Народна Освіта » Світова література » А.С. Пушкин - "Узник", "Птичка", "Цветок", "Станционный смотритель" читать онлайн, критика

НАРОДНА ОСВІТА

А.С. Пушкин - "Узник", "Птичка", "Цветок", "Станционный смотритель" читать онлайн, критика

ИЗ ЗОЛОТОГО ФОНДА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Глава 1

«ДАНА МНЕ ЛИРА ОТ БОГОВ...»

«Будь молод в юности твоей!»

 

Литературная разминка

Что вам известно о жизни и творчестве А.С. Пушкина? Какие произведения этого поэта вы уже читали?

 

 

«Мы чтить тебя привыкли с юных лет...» - такими словами начинает своё стихотворение «Памяти Пушкина» А.Н. Плещеев. Действительно, в жизнь каждого из нас Пушкин входит с ранних лет, когда мы знакомимся с его сказками. В школьные годы мы открываем другого Пушкина - гениального поэта и прозаика, основоположника классической русской литературы XIX в. «У нас ведь всё от Пушкина», - сказал как-то русский писатель Ф.М. Достоевский, тем самым подчеркнув роль первооткрывателя, выпавшую на долю этого поэта. Но, воздавая дань глубокого уважения поэзии Пушкина, важно помнить, что блеск её не должен затмить личности художника -не менее яркой, чем его слава.

С детских лет Александр удивлял окружающих своими поэтическими способностями, насмешливым и независимым умом, пылким нравом. Эти черты выделяли его и среди воспитанников Царскосельского лицея - престижного учебного заведения для избранных дворянских детей. И хотя по ряду дисциплин юный Пушкин отнюдь не радовал наставников прилежанием, Лицей по праву мог гордиться его творческими успехами, получившими признание самых авторитетных литераторов того времени.

Важную роль в жизни поэта сыграл В.А. Жуковский. В его лице Пушкин неизменно находил помощь и поддержку. Жуковский относился к нему как любящий старший брат, однако не подчёркивал своего старшинства. Напротив, он искренне восхищался творческими удачами младшего собрата по перу и с лёгким сердцем признавал превосходство пушкинского поэтического дара над своим. В.А. Жуковский ввёл Пушкина в литературное общество «Арзамас». Общение с «арзамасцами» (особенно в ту пору, когда среди них появились вольнодумцы, высказывавшиеся о необходимости изменения политического строя в России) способствовало творческому развитию молодого поэта и оказало значительное влияние на его мировоззрение.

Под знаком возрастающего политического свободомыслия прошли первые три года послелицейской жизни Пушкина, совпавшие с особым периодом в русской истории. Победа над Наполеоном пробудила в обществе сознание собственной силы, жажду деятельности и чувство протеста против крепостничества, которое было позором страны. В молодом поколении дворян появилось немало рыцарей идеи свободы, готовых вступить в борьбу с царским правительством и пожертвовать собой ради изменения политического строя. Со многими из них А.С. Пушкин тесно общался, и свободомыслие отражалось в его стихах. Показательно, что в написанном тогда стихотворении с красноречивым названием «Вольность» поэт демонстративно отказывался от любовной поэзии в пользу вольнолюбивой музы. А в другом произведении того же периода он чистосердечно заявлял:

 

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рождён царей забавить

Стыдливой музою моей.

 

 

Подобные стихи отвечали главным умонастроениям и духовным потребностям прогрессивно мыслящей части дворянского общества. Однако нашлись завистливые недоброжелатели, доносившие царскому правительству о «возмутительных сочинениях, высказываниях и выходках» поэта. Последствия не заставили себя ждать: над Пушкиным нависла угроза ссылки. Только благодаря заступничеству влиятельных друзей он был сослан не в Сибирь, а на юг. В период изгнания, длившийся с 1820 по 1824 г., поэт много путешествовал, в том числе побывал в Крыму, Чернигове, Екате-ринославе (ныне Днепропетровск), Одессе... Побывал Пушкин и на Кавказе, некоторое время жил в Кишинёве. Но ни изнурительные скитания, ни постоянные денежные затруднения, ни сомнительное положение изгнанника не сломили свободный дух поэта. И в ссылке он продолжал общаться с благородными вольнодумцами и сочинять бунтарские стихи. Именно в эти годы, по словам литературоведа Ю.М. Лотмана, «...имя Пушкина сделалось известным всей читающей России», а сам Пушкин стал «кумиром романтической молодёжи».

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какое место занимает творчество А.С. Пушкина в истории русской литературы?

2. Как сложились отношения Пушкина с Жуковским? Что дала эта дружба молодому поэту?

3. Чем было вызвано решение царского правительства отправить Пушкина в ссылку? Где побывал поэт за время изгнания?

 

По страницам лирики А.С. Пушкина

 

Сложные чувства испытывал поэт во время южной ссылки. Гонения не пошатнули его веры в идеалы свободы и силу протеста против царского режима. Новые края обогатили Пушкина яркими впечатлениями, встречами с интересными людьми, богатыми любовными переживаниями. Всё это составляло светлую сторону опыта южной ссылки. Однако была в нём и тёмная сторона. Вдали от бурной столичной жизни, пребывая под надзором властей, Пушкин остро ощущал ограниченность своей свободы. Нередко он чувствовал себя настоящим узником. Это чувство поэт выразил в стихотворении, которое так и назвал - «Узник». Оно стало классическим произведением русской гражданской лирики. Со временем на основе этого стихотворения сложилась народная песня.

 

Перед чтением. Подумайте, почему стихотворение «Узник» написано от первого лица.

 

УЗНИК

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой, 

Мой грустный товарищ, махая крылом, 

Кровавую пищу клюёт под окном,

 

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!»

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Узник»? В каких его строках звучит призыв к свободе?

2. Какую роль в стихотворении играет образ орла? Какие человеческие свойства приписывает этому образу поэт?

3. В каких строках образы орла и узника соединяются в единое «мы»? Раскройте смысл такого соединения. Объясните, к кому относится название стихотворения «Узник».

4. Раскройте роль повтора слова туда в третьей строфе.

5. Обратите внимание на образы природы, которые включены в картину свободной жизни (последняя строфа). Почему, по вашему мнению, поэт задействовал здесь именно эти образы? А каким представляете «край свободы» вы? Опишите его (устно).

 

Комментарий литературоведа

Вольнолюбивая лирика составляет лишь часть поэтического мира А.С. Пушкина. Значительное место в нём занимает пейзажная и любовная. поэзия. Ряд пушкинских стихотворений посвящён философским размышлениям о жизни и смерти, превратностях судьбы и беге времени. Такие стихотворения принято называть философской лирикой. Впрочем, подобные размышления звучат не только в философской поэзии этого автора; склонность к ним является характерной чертой пушкинского лирического героя.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА

 

Лирический герой - это образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора, который обладает определёнными чертами характера, а иногда - и индивидуальной судьбой. Между лирическим героем и автором существует сходство, однако в этот образ, как и в любой другой, автор привносит элементы художественного вымысла. Поэтому не следует думать, будто лирический герой и автор - это одно и то же лицо.

 

Перед чтением. Подумайте, что можно сказать о лирическом герое стихотворений «Птичка», «Цветок», «Если жизнь тебя обманет...».

 

ПТИЧКА

 

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

 

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать, 

Когда хоть одному творенью 

Я мог свободу даровать!

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. О каком «светлом празднике весны» идёт речь в стихотворении?

2. Охарактеризуйте душевное состояние лирического героя. В каких строках чувствуется отголосок его личной внутренней драмы?

3. Какие детали передают вольнолюбивый характер лирического героя?

4. Объясните значение слов и выражений свято наблюдаю, стал доступен утешенью, роптать.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на настроение, выраженное в поэтическом тексте, и ритм, присущий произведению.

 

ЦВЕТОК

 

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

 

Где цвёл? когда? какой весною?

И долго ль цвёл? и сорван кем? 

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем?

 

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

 

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

 

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

 

Сердце в будущем живёт;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдёт;

Что пройдёт, то будет мило.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Какое событие описывается в стихотворении «Цветок»? Как это событие переживается лирическим героем, на какие размышления его наталкивает?

2. Выделите в череде вопросов лирического героя те, что нацелены на осмысление человеческих отношений и человеческой судьбы.

3. В чём, по вашему мнению, заключается философский смысл уподобления человеческой жизни засохшему цветку (четвёртая строфа)?

4. Какие советы даёт поэт в стихотворении «Если жизнь тебя обманет...»? Полезны ли такие советы лично для вас?

5. Что вы можете сказать о характере лирического героя прочитанных стихотворений? Как он воспринимает жизнь?

6. Творческое задание. Придумайте историю засохшего цветка. Сочиняя её, постарайтесь использовать как можно больше вопросов, заданных лирическим героем.

7. Выучите наизусть любое из помещённых в этой главе стихотворений А.С. Пушкина.

 

По страницам прозы А.С. Пушкина

 

 

Литературная разминка

Чем повесть отличается от рассказа и романа? Назовите повести, изученные вами в предыдущих классах. Вспомните автора, который в своём сборнике повестей воспользовался литературной маской «пасичника Рудого Панька». Что дала ему эта маска? А как назывался этот сборник?

Осень 1830 г. Пушкин проводил в родовом имении Болдино. Этот период стал самым продуктивным в его творчестве. В течение нескольких месяцев он написал целый ряд произведений, совершенных по своему художественному исполнению. В их числе - цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», одна из вершин русской классической прозы.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА

 

Цикл (от греч. кукЬов - круг) - группа произведений (стихотворений, рассказов, повестей и т.д.), объединённых автором в одно целое. Между этими произведениями существует внутренняя связь, которая важна для понимания их общего замысла.

В цикле повестей Белкина Пушкин прибегнул к розыгрышу: он использовал литературную маску вымышленного помещика Белкина, перу которого якобы принадлежат вошедшие в книгу повести. За собой же писатель оставил роль скромного «издателя», в чьи руки якобы случайно попала рукопись этого помещика. Для большей убедительности в предисловии к книге Пушкин поместил краткое жизнеописание Белкина. Согласно ему, Иван Петрович Белкин, умерший в 30-летнем возрасте, был милейшим человеком, который в деревенской тиши сочинял повести, не помышляя о

том, чтобы представить их на суд читающей публики. После смерти Белкина, гласит жизнеописание, большая часть его архива была употреблена на хозяйственные нужды. Чудом уцелевшая рукопись «Повестей...» неведомо какими путями попала к «издателю», посчитавшему её достойной публикации. Такой, по версии Пушкина, была предыстория этой книги.

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоит из пяти произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Они очаровывают своей простотой и лёгкостью. Но за этим безыскусным очарованием скрывается весьма искусное владение разнообразными художественными приёмами, которое, в частности, проявляется в мастерской композициикаждой из повестей.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА

 

Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и жанром.

Главной пружиной композиции в каждом произведении пушкинского цикла выступает интрига.

Интрига (франц. intrigue-,от лат. intrico - запутываю) - сложное и напряжённое сплетение действий персонажей, которые для достижения своих целей прибегают к уловкам и сокрытию своих намерений. Интрига характерна для приключенческих сюжетов.

Перед чтением. Вспомните содержание библейской притчи о блудном сыне. Читая повесть, отметьте, в чём её сюжет перекликается с упомянутой притчей.

 

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

(Из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»)

 

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Князь Вяземский

 

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! какие ругательства,

какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принуждён он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдаёт ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут - колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.

Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. В самом деле, память одного из них мне драгоценна. Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нём-то намерен я теперь побеседовать с любезными читателями.

В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади. Вследствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моём, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например, ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать? Но обращаюсь к моей повести.

День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! - закричал смотритель, - поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного

самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.

Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой. Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. В сенях я остановился и просил у ней позволения её поцеловать; Дуня согласилась... Много могу я насчитать поцелуев, «с тех пор, как этим занимаюсь», но ни один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания.

Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием.

Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал... Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика. «Узнал ли ты меня? - спросил я его, - мы с тобою старые знакомые». - «Может статься, - отвечал он угрюмо, - здесь дорога большая; много проезжих у меня перебывало». -«Здорова ли твоя Дуня?» - продолжал я. Старик нахмурился. «А Бог её знает», - отвечал он. «Так, видно, она замужем?» - сказал я. Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса, и продолжал пошептом читать мою подорожную. Я прекратил свои вопросы и велел поставить чайник. Любопытство начинало меня беспокоить, и я надеялся, что пунш разрешит язык моего старого знакомца.

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. Я заметил, что ром прояснил его угрюмость. На втором стакане сделался он разговорчив; вспомнил или показал вид, будто бы вспомнил меня, и я узнал от него повесть, которая в то время сильно меня заняла и тронула.

«Так вы знали мою Дуню? - начал он. - Кто же и не знал её? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили её, та платочком, та серёжками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на неё подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житьё? Да нет, от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». Тут он стал подробно рассказывать мне своё горе. - Три года тому назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлинёвывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкес-

 

ской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сём известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие. Гнев проезжего прошёл; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками. Он расположился у смотрителя, начал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужинать. Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тотчас, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но возвратясь, нашёл он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать... Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С*** за лекарем.

На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села с своим шитьём у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед. Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки, и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать; лекарь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом.

Прошёл ещё день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем. День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти её до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении... «Чего же ты боишься? - сказал ей отец, -ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошёл сам к обедне. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошёл в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились ещё в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошёл домой ни жив ни мёртв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила её крёстная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил её. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелён, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

Старик не снёс своего несчастия; он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С*** и на его место определили на время другого. Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его. Он уверил смотрителя, что молодой человек был совсем здоров и что тогда ещё догадывался он о его злобном намерении, но молчал, опасаясь его нагайки. Правду ли говорил немец или только желал похвастаться дально-видностию, но он нимало тем не утешил бедного больного. Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своём намерении, пешком отправился за своею дочерью. Из подорожной знал он, что ротмистр Минский ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вёз его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. «Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой мыслию прибыл он в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски. Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге и живёт в Демуто-вом трактире. Смотритель решился к нему явиться.

Рано утром пришёл он в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде одиннадцати часов не принимает никого. Смотритель ушёл и возвратился в назначенное время. Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?» - спросил он его.

 

 

Сердце старика закипело, слёзы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнёс только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую Божескую милость!..» Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повёл в кабинет и запер за собою дверь.

«Ваше высокоблагородие! - продолжал старик, - что с возу упало, то пропало: отдайте мне по крайней мере бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж её понапрасну». - «Что сделано, того не воротишь, - сказал молодой человек в крайнем замешательстве, - виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе её? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она - вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл... Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился... но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошёл!..» Смотритель за ним не погнался. Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть раз ещё увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял - да и пошёл.

В этот самый день, вечером, шёл он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих. Вдруг промчались перед ним щегольские дрожки, и смотритель узнал Минского. Дрожки остановились перед трёхэтажным домом, у самого подъезда, и гусар вбежал на крыльцо. Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя. Он воротился и, поравнявшись с кучером: «Чья, брат, лошадь? - спросил он, - не Минского ли?» - «Точно так, - отвечал кучер, - а что тебе?» - «Да вот что: барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то его живёт». -«Да вот здесь, во втором этаже. Опоздал ты, брат, с твоей запиской; теперь уж он сам у неё». - «Нужды нет, - возразил смотритель с неизъяснимым движением сердца, - спасибо, что надоумил, а я своё дело сделаю». И с этим словом пошёл он по лестнице.

Двери были заперты; он позвонил, прошло несколько секунд в тягостном для него ожидании. Ключ загремел, ему отворили. «Здесь стоит Авдотья Самсоновна?» - спросил он. «Здесь, - отвечала молодая служанка, - зачем тебе её надобно?» Смотритель, не отвечая, вошёл в залу. «Нельзя, нельзя! - закричала вслед ему служанка, - у Авдотьи Самсоновны гости». Но смотритель, не слушая, шёл далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошёл к растворённой двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» - спросила она, не подымая головы. Он всё молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову... и с криком упала на ковёр. Испуганный Минский кинулся её подымать и, вдруг увидя в дверях старого смотрителя, оставил Дуню и подошёл к нему, дрожа от гнева. «Чего тебе надобно? - сказал он ему, стиснув зубы, - что ты за мною всюду крадёшься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошёл вон!» - и сильной рукою, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.

Старик пришёл к себе на квартиру. Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться. Через два дни отправился он из Петербурга обратно на свою станцию и опять принялся за свою должность. «Вот уже третий год, - заключил он, - как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху ни духу. Жива ли, нет ли, бог её ведает. Всяко случается. Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы...»

Таков был рассказ приятеля моего, старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал он своею полою, как усердный Терентьич в прекрасной балладе Дмитриева. Слёзы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжение своего повествования; но как бы то ни было, они сильно тронули моё сердце. С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне...

Недавно ещё, проезжая через местечко ***, вспомнил я о моём приятеле; я узнал, что станция, над которой он начальствовал, уже уничтожена. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев.

 

 

Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова.

Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром.

«Отчего ж он умер?» - спросил я пивоварову жену. «Спился, батюшка», - отвечала она. «А где его похоронили?» -«За околицей, подле покойной хозяйки его». - «Нельзя ли довести меня до его могилы?» - «Почему же нельзя. Эй,

Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».

При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повёл меня за околицу.

- Знал ты покойника? - спросил я его дорогой.

- Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!), идёт из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится.

- А проезжие вспоминают ли его?

- Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернёт, да тому не до мёртвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.

- Какая барыня? - спросил я с любопытством.

- Прекрасная барыня, - отвечал мальчишка, - ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с чёрной моською31; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». А я было вызвался довести её. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром - такая добрая барыня!..

Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не ограждённое, усеянное деревянными крестами, не осенёнными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища.

- Вот могила старого смотрителя, - сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом32.

- И барыня приходила сюда? - спросил я.

- Приходила, - отвечал Ванька, - я смотрел на неё издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром - славная барыня!

И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Расскажите о жизни Выриных до того дня, когда в их доме появился гусар. В каких деталях раскрывается беззаветная любовь отца к дочери? Разделяла ли Дуня это чувство?

2. К какой хитрости прибегнул офицер для того, чтобы похитить дочь станционного смотрителя? Какую роль в этом событии, по вашему мнению, сыграла сама Дуня? В чём заключалась жестокость её поступка?

3. Как подействовал на Вырина побег дочери? Почему он отправился на поиски Дуни?

4. Расскажите о визите Самсона Вырина к Минскому. Как повёл себя офицер во время этой встречи? Чем он мотивировал свой отказ? Найдите соответствующую цитату и дайте ей оценку. Как вы думаете, из каких побуждений Минский при прощании дал Вырину денег? Как поступил с ними отец девушки?

5. Убедившись, что дочь живёт в благополучии и любви, Вырин мог бы утешиться, однако этого не произошло. Что его тревожило? В чём заключалась непоправимость его горя?

6. Как переживания Самсона Вырина отразились на его внешности? Найдите соответствующие цитаты.

7. Проследите за изменениями, которые происходят с жилищем станционного смотрителя. Что они подчёркивают?

8. Раскаивалась ли Дуня в своём поступке? Обоснуйте ответ цитатами из текста.

9. Кому из героев повести вы больше всего сочувствуете? Почему?

10. В образе станционного смотрителя А.С. Пушкин изобразил «маленького человека», который занимает низкое положение в обществе и чувствует себя беззащитным перед теми, кто наделён силой и властью. Что вы можете сказать о внутреннем мире этого героя?

11. Возможно, прочитанная повесть побудила вас переосмыслить свои отношения с родителями. Что именно она помогла вам осознать? Какой нравственный урок вы можете извлечь для себя из истории Самсона Вырина?

12. В чём состоит интрига «Станционного смотрителя»? Когда она возникает? А когда наступает её окончательная развязка?

13. Раскройте связь идеи повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне; определите общие и отличные элементы в сюжетах данных произведений. В каком эпизоде пушкинской повести эта связь открыто проявляется?

14. Что вы можете сказать о характере повествователя и его отношении к главному герою истории? Какие чувства повествователь стремится пробудить в читателе?

15. Перечитайте эпиграф. Как он соотносится с содержанием повести?

16. Творческое задание. Каждый читатель открывает своего Пушкина. Поэтесса Марина Ивановна Цветаева так и озаглавила свои размышления о нём: «Мой Пушкин». А как воспринимаете этого поэта вы? Подготовьте небольшое сочинение на тему «Мой Пушкин».

 

Комментарий архивариуса

В царской России существовал список всех чинов («Табель о рангах»), включавший 14 классов. Этот документ чётко закреплял место каждого чина на общественной лестнице: под первыми номерами в нём значились самые весомые и почётные, под последними - малозначительные. Скажем, коллежский асессор принадлежал к восьмому классу (то есть находился приблизительно в середине списка), статский советник - к пятому, тайный советник - к третьему, действительный тайный советник - ко второму. Коллежский регистратор - чиновник четырнадцатого класса, то есть низшего разряда. В зависимости от класса определялось и положение человека в обществе. Поэтому отношения между людьми нередко строились в соответствии с дистанцией между разными классами, обозначенной в «Табели о рангах». Это создавало основу для нездоровой, недемократичной атмосферы в обществе, для процветания в нём фальши, раболепия, бездушного карьеризма, всевозможных форм унижения личности.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАВИГАТОР

А.С. Пушкин «Метель»

 

 

«Метель» считается самой поэтичной повестью цикла «Повести Белкина».

В основе сюжета лежит курьёзный случай непредвиденной женитьбы молодого военного на провинциальной девушке. Начинается повесть с описания жизни небольшого поместья. Его владелец, Гаврила Гаврилович Р., был гостеприимен. Но многие гости наведывались к нему ради его дочки Марьи Гавриловны. Девушка же была влюблена в армейского прапорщика Владимира, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Бедный прапорщик не мог рассчитывать на руку Марьи Гавриловны. Поэтому молодые люди решили обвенчаться тайно и разработали план действий. Настал день предполагаемого венчания. Казалось, всё шло так, как было задумано, но неожиданно в судьбу влюблённых вмешалась метель, и события приняли неожиданный оборот: Владимир заблудился и не приехал в церковь на тайное венчание...

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы над произведением

 

1. Обратите внимание на эпиграф к повести «Метель». Чем перекликаются баллада В.А. Жуковского «Светлана» и повесть А.С. Пушкина «Метель»?

2. Действительно ли любят друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич? Как ведут они себя при осуществлении своих романических планов? В чём заключается авторская ирония по отношению к героям?

3. Найдите описания метели в восприятии Марьи Гавриловны, Владимира, Бурмина. Как эти описания связаны с душевным состоянием, характерами и дальнейшими судьбами персонажей? Какие художественные средства использует автор?

4. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа в повести? Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?

 

А.С Пушкин «Барышня-крестьянка»

 

 

Пушкинский цикл «Повести Белкина» замыкает «Барышня-крестьянка». В ней прихотливо переплетаются случайность и закономерность, элементы маскарада и театральной игры, серьёзные жизненные вопросы и мягкий юмор.

Повесть начинается с описания увлечений двух помещиков - Муромского и Берестова, которые не ладили друг с другом. Однажды в деревню к Берестову приехал его сын Алексей, получивший образование в университете и мечтавший о военной службе. Все окрестные барышни видели в нём завидного жениха. Неудивительно, что юноша вызвал к себе интерес и у дочери Муромского, юной Лизы. Но на пути к возможному счастью стояла ссора их отцов. Впрочем, Лиза была девушкой изобретательной и склонной к забавным розыгрышам...

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы над произведением

 

1. Какие поступки совершают главные герои повести? Какие «маски» они надевают?

2. В чём проявились активность, живой ум, мечтательность и талант Лизы Муромской? Почему она решилась на розыгрыш с переодеванием?

3. Какие черты характера отличают Алексея Берестова? Какие художественные средства использует автор для создания его образа?

4. Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга? Имеют ли значение для влюблённых сословные различия?

 

Это материал учебника Литература 7 класс Волощук

 

Автор: asia2016 от 19-02-2017, 23:52, Переглядів: 6451