Народна Освіта » Світова література » Александр Пушкин - "Узник", "Птичка", "Если жизнь тебя обманет…", "Цветок", "Станционный смотритель" (краткое содержание) читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Александр Пушкин - "Узник", "Птичка", "Если жизнь тебя обманет…", "Цветок", "Станционный смотритель" (краткое содержание) читать онлайн

Александр Пушкин - портрет

Поэтический дар Александра Сергеевича Пушкина проявился очень рано. Однако решающее значение в его формировании сыграли лицейские годы.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, где предполагалось обучать будущих государственных деятелей. В лицее царила атмосфера дружбы, братства, творческого соревнования. Именно лицей стал колыбелью поэзии Пушкина. Его несомненный поэтический талант был признан не только товарищами по лицею, но и лучшими поэтами того времени — Г. Державиным, В. Жуковским, К. Батюшковым, Н. Карамзиным.

В это время определился основной круг тем лирики поэта: темы любви, дружбы, роли поэта и поэзии. Сам Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» признался: «в садах Лицея... являться Муза стала мне».

В лицейские годы Пушкин еще только пробовал свой поэтический голос, это был период ученичества. Уникальный и неповторимый творческий почерк поэт приобрел после окончания Лицея, в 1817—1820 годы. В этот период он служил в Петербурге, в Коллегии иностранных дел, и активно участвовал в общественно-литературной жизни столицы. Поэт посещал литературно-театральное общество «Зеленая лампа», где сблизился с будущими декабристами — так станут называть участников дворянского антиправительственного восстания 1825 года. Под влиянием декабристских идей

Пушкин написал «вольнолюбивые стихи» (ода «Вольность», послание «К Чаадаеву», сатирические песенки и политические эпиграммы, в которых едко высмеивались царь Александр I и его министры), призывающие к борьбе с самодержавием.

«Вольные стихи» не публиковались и расходились по стране в рукописях. Однако слух о них дошел до российского самодержца. Александр I пришел в негодование из-за того, что поэт наводнил всю империю возмутительными стихами. Последствия царского гнева были очень серьезными. Пушкину грозила ссылка в холодную Сибирь или далекий Соловецкий монастырь на Белом море. Но у поэта нашлись высокопоставленные заступники, поэтому его перевели на службу в южную часть Российской империи — Кишинев. По сути, это была ссылка, но мягкая, воспитательная. Опального поэта лишили права появляться в крупных городах страны, зато он сохранил личную свободу и возможность творить.

В южной ссылке, длившейся с 1820 по 1824 год, Пушкин создал поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», множество стихотворений и начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

ПУШКИН И УКРАИНА

 

• Первые украинские впечатления Пушкина связаны с Киевом, куда он заехал в мае 1820 года по пути из Петербурга в Кишинев — к месту отбывания ссылки. Зимой 1821 года Пушкин посетил Киев второй раз — в компании друга, генерала Н. Раевского. Пушкин гулял по аллеям Государева сада (теперь он называется Мариинским), улицам Подола, осмотрел пещеры Киево-Печерской лавры, Софийский собор и Братский монастырь. Киевляне чтят память великого поэта. В 1899 году одна из центральных улиц получила название Пушкинской, а в районе Шулявка был заложен Пушкинский парк. В 1962 году у входа в парк установили монумент поэта. На его пьедестале начертано: «Пушкину. Украинский народ».

В конце весны 1820 года Пушкин жил в Екатеринославе (старое название Днепропетровска). С ноября 1820 по март 1821-го и в ноябре 1822 года — в Каменке (сейчас это районный центр Черкасской области). Здесь располагалось имение дворянского рода Давыдовых, у которых гостил поэт.

 

 

Из украинских городов дольше всего — год с небольшим — Пушкин провел в Одессе. Туда его перевели на службу из Кишинева в 1823 году. В Одессе поэт служил под началом наместника Новороссийского края графа М. Воронцова.

О том, каким город запомнился Пушкину, говорят строки «Евгения Онегина»:

Я жил тогда в Одессе пыльной:

Там долго ясны небеса,

Там хлопотливо торг обильный Свои подъемлет паруса;

Там все Европой дышит, веет,

Все блещет югом и пестреет Разнообразностью живой...

Итальянская улица в Одессе, на которой жил Александр Сергеевич, была переименована в Пушкинскую.

В 1889 году одесситы установили памятник поэту на Приморском бульваре.

Осмысливаем прочитанное

1. Что нового вы узнали о поэте?

2. Почему созданные после окончания лицея стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву» называют вольнолюбивыми?

3. С какими городами и культурными памятниками связаны украинские впечатления Пушкина? Отражены ли они в произведениях писателя?

Готовим проект

Используя памятку №8, подготовьте один из проектов.

• «Памятники А. Пушкину в городах Украины».

• «Мое любимое стихотворение А. Пушкина».

узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай, улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

1822

из ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ • Стихотворение создано в период южной ссылки под впечатлением двух событий. Первое — это арест друга Пушкина, поэта В. Раевского, за политическую пропаганду среди солдат. Второе — посещение кишиневского острога (тюрьмы), во дворе которого жили два ручных орла. Чтобы они не могли улететь, им подрезали крылья.

Размышляем над текстом художественного произведения

1. Почему стихотворение относят к вольнолюбивой лирике Пушкина?

2. Как вы думаете, почему узник называет орла своим «грустным товарищем»? Что их объединяет?

В произведении противопоставлены картины тюремного быта и вольной жизни. Какие изобразительные средства языка использовал Пушкин для создания этих картин?

Литературовед А. Слонимский утверждал, что стихотворение имеет «сосредоточенный мрачный характер», несет отпечаток «мрачного уныния». Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте ответ.

Читаем выразительно

Прочитайте стихотворение вслух, подчеркнув интонацией душевное состояние лирического героя — узника. Выучите стихотворение наизусть.

Учимся сравнивать

Найдите на образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua перевод стихотворения «Узник» на украинский язык. Используя памятку №9, сравните оригинал и перевод.

Реализуем творческие способности

* Напишите сочинение «История узника». Выскажите предположение, какие драматические события привели его в темницу.

Высказываем мнение

Найдите в Интернете и прослушайте романс «Узник» композитора А. Алябьева в исполнении А. Ведерникова. На ваш взгляд, удалось ли композитору и исполнителю передать основное настроение стихотворения? Аргументируйте ответ.

ПТИЧКА

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

1823

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

• В стихотворении, созданном в южной ссылке, упоминается «родной обычай старины». О том, что это за обычай, Пушкин разъяснил в письме поэту и переводчику Н. Гнедичу: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье (то есть на Пасху) выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это».

Размышляем над текстом художественного произведения

1. Можно ли утверждать, что смысл стихотворения сводится к освобождению птички, томящейся в неволе? Обоснуйте ответ.

2. В каком году написано стихотворение? Обратитесь к статье учебника о А. Пушкине и поясните, какую чужбину имеет в виду поэт, почему лирическому герою произведения необходимо утешенье?

Что сближает стихотворения «Птичка» и «Узник»?

Вспомните, какие бывают двусложные размеры стиха. Какой двусложный размер использован в «Птичке»? Как этот стихотворный размер помогает передать настроение лирического героя?

Читаем выразительно

Прочитайте стихотворение выразительно, соблюдая стихотворный ритм, воспроизводя настроение лирического героя.

* * *

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет; Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило.

1825

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

• Поэт много лет дружил с соседкой по имению Михайловское Прасковьей Александровной Осиповой. Стихотворение написано в альбом дочери Осиповой, пятнадцатилетней Евпраксии. Кстати, под домашним именем Зизи Евпраксия была упомянута в романе Пушкина «Евгений Онегин» и, по мнению некоторых ученых, стала прототипом главной героини этого произведения — Татьяны Лариной.

Размышляем над текстом художественного произведения

1. Стихотворение относят к философской лирике — то есть произведениям, в основе которых лежат раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях. О чем размышляет Пушкин в стихотворении?

2. Как поэт учит относиться к жизненным неудачам?

3. Как вы понимаете смысл строки: «Что пройдет, то будет мило»?

4. Вспомните, что такое рифма. Какой тип рифмы (кольцевую, перекрестную, парную; мужскую, женскую) использовал поэт?

На ваш взгляд, правильно ли смиряться с трудностями и унынием? Аргументируйте ответ.

Высказываем мнение

Найдите в Интернете и прослушайте романс «Если жизнь тебя обманет...» композитора А. Алябьева в исполнении А. Ведерникова. Какие чувства вызвала у вас композиция? На какие размышления натолкнула?

Реализуем творческие способности

Представьте, что вы делаете запись в альбом друга, даете ему дружеский совет на случай, если его «жизнь обманет». Какой это будет совет? Сформулируйте его в стихотворной или прозаической форме.

ЦВЕТОК

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

1828

Размышляем над текстом художественного произведения

1. На какие размышления наводит лирического героя засохший цветок?

2. Как вы понимаете значение слова «безуханный»?

3. С кем сравнивается цветок в последних строках? Как вы считаете, почему?

Какую роль играет обилие вопросительных интонаций в произведении? Обоснуйте свой ответ.

О «Повестях Белкина»

В конце 1820-х годов Пушкин обратился к прозе. Первым завершенным прозаическим произведением стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанный в 1830 году. Цикл включает предисловие «От издателя» и пять повестей: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел» и «Метель».

В «Повестях Белкина» Пушкин прибегает к литературной мистификации (то есть намеренно вводит читателя в заблуждение), заявляя в предисловии, что он — лишь издатель цикла повестей, написанных Белкиным. В свою очередь, содержание пяти повестей рассказано Белкину свидетелями или участниками случившихся событий.

Возникает вопрос: зачем Пушкин передает авторство вымышленному персонажу? Ученые называют две основные причины. Во-первых, в предисловии Белкин описан как самый обыкновенный человек, добрый, кроткий, и его образ вызывал теплое доверие у читателей. Он описывает быт русской провинции, рассказывает истории из жизни ничем не примечательных людей — но в этих историях происходят неожиданные события, возникают случайные совпадения, счастливые развязки. Во-вторых, до «Повестей Белкина» Пушкина знали прежде всего как поэта, поэтому вымышленный автор давал ему возможность перейти к новой роли писателя-прозаика.

Пушкин считал, что писать повести надо «просто, коротко и ясно». Добиться простоты, максимальной близости к языку бытового общения было трудной и новой для литературы задачей. Однако писатель выполнил ее, фактически создав и отточив прозаический литературный язык. Поэтому его называют создателем русского литературного языка.

В повести «Станционный смотритель» Пушкин впервые поднял тему «маленького человека». Впоследствии она стала одной из главных в русской литературе XIX века. Ее касались Н. Гоголь, А. Чехов, Ф. Достоевский и многие другие. «Маленький человек» — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не причиняющий зла, безобидный. Критики считают станционного смотрителя Самсона Вы-рина первым героем, представляющим тип «маленького человека».

Большое значение для понимания идеи художественного произведения имеет анализ композиции.

Композиция — построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей.

Выделяют композицию линейную (когда события идут в хронологическом порядке), обратную (когда события воссозданы в обратном порядке — от финала к началу), кольцевую (повтор в начале и конце произведения художественных описаний, сходство событий и их участников в начале и финале). Иногда в произведении появляется вставной рассказ героя — такой вид композиции называют рассказ в рассказе.

Например, в повести «Станционный смотритель» Пушкин использует прием «рассказ в рассказе». Смотритель рассказывает о том, чего не мог видеть рассказчик. Такое построение выявляет идею повести — открытие в «маленьком человеке» Вырине ранимой и чуткой души.

Осмысливаем прочитанное

1. Как называется первое завершенное прозаическое произведение Пушкина?

2. Какие произведения входят в цикл «Повести Белкина»?

3. Почему при создании «Повестей Белкина» Пушкин решил прибегнуть к мистификации?

4. Почему Пушкина называют создателем русского литературного языка?

5. Какая тема была впервые поднята в повести «Станционный смотритель»?

6. Что такое композиция?

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

(В сокращении)

Коллежский регистратор22, Почтовой станции диктатор.

Князь Вяземский23

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? <...> Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев24, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. <...> Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Еще несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела... <...>

Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. В самом деле, память одного из них мне драгоценна. Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с любезными читателями.

В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. <...> День был жаркий. В трех верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия; — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную25, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке26 отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Лошади были давно готовы, а мне все не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой. <...>

Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова. <...>

Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал. Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика. «Узнал ли ты меня? — спросил я его, — мы с тобою старые знакомые». — «Может статься, — отвечал он угрюмо, — здесь дорога большая; много проезжих у меня перебывало». — «Здорова ли твоя Дуня?» — продолжал я. Старик нахмурился. «А бог ее знает», — отвечал он. «Так видно она замужем?» — сказал я. Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса и продолжал пошептом читать мою подорожную. Я прекратил свои вопросы и велел поставить чайник. Любопытство начинало меня беспокоить, и я надеялся, что пунш разрешит язык моего старого знакомца.

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. <...> На втором стакане сделался он разговорчив; вспомнил или показал вид, будто бы вспомнил меня, и я узнал от него повесть, которая в то время сильно меня заняла и тронула.

«Так вы знали мою Дуню? — начал он. — Кто же и не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. <...> Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». Тут он стал подробно рассказывать мне свое горе. Три года тому назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками. Он расположился у смотрителя, начал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужинать. Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тотчас, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но, возвратясь, нашел он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать. Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С*** за лекарем.

На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села с своим шитьем у его кровати.

Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед. Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своею рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки, и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать; лекарь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом.

Прошел еще день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем. День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение;

простился и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении... «Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошел в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошел домой ни жив ни мертв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила ее крестная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил ее. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

Старик не снес своего несчастия; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С *** и на его место определили на время другого. <...> Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С *** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью. <...> «Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой мыслию прибыл он в Петербург, остановился в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски. Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире27. Смотритель решился к нему явиться.

Рано утром пришел он в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде одиннадцати часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в назначенное время. Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье28. «Что, брат, тебе надобно?» — спросил он его. Сердце старика закипело, слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..» Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет и запер за собою дверь. «Ваше высокоблагородие! — продолжал старик, — что с возу упало, то пропало; отдайте мне, по крайней мере, бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». — «Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком, и пошел... Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился. но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..» Смотритель за ним не погнался. Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть еще раз увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял — да и пошел.

В этот самый день, вечером, шел он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих. Вдруг промчались перед ним щегольские дрожки, и смотритель узнал Минского. Дрожки остановились перед трехэтажным домом, у самого подъезда, и гусар вбежал на крыльцо. Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя. Он воротился и, поравнявшись с кучером: «Чья, брат, лошадь? — спросил он, — не Минского ли?» — «Точно так, — отвечал кучер, — а что тебе?» — «Да вот что: барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то его живет». — «Да вот здесь, во втором этаже. Опоздал ты, брат, с твоей запиской; теперь уж он сам у нее». — «Нужды нет, — возразил смотритель с неизъяснимым движением сердца, — спасибо, что надоумил, а я свое дело сделаю». И с этим словом пошел он по лестнице.

Двери были заперты; он позвонил, прошло несколько секунд в тягостном для него ожидании. Ключ загремел, ему отворили. «Здесь стоит Авдотья Самсоновна?» — спросил он. «Здесь, — отвечала молодая служанка, — зачем тебе ее надобно?» Смотритель, не отвечая, вошел в залу. «Нельзя, нельзя! — закричала вслед ему служанка, — у Авдотьи Самсоновны гости». Но смотритель, не слушая, шел далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» — спросила она, не подымая головы. Он все молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову... и с криком упала на ковер. Испуганный Минский кинулся ее подымать и, вдруг увидя в дверях старого смотрителя, оставил Дуню, и подошел к нему, дрожа от гнева. «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» — и, сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.

Старик пришел к себе на квартиру. Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться. Через два дни отправился он из Петербурга обратно на свою станцию и опять принялся за свою должность. «Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы...»

Таков был рассказ приятеля моего, старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал он своею полою. <...> С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне.

Недавно еще, проезжая через местечко ***, вспомнил я о моем приятеле; я узнал, что станция, над которой он начальствовал, уже уничтожена. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром. «Отчего ж он умер?» — спросил я пивоварову жену. «Спился, батюшка», — отвечала она. «А где его похоронили?» — «За околицей, подле покойной хозяйки его». — «Нельзя ли довести меня до его могилы?» — «Почему же нельзя. Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».

При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу.

— Знал ты покойника? — спросил я его дорогой.

— Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!), идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! орешков!» — а он нас орешками и наделяет. Все, бывало, с нами возится.

— А проезжие вспоминают ли его?

— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.

— Какая барыня? — спросил я с любопытством.

— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка, — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..

Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища.

— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом.

— И барыня приходила сюда? — спросил я.

— Приходила, — отвечал Ванька; я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!

И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

1830

Проверяем, внимательные ли мы читатели

1. Кто является рассказчиком в повести?

2. Кто такие станционные смотрители? Что входило в их обязанности?

3. Как описывается дочь смотрителя?

4. Как Минский обманул Вырина, чтобы остаться наедине с его дочерью?

5. Опишите вторую встречу Вырина и Минского.

6. Как отразился на жизни станционного смотрителя побег дочери?

Размышляем над текстом художественного произведения

1. Какую роль играет в повести подробное вступление с рассуждениями

о станционных смотрителях?

2. Как вы понимаете эпиграф к повести? Соответствует ли он рассуждению

о смотрителях? Почему, на ваш взгляд, Пушкин использовал слова Вяземского?

3. Дайте характеристику Дуне. Можно ли осуждать Дуню за ее побег из отчего дома? Обоснуйте ответ.

4. Как вы оцениваете поведение Минского при встрече с Выриным? Был ли Минский злым человеком? Почему вы так считаете?

5. Почему Вырина относят к литературному типу «маленького человека»?

6. Каким вы представляете себе рассказчика повести?

Прочитайте притчу о блудном сыне из Евангелия от Луки, которую ил-

£, люстрируют картинки в доме Вырина. Как евангельская притча перекликается с сюжетом повести? Какую роль играет притча в понимании идеи пушкинского произведения?

Комментируем высказывание специалиста

Поэт и литературовед В. Гиппиус в работе «Повести Белкина» отметил: «Повесть названа "Станционный смотритель", и именно на Вырине, а не на Дуне сосредоточено внимание автора». Подтвердите или опровергните данное высказывание. Обоснуйте свое мнение.

Реализуем творческие способности

Посмотрите художественный фильм «Станционный смотритель» (реж. С. Соловьев, 1972). Напишите критический отзыв о фильме. В отзыве охарактеризуйте игру актеров, умение режиссера передать художественное своеобразие и идею пушкинской повести.

ИДЕМ В БИБЛИОТЕКУ

Найдите в библиотеке или на электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua и прочитайте повесть «Метель». Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту произведения.

1. Из какого произведения В. Жуковского взят эпиграф? Как вы можете объяснить выбор Пушкиным эпиграфа?

2. Какие сюжетные переклички с произведением Жуковского вы отметили в повести?

3. Какую роль в жизни героини играют сны?

4. В чем смысл заглавия произведения? Какую роль в сюжете повести играет метель?

5. По мнению литературоведа В. Сквозникова, герои повести «Метель» награждены счастьем обретения друг друга за то, «что у каждого из них чувство долга выдержало испытания». Как вы понимаете слова ученого?

6. Прослушайте произведение Г. Свиридова «Вальс» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель»). Как вы думаете, к какому эпизоду повести подходит эта музыка? Почему?

Подготовьте инсценировку или пересказ в лицах финального эпизода повести «Бурмин и Марья Гавриловна у пруда».

 

Это материал учебника Литература 7 класс Надозирная, Полулях

 

Автор: admin от 25-01-2017, 01:51, Переглядів: 2777