Народна Освіта » Світова література » А.П. Чехов - "Толстый и тонкий", "Хамелеон" читать онлайн, критика

НАРОДНА ОСВІТА

А.П. Чехов - "Толстый и тонкий", "Хамелеон" читать онлайн, критика

РАССКАЗ И НОВЕЛЛА

Глава 1

«МЕЛОЧИ», ОМРАЧАЮЩИЕ НАШУ ЖИЗНЬ

«Душа моя просится вширь и ввысь...»

 

 

Литературная разминка

Как вы понимаете значение слова «псевдоним»? Назовите писателя (писателей), который использовал псевдоним, подписывая свои произведения.

 

 

Антон Павлович Чехов принадлежит к числу величайших русских прозаиков. Впрочем, при жизни этого художника лишь немногие современники вполне осознавали его писательское и человеческое величие. «Даже те, что очень любили его, - отмечал известный детский писатель и литературный критик Корней Чуковский, - постоянно твердили о нём: “милый Чехов”, “симпатичный Чехов”, “изящный Чехов”, “трогательный Чехов”, “обаятельный Чехов”, словно речь шла не о человеке громадных масштабов, а о миниатюрной фигурке, которая привлекала именно своей грациозностью, малостью». Такое отношение отчасти объясняется тем, что сам писатель всячески избегал похвал своему таланту, считая скромность одной из самых важных черт интеллигентного человека. А стать таким человеком он, вышедший из затхлой мещанской среды, мечтал с детства.

А.П. Чехов родился в провинциальном городе Таганроге в семье владельца мелочной лавки. Отец писателя - человек по-своему одарённый и по-своему заботившийся о благополучии детей - отличался суровостью нрава, нередко принимавшей формы самодурства. Дела он вёл не лучшим образом, и потому Антону сызмала пришлось помогать ему в лавке. Мальчик рос в условиях многочисленных запретов и угроз, жёстко ограничивавших его свободу. Позднее писатель утверждал, что его детство было изуродовано. Поэтому в своих произведениях он с глубоким сочувствием изображал детей трудной судьбы.

И всё-таки жизнь юного Антона не была лишена радостных переживаний. Они были связаны с посещениями Таганрогского театра, участием в домашних спектаклях, где ему обычно доставались комические роли, сочинением коротких юмористических историй. Эти увлечения в дальнейшем развились в отдельные направления чеховского творчества: драматургию и юмористику.

Печататься А.П. Чехов начал ещё в годы обучения на медицинском факультете Московского университета. Благодаря этому он уже с двадцатилетнего возраста стал кормильцем и фактическим главой большой семьи (кроме Антона, в ней было ещё 5 детей). Большинство его ранних рассказов представляли собой миниатюрные комичные сценки из жизни. Но писались эти произведения отнюдь не на потеху публике: в них высмеивались

разнообразные человеческие пороки - невежество, высокомерие, своеволие, чинопочитание, малодушие и т.п. Многие ранние рассказы Чехов подписывал весёлыми литературными прозвищами, среди которых особую популярность приобрёл псевдоним Антоша Чехонте.

 

 

Его сочинения стремительно завоевали симпатии публики. Читатели заметили, что молодой автор обладает не только незаурядным литературным талантом, но и необычайно острым взглядом на жизнь. Однако лишь немногие любители этих юмористических зарисовок могли предположить, что из задиристого Антоши Чехонте вырастет писатель с мировым именем, который будет разоблачать уродливые стороны жизни и беспощадно высмеивать любые формы унижения человеческого достоинства.

 

Комментарий литературоведа

Жизнь и творчество Чехова были связаны с Украиной. Таганрог, в котором писатель родился, в то время входил в состав Екатеринослав-ской губернии (Екатеринослав - бывшее название города Днепропетровска). Бабушка писателя по материнской линии была украинкой. Поэтому с украинской культурой, традициями, украинским бытом и языком Чехов был хорошо знаком с раннего детства. Впоследствии он путешествовал по Полтавской и Харьковской губерниям, донецким степям, несколько раз проводил лето в городке Луки, расположенном в живописных окрестностях города Сумы. Там, в небольшом домике, который принадлежал семье Линтварёвых, сейчас находится Дом-музей писателя.

В Украине Чехов чувствовал себя очень уютно. В частности, в письме из Сум он писал: «Кроме природы, ничто не поражает меня так в Украине, как общее довольство, народное здоровье, высокая степень развития здешнего мужика, который и умён, и религиозен, и всегда весел и сыт».

В двадцать восемь лет писатель впервые посетил Крым. А через десять лет он купил участок земли в Ялте, на котором построил дом, названный впоследствии Белой дачей. Вокруг него был разбит сад, в котором Антон Павлович собственноручно сажал цветы и деревья. Со временем на Белой даче писатель стал принимать многочисленных гостей, друзей, выдающихся деятелей искусства и поклонников его творчества. Поэтому Чехов купил домик рядом с уютной бухтой в Гурзуфе, где он мог уединяться для творческой работы.

Литература была главным делом жизни А.П. Чехова. Вместе с тем огромную часть своих сил писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, отдавал общественной деятельности и помощи тем, кто обращался к нему со своими бедами. Трудно перечислить всё, что было сделано этим удивительно энергичным, благородным и безотказным человеком. Он хлопотал об устройстве в Москве первого Народного дома с библиотекой, о создании клиники кожных болезней, занимался строительством нескольких школ для детей крестьян, организовывал помощь голодающим в неурожайные годы... Списка его добрых дел вполне хватило бы для целого благотворительного фонда. Между тем к этому списку следовало бы прибавить ещё и многолетнюю лекарскую службу, которую писатель нёс с редкой самоотверженностью и бескорыстием. По воспоминаниям сестры, он ежегодно принимал более 1000 крестьян, не беря за свои услуги денег да ещё бесплатно снабжая больных лекарствами.

Обширная общественная деятельность Чехова объясняется тем, что он стремился исправлять окружающую жизнь не только пером, но и реальными поступками. Но главным объектом «исправления» была его собственная душа: обличая человеческие недостатки в своих произведениях, побуждая себя заниматься делами других людей, писатель всякий раз воспитывал самого себя.

Это была целенаправленная, каждодневная, не знавшая поблажек работа над собой. Она требовала постоянного самоанализа и самопреодоления, строжайшей духовной дисциплины, или, используя слова Чехова, жёсткой «дрессуры» собственной натуры. Всё это было необходимо писателю для того, чтобы стать... просто воспитанным человеком!

Своё понимание того, что представляет собой воспитанный человек, А.П. Чехов изложил в письме к брату Николаю. Выдержки из него часто цитируются в качестве жизненных правил для тех, кто стремится к нравственному самосовершенствованию. Вот небольшой фрагмент из этого наставления:

«...Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они ночей не спят, чтобы... платить за братьев-студентов, одевать мать.

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшой братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы им в ответ вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: “Меня не понимают!” или “Я разменялся на мелкую монету!”... потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво...

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями... Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят подальше от выставки...

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем...

8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки... Они... знают, что они не свиньи.

И т.д. Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал... нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...»

Сам А.П. Чехов строго придерживался этих и подобных им принципов. Именно потому он и запомнился своим современникам как человек, который может служить образцом настоящего интеллигента.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Как начался творческий путь А.П. Чехова? Какие факты его биографии вам запомнились?

2. Назовите один из самых популярных псевдонимов А.П. Чехова.

3. Охарактеризуйте общественную деятельность писателя.

4. Работа в парах. Обсудите изложенные в письме А.П. Чехова принципы поведения воспитанного человека. Какие из этих принципов вы бы взяли себе на вооружение?

 

Мастер короткого рассказа

 

Литературная разминка

Какие художественные приёмы вам уже известны?

Крылатым выражением стали слова А.П. Чехова о том, что краткость является «сестрой таланта». Его рассказы наглядно подтверждают справедливость этого высказывания: они невелики по объёму, но чрезвычайно насыщенны по содержанию. Недаром Корней Чуковский говорил о том, что чеховские короткие истории похожи на «спрессованные романы». В них изображаются, на первый взгляд, самые незначительные, рядовые повседневные ситуации - то, что принято называть «мелочами жизни». Однако писатель показывает, как в этих «мелочах» проявляются отнюдь «не мелочные» изъяны человеческой души.

Чтобы показать ярче комичные или уродливые стороны высмеиваемых явлений повседневной жизни, у Чехова был богатый арсенал художественных средств. Одним из наиболее часто используемых приёмов в его рассказах была антитеза.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА

 

Антитеза - резкое противопоставление образов, свойств или понятий в литературном произведении.

Чеховские рассказы требуют особенно внимательного чтения. В них нет ни одного лишнего слова, ни одной ненужной подробности. Автор, как правило, избегает пространных описаний природы, местности, жилища персонажей, их внешности, чувств и мыслей. Он ограничивается всего несколькими штрихами - выразительными художественными деталями, которые выполняют роль «спрессованных» характеристик героя и его окружения.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА

 

Художественная деталь - это выразительная подробность в художественном произведении, которая несёт важную информацию и имеет самостоятельное значение.

 

Книги А.П. Чехова учат нас замечать, «расшифровывать» и понимать такие детали, причём не только в художественной литературе, но и в жизни.

 

Перед чтением. В рассказе, который вам предстоит прочесть, важную роль играет приём антитезы. Проследите, как писатель пользуется этим приёмом.

 

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ

 

 

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом61 и флердоранжем62. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.

- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

- Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.

- Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах... лютеранка63... А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.

Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урождённая Ванценбах... Лютеранка.

 

 

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

- Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

- Ну, полно! - поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

- Помилуйте... Что вы-с... - захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... Вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Перескажите содержание рассказа. Докажите, что в основу его сюжета положена незначительная житейская ситуация. Какие её детали кажутся вам наиболее смешными?

2. Что связывало толстого и тонкого в прошлом? Были ли они рады встрече?

3. Что заставило тонкого резко изменить тон и манеру обращения в разговоре с бывшим товарищем? Найдите в тексте первую фразу, сказанную им изменившимся тоном. С помощью каких языковых средств автор передаёт подхалимские интонации тонкого?

4. А что нового к концу разговора появилось в поведении толстого? Найдите в сцене прощания персонажей деталь, подчёркивающую разницу их социального положения.

5. Работа в парах. Обсудите следующие вопросы:

A. Что ценит в людях тонкий? Какие чувства он у вас вызывает?

Б. Какое впечатление на вас произвели близкие тонкого?

B. В какой момент разговора жена тонкого впервые улыбнулась? Почему? Какой вам представляется эта улыбка? Опишите её.

Г. Как в ходе разговора изменялось поведение сына тонкого? Прокомментируйте каждое такое изменение.

Д. Какие черты характеров персонажей проявляются в отмеченных деталях?

6. Что высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

7. Приходилось ли вам наблюдать похожие явления в жизни? Какой вред они наносят человеку и его отношениям с другими людьми?

8. Какой символический смысл приобретает в произведении антитеза «толстый - тонкий»? Почему она выносится в заглавие рассказа?

9. Пофантазируйте! Представьте, что к концу изображаемой в рассказе встречи выяснилось, что толстый назначен новым начальником тонкого. Как бы это повлияло на их беседу? Придумайте свою версию дальнейшего диалога героев.

10. Как вы уже знаете, вместо развёрнутых портретов А.П. Чехов обычно даёт несколько художественных деталей, которые помогают читателю составить представление и о внешности героев, и даже об их образе жизни. Перечитайте первый абзац рассказа. Найдите в нём подобные детали. Как они характеризуют героев?

11. Найдите в тексте описание реакции тонкого на известие о продвижении приятеля по карьерной лестнице. С помощью каких художественных средств автор подчёркивает возрастающее подобострастие тонкого?

12. Перечитайте заключительное предложение рассказа. Как оно звучит: искренне или фальшиво?

13. Творческое задание. Напишите письмо тонкому. Объясните в нём, почему человек не должен вести себя подобным образом, и посоветуйте своему адресату, что нужно делать для того, чтобы искоренить в себе подхалимство, лицемерие и самоуничижение.

 

Коментарий архивариуса

Каким столом руководил столоначальник?

«Столом» в царской России назывался канцелярский отдел или сама канцелярия. Соответственно «столоначальником» именовался руководитель такого подразделения.

Что означают гимназические клички толстого и тонкого?

Согласно древнегреческим источникам, Герострат был жителем Эфеса. Мечтая прославиться любой ценой, он поджёг храм богини охоты и плодородия Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. Возмущённые этим варварским поступком, сограждане казнили преступника и запретили даже произносить его имя. Но историк Феомп, описывая пожар в Эфесе, упомянул имя поджигателя, безумного честолюбца, уничтожившего чудесный памятник архитектуры. Так было увековечено имя Герострата - «геростратовской» называют позорную, «чёрную» славу.

Эфиалът во время сражения спартанцев с персами при Фермопилах указал персам обход в Фермопильском ущелье. Персидский полководец провёл часть своего войска в тыл спартанцев. Окружённый с двух сторон неприятелем, царь Леонид и его воины погибли. Эфиальт - имя изменника, предателя.

 

Перед чтением. Вероятно, вам известно, что отличительной чертой ящерицы, называемой хамелеоном, является способность изменять свою окраску в зависимости от изменений в окружающей среде. В процессе чтения рассказа подумайте над тем, какое символическое значение приобретает в нём слово хамелеон.

 

ХАМЕЛЕОН

 

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

- Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

- Никак беспорядок, ваше благородие!.. - говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых

ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя,

шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

- По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. - Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. - Насчёт дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

- Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождём... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. -Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

- Врёшь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед Богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

- Не рассуждать!

- Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. -У генерала таких нет. У него всё больше легавые...

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие...

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держат?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

 

- А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой. - На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.

- Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы.

- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал... И скажи, чтобы её не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

- Повар генеральский идёт, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

- Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

- И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. - Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и всё.

- Это не наша, - продолжает Прохор. - Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления. - Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

- В гости...

- Ишь ты, господи... Соскучились по братцу... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её. Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцик этакий...

Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

- Я ещё доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Как вы поняли смысл прочитанного рассказа? Над чем тут смеётся автор? Почему он сравнивает своего героя с хамелеоном?

2. Чем объясняются изменения в отношении Очумелова к жалобе Хрюкина? Почему полицейский надзиратель ведёт себя то как грозный начальник, то как заискивающий подчинённый? Какими чувствами продиктовано такое поведение? В какой детали поведения Очумелова отражаются перепады его настроения?

3. Проследите за тем, как под влиянием противоречивых сведений о собаке изменяется речь полицейского. Приведите наиболее показательные примеры.

4. Найдите в тексте описание «пострадавшего» и «виновника скандала». Что придаёт этому описанию комичный характер?

5. Обратите внимание на «говорящие» фамилии героев. О чём они «говорят»?

6. Подготовьтесь к чтению рассказа по ролям. Не забудьте, кроме Очумелова, Хрюкина и Елдырина в диалоге участвует «голос из толпы», а также один из участников чтения по ролям читает «за автора». Исполнитель «роли» Очумелова с помощью интонации должен постараться передать резкую смену настроения своего героя: от начальственного окрика до умильной и фальшивой радости.

7. Какие, по вашему мнению, качества характера следует в себе воспитывать, чтобы не стать «хамелеоном»?

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАВИГАТОР

АЖ. ЧехеВ «Смерть гинеВника»

 

 

К рассказу А.П. Чехова «Смерть чиновника» в полной мере можно отнести крылатые слова французского философа П.А. Гольбаха: «Никогда нельзя жить счастливо, если всё время дрожишь от страха». В основе сюжета - мелкий досадный случай: некий чиновник Червяков чихнул в театре и заметил, как сидящий впереди старичок вытер лысину. Герой вежливо извинился, старичок принял извинения. Но после того как Червяков узнал в старичке статского генерала Бризжалова, он обомлел от страха за свою оплошность. С этого момента его мысли, чувства и поведение приняли абсурдный характер...

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы над произведением

 

1. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть человека» или «Смерть Червякова»?

2. С какой целью автор даёт своему герою «говорящую фамилию»?

3. Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия?

4. Как вы думаете, почему умер Червяков?

5. Допишите формулу жизни Червякова «Страх + угодничество + ... + ...+ ... = ?» и составьте свою «формулу жизни».

 

А.П.Чехов «Злоумышленник»

 

 

Рассказ «Злоумышленник» продолжает линию чеховских миниатюр, призванных вызывать у читателей «смех сквозь слёзы». Произведение необычно по своей композиции, так как не имеет ни начала, ни конца. Весь рассказ - это эпизод суда над крестьянином Денисом Григорьевым, который откручивал гайки на рельсах железной дороги. Рассказ построен в виде диалога между судебным следователем и «злоумышленником».

Каким же будет приговор? Или Чехов хотел, чтобы читатель вынес его сам?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы над произведением

 

1. Почему рассказ «Злоумышленник» производит впечатление одновременно грустного и смешного произведения?

2. Почему чиновник и крестьянин не могут понять друг друга?

3. Можно ли Дениса назвать злоумышленником?

4. Почему главный герой не понимает, что его действия преступны?

 

Это материал учебника Литература 7 класс Волощук

 

Автор: asia2016 от 20-02-2017, 01:54, Переглядів: 5260