Народна Освіта » Історія України » Киевская держава (Русь-Украина) Владимира Великого

НАРОДНА ОСВІТА

Киевская держава (Русь-Украина) Владимира Великого

Прочитав этот параграф, вы узнаете: о внутренней и внешней политике князя Владимира; о предпосылках и историческом значении введения христианства как государственной религии Руси; как происходил территориальный рост Руси в период княжения Владимира; о князе Владимире как личности и государственном деятеле; что такое «червенские города», «Устав земляной», «Змиевы валы», «златники», «сребреники», «брачная дипломатия».

1. Как происходило распространение христианства в период княжения Аскольда и Ольги? 2. Какие восточнославянские союзы племен входили в состав Руси в период правления князя Святослава? 3. Какие изменения в управлении государством осуществил князь Святослав накануне Второго Балканского похода? 4. Когда, по словам летописца, печенеги впервые появились у рубежей Руси?

 

Пн начало правления князя Владимира. территориальный рост Руси. После смерти Святослава между представителями династии Рюриковичей вспыхнула борьба за власть. Олег и Владимир не хотели признавать великим князем киевским своего старшего брата Ярополка. В свою очередь, тот решил избавиться от братьев и стать единовластным правителем Руси. В 977 г. Ярополк отправился с войском в Древлянскую землю, чтобы отобрать ее у Олега. Противостояние между братьями завершилось победой Ярополка и смертью Олега.

Владимир, правивший в это время в Новгороде, чтобы не повторить трагической судьбы брата, бежал в Швецию, откуда вернулся с сильной варяжской дружиной и пошел на Киев. В недолгой войне между братьями Ярополк погиб, и великим князем киевским стал Владимир.

 

Князь Владимир (? — 1015) был внебрачным сыном Святослава и древлянской княгини Малуши. Еще ребенком был посажен наместником Новгорода. Одержал победу в борьбе между братьями за отцовское наследство и в 980 г. стал единовластным правителем Руси. В годы его княжения в целом завершилось формирование государственности Руси. Князь Владимир был выдающимся государственным деятелем, вошел в историю как талантливый политик и реформатор. Важнейшей его заслугой считается введение на Руси христианства.

Владимир начал свое княжение с того, что отправил варягов, которые помогли ему прийти к власти, в Константинополь на службу к византийскому императору. Своих дружинников князь посадил наместниками во многих городах Руси.

Новый князь продолжал завоевательную политику подчинения Киеву восточнославянских земель, не входивших в состав Руси. В 981 г. Владимир отвоевал у поляков территорию червенских городов (Волынь, Червен, Белз и Перемышль). К Руси были присоединены земли в бассейне Западного Буга. Вскоре здесь была построена крепость Берестье, а на Волыни основан новый город Владимир. В течение 981—982 гг. князь дважды покорял вятичей, а позднее — радимичей и белых хорватов.

В период правления Владимира под власть киевского князя перешли все восточнославянские земли. Завершился процесс формирования государственной территории Руси, которую, по мнению некоторых историков, можно считать империей, подобной империи Карла Великого.

«змиевы валы». Реконструкция и современный вид под Переяславом

И 2 Внутриполитические преобразования князя Владимира. Владимир прилагал много усилий для развития государственности Руси. Около 988 г. он осуществил административную реформу. Вместо местной племенной знати князь посадил в княжениях наместниками своих десятерых сыновей. С тех пор в жизненно важных центрах Руси находились проводники воли великого князя киевского со своими дружинами. Князь провел также судебную реформу, введя «Устав земляной» — новый свод норм устного обычного права, основанного на древних обычаях и традициях восточных славян.

В связи с непрекращающимися набегами печенегов на Русь Владимир понимал необходимость осуществления военной реформы. Вместо наемников-варягов князю стали служить «мужи лучшие» из восточнославянских союзов племен, а южные рубежи были защищены огромной по размерам системой укреплений, известной как «Змиевы валы».

«змиевыми валами» называли оборонительные линии, защищавшие Киев с юга, востока и запада, простиравшиеся почти на тысячу километров вдоль притоков днепра. Название происходило от легенды о богатырях, усмиривших и запрягших змия в плуг, которым пропахали гигантские борозды.

Владимир много заботился о развитии Киева. В начале его княжения началось строительство новой городской крепости под названием «город Владимира» площадью в 10 гектаров. Центральную часть города, или Гору, окружали высокие земляные валы с деревянными башнями. К городу прилегали укрепленные предместья, крупнейшим из которых был Подол.

В начале своего правления Владимир осуществил первую религиозную реформу. Он попытался реформировать язычество, провозгласив Перуна верховным богом Руси. Однако старая вера не соответствовала новым отношениям в обществе. Кроме того, в христианском мире восточных славян тогда унизительно называли варварами. Вероятно, все это побудило князя Владимира ввести христианство на Руси.

В3 Введение князем Владимиром христианства на Руси. Решив окрестить население своей державы, Владимир остановил свой выбор на христианстве византийского образца. Осуществлению замыслов князя способствовало стечение обстоятельств. Византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой о военной помощи для подавления бунта. Киевский князь согласился при условии, что сестра императора Анна станет его женой. Сложность ситуации заставила Василия II принять это предложение, хотя по традиции византийские принцессы могли выходить замуж лишь за равных себе.

Однако после того как восстание в Византии было подавлено, Василий II неожиданно отказался отдавать свою сестру за Владимира. Тогда князь Владимир в 988 г. захватил город Херсонес (Корсунь) — оплот византийского господства на Крымском полуострове. Император был вынужден выполнить условия договора, но обязал Владимира принять крещение, так как христианка не может стать женой язычника. Князь согласился.

Окрестившись в Херсонесе, Владимир заключил брак с Анной. По возвращении в Киев князь организовал крещение населения своей

столицы. Это событие стало началом существования Руси как христианской державы.

 

 

«Повесть временных лет» о крещении киевлян

И когда Владимир прибыл, повелел он сбросить кумиров — одних изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел он привязать к конскому хвосту и волочить с Горы по Боричевому подъему на ручей, и двенадцать мужей приставил бить его палками...

И когда волокли его по ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, потому что еще не приняли они крещения. И, приволочив его, вбросили его в Днепр.

Потом же Владимир послал посланцев своих по всему городу, говоря: «Если не появится кто завтра на реке — богатый, или убогий, или старец, или раб, — то мне тот противником будет». А назавтра вышел Владимир с попами цесарицыными и корсунскими на Днепр. И сошлось людей без счета, и влезли они в воду, и стояли. А попы стоя молитвы творили.

1. Как, по словам летописца, происходило крещение киевлян? 2. Почему Владимир приказал бить палками статую Перуна? Как этим поступком он хотел повлиять на киевлян и убедить их принять крещение? 3. Каково отношение Нестора-летописца к событиям, о которых он поведал? Почему вы так считаете?

 

Позднее началось крещение жителей других земель Руси. В летописи Нестор рассказывает обо всех событиях, связанных с введением христианства, под 988 г., однако исследователи считают, что они происходили в течение 988—990 гг.

 

По приказу князя Владимира в Киеве в 989—996 гг. была возведена церковь Богородицы. Это был первый на Руси каменный храм, построенный русскими и византийскими мастерами. На содержание церкви князь отдавал десятую часть своих доходов, поэтому ее называли десятинной. В десятинной церкви по решению князя Владимира были перезахоронены останки княгини Ольги. Со временем церковь стала усыпальницей самого князя и его жены — византийской принцессы Анны. десятинная церковь была разрушена во время монгольского нашествия.

 

Принятие христианства имело важное историческое значение для дальнейшего развития Руси. Оно способствовало разрушению остатков родовых отношений у восточных славян, укреплению княжеской власти, признанию ее права на господство. В то же время христианство утверждало равенство всех перед Богом. Принятие христианства укрепило международный авторитет Руси, позволило киевским князьям устанавливать равноправные отношения с европейскими странами.

Постепенно христианство привело к коренным изменениям в миропонимании восточных славян, стало основой для формирования качественно новых явлений в культуре, на базе которых развивались письменность, образование, литература, искусство и т. д.

 

 

Именно для того чтобы мир узнал о новом христианском государстве, на Руси впервые начали чеканить собственные золотые и серебряные монеты. На этих «златниках» и «сребрениках» был изображен князь Владимир с атрибутами власти (в короне, сидящий на троне) и с крестом в руке. На оборотной стороне монет чеканили «тризуб» — герб князя.

 

Внешняя политика князя Владимира. Князь Владимир был сильным и воинственным правителем, который проводил активную внешнюю политику. В отношениях с соседними государствами он использовал как военную силу, так и дипломатические контакты. В частности, как вы уже знаете, князь отвоевал у Польши захваченные ею червенские города. Он также завладел землями ятвягов — литовского племени, населявшего леса между Польшей и Литвой. По свидетельству исландского летописца, Владимиру платили дань все племена, жившие от реки Неман до Финского залива.

 

Киев в период княжения Владимира поддерживал связи с Западом, установленные еще Ольгой. Дважды киевского князя посещали послы папы римского (в 988 и 991 гг.). В 994 и 1000 гг. посольства Владимира ездили в Рим. Происходили неоднократные обмены посольствами с Германией.

Для защиты южных границ Руси князь заключил мир с болгарами. С Византией князь Владимир стремился установить добрососедские отношения, которые основывались на общей вере. Он заставил Византию относиться к русичам, как к равным.

Князя воспевали в былинах как Владимира Красное Солнышко, он был причислен православной церковью к лику святых. На Западе Владимира почтительно называли «повелителем русов, могущественным благодаря своему королевству и богатству».

Владимир хорошо понимал важность традиционной для того времени практики так называемой брачной дипломатии и активно ее применял для поддержания дружеских отношений с другими странами.

Выводы. В историю Руси князь Владимир вошел как энергичный реформатор, деятельность которого способствовала укреплению страны.

Территория Руси к концу княжения Владимира достигла 800 тыс. км2 и в целом совпадала с границами расселения восточнославянского сообщества.

Введение Владимиром христианства как государственной религии Руси определило дальнейшее развитие державы. Благодаря этому событию Русь вошла в число христианских государств мира и могла поддерживать равноправные отношения с Византией, Германией и другими государствами.

В конце X — начале XI в. Русь достигла невиданного могущества, укрепилось ее внутреннее положение и усилился международный авторитет.

980—1015 гг. 988 г.

 

период правления Владимира Великого. введение князем Владимиром христианства как государственной религии Руси.

Вопросы и задания

1. Когда Владимир занял великокняжеский престол в Киеве? 2. Перечислите червенские города. 3. В чем суть административной реформы Владимира? 4. Что такое «Устав земляной»? 5. С какой целью была возведена система укреплений, известная как «змиевы валы»? 6. Когда началось крещение Руси Владимиром? 7. Что такое «брачная дипломатия»?

8. Расскажите о начале правления князя Владимира. 9. Какие внутриполитические преобразования осуществил князь Владимир? Способствовали ли они укреплению Руси? Обоснуйте свой ответ. 10. Как происходило крещение Руси? 11. Раскройте предпосылки и историческое значение введения христианства как государственной религии Руси. 12. Охарактеризуйте внешнюю политику князя Владимира.

13. Покажите на карте в атласе территорию Руси в конце княжения Владимира. Какие земли вошли в состав государства? 14. Продолжите составление таблицы «Князья Руси» (с. 25). 15. Рассмотрите картину «Крещение киевлян» художника К. Лебедева (с. 47) и составьте рассказ о крещении киевлян князем Владимиром.

16. В «Повести временных лет» Нестор называет князя Владимира «новым Константином великого Рима». Вспомните, чем прославился римский император Константин. Почему летописец сравнивает князя Владимира именно с ним?

 

Это материал учебника История Украины за 7 класс Гисем, Мартынюк

 

Категорія: Історія України

Автор: admin от 14-01-2017, 23:59, Переглядів: 2187