

После зачина идёт основная часть — повествование о встрече животных в сказках о животных или об испытаниях главных героев — в волшебной сказке. В основной части много повторов: слов, отдельных выражений, описаний событий. Они бывают преимущественно троекратными.

Сказка завершается особой концовкой: «Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»; «Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая... На той свадьбе и я был, мёд пил, по усам текло, а во рту не было»; «Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак — стали в шею толкать!»

Язык сказки необычайно выразителен, что осуществляется при помощи использования гиперболы, сравнений, постоянных эпитетов.

Пример сравнения — богатырский конь словно птица летит. Гипербола — преувеличение, которое помогает ярче изобразить определённые качества персонажей — силу, упорство в достижении цели, выносливость. Например, в русской народной сказке «Никита Кожемяка» главный герой обладает такой огромной силой, что его боится сам змей. Этот богатырь может мять за один раз двенадцать воловьих кож. Ему под силу разорвать их, как тонкий лист бумаги. В битве со змеем Никита обмотал свое тело пенькой, которая весит триста пудов. Если сравнить этот вес с чем-то из современной жизни, то так весят три тяжелых легковых автомобиля. Соха, которой Никита пропахивает борозду «от Киева до самого Чёрного моря», тоже весит триста пудов. А глубина борозды — две сажени с четвертью (чуть меньше пяти метров). Сказка наделяет Кожемяку исключительной силой, чтобы подчеркнуть: в нём соединились храбрость и мощь всех защитников Древней Руси.

Постоянные определения — устойчивые сочетания прилагательных с существительными: добрый молодец, красна девица, чистое поле, сладкие речи, богатырский конь и т. п. — называются постоянными эпитетами.

Гипербола — образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Постоянный эпитет — образное устойчивое определение предмета или явления с точки зрения воплощения в нём высшего качества или совершенства.

Народная сказка

присказка

зачин

основная часть

концовка

Вопросы и задания

1.    В чём состоит искусство рассказывания народных сказок?

2.    Из каких частей состоит народная сказка? Почему в сказке много повторов? Какие повторы есть в сказке «Морозко»?

3.    Найдите примеры гипербол в сказке «Никита Кожемяка».

4.    Подберите постоянные эпитеты к словам из сказки «Марья Морев-на»: сад, море, леса, туча, кляча, птица, сокол, конь, жеребёнок.

5.    Какую роль выполняют постоянные эпитеты в народной сказке?

6. Прочитайте самостоятельно русские народные сказки из книги для дополнительного чтения. Запишите названия сказки в тетрадь. Определите вид каждой сказки.

Автор: admin от 3-01-2014, 02:18, Переглядів: 11382