Народна Освіта » Світова література » Антон Чехов - "Хамелеон", "Толстый и тонкий" читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Антон Чехов - "Хамелеон", "Толстый и тонкий" читать онлайн

Антон Чехов

Знаменитый русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге, в купеческой семье. Отец был хозяином бакалейной лавки, в свободное от дел время любил заниматься музыкой. Он прекрасно играл на скрипке и пел. По вечерам в семье устраивались целые музыкальные вечера. Мать писателя всю жизнь посвятила воспитанию детей, сыграв заметную роль в формировании их характеров. От нее Чехов унаследовал мягкость и отзывчивость. В семье было шестеро детей, и все — очень одаренные. «Талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери», — говорил впоследствии Чехов.

В 1876 году отец разорился и, чтобы спастись от кредиторов, бежал в Москву. Чехов, который в это время учился в гимназии, остался в Таганроге и вынужден был содержать себя сам, да еще и помогать родителям. На жизнь он зарабатывал, давая частные уроки. К этому времени относятся первые литературные опыты писателя.

 

 

В 1879 году Чехов перебрался к семье в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Одновременно с учебой он начал публиковать в журналах короткие юмористические рассказы, пародии, сценки и шутки под разными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата, Пурселе-петантов и др.). Первые известные нам произведения Чехова публикуются в 1880 году в журнале «Стрекоза» — это «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?». Позже писатель обращается и к другим жанрам — повести, драме, комедии.

В рассказах 1880-х годов определился тип чеховского героя и основной объект изображения — «средний», обыкновенный человек и повседневная, обыденная жизнь. Уникальность писательского дара состояла в том, что, изображая, на первый взгляд, случайные и незначительные вещи, он умел увидеть в них важное и значительное.

Вскоре после литературного дебюта Чехова его талант был признан и оценен: в 1887 году молодому автору присудили Пушкинскую премию Академии наук. А читатели с восторгом приняли его рассказы, увидели в их героях себя. К. Чуковский, например, писал: «Всеведущими казались мне гении, создавшие "Войну и мир" и "Карамазовых", но их книги были не обо мне,

а о ком-то другом. Когда же появилась чеховская повесть "Моя жизнь", мне почудилось, будто эта жизнь и вправду моя, словно я прочитал свой дневник...». Ту же мысль повторил Л. Толстой: «Чехов, видите ли, это был несравненный художник. Художник жизни. И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное».

СЛОВО — СОВРЕМЕННИКАМ

• Литературный критик, историк литературы и журналист Ф. Батюшков рассказал о своем знакомстве с Чеховым: «Наружность Чехова много раз описывали. Меня только поразило, что он выше ростом, чем я представлял себе. Затем покоряли глаза и удивительный тембр голоса. Глаза вовсе не голубые, как писали, а карие, лучистые, ласковые и немного вопросительные <.> Через несколько минут первая робость от встречи с "самим" Чеховым прошла, и я почувствовал себя, как с добрым, старинным хорошим знакомым, удивительно ласковым, внимательным, сердечным».

• Современник Чехова Максим Горький с теплотой вспоминал: «Мне кажется, что всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее, быть более самим собой, и я не раз наблюдал, как люди сбрасывали с себя пестрые наряды книжных фраз, модных слов и все прочие дешевенькие штучки, которыми русский человек, желая изобразить европейца, украшает себя, как дикарь раковинами и рыбьими зубами. Антон Павлович не любил рыбьи зубы и петушиные перья; все пестрое, гремящее и чужое, надетое человеком на себя "для пущей важности", вызывало в нем смущение, и я замечал, что каждый раз, когда он видел перед собой разряженного человека, им овладевало желание освободить его от всей этой тягостной и ненужной мишуры, искажавшей настоящее лицо и живую душу собеседника. Всю жизнь А. Чехов прожил на средства своей души, всегда он был самим собой, был внутренно свободен и никогда не считался с тем, чего одни — ожидали от Антона Чехова, другие, более грубые, требовали. Красиво простой, он любил все простое, настоящее искреннее.».

• Портрет Чехова дополняют воспоминания писателя И. Бунина: «Он смеялся своим заразительным смехом чаще всего только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное; сам говорил самые смешные вещи без малейшей улыбки. <.> Точен и скуп на слова был даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко; сам он говорил прекрасно — все по-своему, ясно, правильно».

Чехов и Украина

Украину нередко называют второй родиной Чехова. Почему?

Дело в том, что большинство жителей родного писателю Таганрога были украинцами, везде звучала украинская речь. В переписке с друзьями Чехов не раз называл себя украинцем. В одной беседе с Максимом Горьким он признался: «Я настоящий малоросс, я в детстве не говорил иначе, как по-малороссийски».

Бабушка писателя, крепостная крестьянка, была украинкой. Сохранилось свидетельство, что она носила традиционный национальный наряд: свитку и очипок.

В детские годы писателя в доме Чеховых часто пели украинские песни, разыгрывали пьесу И. Котляревского «Москаль-чарівник».

Чехов много раз путешествовал по Украине, дружил с деятелями украинской культуры. Например, в 1888 г. он совершил длительную поездку по краю своих предков. Впечатления о ней изложил колл еге-л итератору Н. Лейкину: «Был я в Лебедине, Гадяче, Сорочинцах и многих других прославленных Гоголем местах. Что за места! Я положительно очарован! <...> Все, что я видел и слышал, так пленительно и ново, такое хорошее и сильное, что на протяжении всей поездки меня не покидала мысль — забросить литературу, которая мне надоела, осесть в каком-нибудь селе на берегу Псла и заняться медициной».

Чехов бывал на окраине Сум в Луках — на даче, принадлежавшей помещикам и промышленникам Линтваревым, где познакомился со многими крестьянами и рабочими Сумщины, рыбачил с ними и лечил их. Быт и нравы местных жителей приятно удивили писателя, о чем он рассказал в письме к Лейкину: «Кроме природы, ничто не поражает меня так в Украине, как общее довольство, народное здоровье, высокая степень развития здешнего мужика, который и умен, и религиозен, и всегда весел и сыт».

Чеховское увлечение Украиной отразилось во многих его произведениях: повести «Степь», рассказах «Счастье», «В родном углу», «Мужики» и др. На живописных берегах реки Псел Чехов написал рассказы «Красавицы», «Житейские мелочи», «Именины», повесть «Скучная история». А украинская актриса Мария Заньковецкая стала главным прообразом Нины Заречной из пьесы писателя «Чайка».

Осмысливаем прочитанное

1. В какой семье вырос А. Чехов?

2. Когда проявился писательский талант Чехова?

3. Какими псевдонимами подписывал свои произведения А. Чехов?

4. Почему Украину нередко называют второй родиной Чехова?

5. Каким Чехов предстает в воспоминаниях современников?

ХАМЕЛЕОН

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель46 Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой47 с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов. — Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А. а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие!.. — говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... — начинает Хрюкин, кашляя в кулак. — Насчет дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец. Вы меня извините, я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете.

— Гм!.. Хорошо. — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо. Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, — обращается надзиратель к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная. Чья это собака, спрашиваю?

— Это, кажись, генерала Жигалова! — говорит кто-то из толпы.

— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину. — Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь. известный народ! Знаю вас, чертей!

— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни. Вздорный человек, ваше благородие!

— Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. А ежели я вру, так пущай мировой48 рассудит. У него в законе сказано. Нынче все равны. У меня у самого брат в жандарах49. ежели хотите знать.

— Не рассуждать!

— Нет, это не генеральская. — глубокомысленно замечает городовой. — У генерала таких нет. У него все больше легавые50.

— Ты это верно знаешь?

— Верно, ваше благородие.

— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида. подлость одна только. И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй. Нужно проучить! Пора.

— А может быть, и генеральская. — думает вслух городовой. — На морде у ней не написано. Намедни во дворе у него такую видел.

— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.

— Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. Что-то ветром подуло. Знобит. Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

— Повар генеральский идет, его спросим. Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку. Ваша?

— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

— И спрашивать тут долго нечего, — говорит Очумелов. — Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать. Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая. Истребить, вот и все.

— Это не наша, — продолжает Прохор. — Это генералова брата, что намеднись51 приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч.

— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. — Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

— В гости.

— Ишь ты, господи. Соскучились по братце. А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад. Возьми ее. Собачонка ничего себе. Шустрая такая. Цап этого за палец! Ха-ха-ха. Ну, чего дрожишь? Ррр. Рр. Сердится, шельма. цуцык этакий.

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Толпа хохочет над Хрюкиным.

— Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

1884

Проверяем, внимательные ли мы читатели

1. Кто такой Очумелов?

2. Что известно о внешности надзирателя?

3. На что жалуется Хрюкин?

4. Кого Очумелов считает виноватым — Хрюкина или собаку? Меняется ли его мнение в течение рассказа?

5. Кто такой Прохор? Какую роль он играет в рассказе?

Размышляем над текстом художественного произведения

1. Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит?

2. Как вы думаете, почему Очумелов называет свою верхнюю одежду то «шинель», то «пальто»?

3. Почему читатель так и не узнает, виновата ли собака?

4. Можно ли говорить о том, что Чехов наделил героев «говорящими фамилиями»? Обоснуйте ответ.

5. Найдите в рассказе яркие детали. Объясните, какую роль они играют в понимании идейного замысла произведения.

6. Почему рассказ назван «Хамелеон»?

7. Какие человеческие пороки осуждает Чехов в рассказе «Хамелеон»? Вспомните, что такое рассказ. Какие признаки жанра рассказа можно отметить в чеховском произведении?

Актуален ли рассказ Чехова в наше время?

Высказываем мнение

Найдите на образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua иллюстрации к рассказу «Хамелеон». Какую вы считаете наиболее удачной? Почему?

ИДЕМ В БИБЛИОТЕКУ

Найдите в библиотеке или на электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua и прочитайте рассказ «Злоумышленник». Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту произведения.

1. Где происходит действие рассказа?

2. В чем следователь обвиняет Григорьева?

3. Зачем крестьянину понадобилась гайка? Какую реакцию у следователя вызывают объяснения Дениса?

4. Почему, по вашему мнению, рассказ открывается портретом крестьянина? Каким предстает перед читателями Денис Григорьев?

5. В чем особенности речи Дениса? Какие из них указывают на крестьянское происхождение героя? В толковом словаре найдите значение неизвестных вам слов, которые употребляет герой.

6. Был ли в действиях крестьянина злой умысел? Почему рассказ назван «Злоумышленник»?

7. Понял ли Денис, за что его осудили?

8. Можно ли назвать следователя бездушным человеком? Обоснуйте ответ.

9. В чем прав и не прав следователь по отношению к Денису?

10. Какие эпизоды произведения вызывают у вас смех, а какие — грусть?

11. Против каких личных и общественных недостатков направлен рассказ?

Представьте, что вы — режиссер фильма по мотивам рассказа «Злоумышленник». Напишите указания актерам, как следует играть роли: с какой интонацией произносить слова, как двигаться и жестикулировать в кадре.

толстый И тонкий

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом52 и флер-д’оранжем53. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

— Милый мой! — начал тонкий после лобызания. — Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, Господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка54. А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. — Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом55 за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом56 за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе. А это моя жена, урожденная Ванценбах. лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором57 уже второй год и Станислава58 имею. Жалованье плохое... ну, да Бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно59 из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного60 дослужился. Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что

от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт61 и застегнул все пуговки своего мундира.

— Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте. Что вы-с. — захихикал тонкий, еще более съеживаясь. — Милостивое внимание вашего превосходительства. вроде как бы живительной влаги. Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил. жена Луиза, лютеранка, некоторым образом.

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

1886

Художественное своеобразие рассказов А. Чехова

Чехов известен как непревзойденный мастер короткого рассказа. Пространные описания природы, детальные портреты и тому подобные средства просто невозможны в этом жанре. Поэтому огромное значение приобретает такой прием создания образа, как художественная деталь.

Художественная деталь — это выразительная подробность интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает

глубже понять образ или идею произведения.

В качестве художественной детали выступает не любая подробность, а такая, которая несет значительную смысловую нагрузку, дает представление о предмете в целом.

Правильно найденная деталь (по словам А. Пушкина, «мелочь, которая ускользает от глаз», но благодаря писателю мелькает «крупно») вызывает у читателя верное представление о герое, событии и об изображенной эпохе.

С помощью художественной детали Чехов раскрывал характеры персонажей, мотивы их поведения.

В рассказах писателя часто сталкиваются противоположные мировоззрения, разные жизненные уклады и нравственные принципы. В произведении «Толстый и тонкий» противопоставление героев заявлено уже в названии, а затем разворачивается в ходе действия рассказа. Такой прием называют антитезой.

Антитеза (от греч. anti — против и thesis — положение) — противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

Проверяем, внимательные ли мы читатели

1. Где происходит действие рассказа?

2. Назовите имена главных героев.

3. Как автор описывает внешность толстого? Тонкого?

4. Кто сопровождает тонкого?

5. Как поначалу ведет себя тонкий с толстым? Рад ли толстый встрече с тонким?

Размышляем над текстом художественного произведения

1. Когда и почему в поведении тонкого наступает резкая перемена?

2. Как во время беседы «друзей детства» ведут себя жена и сын тонкого?

3. Подумайте, почему тонкий два раза представляет толстому членов своей семьи.

4. Как толстый реагирует на резкую перемену в поведении старого друга?

5. Почему дважды повторяется фраза «были приятно ошеломлены»? Кто и чем ошеломлен в первом случае, а кто — во втором?

6. С помощью каких художественных деталей созданы образы тонкого и толстого?

7. Найдите примеры использования антитезы в произведении.

8. Какая черта характера высмеивается в рассказе?

Читаем выразительно

Прочитайте рассказ в лицах, передавая характеры персонажей, авторское отношение к ним.

Учимся сравнивать

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу, помещенную в учебнике. Какой эпизод изобразил художник? Какие черты характера персонажей он подчеркнул?

На электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua найдите другие иллюстрации к рассказу. На ваш взгляд, кому из мастеров удалось точнее передать характеры и ситуацию, описанные в рассказе? Обоснуйте ответ.

Комментируем высказывание специалиста

Ученый Б. Эйхенбаум в статье «О Чехове» отметил: «Чехов до предела сжимал авторский текст, доводя его иногда до значения сценических ремарок. Чехов утверждал: «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев».

Установите, как отмеченные Эйхенбаумом особенности творческого почерка писателя раскрылись в рассказе, который вы прочитали.

Реализуем творческие способности

• Смоделируйте две ситуации: в первой чин тонкого выше, чем у толстого, во второй — у героев одинаковые чины. Как поведут себя герои в первом случае, а как — во втором?

• Напишите развернутую характеристику одного из персонажей рассказа: толстого, тонкого, его жены или сына. Используйте памятку №3.

• Дайте письменный ответ на вопрос «Современны ли рассказы А. Чехова?».

ИДЕМ В БИБЛИОТЕКУ

Найдите в библиотеке или на электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua и прочитайте рассказ «Смерть чиновника».

Ответьте на вопросы к тексту произведения.

1. Где развивается действие рассказа?

2. Что испортило герою впечатление от оперетты? Что он предпринял в связи с этим?

3. Почему Червяков решил, что одного извинения недостаточно? Сколько раз он извинился?

4. Чем заканчивается рассказ?

5. Что заставило Червякова несколько раз извиниться перед генералом?

6. Случаен ли выбор фамилии главного героя? На какие черты личности Червякова она указывает?

7. Как вы оцениваете реакцию генерала на первое извинение? Менялась ли она при дальнейших попытках Червякова извиниться?

8. Подумайте, почему автор подчеркивает, что Червяков умер, не снимая вицмундира. Можно ли говорить о том, что вицмундир — это художественная деталь? Обоснуйте свой ответ.

9. Какие средства комического использованы в рассказе?

Напишите рассказ, излагая события с позиции генерала, а не чиновника.

 

Это материал учебника Литература 7 класс Надозирная, Полулях

 

Автор: admin от 25-01-2017, 01:58, Переглядів: 5794