Народна Освіта » Світова література » Словесность — только образ

НАРОДНА ОСВІТА

Словесность — только образ

Словесность (литература) не есть сум-
ма всех познаний человеческих. <...> Она
есть только образ, которым передаёт чело-
век человеку всё им узнанное, найденное,
почувствованное и открытое как в мире
внешних явлений, так и в мире явлений
внутренних, происходящих в собственной
душе его. Её дело в том, чтобы передать это
в виде яснейшем, живейшем, способном
навеки остаться в памяти.

Н. В. Гоголь

В современном мире нет человека, который бы так или иначе
не был причастен к искусству. Кино, театр, музыка, хореография,
живопись, архитектура, скульптура — все эти виды искусства
давно и прочно вошли в жизнь человека, стали важной состав-
ной частью духовной культуры человечества. Так же не найти со-
временного человека, который бы так или иначе не соприкасал-
ся с наукой. В центре внимания и науки, и искусства находятся
человек и мир, в котором человек живёт. По возможности осмы-
сления и отображения действительности искусство не уступает
науке: посмотрев художественный фильм, послушав музыку, уви-
дев картину, человек может узнать о самом себе, о своей истории,
об устройстве мира так же много, как если бы просмотрел истори-
ческие документы, прочитал параграф учебника по биологии или
химии, познакомился с астрономическими фактами. Но способы
отображения и осмысления мира наукой и искусством различны:
наука использует для этого строгие и однозначные понятия, а ис-
кусство — художественные образы. Особые средства для воспро-
изведения реальной действительности в арсенале искусства: для
литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного
искусства — цвет и линия, для скульптуры — объём. Своя и фор-
ма существования искусства — это художественное произведение
(поэма, картина, спектакль, кинофильм и т. д.). Поэтому и воз-
действие па человека способами науки и искусства разное. Наука
воздействует в первую очередь па разум человека, искусство — на
чувства, на душу и только потом — на разум.

Цель искусства двойственна: для творца — это художествен-
ное самовыражение, для ценителя — наслаждение красотой. Во-
обще красота так же тесно связана с искусством, как истина с на-
укой и добро — с моралью. Общение с миром искусства доставляет

людям радость и наслаждение. «Поэзия,— говорил Л. Н. Тол-
стой,— есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот
жжёт, греет и освещает». Но нельзя видеть в произведениях писа-
телей, композиторов, художников только средство приятного вре-
мяпрепровождения и получения удовольствия, хотя мы нередко
идём в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки роман или
повесть, чтобы отдохнуть, развлечься. Да и сами художники, пи-
сатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы про-
будить интерес и даже любопытство зрителей, читателей, слу-
шателей. Но значение искусства в жизни человека несравненно
серьёзнее и богаче. Оно помогает лучше увидеть и глубже понять
окружающий мир и самих себя, формирует взгляды, чувства, вку-
сы человека, воспитывает готовность к борьбе за торжество добра
и правды.

Писатели и художники для многих и многих своих современ-
ников и потомков становились учителями жизни, воспитателями
чувств. Известнейший артист, режиссёр кукольного театра, выда-
ющийся театральный деятель С. В. Образцов писал: «Мы никогда
не узнаем, о чём каждый читатель советовался с Пушкиным, Че-
ховым, Горьким, но советовались все, кто их любил. А таких мил-
лионы. Сколько человеческих душ сформировали эти писатели,
сколько людей уберегли от душевного растления, неверия в че-
ловека, от пошлости, кривлянья! Скольких заставили задумать-
ся о смысле жизни и направили на поиск этого смысла!». В тра-
гических обстоятельствах и в переломные моменты жизни люди
нередко обращаются к произведениям искусства как к источнику
духовной силы и мужества. И в большой степени это относится
к литературе как особому виду искусства — искусству слова.

Что же такое художественная литература, каковы её главные
особенности, в чём секрет её особого воздействия на читателей?

Обратимся к виртуальному словарю

Литература (от лат. Шега — буква, письменность) — вид ис-
кусства, в котором основным средством образного отражения жиз-
ни является слово.

Художественная литература — вид искусства, способный наибо-
лее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показы-
вать их в движении и развитии.

Искусство — творческое воспроизведение действительности
в художественных образах; творческая деятельность.

Художественная литература — это искусство слова, у неё об-
разная природа, которая обязательно связана с представлениями
автора о том, что он изображает. Что же такое художественное
произведение как главная составная часть художественной лите-
ратуры?

Известный учёный-литературовед М. М. Бахтин говорил, что
художественное произведение — это произведение искусства, ска-
занное писателем или поэтом «слово о мире». В художественном
произведении одновременно отражаются и реальность, и автор-
ское понимание этой реальности. Такое единение реального и ав-
торского в одном целом и есть художественный образ.

Посмотрите на репродукцию картины А. И. Куинджи «Днепр
утром». Как вы думаете, если бы одним ранним утром вы с фо-
тоаппаратом в руках стояли на том самом месте, где стоял ху-
дожник, и сфотографировали Днепр, была бы ваша фотография
точной копией этой картины? Что отличало бы её от картины Ку-
инджи? Возможно, на фотографии мы сможем увидеть похожий
пейзаж: реку, берег, поросший травой, небо и пробивающиеся
сквозь утреннюю дымку лучи солнца. Но таким был Днепр в то
утро, когда его рисовал Куинджи. Такими были небо и лучи солн-
ца, которые видел именно он. Это настроением художника про-
никнута его картина, это он увидел Днепр таким: теряющимся
в тумане, сливающимся с небом и уходящим за горизонт в беско-
нечный, беспредельный простор. Фотография — это копия дей-
ствительности, определённой картины. И хотя она тоже отражает
мир, живописное полотно передаёт мысли и чувства художника.
Неслучайно один и тот же предмет разные художники изобража-
ют по-разному, потому что по-разному видят его и оценивают, по-
разному думают и чувствуют.

Обратимся к виртуальному словарю

Художественный образ — обобщённое художественное отраже-
ние действительности в конкретной форме, картина человече-
ской жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помо-
щи творческой фантазии художника и в свете его эстетического
идеала. С одной стороны, художественный образ представляет со-
бой сугубо индивидуальное, авторское описание картины жизни,
с другой — имеет обобщающий или даже символический смысл.
Он создаётся с помощью типизации, обобщения, вымысла (услов-
ности) и имеет самостоятельное художественное значение.

Образность — отличительная особенность искусства и худо-
жественной литературы (в отличие от научной).

Так же и писатель, создающий в своём произведении картины
жизни, не может быть беспристрастным: он всегда что-то утвер-
ждает или отрицает. Его картины всегда одушевлены мыслью
и чувством. Поэтому они вызывают и у читателя вихрь сложных
и разнообразных переживаний, эмоций. Чем сильнее чувство писа-
теля, чем ярче он видит окружающий мир, чем больше знает о нём,
чем искуснее и талантливее он как художник, тем ярче его образы,
тем более сильный отклик находят его творения в душе читателя.

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возмож-
ностям слова литература способна вбирать в себя элементы худо-
жественного содержания любого искусства. На язык литературы
можно перевести образы других видов искусства.

Литература как искусство слова обладает удивительной спо-
собностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть под-
линную красоту человеческой души.

Работаем творчески

Прочитайте и сравните стихотворения Теофиля Готье «Чайная
роза» и Булата Шалвовича Окуджавы «Я пишу исторический ро-
ман». В обоих стихотворениях воссозданы образы одного и того
же цветка — розы. Определите, похожи ли они и какую роль вы-
полняют в каждом стихотворении.

Я пишу исторический роман
В склянке тёмного стекла
из-под импортного пива
роза красная цвела
гордо и неторопливо.

Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь как в туман
от пролога к эпилогу.

Были дали голубы,
было вымысла в избытке,
и из собственной судьбы
я выдергивал по нитке.

В путь героев снаряжал,
наводил о прошлом справки
и поручиком в отставке
сам себя воображал.

Вымысел — не есть обман.
Замысел — ещё не точка.

Дайте дописать роман
до последнего листочка.

И пока ещё жива
роза красная в бутылке,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке:

г

 

 

каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...

Так природа захотела.

Почему?

Не наше дело.

Для чего?

Не нам судить.

(Б. Ш. Окуджава)

Чайная роза

Средь связки роз, весной омытой.
Прекрасней чайной розы нет.

Её бутон полураскрытый
Слегка окрашен в красный цвет.
То роза белая, так ровно
Краснеющая от стыда.

Внимая повести любовной,

Что соловей поёт всегда.

Она желанна нашим взглядам,

В ней отсвет розовый зажжён,

И пурпур вянет с нею рядом.

Иль грубым делается он.

Как цвет лица аристократки
Затмит крестьянских лиц загар,
Так и она затмила сладкий
Алеющих сестёр пожар.

Но если вы её, играя.

Приблизите рукой к щеке,
Внезапно светлый блеск теряя,
Она опустится в тоске.

В садах, раскрашенных весною.
Такой прекрасной розы нет.
Царица, чтоб идти войною
На ваши восемнадцать лет.

Ах, кожа побеждает вечно,

И крови чистая волна
Из сердца юного, конечно.

Над всякой розой взнесена.

(Т. Готье,
перевод Н. С. Гумилёва)

Вопросы и задания

1.    Нарисуйте словами картины, образы, которые вы представили,
читая эти стихотворения.

2.    Чем отличаются образы розы в стихотворениях Б. Ш. Окуджавы
и Т. Готье? Какое настроение передают эти образы? Можно ли
назвать каждое из стихотворений художественным произведени-
ем? Обоснуйте ответы.

3.    Для чего автор создаёт свои произведения? Как и почему он это
делает? В стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Я пишу исторический
роман» найдите слова, подтверждающие ваш ответ.

4.    Какова роль читателя художественного произведения? Если бы
вы были авторами, для каких читателей вы хотели бы писать?
При ответе пусть вам поможет цитатная подсказка.

5.    Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы уже думали и чувство-
вали то, что пишет автор, но не находили слов, чтобы сказать об
этом? При чтении каких произведений у вас возникало это чувство?

Цитатная подсказка

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и та-
лантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чут-
ких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчи-
тывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках
верного образа, верного поворота действия, верного слова. Худож-
ник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен
дополнить своим воображением художник-читатель.

(С. Я. Маршак)

Работаем творчески

Самостоятельно исследуйте жизнь и творчество персидского по-
эта, учёного и философа Омара Хайяма и в специально оговорён-
ный с учителем срок составьте свой проект по одному из следу-
ющих направлений на выбор (индивидуально или в группе):

•    «Жизненный и творческий путь Омара Хайяма»;

•    «“Рубайят" Омара Хайяма»;

•    «Иллюстраторы произведений Омара Хайяма и иллюстрации
к его рубаи»;

•    «Тематическое разнообразие и философские идеи рубаи
Омара Хайяма»;

•    «Создание электронной презентации вклада Омара Хайяма
в мировую литературу»;

•    «Составление книжной выставки по творческому наследию
Омара Хайяма»;

•    «Оформление альманаха рубаи Омара Хайяма в разных пе-
реводах».

♦ При составлении проекта строго соблюдайте этапы работы над

ним:

•    информационный этап: выбор темы, определение целей и за-
дач проекта, общего направления работы, конечных резуль-
татов;

•    плановый этап: выбор структуры и формы проекта (выступ-
ление, презентация, выставка, фильм и т. п.); определение
условий, необходимых для его реализации; установление
собственного поля деятельности или каждого участника про-
екта (если он групповой);

•    поисковый этап: исследовательская работа с источниками,
сбор и анализ информации, её систематизация;

•    подготовка к защите и защита работы: представление твор-
ческого продукта (выступления, презентации, выставки и др.);

•    этап самооценки (рефлексии): собственные выводы о достиже-
нии цели и выполнении задач по теме;

•    сохранение папки-портфолио проекта: все рабочие материа-
лы проекта, планы, результаты исследований и анализа, схе-
мы, рисунки, фотографии, электронные варианты презента-
ции и др.

Всё в мире покроется пылью забвенья.
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья.
Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья, не зная конца!

Фирдоуси

 

Это материал учебника Литература 8 класс Халабаджах

 

Автор: admin от 31-10-2016, 19:10, Переглядів: 1097