Народна Освіта » Світова література » Лев Толстой - "После бала" читать онлайн, критика

НАРОДНА ОСВІТА

Лев Толстой - "После бала" читать онлайн, критика

Лев Николаевич Толстой
1828-1910

«Духовно живой человек»

Даже среди великих своих современни-
ков Лев Толстой выделялся могучей силой
влияния на духовную жизнь человечества.
Поистине безграничной была власть слова
художника, его страстная мысль гуманиста.

О. Т. Гончар

 

Вселенский мудрец, великий мысли-
тель, по праву занявший одно из первых
мест на Олимпе писателей-классиков
и ставший легендой ещё при жизни,—
это знаменитый Лев Николаевич Тол-
стой. К его голосу прислушивались, его
суда боялись и гордились тем, что живут
в одно время с таким титаном духа.

«Здание, выстроенное Толстым, огром-
но»,— писал о творчестве Л. Н. Толстого
В. В. Розанов86. Такой же огромной и не-
вероятно сложной оказалась и жизнь
Толстого, жизнь, по существу до сих пор
неразгаданная. Толстой не укладывает-
ся ни в какие определённые рамки. Кто
он? Писатель-художник? Пророк новой
религии? Борец с неправдами жизни? Педагог? Спортсмен? Сель-
ский хозяин? Образцовый семьянин? Да, всё это о нём, но не в от-
дельности, а вместе и, кроме того, ещё много, много другого вме-
щает в себя безграничная личность этого неповторимого человека.

«Талант даётся не для щегольства, не для забавы. Надо смот-
реть, как в колодец, в глубину жизни. Без этого нельзя писать».
Подтверждением этих слов стала вся долгая, сложная и красивая
жизнь Толстого, прожитая в атмосфере постоянных нравственных

исканий, исканий добра, спра-
ведливости, и всё его творчество
было неуёмным поиском идеала
совершенного человека и чело-
веческого бытия.

 

Лев Николаевич Толстой
принадлежал к богатому и знат-
ному роду, занимавшему высо-
кое положение ещё во времена
царя Петра I, получил титул
графа по наследству от отца Ни-
колая Ильича Толстого. Родился он 9 сентября 1828 года в име-
нии матери, княгини Марии Николаевны Волконской,— в Ясной
Поляне Тульской губернии.

После смерти родителей в 1847 году между четырьмя братья-
ми Толстыми был произведён раздел владений. По существова-
вшей тогда традиции Льву Толстому, как младшему из братьев,
досталось родовое имение — Ясная Поляна, где он прожил более
полувека. Здесь писатель создал около 200 произведений — все
свои основные романы, множество повестей и рассказов, драмы,
яркую публицистику, философские трактаты1.

 

Здесь он открыл школу для крестьянских детей, в которой
учил грамоте, преподавал математику и историю, проводил фи-
зические эксперименты. Лев Николаевич написал и опубликовал
несколько выпусков оригинальной «Азбуки». По этой книге учи-
лись читать яснополянские дети; рассказы из неё помогали им по-
нять окружающий мир, красо-
ту русского языка, раскрывали
радости и печали людей.

Главные занятия Толстого
в Ясной Поляне — литератур-
ный труд, сельское хозяйство
и воспитание детей. В своём
имении Толстой насадил сто
восемьдесят гектаров леса. Лев
Николаевич любил физические
упражнения и занимался гим-
настикой до последнего года
своей жизни. Шестидесяти семи

1 Трактат — здесь: научное сочинение, в котором рассматривается от-
дельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему.

лет от роду Толстой научился кататься на велосипеде, катался на
коньках, даже когда ему было уже семьдесят лет. Много ходил
пешком, превосходно ездил верхом, отлично плавал.

 

В Ясной Поляне всё напоминает
и о быте писателя, и о семейной жизни
Толстого — отца 13 детей, и о творче-
ских взлётах мастера, и о его мучитель-
ных духовных исканиях, глубоких раз-
мышлениях о смысле жизни, о смерти,
добре и зле. После пятидесяти лет у него
появилось осознание нравственной неза-
конности своего положения помещика
среди нищеты окружающих его кре-
стьян. Толстой призывал людей к соб-
ственному духовному совершенствова-
нию, к борьбе со своими недостатками,
к пониманию моральной ответственно-
сти за все свои поступки.

С детства Лев Николаевич верил в легенду, что где-то в Старом
Заказе1 спрятана зелёная палочка, на которой написано, как сде-
лать людей счастливыми. Легенду эту Толстой услышал от свое-
го любимого старшего брата Николая. Чтобы сделать всех людей
счастливыми, чтобы не было войн и болезней, никто не умирал,
а все люди стали «муравейными братьями», нужно только найти
зелёную палочку, зарытую на краю оврага, на которой написана
отгадка тайны. До конца своих дней писатель служил этой ве-
ликой цели — помогать людям освобождаться от всяческого зла
и жить праведно и счастливо.

Вера в возможность раскрыть тайну «муравьиного братства»
не покинула его и на склоне лет. И не случайно в последние годы
жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была за-
рыта «зелёная палочка». Воля великого художника была испол-
нена. 9 ноября 1910 года Л. Н. Толстой был похоронен па краю
оврага в лесу Старого Заказа.

Молодым людям, только отправляющимся в жизненную доро-
гу, стоит запомнить мудрые слова великого знатока человеческой
души Л. Н. Толстого: «Верьте только голосу сердца... Верьте себе
и напрягайте свои силы на одно: на проявление в себе любви, люб-
ви беззаветной и безоглядной, и вы сделаете всё, что вы можете

сделать и для своего блага, и для блага всего мира».

1 Старый Заказ — название леса, расположенного в пятистах метрах от

дома Толстых в их имении Ясная Поляна (Тульская область, Россия).

Вопросы и задания

1. Раскройте смысл понятия «духовно живой человек». Докажите,
что это понятие действительно определяет сущность личности
Льва Николаевича Толстого.

2. Самостоятельно узнайте больше о школе Толстого в Ясной По-
ляне и его педагогической деятельности. Расскажите, хотели ли
бы вы учиться в такой школе, у такого учителя, обоснуйте своё
мнение.

3. Какие мысли посетили вас, когда вы узнали семейную легенду
Толстых о зелёной палочке? Чем эта легенда обогатила ваш ду-
ховный мир?

4. Поделитесь своими впечатлениями о личности великого писате-
ля и мыслителя Л. Н. Толстого с одноклассниками. Расспросите
их о том, что больше всего поразило их в жизни писателя.

5. Стоит ли вам, находящимся в начале своего жизненного пути,
следовать мудрым словам Л. Н. Толстого о вере в себя, о необ-
ходимости прислушиваться к голосу своего сердца, о проявле-
нии беззаветной любви? Напишите небольшое сочинение-рас-
суждение (или эссе) на основе этих слов.

Узнаем о тайнах художественного слова

О творческой истории рассказа «После бала»
и его художественных особенностях

Рассказ «После бала» написан Л. Н. Толстым в начале XX ве-
ка, в 1903 году, но произведение возвращает читателей к 40-м го-
дам XIX века, к так называемой николаевской эпохе, то есть ко
времени правления царя Николая I.

В основе сюжета лежит реальная история, произошедшая со
старшим братом Толстого — Сергеем Николаевичем и рассказан-
ная им Льву Николаевичу.

Однако ещё в 1886 году в статье «Николай Палкии» Толстой
описывал сцену экзекуции87 солдата.

Есть также основание думать, что ещё одним источником рас-
сказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной вой-
ны 1812 года, он вышел в отставку, потому что не считал для себя
возможным служить. Да и все его друзья были люди такие же сво-
бодные, не служащие.

На заметку

Удары шпицрутенами солдатам назначались за ошибки и не-
радивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность
форменной одежды (от 100 ударов), за пьянство (300-500 ударов),
за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (первый побег —
1500 ударов, второй — 2500-3000, третий — 4000-5000 ударов).

Сам писатель — участник Крымской войны, яростно отстаивал
всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по
отношению к простому солдату. Ещё в 1855 году он работал над
проектом о реформировании армии, где выступал против варвар-
ского наказания — «прогнания сквозь строй»1.

Л. Н. Толстой в этом рассказе восстанавливает прошлое с це-
лью показать те его ужасы, которые живут и в настоящем. Здесь
слышна перекличка двух эпох: той, которую непосредственно
изобличает Толстой (время Николая I), и той, которая, присут-
ствуя незримо, современна автору и даёт ему возможность поста-
вить актуальные философские, нравственные и социальные во-
просы.

Таким образом, писатель говорит, что прошлое с его социаль-
ным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловеч-
ностью всё ещё держит общество в цепких объятиях и что настоя-
тельно необходимо обновление жизни.

Сюжет рассказа «После бала» не сложен: молодой человек
охладел к любимой девушке после того, как увидел её отца, пол-
ковника, распоряжающимся жестоким наказанием солдата. Но
вот композиция рассказа имеет свои особенности.

Здесь два рассказчика: тот, кто знакомит читателя с главным
героем Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич — пожилой
человек, вспоминающий прошлое, событие, которое перевернуло
его жизнь. Таким образом, форма произведения — это по суще-
ству рассказ в рассказе.

Кроме того, в рассказе противопоставляются два эпизода: бал
у губернского предводителя дворянства и наказание солдата. Писа-
тель использует художественный приём контраста, позволяющий
наиболее ярко представить переживания героя и раскрыть основ-
ную идею произведения. Реальная действительность только внешне

1 Прогнание сквозь строй — вид телесного наказания в царской Рос-
сии, заключающийся в том, что осуждённого заставляли проходить
сквозь строй из 100-800 солдат, которые шпицрутенами (прутьями)
били осуждённого по спине.

благополучна и празднична, а на самом деле она жестока и уродли-
ва, ставит личность в трудное положение нравственного выбора.

Обратимся к виртуальному словарю

Контраст — резко очерченная противоположность в чём-либо:
чертах характера, качестве предметов или явлений; художествен-
ный приём, лежащий в основе композиции рассказа.

Контрастное построение — один из видов композиции, осно-
ванный на контрасте.

Толстой использует приём контраста и при создании образов
рассказа. Такой художественный приём называется антитезой,
и он тоже играет определяющую роль в рассказе «После бала».
В нём противопоставлены чувства, выводы и характеры.

Обратимся к виртуальному словарю

Антитеза (греч. antithesis — противоположность) — противо-
поставление конкретных понятий, положений, образов.

Вопросы и задания

1.Что послужило основой для создания Л. Н. Толстым рассказа
«После бала»? Что из этих реальных событий поразило вас
больше всего? Расскажите почему.

2. В чём особенность сюжета и композиции рассказа Л. Н. Толсто-
го «После бала»?

3. Приведите примеры изученных произведений, в которых исполь-
зуются контраст и антитеза.

Пришло время читать

После бала

(В сокращении)

Рассказ

— Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять,
что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает.
А я думаю, что всё дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич по-
сле разговора, шедшего между нами, о том, что для личного
совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди
которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя
самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича
была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие
вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказы-
вать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал по-
вод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более
что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь.

— Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не ина-
че, не от среды, а совсем от другого.

— От чего же? — спросили мы.

— Да это длинная история. Чтобы понять, надо много расска-
зывать.

— Вот вы и расскажите.

Иван Васильевич задумался, покачал головой.

— Да,— сказал он.— Вся жизнь переменилась от одной ночи,
или скорее утра.

— Да что же было?

— А было то, что был я сильно влюблён. Влюблялся я много
раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у неё
уже дочери замужем. Это была Б..., да, Варенька Б...,— Иван Ва-
сильевич назвал фамилию.— Она и в пятьдесят лет была замеча-
тельная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была пре-
лестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно
величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как
будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало
ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже
костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от
неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелест-
ных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа.

— Каково Иван Васильевич расписывает.

— Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы по-
няли, какая она была. Но не в том дело: то, что я хочу рассказать,
было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинци-
альном университете. Не знаю, хорошо ли это или дурно, по не
было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, ни-
каких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно
молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий
малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец1 лихой, катал-

1 Иноходец — лошадь, которая бежит иноходью — сначала выносит обе

правые, затем обе левые ноги.

ся с гор с барышнями (коньки ещё не были в моде), кутил с то-
варищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили;
не было денег — ничего не пили, но не пили, как теперь, водку).
Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал
я хорошо и был не безобразен.

— Ну, нечего скромничать,— перебила его одна из собесед-
ниц.— Мы ведь знаем ваш ещё дагеротипный1 портрет. Не то что
не безобразен, а вы были красавец.

— Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что
во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний
день масленицы на бале у губернского предводителя, добродуш-
ного старичка, богача-хлебосола и камергера2. Принимала такая
же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом3 платье,
в брильянтовой фероньерке4 на голове и с открытыми старыми,
пухлыми, белыми плечами и грудыо, как портреты Елизаветы
Петровны. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами5, музы-
канты — знаменитые в то время крепостные помещика-любите-
ля, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть
я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина
был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кад-
рили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было,
всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в бе-
лых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, ост-
рых локтей, и в белых атласных башмачках. <...>

По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в дей-
ствительности танцевал я почти всё время с ней. Она, не смущаясь,
через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь
приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадли-
вость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего ка-
чества0, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и,
в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фи-
гуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто

1 Дагеротипный — от дагеротип — старинная фотография на металли-
ческой пластине.

2 Камергер — почётное придворное звание.

а Пюсовый (устар.) — тёмно-коричневый.

4 Фероньерка — женское украшение с драгоценными камнями, надева-
емое на лоб.

5 Хоры — открытая галерея, балкон в верхней части зала.

6 Качество — двое молодых людей задумывали названия предметов
или разные качества характера (гордость, нежность и т. п.), а девушка
должна была отгадать задуманное; тот, качество которого было угада-
но, становился в пару; так же избирали себе дам кавалеры.

дыша, улыбалась и говорила мне:

 

«Encore»88. И я вальсировал ещё и ещё
и не чувствовал своего тела <...>

— Смотрите, пала просят танцевать,—
сказала она мне, указывая па высокую
статную фигуру её отца, полковника с се-
ребряными эполетами89, стоявшего в две-
рях с хозяйкой и другими дамами.

Отец Вареньки был очень краси-
вый, статный, высокий и свежий ста-
рик. Лицо у него было очень румяное,
с белыми a la Nicolas I90 91 подвитыми уса-
ми, белыми же, подведёнными к усам
бакенбардами и с зачёсанными вперёд
височками, и та же ласковая, радост-
ная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.
Сложён он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орде-
нами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плеча-
ми и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник
типа старого служаки николаевской выправки.

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря,
что он разучился танцевать, но всё-таки, улыбаясь, закинув на ле-
вую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал её услужливо-
му молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую
руку,— «надо всё по закону»,— улыбаясь, сказал он, взял руку
дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул
одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его
то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги
об йогу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки
плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя
шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила
за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с вос-
торженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня
его сапоги, обтянутые штрипками88,— хорошие опойковые92 сапо-

ги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными
носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены бата-
льонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь,
он не покупает модных сапог, а носит домодельные»,— думал я,
и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Вид-
но было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был гру-
зен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых
и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки
ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги,
опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно коле-
но, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плав-
но прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым
усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками
за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую
с ней. Я сказал, что не я её кавалер.

— Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней,— сказал он, лас-
ково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.

Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки кап-
лей содержимое её выливается большими струями, так и в моей
душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе
способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью.
Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинеким бюстом,
и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже дувшегося на меня
инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами
и ласковой, похожей на неё, улыбкой, я испытывал в то время ка-
кое-то восторженно-нежное чувство.

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал,
что это совершенно невозможно. <...>

Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать. Притом мне
жарко было в натопленных комнатах, и я, не снимая мундира, по-
тихоньку вышел в переднюю, надел шинель, отворил наружную
дверь и вышел на улицу.

С бала я уехал в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома,
прошло ещё часа два, так что, когда я вышел, уже было светло.
Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный во-
дою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Жили Б. тогда
на конце города, подле большого поля, на одном конце которого
было гулянье, а на другом — девический93 институт. Я прошёл
наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали

встречаться и пешеходы, и ломовые94 с дровами на салях, доста-
вавших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачива-
ющие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые
рогожками извозчики, шлёпавшие в огромных сапогах подле во-
зов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими,— всё
было мне особенно мило и значительно.

Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его,
по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услыхал доно-
сившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё вре-
мя пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-
то другая, жёсткая, нехорошая музыка.

«Что это такое?» — подумал я и по проезженной посередине
поля скользкой дороге пошёл по направлению звуков. Пройдя ша-
гов сто, я из-за тумана стал различать много чёрных людей. Оче-
видно, солдаты. «Верно, ученье»,— подумал я и вместе с кузне-
цом в засаленном полушубке и фартуке, нёсшим что-то и шедшим
передо мной, подошёл ближе. Солдаты в чёрных мундирах стояли
двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двига-
лись. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая
повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

— Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившего-
ся рядом со мною.

 

— Татарина гоняют за побег,— сердито сказал кузнец, взгля-
дывая в дальний конец рядов.

Я стал смотреть туда же
и увидал посреди рядов что-то
страшное, приближающееся ко
мне. Приближающееся ко мне
был оголённый по пояс чело-
век, привязанный к ружьям
двух солдат, которые вели его.

Рядом с ним шёл высокий воен-
ный в шинели и фуражке, фи-
гура которого показалась мне
знакомой. Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу,
наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами,
подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офи-
церы, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падая напе-
рёд — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули
его назад. И не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей

походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным
лицом и белыми усами и бакенбардами.

При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, повора-
чивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой па-
дал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же
слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова.
Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы,
помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие
совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня
солдат решительно выступил шаг вперёд и, со свистом взмахнув
палкой, сильно шлёпнул ею по спине татарина. Татарин дёрнулся
вперёд, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на
него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник
шёл подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого,
втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его
через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где
я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это
было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что
я не поверил, чтобы это было тело человека.

— О Господи,— проговорил подле меня кузнец.

Шествие стало удаляться, всё так же падали с двух сторон
удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё так же
били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдым шагом
двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с нака-
зываемым. Вдруг полковник остановился и быстро приблизился
к одному из солдат.

— Я тебе помажу,— услыхал я его гневный голос.— Будешь
мазать? Будешь?

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке
бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за
то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную
спину татарина.

— Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь,
и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злоб-
но нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой сте-
пени стыдно, что, не зпая, куда смотреть, как будто я был ули-
чён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился
уйти домой. Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь
и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуй-
те», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кри-
чащего: «Будешь мазать? Будешь?». А между тем на сердце была
почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что

я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня
вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.
Не помню, как я добрался домой и лёг. Но только стал засыпать,
услыхал и увидел опять всё и вскочил.

«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю,— думал
я про полковника.— Если бы я знал то, что он знает, я бы пони-
мал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни
думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только
к вечеру, и то после того, как пошёл к приятелю и напился с ним
совсем пьян.

Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел,
было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверен-
ностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они
знали что-то такое, чего я не знал»,— думал я и старался узнать
это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не
узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде,
и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда,
как видите, не годился.

— Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились,— сказал один
из нас.— Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились,
кабы вас не было.

— Ну, это уж совсем глупости,— с искренней досадой сказал
Иван Васильевич.

— Ну, а любовь что? — спросили мы.

— Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она,
как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась,
я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне станови-
лось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней.
И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего
переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говори-
те...— закончил он.

{Ясная Поляна. 20 августа 1903 г.)

Обдумываем прочитанное, делимся впечатлениями

1. Какие чувства вызвал у вас рассказ Л. Н. Толстого «После
бала»? Расскажите о том, как они менялись в процессе чтения.

2. Назовите эпизод рассказа, при чтении которого вы испытывали
особенно противоречивые чувства или не могли разобраться
в своих мыслях. Обсудите это в классе.

3. Выразите собственное отношение к главному герою и к тем вы-
водам, которые он сделал в результате случившегося с ним.

4. Выполните собственный проект к рассказу, нарисовав к нему ил-
люстрации или создав коллаж95 по его содержанию; подберите
цитаты к своей работе и подготовьте её защиту.

Поразмышляем и поговорим о прочитанном

1. И. С. Тургенев считал: «В человеческой жизни есть мгновения
перелома — мгновенья, в которые прошедшее умирает и за-
рождается нечто новое». Как это утверждение писателя — со-
временника Л. Н. Толстого соотносится с содержанием рассказа
«После бала»? Как объясняет «мгновение перелома» в соб-
ственной жизни Иван Васильевич? Что послужило причиной
того, что для него прошедшее умерло вместе с этим мгновением
и зародилось нечто новое? Что явилось этим новым?

2. Выделите в рассказе контрастные части, докажите, что они
противопоставлены друг другу, составив цитатный или простой
план к каждой из них и заполнив этими пунктами ячейки табли-
цы (в первой строке даны примеры).

Первая часть рассказа «Бал»

Вторая часть рассказа «Плац»

1

Прекрасная зача

Большое поле

3. Как воспринимал рассказчик отца Вареньки полковника Б. на
балу? Что во внешности полковника говорит о том, что служ-
ба — это его призвание? Какие детали свидетельствуют о забо-
те о дочери, о его добром отношении к ней? Какие ещё черты
характера можно обнаружить в нём во время бала?

4. Почему событие на плацу, невольным свидетелем которого Иван
Васильевич стал, так резко изменило его настроение? Чего он
никак не мог понять в поведении полковника во время экзеку-
ции? Как характеризует главного героя его отношение к тому,
что он увидел? Почему он не вмешался в происходящее и к ка-
ким выводам пришёл?

5. Сравните сцены на балу и после бала по следующим аспектам:
цвет, звук, поведение полковника и выражение его лица, состо-
яние Ивана Васильевича. Свои наблюдения подтвердите цита-
тами из текста, запишите их в таблицу. Найдите примеры ан-
титезы. Сделайте выводы о действенности приёмов контраста
и антитезы в рассказе.

Аспект

сравнения

На балу

После бала

Цвет

«Белое платье с розо-
вым поясом»...

«Много чёрных людей»...

Звук

Мазурка...

«Жёсткая, нехорошая музыка»...

Поведение

полковника

«Ласковая, радостная
улыбка»...

«Шёл подле»...

Состояние

рассказчика

«Был пьян любо-
вью»...

«Стыдно»...

6. Восстановите историю жизни Ивана Васильевича. Сравните её
с историей жизни господина Н. Н. из повести И. С. Тургенева
«Ася», определите, в чём их сходство и в чём различие. Одина-
ковы ли причины крушения любви Ивана Васильевича к Варень-
ке и господина Н. Н. к Асе? Почему не служит господин Н. Н.
и почему отказался от государственной службы Иван Василье-
вич? Прав ли Иван Васильевич, мог ли он поступить иначе?

7. В дневниковых записях Толстого находим, что первоначальны-
ми названиями рассказа были «Дочь и отец», «А вы говорите».
Почему писатель не остановился на одном из них, а назвал рас-
сказ «После бала»? Что он вкладывал в понятие «бал» и как это
понимаете вы?

8. Ивана Васильевича мучит вопрос, может человек сам управлять
собою, совершенствовать себя или всё дело в среде, обстоя-
тельствах, которые всегда сильнее его намерений. Ответьте на
этот вопрос вы, опираясь на свой собственный опыт, опыт ва-
ших близких, или выскажите свои мысли по этому поводу.

Работаем творчески

Прочитайте высказывания Л. Н. Толстого в цитатной подсказке,
обдумайте их и определите их темы; напишите небольшое со-
чинение-эссе на основе одной из цитат, выражая своё согласие
или несогласие с ней.

Цитатная подсказка

1. Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очи-
стить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит
вечный свет. Стало быть, дело человека — не стараться све-
тить, но стараться очищать себя.

2. Как следит атлет за увеличением мускулов, так следи за уве-
личением любви или хоть, по крайней мере, за уменьшением
злобы и лжи, и будет полная, радостная жизнь.

3. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому
счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от
себя.

4. На то человек и родился, чтобы жить своим умом.

Путешествуем по литературным местам

 

Через Ясную Поляну
пролёг нравственный меридиан мира
Ясная Поляна — заповедное место, где находится мемориаль-
ный Музей-усадьба Л. Н. Толстого, уникальный памятник рус-
ской и мировой культуры. Без
Ясной Поляны Толстой не мог
представить себе Россию, а его
почитатели не могут предста-
вить себе Льва Толстого.

На въезде в усадьбу стоят
две белые круглые каменные
башенки, построенные дедом
писателя князем Н. С. Волкон-
ским. В давние времена мимо этих башен, ставших символом
Ясной Поляны, проходила большая важная дорога из Москвы

 

на юг. Её называли Моравским
шляхом, Посольским трактом,
Екатерининской и Киевской
дорогой. Эта дорога видела
Петра I, Екатерину II, Але-
ксандра I, Николая I, Пушки-
на, Лермонтова, Грибоедова,
Гоголя, сотни тысяч богомоль-
цев, скитальцев и путешествен-
ников.

За башнями находится небольшой каменный домик, в котором
когда-то жил садовник и где по инициативе Толстого была орга-
низована школа для крестьянских детей.

 

От въездных башен к дому
Толстого идёт широкая краси-
вая аллея со старинным назва-
нием «Прешпект». Она нашла
художественное отражение во
многих сочинениях писателя.

Музей-усадьба писателя,
двухэтажное белое здание под
зелёной крышей, занимает осо-
бое место в мемориальном ком-
плексе. Планировка и обстанов-
ка дома соответствуют 1910 году — последнему году жизни Льва
Толстого. Уникальность экспозиции дома заключается в подлин-
ности предметов его интерьера, картин, фотографий и книг библи-
отеки, насчитывающей 22 000 томов.

 

Ещё при жизни Л. Н. Тол-
стого Ясная Поляна привлекала
внимание многих людей, как
самых простых, так и всемирно
известных. Сюда, к Толстому,
за советом, за добрым словом
шли и приезжали и крестьяне,
и писатели, и художники, и му-
зыканты, и учёные, и обще-
ственно-политические деятели.

Среди них были И. С. Тургенев,

А. П. Чехов, В. Г. Короленко,

А. М. Пешков, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, И. И. Меч-
ников. Встречи с Толстым помогали им находить ответы на многие
волновавшие их вопросы. Преклоняясь перед всемирным авторите-
том Л. Н. Толстого, его современники говорили: «Через Ясную По-
ляну пролёг нравственный меридиан мира, в переносном смысле
имея в виду некую линию, пересекающую полюса добра и морали».

 

Это материал учебника Литература 8 класс Халабаджах

 

Автор: admin от 1-11-2016, 20:43, Переглядів: 1811