Народна Освіта » Біологія » Ученые-биологи Украины

Богомолец

Александр

Александрович

(1881-1946)

Академик, основоположник отечественной школы патофизиологии, автор многочисленных трудов по эндокринологии, нарушениям обмена веществ, иммунитету и аллергии, рака, старения организма и т. д. Разработал методику консервации крови, создал учение о взаимодействии опухолей и организма. Огромное внимание уделял борьбе за долголетие. Одним из первых начал изучать гипертоническую болезнь.

Буланкин Иван

Николаевич

(1901-1960)

Ученый, биохимик, доктор биологических наук. Работал в Харьковском университете, многие годы был его ректором. Основные труды ученого посвящены биохимии белков. Исследовал строение и физико-химические свойства белков для обоснования механизмов денатурации. Изучал вопрос старения коллоидов, фотосинтеза, обмена белков и нуклеиновых кислот. Автор более 160 научных публикаций.

Вернадский

Владимир

Иванович

(1863-1945)

Украинский естествовед, основатель геохимии, биохимии и радиогеологии, науки о биосфере. Профессор Московского университета, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Организатор Комиссии по изучению вечной мерзлоты, инициатор создания Международной комиссии по определению абсолютного возраста горных пород радиоактивным методом. В своих исследованиях изучал проблемы роли организмов в геохимических процессах.

Вклад в развитие биологии

Гамалия Николай Федорович (1859-1949)

Известный микробиолог и эпидемиолог. Для углубления своего опыта в области бактериологии он работал в Париже в лаборатории Луи Пастера. Благодаря со-

действию Пастера Гамалия в 1886 г. основал вместе с И. И. Мечниковым и Я. Ю. Бардахом в Одессе бактериологическую станцию (вторую в мире). Впервые обосновал значение дезинсекции с целью ликвидации тифа.

Кащенко Николай Феофанович

(1855-1935)

Выдающийся украинский зоолог, ботаник, эмбриолог. Работал в Томском университете на кафедре зоологии и сравнительной анатомии. Стал основоположником научного садоводства Сибири, вывел ценные сорта яблони, крыжовника, дыни, кукурузы, разработал практические приемы акклиматизации растений.

Липский

Владимир

Ипполитович

(1863-1937)

Выдающийся украинский ученый-флорист, систематик растений, ботанико-географ, член Киевского общества естествоиспытателей. Изучал флору Бессарабии, Кавказа. Одним из первых описал флору Индонезии, Туниса, Алжира и Средней Азии. Открыл и описал четыре новых для науки рода и более 220 видов растений, собрал огромные коллекции для музеев естествознания, написал более 100 научных трудов.

Мечников Илья Ильич (1845-1916)

Всемирно известный биолог и патолог, зоолог и эмбриолог, бактериолог и иммунолог, основатель эволюционной эмбриологии и геронтологии, автор теории иммунитета и воспалений. В 1882 г. ученый совершил открытия в области фагоцитоза, за что в 1908 г. получил Нобелевскую премию.

Навашин Сергей Гаврилович

(1857-1930)

Ботаник, цитолог и эмбриолог растений, который работал в Киевском университете. Он заложил основы морфологии хромосом и кариосистематики, открыл в 1898 г. двойное оплодотворение у покрытосеменных растений, создал отечественную школу цитологии и эмбриологии растений.

Окснер Альфред Николаевич

(1898-1973)

Известный ученый, профессор, доктор биологических наук, член-корреспондент НАН Украины. Описал около 100 новых таксонов растений, исследователь ли-хенофлоры Украины, основатель всемирно известной украинской школы исторической географии криптограммных растений.

Пирогов Николай Иванович (1810-1881)

Выдающийся хирург, заложил основы топографической анатомии и оперативной хирургии. Он вошел в историю как человек, сделавший хирургию наукой, фактически открыл в ней новую эпоху. Но его деятельность была значительно шире. Ее результатом были и уникальные по точности анатомические атласы, и принципиально новая техника проведения операций, и революционные труды по обезболиванию, и учреждение военно-полевой хирургии.

Шмальгаузен Иван Иванович

(1884-1963)

Один из известнейших ученых ХХ в., профессор Петербургского и Киевского университетов. Написал более 20 научных трудов по эволюционной морфологии, эмбриологии, экспериментальной биологии, экологии, генетике и теории эволюции, занимался разработкой математических методов биологических исследований, теоретик эволюционной науки. Труды И. И. Шмальга-узена вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки.

Это материал учебника Биология 7 класс Запорожец, Черевань, Воронцова