Учимся решать задачи » Народна Освіта


Народна Освіта » Фізика » Учимся решать задачи






Учимся решать задачи

Может, вы будете удивлены, но в повседневной жизни вы уже встречались с физическими задачами и даже решали их. Приведем несколько примеров физических задач, прокомментируем основные этапы их решения, и в дальнейшем вы будете подходить к решению таких задач как настоящие физики.

 

Задача 1. Предположим, что до начала уроков остается 15 минут, а вы знаете, что расстояние от вашего дома до школы равно 1800 м. Придете ли вы вовремя, если

будете идти со скоростью

 

С какой наименьшей скоростью вы должны идти, чтобы не опоздать?

Анализ физической проблемы. В задаче нужно найти:

1) время t1 движения до школы с указанной скоростью у1;

2) наименьшую скорость v2, с которой следует идти, чтобы затратить на путь не более 15 мин (t2 = 15 мин).

Движение будем считать равномерным.

Скорость движения дана в

 

а путь —

 

в единицах СИ. Представим время и значение скорости движения в единицах СИ:

 

Закончив анализ, запишем краткое условие задачи.

 

 

Анализ физической проблемы

 

1. Внимательно читаем условие задачи, определяем, какая физическая ситуация рассматривается, о каких физических величинах идет речь.

 

2. Определяем, в каких единицах будем решать задачу. Обычно задачи решают в единицах СИ.

 

3. При необходимости выполняем пояснительный рисунок. Часто именно рисунок помогает лучше разобраться в задаче.

 

4. Записываем краткое условие задачи. Ниже слова «Дано» записываем символы данных в условии физических величин и их значения в выбранных единицах. Ниже слова «Найти» записываем символы физических величин, которые следует найти.

 

Поиск математической модели

 

1. В физике любому расчету предшествует запись формулы, поэтому справа от слова «Дано» записываем уравнения, которые связывают физические величины, характеризующие описываемое в задаче физическое явление или физическое тело.

 

2. Учитываем конкретные условия физической ситуации, описанной в задаче, ищем дополнительные параметры.

 

Решение. Анализ полученных результатов

1. Решаем уравнение относительно неизвестной величины.

2. Проверяем единицы искомой величины. Для этого в полученную формулу подставляем только единицы, без числовых значений. Если получена совсем другая единица (например, получилось, что время измеряется в килограммах), ищем ошибку.

3. Выполняем необходимые вычисления и анализируем результат, прежде всего — на уровне здравого смысла (к примеру, путь от школы домой вряд ли будет занимать сутки или 1 с).

Решение. Найдем выражения для расчета искомых величин и о2:

 

Проверим единицы искомых величин:

 

Найдем числовые значения искомых величин:

 

Обратите внимание! Для получения ответа в выражение для искомой величины можно сразу подставлять и числовые значения, и единицы известных величин. В этом случае запись будет такой:

 

 

 

Задача 2. По озеру навстречу друг другу равномерно прямолинейно движутся два катера. На начало наблюдения расстояние между катерами составляло 1500 м. Скорость движения первого катера равна

 

 

второго —

 

Через какое время катера встретятся? Какое рассто-

 

яние пройдет до встречи первый катер?

Анализ физической проблемы. Катера движутся навстречу друг другу. Это значит, что они приближаются друг к другу со скоростью v = v1 + v2 и с этой же скоростью проходят расстояние l = 1500 м.

Задачу будем решать в единицах СИ.

 

 

Анализ результатов. Так как первый катер движется медленнее второго, то до момента встречи он пройдет меньший путь. Такой результат и получен: і1 = 600 м, а 12 соответственно 1500 м - 600 м = 900 м. Поэтому результаты вполне реальны.

 

 

Упражнение № 9

1. Крейсерская скорость движения** самолета АН-158 равна 820 км/ч. За какое время этот самолет пролетит 410 км?

’ Крейсерская скорость движения — скорость движения самолета или судна при наименьших затратах топлива.

 

2. Судно движется равномерно со скоростью 7,5 м/с. Какой путь оно пройдет за 2 часа?

3. Мальчик, двигаясь с неизменной скоростью, преодолел расстояние от своего дома до школьного стадиона за 1,5 мин. На обратный путь он затратил 70 с. Куда мальчик двигался быстрее — до стадиона или домой? Во сколько раз быстрее?

4. Автопогрузчик движется равномерно вдоль ряда контейнеров. Контейнеры, длиной 12 м каждый, стоят вплотную друг к другу. С какой скоростью движется автопогрузчик, если мимо 5 контейнеров он проезжает за 1 мин?

5. Во время соревнований по бегу первый школьник пробежал 10 мин со скоростью 12 км/ч, второй — 5 км за полчаса, третий — 4 км со скоростью 12,5 км/ч. Кто из школьников двигался быстрее всех? Кто преодолел наибольшее расстояние? Кто бежал дольше всех?

6. Поезд едет со скоростью 20 м/с, а навстречу ему по соседнему пути движется другой поезд со скоростью 36 км/ч. Сколько времени поезда будут проезжать мимо друг друга, если длина первого поезда равна 900 м, а второго — 600 м?

7. Представьте, что во время путешествия вы увидели вспышки молнии и услышали вдалеке раскаты грома. Вы хотите узнать: приближается ли гроза? Какие измерения и расчеты вам следует произвести, чтобы ответить на этот вопрос? Подсказка: считайте, что свет от вспышки молнии достигает ваших глаз мгновенно, а скорость распространения звука в воздухе приблизительно равна 340 м/с.

 

Это материал учебника Физика 7 класс Барьяхтар, Довгий

 

Категорія: Фізика

Автор: admin от 24-01-2017, 07:22, посмотрело: 249