Народна Освіта » Світова література » Из устного народного творчества. Русские былины. Илья Муромец и Соловей-Разбойник читать онлайн

НАРОДНА ОСВІТА

Из устного народного творчества. Русские былины. Илья Муромец и Соловей-Разбойник читать онлайн

Фольклор — сокровищница народного творчества. В фольклорных произведениях воплощена многовековая мудрость. Именно поэтому пословицы, сказки и легенды, созданные несколько столетий назад, интересны и актуальны до сих пор. Как и все художественные произведения, фольклорные тексты делят на эпические, лирические и драматические. Самую большую группу составляют эпические произведения, в которых изображены события, люди и их поступки. Одним из самых известных фольклорных эпических жанров является былина.

Былина — народный песенный эпос о богатырях

и их подвигах.

Первые былины сложились еще до крещения Руси, в языческие времена. Их героями являются Святогор, Микула Селянинович, Вольга. Однако большинство дошедших до нас произведений возникло в период с XI по XШ век. Их родиной были киевская, черниговская, галицко-волынская, ростово-суздальская земли.

Во многих былинах рассказывается о молодецкой удали и подвигах богатырей: битвах с врагами, путешествиях в дальние страны или в иной мир. Противниками богатырей чаще всего выступают чудовища (Соловей-разбойник, Змей, Тугарин Змее-вич, царь Калин), полчища вражеских войск, а иногда и правитель родного края (князь Владимир).

Богатыри воплощают самые высокие народные идеалы: патриотизм, мужество, силу, сдержанность, справедливость, смекалку, широту души.

Один из таких героев — популярный былинный персонаж Илья Муромец, уроженец села Карачарова, что под городом Муромом. Согласно былинам, Илья вырос в крестьянской семье и из-за болезни «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды к нему в дом пришли странники — «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его невиданной силой. Бесстрашный богатырь начал служить городу Киеву и князю Владимиру, победил Соловья-разбойника, царя Калина и Идолище поганое.

Еще один любимый былинный герой — новгородский гусляр и купец Садко. Былина о Садко делится на три части. В первой герой поражает мастерством игры на гуслях морского царя и получает от него совет, как разбогатеть. Во второй он бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В третьей путешествует по владениям морского царя, в пучине вод. В Садко сочетаются русский размах, удаль и бесстрашие.

Былины имеют несколько характерных особенностей. Действие в них развивается неторопливо, что придает ему торжественность. Для замедления действия используются повторы (дивным дивно; эта коса, коса; из далече-далече; а приехали они да на святую Русь, / на святую Русь да и под Киев-град), нагнетания синонимов (биться-ратиться; дани-пошлины), подробные описания.

В былинах также часто употребляются постоянные эпитеты и гиперболы, при помощи которых обычно подчеркиваются черты характера или наружности персонажей, достойные особого внимания.

Постоянный эпитет — характерное для народной поэзии определение, которое устойчиво сочетается с определяемым словом и образует с ним образно-поэтическое выражение (поле чистое, море синее, жемчуг мелкий, облако ходячее, гости богатые, солнышко красное, сон богатырский).

Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение, излишек) — чрезмерное преувеличение размера, красоты и других свойств описываемого явления. Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» гипербола используется при описании богатырского коня.

Внешнее единство былин выражается в стихе (названном «былинным»), слоге и языке.

Былинный стих — нерифмованный стих, каждая строка которого содержит приблизительно одинаковое количество ударений.

Сотни лет былины жили в памяти народа и передавались следующим поколениям благодаря сказителям — любителям и знатокам

поэтического слова. Как правило, оказывание (то есть исполнение) былин не являлось их профессиональным занятием. Сказителями часто были обычные крестьяне и ремесленники.

Исполнители былин не просто воспроизводили известный им текст слово в слово. Сказывание былины — это всегда творчество, демонстрация своего художественного мастерства. Сказитель не заучивал былину наизусть, а запоминал ее основное содержание. Сказывая, он дополнял сюжет событиями или, наоборот, какие-то действия героев опускал. Так, у набожного сказителя и богатыри оказывались богобоязненными, все время осеняли себя крестом; у книгочея в текст проникали книжные обороты речи и т. п.

На Руси искусство исполнения былин нередко переходило по наследству. Одна из самых известных семей сказителей — крестьяне Рябинины. У главы рода Трофима Рябинина (1801—1885) мастерство пения былин перенял его сын Иван, а у него — его пасынок, тоже Иван. Последним представителем поколения сказителей стал правнук Трофима — Петр Андреев-Рябинин.

Современному читателю былины доступны благодаря собирателям фольклора. До XVII века произведения этого жанра не собирались и не записывались. Открытие и изучение богатств русского эпоса пришлось на XVIII—XX века. Исследователи ездили по отдаленным русским губерниям и записывали былины, слушая сказителей и стараясь сохранить особую манеру каждого из них. Затем тексты издавались в виде сборников. Лучшие из них — это «Собрание древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым» (1901), «Песни, собранные П. Рыбниковым» (1861—1867) и «Онежские былины» (1872), записанные А. Гильфердингом.

 

 

Былины и думы

Ученые полагают, что эпическая традиция Древней Руси нашла отражение и в украинском народном творчестве, для которого характерны думы — лиро-эпические произведения, исполняемые под музыкальное сопровождение. Пение дум, как и «сказывание» былин, требует особого таланта и певческой техники, поэтому думы сохранились только среди профессиональных певцов. Первое упоминание о думах найдено в хронике 1587 года польского историка С. Сарницкого.

Думы слагались в казацкой среде в XV—XVII веках и отображали исторические события той поры: войны с Польшей, борьбу с турками и татарами в степях и на Черном море, тяготы невольников, попавших в плен к врагу. С особенной любовью думы повествуют о героях, совершивших разные подвиги: Самойле Кошке, Богдане Хмельницком, Алексее Поповиче.

В думах отразились не только события отечественной истории, но и характер украинского народа — его трудолюбие, преданность родине, свободолюбие, мужество.

Рассказ о событиях в думах окрашен отношением исполнителя к происходящему и героям.

Сюжеты, образы и идеи украинских дум широко использовались в художественной литературе XIX и ХХ веков.

СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ • Богатыри в живописи, на сцене и в кино

Образы могучих богатырей и сюжеты былин вдохновили многих живописцев, композиторов, режиссеров. Пожалуй, самые знаменитые произведения живописи, посвященные былинным сюжетам, — это картины В. Васнецова «Витязь на распутье» (1882) и «Богатыри» (1898), И. Репина «Садко» (1876), декоративные панно М. Врубеля «Микула Селянинович» (1896), «Богатырь» (1898) и серия полотен

H. Рериха «Богатырский фриз» (1909—1910).

Многие годы на сценах театров всего мира ставят оперу-былину «Садко» Н. Римского-Корсакова и оперу «Добрыня Никитич» А. Гречанинова. На былинные сюжеты созданы десятки художественных и мультипликационных фильмов о других былинных героях: Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Осмысливаем прочитанное

I. Что такое былина? Когда возникли эти произведения?

2. Кто является героями былин?

3. Назовите характерные особенности былин.

4. Благодаря кому современному читателю известны былины?

5. Что такое постоянный эпитет? Гипербола? Былинный стих?

6. Кто такие сказители? Каковы особенности «сказывания» былин?

7. Что сближает русские былины и украинские думы? Чем они отличаются?

Готовим проект

Используя памятку №8, расположенную на форзаце учебника, подготовьте один из проектов1:

• «Устаревшие слова в былинах».

• «Прототипы былинных героев».

Илья МУРОМЕЦ И СОЛОВЕй-РАЗБОйНИК

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей.

Он как стал-то эту силу великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую,

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град. Выходили мужички да тут черниговски И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

«Ай же мужички да вы черниговски!

Я нейду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град».

Говорили мужички ему черниговски:

«Ты удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты славный богатырь да святорусскии!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела,

Ай по той по дорожке прямоезжею Да й пехотою никто да не прохаживал,

На добром коне никто да не проезживал.

Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя2,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу,

Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын.

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

И от его ли-то от посвиста соловьего,

И от его ли-то от покрика звериного То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей — то все мертвы лежат. Прямоезжею дороженькой — пятьсот есть верст, Ай окольноей дорожкой — цела тысяча».

Он спустил добра коня да й богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырскии С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал. Подъезжает он ко речке ко Смородинке,

Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,

Да ко той ли ко березе ко покляпыя,

К тому славному кресту ко Леванидову. Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному,

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонялися.

Его добрый конь да богатырскии Ай он на корни да спотыкается.

Ай как старый-то казак да Илья Муромец Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, да таковы слова:

«Ах ты, волчья сыть да травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не можь?

Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли посвиста соловьего,

Не слыхал ли покрика звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?»

Ай тут старый казак да Илья Муромец,

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковую натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал.

Он стрелил в того-то Соловья-разбойника,

Ему выбил право око со косицею3,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному. Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

Во том гнездышке да соловьиноем А случилось быть да и три дочери,

Ай три дочери его любимые.

Больша дочка — эта смотрит во окошечко косящато, Говорит она да таковы слова:

«Едет-то наш батюшка чистым полем,

А сидит-то на добром коне,

И везет он мужичища-деревенщину Да ко правому ко стремени прикована».

Поглядела его друга дочь любимая,

Говорила-то она да таковы слова:

«Едет батюшка раздольицем чистым полем,

Да й везет он мужичища-деревенщину Да й ко правому ко стремени прикована».

Поглядела его меньша дочь любимая,

Говорила-то она да таковы слова:

«Едет мужичище-деревенщина,

Да й сидит мужик он на добром коне,

Да й везет-то наша батюшка у стремени,

У булатного у стремени прикована —

Ему выбито-то право око со косицею».

Говорила-то она да таковы слова:

«Ай же мужевья наши любимые!

Вы берите-ка рогатины звериные Да бегите-ка в раздольице чисто поле,

Да вы бейте мужичища-деревенщину!»

Эти мужевья да их любимые,

Зятевья-то есть да соловьиные,

Похватали как рогатины звериные,

Бежали-то они да во чисто поле Ко тому ли к мужичищу-деревенщине

 

Да хотят убить-то мужичища-деревенщину. Говорит им Соловей-разбойник Одихмантьев сын: «Ай же зятевья мои любимые!

Побросайте-ка рогатины звериные,

Вы зовите мужика да деревенщину,

В свое гнездышко зовите соловьиное,

Да кормите его ествушкой сахарною,

Да вы пойте его питьицем медвяныим,

Да й дарите ему дары драгоценные!»

Эти зятевья да соловьиные Побросали-то рогатины звериные,

Ай зовут-то мужика да деревенщину Во то гнездышко да соловьиное.

Да мужик-то деревенщина не слушался,

А он едет-то по славному чисту полю Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.

Он приехал-то во славный стольный Киев-град А ко славному ко князю на широкий двор.

Ай Владимир-князь он вышел из Божьей церкви,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку,

Они сели есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

Ай тут старый казак да Илья Муромец Становил коня да посередь двора,

Сам идет он во палаты белокаменны.

Приходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь-то поразмахивал,

Крест-то клал он по-писаному,

Вел поклоны по-ученому,

На все три, на четыре на сторонки низко кланялся, Самому князю Владимиру в особину,

Еще всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:

«Ты скажи-ко, ты откулешний, дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, да именем зовут,

Величают, удалого, по отечеству?»

Говорил-то старый казак да Илья Муромец:

«Есть я с славного из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Есть я старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович».

Говорит ему Владимир таковы слова:

«Ай же старый казак да Илья Муромец!

Да й давно ли ты повыехал из Мурома И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?» Говорил Илья да таковы слова:

«Ай ты, славный Владимир стольнокиевский!

Я стоял заутреню христовскую во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,

То моя дорожка призамешкалась.

А я ехал-то дорожкой прямоезжею,

Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град, Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную.

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу ту покляпую,

Мимо славный ехал Леванидов крест». Говорил ему Владимир таковы слова:

«Ай же мужичище-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься.

Как у славного у города Чернигова Нагнано тут силы много-множество —

То пехотою никто да не прохаживал И на добром коне никто да не проезживал, Туда серый зверь да не прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал.

А у той ли-то у Грязи-то у Черноей,

Да у славноей у речки у Смородины,

Ай у той ли у березы у покляпои,

У того креста у Леванидова

Соловей сидит разбойник Одихмантьев сын.

То как свищет Соловей да по-соловьему,

Как кричит злодей-разбойник по-звериному. То все травушки-муравы уплетаются,

А лазоревы цветки прочь осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат». Говорил ему Илья да таковы слова:

«Ты Владимир-князь да стольнокиевский! Соловей-разбойник на твоем дворе.

Ему выбито ведь право око со косицею,

И он ко стремени булатному прикованный». Тут Владимир-князь да стольнокиевский Он скорошенько вставал да на резвы ножки, Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

Тут он шапочку соболью на одно ушко, Выходил-то он на свой широкий двор Посмотреть на Соловья-разбойника.

Говорил Владимир-князь да таковы слова: «Засвищи-ко, Соловей, ты по-соловьему, Закричи-ко, собака, по-звериному!»

Говорил Соловей-разбойник Одихмантьев сын: «Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,

А не вас-то я хочу да и послушати.

Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, Да его хочу-то я послушати».

Говорил Владимир-князь да стольнокиевский:

«Ай же старый казак ты Илья Муромец!

Прикажи-ко засвистать ты Соловью да по-соловьему, Прикажи-ко закричать да по-звериному».

Говорил Илья да таковы слова:

«Ай же Соловей-разбойник Одихмантьев сын! Засвищи-ко ты во полсвиста соловьего,

Закричи-ко ты во полкрика звериного».

Говорил-то ему Соловей-разбойник Одихмантьев сын: «Ай же старый казак ты Илья Муромец!

Мои раночки кровавы запечатались,

Да не ходят-то мои уста сахарные,

Не могу я засвистать да по-соловьему,

Закричать-то не могу я по-звериному.

Ай вели-ка князю ты Владимиру Налить чару мне да зелена вина.

Я повыпью-то как чару зелена вина,

Мои раночки кровавы поразойдутся,

Да й уста мои сахарны порасходятся,

Да тогда я засвищу да по-соловьему,

Да тогда я закричу да по-звериному».

Говорил Илья-то князю он Владимиру:

«Ты Владимир-князь да стольнокиевский,

Ты поди в свою столовую во горенку,

Наливай-ка чару зелена вина.

Ты не малую стопу — да полтора ведра,

Поднеси-ка Соловью-разбойнику».

Тут Владимир-князь да стольнокиевский Он скоренько шел в столову свою горенку,

Наливал он чару зелена вина,

Да не малу он стопу — да полтора ведра,

Разводил медами он стоялыми,

Приносил-то он ко Соловью-разбойнику. Соловей-разбойник Одихмантьев сын Принял чарочку от князя он одной ручкой,

Выпил чарочку ту Соловей одним духом.

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,

Закричал разбойник по-звериному, —

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались.

От него, от посвиста соловьего,

Что есть людюшек, так все мертвы лежат,

А Владимир князь стольнокиевский

Куньей шубонькой он укрывается.

Ай тут старый казак да Илья Муромец Он скорешенько садился на добра коня,

И он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих.

Тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!» А тут Соловью ему и славу4 поют,

Ай славу поют ему век по веку!

Проверяем, внимательные ли мы читатели

1. Откуда и куда направляется Илья Муромец?

2. Какое препятствие герой встречает возле Чернигова? Как он преодолевает его?

3. Как жители Чернигова описывают Соловья-разбойника?

4. Опишите борьбу Ильи Муромца и Соловья-разбойника.

5. Как ведет себя богатырь в княжеских палатах?

6. Что приказывает князь Владимир Соловью-разбойнику? Выполняет ли его приказ разбойник?

Размышляем над текстом художественного произведения

1. Как характеризует Илью Муромца решение ехать прямоезжей дорогой?

2. Подумайте, почему в былине три раза повторяется описание силы Со-ловья-разбойника.

3. Какие качества, кроме физической силы, демонстрирует богатырь? Найдите в тексте традиционные для жанра былин художественные приемы. Поясните, какова их роль.

Как вы считаете, можно ли говорить о том, что народный богатырь противопоставлен не только Соловью-разбойнику, но и князю Владимиру? Обоснуйте ответ.

Читаем выразительно

Используя памятку №1, размещенную на форзаце учебника, подготовьте выразительное чтение понравившегося эпизода5. Озаглавьте его. Готовясь к чтению, обратите внимание на то, что былина читается медленно, нараспев.

Комментируем высказывание специалиста

Фольклорист В. Аникин в работе «Мир былин и сказок» отметил: «В искусстве былины и сказки как бы осуществилась связь времен — Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека». Согласны ли вы с мыслью ученого? Приведите примеры «связи времен» в современном искусстве.

ИДЕМ В БИБЛИОТЕКУ

О былинных богатырях вы можете прочитать в былинах «Вольга и Микула Селянинович», «Садко». Тексты этих произведений и дополнительные материалы вы найдете на электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua.

Подготовьте устный рассказ о жизни и подвигах одного из богатырей. Советуем обратиться к таким изданиям:

Русские богатыри. Былины в пересказе для детей И. В. Карнауховой; Добрыня и змей. 10 былин. Составитель В. П. Аникин;

Українські билини: історико-літературне видання східнослов'янського епосу. Упорядкування, передмова, післяслово, примітки та обробка українських народних казок на билинні теми В. Шевчука.

Ваше представление о древнерусской литературе и о героическом эпосе разных народов расширится, если вы прочитаете эти произведения: «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о Горе-Злочастии», «Песнь о Роланде», «Давид Сасунский», «Калевала».

Найти эти произведения вы можете в библиотеке или на электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

1. Какие тексты древнерусской литературы показались вам особенно интересными? Что вы прочитали самостоятельно?

2. Какие мысли, переданные в этих произведениях, вам показались важными сегодня?

Вы можете проверить свои знания по теме, пройдя тест на электронном образовательном ресурсе interactive.ranok.com.ua.

 

Это материал учебника Литература 7 класс Надозирная, Полулях

 

Автор: admin от 25-01-2017, 01:45, Переглядів: 3708