Из устного народного творчества » Народна Освіта


Народна Освіта » Світова література » Из устного народного творчества






Из устного народного творчества

Глава 1

«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...»

 

Литературная разминка

Вспомните легендарных героев, чьи подвиги были воспеты в древних мифах. Назовите имена этих персонажей. Какие черты характера поэтизировались в их образах?

 

 

 

С древних времён люди преклонялись перед героями, в одиночку восстававшими против сил зла. Их свершения увековечивались в мифах, легендах и героических песнях, передававшихся из уст в уста многими поколениями. К числу таких произведений принадлежат и былины - древнерусские песни о богатырях Киевской Руси. Наиболее популярные герои таких песен - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, великан Святогор. Былины рассказывали об их удивительных воинских и трудовых подвигах. В образах богатырей воплотились древние представления о народном герое-заступнике, наделённом несокрушимой физической мощью и отстаивающем идеалы справедливости.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА

 

 

Былина - древнерусская фольклорная песня, повествующая о героических свершениях легендарных богатырей. Для былины характерно переплетение фантастических и исторических элементов, а также торжественно-приподнятый, спокойно-величавый тон, задаваемый былинным стихом.

Былины возникли более 1000 лет назад. Они слагались на основе древних преданий и песен и, подобно другим фольклорным произведениям, были плодом коллективной творческой фантазии. Так же как в мифах и сказках, важную роль в былинных повествованиях играли фантастические элементы (описания необычайных подвигов, несметных вражеских полчищ, невиданных чудищ и т.п.). В отличие от сказок и мифов, сюжеты былин, как правило, имели реальную историческую основу. Действие происходило не в мифические «первоначальные времена», не в сказочном царстве, расположенном «за тридевять земель», а в конкретную историческую эпоху и в конкретной местности (например, в Киеве или Чернигове). В фантастических картинах героических сражении слышались отголоски реальных событии, например воИн древнерусских городов с многочисленными племенами кочевников. Живая связь с историеИ - это характерная особенность былин.

 

Другая отличительная черта этих произведении связана с их песенным происхождением.

В старину былины исполнялись под аккомпанемент гуслей1, и для их создания использовался особыИ былинный стих. Он произносился неспешно, нараспев и придавал былине торжественный тон.

Сюжет былины часто строился по плану, уже знакомому вам по народным сказкам. Он состоял из краткого вступления - зачина (в котором указывалось время и место деИствия), основной части (повествовавшеИ о героических подвигах богатыреИ) и концовки (где кратко подытоживалось рассказанное). Эта сюжетная схема украшалась характерным фольклорным «орнаментом» -постоянными эпитетами (солнце красное, поле чистое, добрый молодец, ветры буйные и т.п.), повторами отдельных слов, выражениИ и целых картин.

Одним из характернеИших художественных приёмов, использовавшихся в былинах, была гипербола.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА

 

Гипербола - художественныИ приём, которыИ заключается в явном преувеличении определённых своИств изображаемого героя, предмета или явления.

Возникнув на заре истории ДревнеИ Руси, былины на много столетиИ пережили свою эпоху и оставили глубокиИ след в культуре восточных славян. Их влияние, в частности, прослеживается в украинских думах и героических песнях, а также в ряде произведениИ, позже созданных известными русскими писателями, композиторами, художниками.

 

Комментарий архивариуса

Рассказы о том, как некиИ богатырь одним махом сокрушил несметные полчища врагов или одержал победу над могучим чудищем, кажутся настолько далёкими от реальности, что современному читателю трудно поверить в существование какоИ-либо связи между ними и событиями древнеИ истории. И всё же она существует. Недаром филологи называют былины «алмазами историческоИ памяти». Правда, «докопаться» до историческоИ основы былин довольно трудно: ведь приходится пробиваться не только сквозь вымысел, но и более поздние историче-

ские наслоения, возникавшие, например, в результате наложений на воспоминания о давнем сражении новых впечатлений о недавних похожих событиях. Тем не менее специалисты всерьёз занимаются такими «раскопками» и добиваются результатов. Сравнивая установленные таким образом исторические факты с их художественной обработкой в былинах, мы можем по достоинству оценить игру народной фантазии.

В большинстве былин богатыри (ещё их называли «храбры») служат киевскому князю Владимиру. В этом образе, по мнению учёных, соединились черты двух исторических личностей, пользовавшихся огромной популярностью в Древней Руси, - князей Владимира Крестителя и Владимира Мономаха.

Рассмотрим другой пример. В одной из былин рассказывается о том, как богатырь Алёша Попович одолел Тугарина Змеевича - огромное летающее существо. По мнению исследователей, за образом Тугарина Змеевича стоял половецкий хан Тугоркан, живший в XI в. Любопытно, что человек, с которого, по всей видимости, был «списан» образ Алёши Поповича, жил на полтора столетия позже описываемых в былине событий. Очевидно, ратный подвиг совершил какой-то другой воин, имя которого не сохранилось, а народная память со временем приписала его Алёше Поповичу.

 

Комментарий литературоведа

Из истории слова «былина». Название «былина» восходит к слову «быль», которое означает «то, что действительно было». Интересно, что это название намного моложе самих былин. В древности подобные героические песни именовались «старинами», позднее - «богатырскими сказками», и лишь в 40-е годы XIX в. для обозначения этих произведений было введено слово «былина». Оно позаимствовано из выражения «по былинам сего времени», которое встречается в знаменитом литературном памятнике Древней Руси - «Слове о полку Игореве».

Как былины дошли до нашего времени? На сегодня собрано более 3 тысяч записей былин. Среди них встречаются сотни вариантов одного и того же былинного сюжета. Различия между ними объясняются тем, что разные сказители (певцы) привносили в сюжет что-нибудь своё: добавляли или опускали какие-либо подробности, произвольно соединяли две былины в одну и т.п. Чем были вызваны такие изменения?

Сначала рассказ о реальном историческом факте передавался в былине более или менее близко к действительности. Однако с течением времени интерес к отдельным деталям утрачивался. Это происходило и в тех случаях, когда песня перекочёвывала в другую местность, - например из Киева в Новгород. Так возникали новые варианты одного и того же сюжета.

На протяжении многих столетий былины существовали только в устной форме. Со временем их стали записывать. Первые из дошедших до наших дней записей были сделаны в XVII в. В большинстве случаев они представляли собой краткие пересказы сюжетов былин. И лишь спустя

столетие появился знаменитый сборник Кирши Данилова, в котором среди прочих фольклорных произведений были представлены полные тексты около 20 былин. Во второй половине XIX в. собиранием былин занялись и любители фольклора, и профессионалы (П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, А.Д. Григорьев, А.В. Марков, Н.Е. Ончуков и др.). И очень своевременно: спустя столетие былины уже практически не исполнялись вживую.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Чему посвящались былины? Почему их относят к числу фольклорных произведений?

2. Назовите наиболее известных героев древнерусских былин. О ком из них вам уже приходилось слышать?

3. Какие реальные события нашли отражение в былинах? Приведите примеры художественной обработки исторических фактов в былинах.

4. Расскажите об особенностях исполнения былины. Что характерно для былинного стиха?

5. Какие известные вам фольклорные элементы использовались в былинных песнях? Что общего между былиной и народной сказкой? В чём заключаются их главные отличия?

6. Дайте определение былины, гиперболы.

 

Глава 2

РАТНЫЕ ПОДВИГИ БЫЛИННЫХ БОГАТЫРЕЙ

 

Огромной народной любовью был окружён образ Ильи Муромца. Былины изображали Илью «старшим» богатырём, превосходящим своих соратников и силой, и мудростью. Возможно, считают исследователи, исключительное положение этого героя объяснялось его близостью к простым слушателям песен: ведь, в отличие от большинства былинных богатырей, Илья Муромец происходил из крестьянской семьи. Его спокойная, уверенная сила, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, независимость в отношениях с князем вызывали глубокую симпатию. Восхищала слушателей и необычная биография этого героя: 30 лет Илья, скованный неведомым недугом, «сиднем» просидел дома, пока таинственные странники не пробудили в нём «силушку великую» и не благословили его на дела богатырские. С этого дня началась история его героических свершений.

 

Перед чтением. Читая былину, подумайте над вопросами:

1. Какие сказочные элементы задействованы в сюжете этого произведения?

2. Какие подробности в былине можно рассматривать как «исторические указатели» на реальную эпоху и реальную местность?

 

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Из того ли-то из города из Муромля,

Из того села да с Карачарова,

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муромли,

А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,

Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. 

У того ли города Чернигова 

Нагнано-то силушки черным-черно,

А и черным-черно, как чёрна ворона;

Так пехотою никто тут не похаживат,

На добром кони никто тут не проезживат,

Птица чёрный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать да стал копьём колоть,

А и побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град.

Выходили мужички да тут черниговски 

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

А и зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

«Ай же мужички да вы черниговски!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град».

Говорили мужички ему черниговски:

«Ты удаленький дородный добрый молодец,

А и ты славныя богатырь святорусскии!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела;

А и по той ли по дорожке прямоезжею

Да и пехотою никто да не прохаживал,

На добром кони никто да не проезживал:

Как у той ли-то у грязи-то у чёрноей,

Да у той ли у берёзы у покляпые,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сйди Соловей-разбойник во сыром дубу,

Сйди Соловей-разбойник Одихмантьев сын;

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,

И от его ли-то от посвисту соловьего,

И от его ли-то от покрику звериного,

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки осыпаются,

Тёмны лесушки к земли вси приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой пятьсот есть вёрст, 

А и окольноей дорожкой цела тысяща».

Он пустил добра коня да и богатырского.

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырскии

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озёрка промеж ног спущал.

Подъезжает он ко речке ко Смородинке,

Да ко тоей он ко грязи он ко чёрноей,

Да ко тое ко берёзе ко покляпые,

К тому славному кресту ко Леванидову.

Засвистал-то Соловей да и по-соловьему, 

Закричал злодей-разбойник по-звериному,

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да и лазуревы цветочки осыпалися,

Тёмны лесушки к земле вси приклонилися.

Его добрый конь да богатырскии,

А он на корзнй4 да потыкается;

А и как старый-от казак да Илья Муромец

Берёт плёточку шелковую в белу руку,

А он бил коня а по крутым ребрам;

Говорил-то он, Илья, да таковы слова:

«Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не мошь?

Что ты на корзни, собака, потыкаешься?

Не слыхал ли посвисту соловьего,

Не слыхал ли покрику звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?»

А и тут старыя казак да Илья Муромец

Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берёт во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

То он стрелил в того Соловья-разбойника,

Ему выбил право око со косицею.

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, 

Он повёз его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышко повёз да соловьиное.

В том гнездышке да соловьиноем

А случилось быть да и три дочери,

А и три дочери его любимыих;

Больша дочка эта смотрит во окошечко косящато,

Говорит она да таковы слова:

«Едет-то наш батюшка чистым полем,

А сидит-то на добром кони,

Да везёт он мужичища-деревенщину,

Да у правого стремени прикована».

Поглядела его друга дочь любимая,

Говорила-то она да таковы слова:

«Едет батюшко раздольицем чистым полем,

Да и везёт он мужичища-деревенщину,

Да и ко правому ко стремени прикована».

Поглядела его меньша дочь любимая,

Говорила-то она да таковы слова:

«Едет мужичищо-деревенщина,

Да и сидит, мужик, он на добром кони,

Да и везёт-то наша батюшка у стремени,

У булатного у стремени прикована.

Ему выбито-то право око со косицею».

Говорила-то и она да таковы слова:

«Ай же мужевья наши любимые!

Вы берите-тко рогатины звериные,

Да бегите-тко в раздольице чисто поле,

Да вы бейте мужичища-деревенщину!»

Эти мужевья да их любимые,

Зятевья то есть да соловьиные,


Похватали как рогатины звериные

Да и бежали-то они да и во чисто поле 

К тому ли мужичищу-деревенщине,

Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.

Говорит им Соловей-разбойник Одихмантьев сын: 

«Ай же зятевья мои любимые!

Побросайте-тко рогатины звериные,

Вы зовите мужика да деревенщину,

В своё гнездышко зовите соловьиное,

Да кормите его ествушкой сахарною,

Да вы пойте его пйтьицем медвяныим,

Да и дарите ему дары драгоценные».

Эти зятевья да соловьиные

Побросали-то рогатины звериные,

А и зовут-то мужика да и деревенщину

Во то гнездышко во соловьиное;

Да и мужик-от-деревенщина не слушатся,

А он едет-то по славному чисту полю,

Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.

Он приехал-то во славный стольный Киев-град

А ко славному ко князю на широкий двор.

А и Владимир-князь он вышел со Божьёй церквй,

Он пришёл в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку.

Они сели есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

А и тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посерёдь двора,

Сам идёт он во палаты белокаменны,

Проходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь-ту поразмахивал,

Крест-от клал он по-писаному,

Вёл поклоны по-учёному,

На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину,

Ещё всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:

«Ты скажи-тко, ты откулешный, дородный добрый молодец,

Тобе как-то молодца да именем зовут,

Величают удалого по отечеству?»

Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:

«Есть я с славного из города из Муромля,

Из того села да с Карачарова,

Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович!»

Говорит ему Владимир таковы слова:

«Ай же ты, старыя казак да Илья Муромец!

Да и давно ли ты повыехал из Муромля,

И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?»

Говорил Илья он таковы слова:

«Ай ты, славныя Владимир стольно-киевский!

Я стоял заутреню христовскую во Муромле,

А и к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,

То моя дорожка призамешкалась;

А я ехал-то дорожкой прямоезжею,

Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град.

Ехал мимо эту грязь да мимо чёрную,

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную берёзу-ту покляпую,

Мимо славный ехал Леванидов крест».

Говорил ему Владимир таковы слова:

«Ай же мужичищо-деревенщина!

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Как у славного у города Чернигова

Нагнано тут силы много-множество,

То пехотою никто да не прохаживал,

И на добром коне никто да не проезживал,

Туды серый зверь да не прорыскивал,

Птица чёрный ворон не пролётывал;

А у той ли-то у грязи-то у чёрноей,

Да у славноей у речки у Смородины,

А и у той ли у берёзы у покляпые,

У того креста у Леванидова

Соловей сидит разбойник Одихмантьев сын;

То как свищет Соловей да по-соловьему,

Как кричит злодей-разбойник по-звериному,

То все травушки-муравы уплетаются,

А лазуревы цветки прочь отсыпаются,

Тёмны лесушки к земли вси приклоняются,

А что есть людей, то вси мертво лежат».

Говорил ему Илья да таковы слова:

«Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!

Соловей-разбойник на твоём дворе,

Ему выбито ведь право око со косицею,

И он к стремени булатному прикованный».

То Владимир князь-от стольно-киевский,

Он скорёшенько ставал да на резвы ножкй,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит-то на свой-то на широкий двор

Посмотреть на Соловья-разбойника.

Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:

«Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,

Закричи-тко, собака, по-звериному».

Говорил-то Соловей ему разбойник Одихмантьев сын:

«Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,

А не вас-то я хочу да и послушати,

Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,

Да его хочу-то я послушати».

Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский:

«Ай же старыя казак ты, Илья Муромец!

Прикажи-тко засвистать ты Соловью да и по-соловьему,

Прикажи-тко закричать да по-звериному».

Говорил Илья да таковы слова:

«Ай же Соловей-разбойник Одихмантьев сын!

Засвищи-тко ты в полсвисту соловьего,

Закричи-тко ты во полкрику звериного».

Говорил-то ему Соловей-разбойник Одихмантьев сын:

«Ай же старыя казак ты, Илья Муромец,

Мои раночки кровавы запечатались,

Да не ходят-то мои уста сахарные:

Не могу засвистать да и по-соловьему,

Закричать-то не могу я по-звериному,

А и вели-тко князю ты Владимиру

Налить чару мне да зелена вина,

Я повыпью-то как чару зелена вина,

Мои раночки кровавы поразойдутся,

Да уста мои сахарны порасходятся,

Да тогда я засвищу да по-соловьему,

Да тогда я закричу да по-звериному».

Говорил Илья тот князю он Владимиру:

«Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!

Ты поди в свою столовую во горенку,

Наливай-ко чару зелена вина,

Ты не малую стопу да полтора ведра,

Подноси-ко к Соловью к разбойнику».

То Владимир-князь да стольно-киевский,

Он скоренько шёл в столову свою горенку,

Наливал он чару зелена вина,

Да не малу он стопу да полтора ведра,

Разводил медами он стоялыми,

Приносил-то он ко Соловью-разбойнику.

Соловей-разбойник Одихмантьев сын,

Принял чарочку от князя он одной ручкой,

Выпил чарочку-то Соловей одным духом.

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,

Закричал разбойник по-звериному,

Маковки на теремах покрйвились,

А околенки во теремах рассыпались

От его от посвисту соловьего,

А что есть-то людюшек, так все мертвы лежат;

А Владимир-князь-от стольно-киевский,

Куньей шубонькой он укрывается.

А и тут старый-от казак да Илья Муромец,

Он скорёшенько садился на добра коня,

А и он вёз-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцей-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жён молодыих,

Тебе полно-тко спущать-то сиротить да малых детушек».

А тут, Соловью, ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку.

 

Подлыгаться - входить в доверие ложью, привирать.

Косица - висок.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Подготовьте пересказ былины, последовательно отвечая на предложенные вопросы:

A. Как Илья Муромец одержал победу над вражеским войском, стоявшим под Черниговом? Какие художественные средства подчёркивают многочисленность этого войска? Приведите примеры из текста.

Б. Почему, несмотря на предупреждение об опасности, Илья предпочёл ехать в Киев короткой дорогой? Какие свойства его натуры проявились в этом эпизоде?

B. В чём заключалась сила Соловья-разбойника? Подкрепите свой ответ цитатами.

Г. Как богатырь одолел Соловья-разбойника? Почему он отказался принять выкуп за поверженного врага?

Д. Как Илья Муромец был принят при дворе князя Владимира? Почему князь сначала не поверил рассказу богатыря? А что его заставило изменить своё мнение?

2. Какие свершения Ильи Муромца прославляются в этой былине? Почему их можно назвать героическими?

3. Что свидетельствует об искренней любви народа к Илье?

4. Что олицетворяет собой образ Соловья-разбойника?

5. В каком эпизоде сила Ильи Муромца противопоставляется власти князя Владимира? Какая мысль стоит за этим противопоставлением?

6. Какие нравственные качества народного героя воплощены в образе Ильи Муромца? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

7. Какие географические названия, имена исторических личностей упоминаются в былине? Покажите на карте примерный путь Ильи Муромца из города Мурома в стольный Киев-град. Возможно ли было преодолеть его за один день?

8. Пофантазируйте! Каким вы представляете себе Соловья-разбойника? Кто он: человек или чудище? Подробно опишите его внешность (устно).

9. Определите в прочитанной былине зачин, основную часть и концовку. Найдите в тексте повторяющиеся элементы.

10. Приведите примеры использования гиперболы в былине. Что подчёркивает этот приём в ваших примерах?

11. По памяти восстановите постоянные эпитеты, которыми сопровождаются следующие слова: «... молодец», «силушка ...», «... ворон», «цветочки ...», «уста ...», «... вино».

12. Какие образы придают событиям сказочно-фантастический характер?

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАВИГАТОР

«Садко»

 

Удивительные истории происходили с героем новгородских былин Садко. Он был умелым гусляром и зарабатывал на жизнь своим искусством, играя на пирах. Но пришли тяжёлые времена, и люди перестали устраивать шумные пиры. Опечаленный Садко отправился к Ильмень-озеру, сел на берегу и заиграл на «яровчатых» гуслях для самого себя. Звуки прекрасной музыки «потешили» грозного морского царя. Поднявшись со дна озера, он предложил гусляру свою волшебную помощь. С этого момента жизнь Садко круто изменилась...

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы над произведением

 

1. Какие черты были присущи характеру Садко?

2. Как вёл себя Садко в подводном царстве?

3. В чём проявилась великая сила его искусства?

4. Чем Садко отличается от богатыря-защитника Ильи Муромца?

 

Былины воспевали не только воинские подвиги, но и будничный крестьянский труд. Уважение к этому труду, требующему мужества, силы, выносливости, запечатлено в новгородской былине «Вольга и Микула Селя-нинович». В основе сюжета былины лежит рассказ о встрече князя Вольги Святославовича, племянника киевского князя Владимира, с легендарным богатырём-землепашцем Ми-кулой. Выехал однажды Вольга Святославович со своей дружиной за данью, услыхал поскрипывание сохи да насвистывание пахаря, а самого мужика не приметил. Долго ехал он со своей дружиной и лишь на третий день увидел крестьянина Микулу. Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не даст в обиду ни себя, ни родную землю...

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы над произведением

 

1. Какая сторона народной жизни изображается в былине «Вольга и Микула Селянино-вич»? Как передаётся уважительное отношение народа-сказителя к нелёгкому труду землепашца?

2. Какие образы сопоставляются в былине?

3. В чём заключается подвиг Микулы Селяниновича?

4. Найдите в тексте былины характерные для фольклора художественные приёмы.

 

Возращение былинных богатырей

 

Образы былинных богатырей выросли в символы народа и его героического прошлого. Именно в таком ключе воспринимали былинных героев русские художники, композиторы и писатели Х1Х-ХХ вв.

К былинным темам обращались композиторы М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Например, МЛ. Мусоргский

завершил свой сборник фортепианных произведений «Картинки с выставки» пьесой «Богатырские ворота». Теме подвигов былинных героев посвящена Вторая симфония А.П. Бородина, названная «Богатырской». А НА Римский-Корсаков создал чудесную оперу «Садко» на основе былин о славном новгородце. Музыка этого композитора звучит и в одноимённом кинофильме.

 

1. Как, по вашему мнению, звучала мелодия, под которую исполнялись былины в старину?

2. Какие из названных музыкальных произведений вы слышали на концерте, по радио, видели в театре или по телевидению? Расскажите о своих впечатлениях.

 

Образы легендарных богатырей вдохновляли и знаменитых художников конца XIX - начала XX в. - И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха. Названные живописцы видели в них олицетворение богатырской мощи народа и идеи бескорыстного, героического служения отчизне. Наделяя изображаемых богатырей общенародными чертами, художники в то же время стремились подчеркнуть и их индивидуальные особенности.

Наиболее наглядно такие особенности переданы на картине «Богатыри» В. Васнецова.

Замысел этой картины художник объяснил следующим образом: «Картина моя - Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

«Алёша показан молодым красавцем, он - ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь. В его широком, смуглом, обветренном лице с густыми чёрными бровями, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть молодости».

(По изданию «Галерея искусств»)

 

1. Рассмотрите репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Обратите внимание на возраст, выражения лиц и позы богатырей. Что вы можете сказать о каждом из них?

2. Догадались ли вы, кто есть кто на этой картине? Найдите на репродукции Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

 

Один из самых загадочных персонажей былин - богатырь Святогор. Его трудно назвать героем, потому что никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем - без дома, без родных, без спутников и даже без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Он привязан только к Святым горам.

Святогор не нашёл своего места в жизни, не встал рядом с богатырями, защищавшими Киевскую Русь от внешних врагов, и потому оказался обречённым на гибель.

2. Работа в парах. Порассуждайте, как художник передаёт трагическое одиночество своего героя.

3. Рассмотрите репродукцию картины Виктора Васнецова «Боян», на которой изображён легендарный певец, чьё имя дошло до нас из глубины веков. Каким предстаёт на полотне Боян? Что придаёт его образу черты духовного величия?

4. Как на картине передаётся внимание слушателей?

5. Пофантазируйте! О чём идёт речь в песне Бояна? Аргументируйте свой ответ.

 

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. С какими памятниками искусства слова далёких эпох вы ознакомились в первом разделе? Какие новые сведения о культуре Древней Руси вы почерпнули из этого раздела?

2. Перечислите характерные признаки былин. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из прочитанных произведений.

3. В чём заключается художественная ценность былин?

4. Какие нравственные достоинства воспевались в образах богатырей? Изменилось ли отношение к этим ценностям в наше время? Обоснуйте свой ответ.

5. Работа в группах. Представьте, что вы являетесь членами творческого коллектива, который готовит радиозапись былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Разработайте режиссёрские требования для актёров-чтецов и специалиста, занимающегося музыкальным оформлением. Сыграйте такой «радиоспектакль» в классе.

6. Перечертите таблицу в тетрадь. Сформулируйте признаки волшебной сказки и былины. Сделайте вывод, чем отличаются друг от друга эти фольклорные жанры.

 

Это материал учебника Литература 7 класс Волощук

 

Автор: asia2016 от 19-02-2017, 22:49, посмотрело: 1009