Народна Освіта » Основи здоров'я » Условия успешного обучения

НАРОДНА ОСВІТА

Условия успешного обучения

Подумайте и обсудите ситуацию. На уроке биологии Миша, отвечая на вопрос «В чем заключаются особенности растений?», сказал, что растения зеленые, и замолчал. А вот ответ его одноклассника Кирилла: «Особенности растений связаны со способом их питания. Растения питаются посредством фотосинтеза. Им свойственны также минеральное питание и транспирация». Что вы думаете об умении учиться этих одноклассников?

Умение учиться

Каждый человек обладает определенными физическими и психическими способностями. Существуют еще и способности, которые ученые называют интеллектуальными. Интеллект — это способность человека думать, мыслить, т. е. его ум, способность к познанию. Каждый человек имеет определенные интеллектуальные способности, поэтому он умеет учиться.

Особенностью интеллекта является то, что он способен развиваться. Для развития интеллекта необходимы внимание и память.

Внимание — это умение сосредоточиться на важных для вас предметах и явлениях.

Память — это закрепление, сохранение и дальнейшее использование прошлого опыта.

Уильям Шекспир

Альберт Эйнштейн

Владимир Вернадский

• Уильям Шекспир использовал свой интеллект для создания гениальных пьес, Альберт Эйнштейн — для создания теории относительности, Владимир Вернадский — для разработки учения о биосфере

Если вы делаете уроки, внимательно слушаете учителя, запоминаете учебный материал, отвечаете на вопросы, то вы тренируете свое внимание, память и интеллект. В результате ваше умение учиться становится лучше, развивается.

Бывает так, что вы пользуетесь механическим запоминанием, которое школьники называют «зубрежкой». Но такое запоминание требует частого повторения. Знания, полученные с помощью зубрежки, держатся в памяти недолго и быстро забываются. Лучше пользоваться осмысленным запоминанием, когда вы вникаете в суть того, что изучаете. Такие знания намного прочнее.

Умение учиться, интеллектуальные способности проявляются в разных сферах человеческой деятельности.

Интеллектуальные способности человека позволяют ему делать открытия и изменять окружающий мир. Современные автомобили, компьютеры, мобильные телефоны — все это плоды человеческого интеллекта. В обществе все больше и больше ценятся именно интеллектуальные способности, умение учиться, создавать новое. Ценится просвещенный человек, который может задавать сложные вопросы и находить на них ответы.

Любознательный и живой ум подростка быстро развивается. В этом возрасте для вас все большее значение приобретает теоретиче-

ское мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Не только учителя и родители, но и вы сами должны позаботиться о своем интеллектуальном развитии и умении учиться.

Развивайте свою речь, старайтесь ее разнообразить, обогащайте свой словарный запас. Небольшой словарный запас свидетельствует также и о небольшом интеллекте. Каждый день читайте различную литературу: художественную, научно-популярную, учебную. Все это — пища для интеллекта, основа вашего интеллектуального роста. Обдумывайте прочитанное, осмысливайте то, что читаете, делайте выводы, пользуйтесь тем, о чем узнали, для решения проблем, которые у вас возникают.

Интеллектуальное развитие требует напряженной работы и определенных волевых усилий. Уровень вашего интеллекта будет зависеть от количества потраченных на его развитие сил. Просто так, без усилий интеллект не появляется. Помните, что в жизни более успешен тот, кто умеет учить себя сам.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Коля попал в компанию, где все любят стихи, цитируют строки известных поэтов и даже пишут стихи сами. Коля хотел было похвастаться своим знанием поэзии, но оказалось, что он не может прочитать наизусть ни одного стихотворения. Оцените ситуацию и дайте мальчику свой совет.

Условия успешного обучения

Уметь учиться — значит уметь ставить перед собой цели, искать пути их достижения, контролировать свои действия, каждый раз обращая внимание на их последствия, контролировать правильность выполнения действий. Нужно уметь давать оценку полученным результатам, делать выводы о том, достигнута цель или нет. Если нет, то следует ответить на вопросы «почему?», «что помешало ее достичь?».

Например, умение учиться на уроке предусматривает, что вы понимаете цель урока, активно работаете, внимательно слушаете и слышите учителя, сознательно усваиваете информацию.

Если речь идет о выполнении домашнего задания, то умение учиться означает, что вы умеете спланировать свой режим дня и не забываете вовремя садиться за уроки, у вас в дневнике записаны домашние задания, вы поставили перед собой цель их выполнить и готовы приложить для этого усилия.

Как учить самого себя

1. Поставить цель.

2. Определить промежуточные цели для ее достижения.

3. Найти методы и способы достижения целей. Выполнить необходимые действия.

4. Контролировать правильность выполнения действий. Если они являются неправильными — исправлять ошибки, искать другие пути достижения целей.

5. Дать оценку полученным результатам. Сделать вывод, достигнута ли цель.

Как этот алгоритм можно применить при выполнении домашнего задания?

1. Поставить цель. Вспомните содержание домашнего задания и сформулируйте свою цель. Например: «Научиться решать данный тип задач».

2. Определить промежуточные цели для ее достижения. Например: а) посмотреть, в чем заключаются особенности данного типа задач; б) разобрать подобные задачи, которые решали в классе;

в) найти в задачах общее, составить план решения такого типа задач;

г) решить новые задачи этого типа.

3. Найти методы и способы достижения целей. Для выполнения этого пункта необходимо вспомнить материал урока, прочитать информацию в учебнике, активно использовать полученные при этом знания для достижения промежуточных целей.

4. Контролировать правильность выполнения действий. Если не удалось решить задачу, нужно снова проанализировать ее условие, уточнить связь между тем, что дано, и неизвестным, заново составить план решения и следовать ему.

5. Дать оценку полученным результатам. Сделать вывод, достигнута ли цель. Если вы получили правильные ответы, то, вероятно, достигли своих целей. Если же нет, вам придется все начинать сначала и внимательно разбираться в том, где вы ошиблись. Если вам очень тяжело разобраться самому — обратитесь к учителю.

К важным условиям успешного обучения относится соблюдение режима дня. Ваш организм нуждается в энергии, поэтому важно вовремя поесть, сон способствует восстановлению сил для дальнейшей работы, поэтому важно спать восемь часов в сутки, активный отдых

сохраняет здоровье, поэтому надо заниматься физической культурой. Без режима дня все это сделать невозможно.

Еще одно из основных средств обеспечения нормального обучения — это рациональное питание. Современные школьные учебные программы очень насыщены, для овладения ими мозгу нужна энергия, которую обеспечивают питательные вещества. В рационе подростков должны обязательно быть молоко, мясо, сливочное масло, растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный, рыба, яйца, сыр, кисломолочные продукты, овощи, орехи.

Кроме питательных веществ, мозгу для развития нужна другая пища — интеллектуальная.

На сайте вы найдете головоломки, с помощью которых не одно поколение подростков проверяло свои интеллектуальные способности.

Опорные точки. Из всех способностей человека можно выделить интеллектуальные способности, которые позволяют ему учиться, познавать мир, делать открытия, использовать свои знания на практике. Подростковый возраст — это период, когда формируется умение учиться, происходит развитие интеллектуальных способностей. Это развитие требует работы и волевых усилий.

Вопросы для повторения и обсуждения

-II уровни

1. Для чего нужны внимание и память?

2. Что предусматривает умение учиться на уроке?

3. Почему к важным условиям успешного обучения относится соблюдение режима дня?

III уровень

4. Что необходимо для развития интеллекта?

5. В чем проявляются интеллектуальные способности человека?

6. Какие условия успешного обучения вам известны?

IV уровень

7. Докажите, что в обществе все больше ценятся интеллектуальные способности, умение учиться, создавать новое.

8. Что надо делать для своего интеллектуального развития?

9. Как обучать самого себя?

Упражнение № 10

«Отработка навыков планирования времени»

Цель: отработать навыки планирования времени; составить план на следующий день.

Ход работы

1. Выберите мероприятия завтрашнего дня, которые являются для вас самыми важными. Когда они должны состояться? Запишите на отдельном листе.

2. Выберите мероприятия завтрашнего дня, которые являются важными для вас и ваших близких. Когда они должны состояться? Запишите на отдельном листе.

3. Вспомните, какие домашние обязанности вы должны выполнить. Когда? Запишите на отдельном листе.

4. Вспомните, какие дела завтрашнего дня связаны со школой. Когда их необходимо выполнить? Запишите на отдельном листе.

5. Вспомните, чем вы хотели заняться в свободное время. Запишите на отдельном листе.

6. Подумайте, в каком порядке вы будете завтра выполнять намеченные дела. Заполните данную таблицу (на отдельном листе).

МОЙ ПЛАН ДНЯ

7. Поставьте в плане отметку о выполнении. Если в течение дня вы выполнили запланированное, поставьте «+», если не выполнили — поставьте «—».

8. Сделайте выводы.

 

Это материал учебника Основы Здоровья 7 класс О. В. Таглина

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 14-11-2016, 04:04, Переглядів: 2327