Народна Освіта » Світова література » Эпоха Возрождения. «Какое чудо природы человек!»

НАРОДНА ОСВІТА

Эпоха Возрождения. «Какое чудо природы человек!»

 Охарактеризуйте историческую эпоху, во время которой творили
писатели.

Завершение периода средневековой цивилизации в истории че-
ловечества связано с блестящим периодом культуры и литерату-
ры, который носит название Возрождения или, если использовать
общепринятый французский термин, Ренессанса. Это гораздо бо-
лее короткая, чем античность или Средневековье, эпоха. Она но-
сит переходный характер, но именно культурные достижения это-
го времени заставляют выделять его как особый этап в развитии
человечества, когда преодолеваются средневековая замкнутость,
религиозный взгляд на человека как на греховное существо, бес-
помощную пешку в руках Бога.

Происходит новое открытие мира и человека. Гамлет, герой
одной из самых знаменитых трагедий В. Шекспира, восклицает:
«Какое чудо природы человек!». А сонет Иоганнеса Бехера, выда-
ющегося немецкого писателя и поэта XX века, о великом худож-
нике Возрождения Микеланджело заканчивается словами:

«Взгляни! Во мне раскрыт твой образ гордый!» —

Пусть человеку скажет камень твёрдый.

Петрарка и Леонардо да Винчи, Боттичелли и Микеланджело,
Шекспир и Сервантес — лишь немногие имена гениев этой эпо-
хи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за
универсальность и мощь их дарования. Леонардо да Винчи был
гепиальным скульптором и художником, выдающимся матема-
тиком и механиком, незаурядным философом, талантливым со-
чинителем поучительных притч и басен, изобретателем станков
и машин.

Ренессанс (от фр. Renaissance) — период в культурном и идейном раз-
витии ряда стран Европы (в Италии XIV—XVI вв., в других странах —
XV—XVI вв.), наступивший после Средневековья.

Великолепным памятником ренес-
сансной архитектуры является собор
Святого Петра в Риме Микеланджело,
образцом живописного совершенства до
сих пор остаётся знаменитая картина Ра-
фаэля «Сикстинская Мадонна». Именно
эпохе Возрождения мы обязаны созда-
нием таких ставших для нас привычны-
ми жанров музыкально-драматического
искусства, как опера и балет.

 

Многие художественные образы, по-
лучившие название вечных, появились
в период Возрождения. Это знаменитые
шекспировские герои, едва ли не самые
известные среди которых Ромео и Джуль-
етта, и не менее знаменитый Дон Кихот
Сервантеса. Именно с этими героями вам
предстоит познакомиться в этом разделе.

Бурный расцвет литературы в этот период в значительной
степени связан с особым отношением к античному наследию.
Античное наследие пе просто изучается в это время, а «восста-
навливается». Любителям древних литературных памятников
эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать
сегодня письма древнеримского политика и философа, блестяще-
го оратора Цицерона, пьесы выдающегося римского комедиогра-
фа Плавта. Эрудиты Возрождения основали библиотеки, создали
музеи, учредили школы для изучения классической древности,
предприняли специальные путешествия.

Период культурных изменений в Западной Европе, назван-
ный эпохой Возрождения, длился со второй половины XV века до
XVI века, а в Италии — на родине Возрождения — он начался на
век раньше — в XIV веке. Возрождение — время великих геогра-
фических открытий, развития мореплавания, торговли, зарожде-
ния крупной промышленности. Это период формирования евро-
пейских наций и национальных государств, развития отношений
между государствами, образования политических союзов и воз-
никновения дипломатии.

Одним из важнейших событий в духовной жизни Европы
того времени стало изобретение немцем Иоганном Гутенбергом
в XV веке книгопечатного станка. Это позволило сделать книгу
доступной более широкому кругу людей, а следовательно — зна-
чительно увеличить количество грамотных, образованных людей.

Новая духовная атмосфера прославля-
ет свободу и мощь человека как земного,
природного существа. Оптимистическая
убеждённость в могуществе человека, его
способности к совершенствованию ро-
ждает желание и необходимость соотно-
сить поведение отдельного человека, своё
собственное поведение со своеобразным
образцом «идеальной личности», жажду
самосовершенствования. Так в западноев-
ропейской культуре Возрождения форми-
руется центральное движение этой куль-
туры, получившее название гуманизма.

 

Значение этого понятия не совпа-
дает с общеупотребительными сегод-
ня словами «гуманизм», «гуманный»,
означающими «человеколюбие», «милосердие», «доброта», хотя
их современное значение в конечном счёте восходит к ренессанс-
ным временам. Гуманизм эпохи Возрождения — это особый комплекс
нравственно-философских представлений.Он имел непосредствен-
ное отношение к воспитанию, образованию человека на основе
преимущественного внимания к гуманитарным наукам: филоло-
гии, истории, этике. Как писал замечательный итальянский поэт
Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово челове-
ческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических
познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.

В эпоху Возрождения меняется способ мышления человека.
Диалог — один из популярных литературных жанров эпохи Воз-
рождения. Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, коме-
дии,— одно из проявлений внимания литературы Возрождения
к античным жанрам.

Ярчайшим представителем эпохи Возрождения является анг-
лийский писатель-драматург Вильям Шекспир. Его творчество —
это вершина английского Возрождения.

Вопросы и задания

1.    Что вы узнали об эпохе Возрождения? Как соотносятся понятия
«Возрождение» и «Ренессанс»?

2.    Как вы понимаете смысл термина «гуманизм эпохи Возрожде-
ния»? Чем он отличается от современного понимания слова «гу-
манизм»?

3.    Расскажите, какие принципы гуманизма эпохи Возрождения вам
понятны и близки?

4.    Сообщите одноклассникам об одном из открытий эпохи Возро-
ждения, которое вам запомнилось больше всех.

5.    Подготовьте презентационное сообщение на выбор (или по ва-
риантам), дайте сообщению своё название:

•    о жизни и творчестве великого английского драматурга эпохи
Возрождения В. Шекспира;

•    об английском театре времён В. Шекспира и о театре «Глобус»;

•    об истории создания и постановок трагедии В. Шекспира «Ро-
мео и Джульетта».

 

 

Это материал учебника Литература 8 класс Халабаджах

 

Автор: admin от 1-11-2016, 13:03, Переглядів: 3054