НАРОДНА ОСВІТА

Искусство слова

Мощь, мудрость и красота литературы
открываются во всей своей широте только
перед человеком просвещеннььи и унаюиуш.

X. (Паустовский

1.    Нашу первую беседу в этом учебном году начнем с высказывания современ-
ного русского писателя Юрия Бондарева о книге: «Книга — это источник света,
посланный еще из детства человечества к нам, это сигнал и предупреждение,
боль и страдание, смех и радость, жизнеутверждение и надежда...». Как пе-
рекликается это высказывание с содержанием статьи «Вижу склоненное лицо
читателя», которой открывается учебник?

2.    Выделите в этой статье главные мысли о книге и ее создателе — авторе.

3.    В чем, по вашему мнению, сербский писатель Иво Андрич видит ответствен-
ность автора перед своими читателями?

4.    Какого читателя в будущем хотел видеть американский писатель второй поло-
вины XX столетия Джон Чивер? Что из его высказывания вы считаете особенно
значительным?

5.    Жизнь убеждает, что настоящие книги никогда не умирают. Эти книги всегда
имеют широкий круг новых читателей. Какие книги для чтения выбираете вы?
Расскажите о своих любимых авторах и их книгах. Какие книги русских и укра-
инских писателей вы прочитали за прошедшее лето?

ИСКУССТВО СЛОВА

В воспоминаниях многих писателей есть интересные рассказы о том,
какое воздействие оказывали на них книги в детстве, юности, в зрелом
возрасте. Константин Паустовский, например, писал, что в детстве вме-
сте с героями любимых книг он «осаждал старинные замки», «погибал на
корабле с изодранными в клочья парусами у берегов Магелланова проли-
ва или Новой Земли», «искал сокровища, так ловко запрятанные Стивен-
соном на таинственном острове», «слышал шум знамен в Бородинском
бою», «помогал Маугли в непролазных дебрях Индостана».

В чем же заключаются необыкновенные свойства любимых книг? Что
заставляет читателей не только проникаться настроениями героев, но и
«погружаться» в созданный фантазией художника мир его произведения,
чувствовать себя участником описываемых событий?

Лучше понять это можно при сравнении художественной литературы
с другими видами искусства — живописью, скульптурой, музыкой. Жи-
вописец и скульптор могут изображать только видимое глазу. Внутреннее
же состояние людей, их характеры, отношения между ними и отноше-
ние художника к ним раскрываются на картине или в скульптуре через
внешние проявления и запечатлены в какое-то определенное мгновение.

Писатель же с помощью слов вызывает в воображении читателей жи-
вые представления как о внешнем мире, так и о внутреннем состоянии
героев (их мыслях, чувствах, переживаниях, устремлениях). В отличие
от живописца или скульптора, он описывает необходимые подробности,
одну вслед за другой.

Художественная литература как вид искусства имеет свои отличитель-
ные свойства и в сравнении с музыкой. Музыка обращена главным образом
к человеческому сердцу, она способна выразить на языке звуков сложней-
шие и тончайшие чувства и настроения, которые во многих случаях не-
возможно передать посредством слова. Но зато писатель может изобразить
человека, воспринимающего музыку. В известном романе Льва Толстого
«Война и мир» есть страницы, описывающие участие в сражении пятнад-
цатилетнего подростка Пети Ростова. Перед боем, задремав, Петя слышит
во сне необыкновенную музыку. Это описание звучащей музыки позволяет
читателю сильнее проникнуться взволнованным состоянием юного героя:

...И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то
неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален... но он
никогда не учился му'зыке, и потому' мотивы, неожиданно приходившие
ему' в голову', были для него особенно новы и привлекательны. Музыка
играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного
инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя
не имел ни малейшего понятия о том, что такое фу'га. Каждый инстру-
мент, то похожий на скрипку', то на тру'бы, но лучше и чище, чем скрип-
ки и трубы, — каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива,
сливался с друтим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым,
и все они сливачись в одно, и опять разбегались, и опять сливались то в
торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.

А утром Петя погибает. И описание только что слышанной им во сне
музыки усиливает наши чувства сострадания к нему', скорби и негодова-
ния против бесчеловечности войны, оборвавшей жизнь юноши, сердце
которого было исполнено доброты и восторженной любви к людям.

Говоря о литературе как об искусстве слова, важно знать, что, созда-
вая свое произведение, автор не просто передает его содержание словами.
Предостерегая от такого неверного понимания художественного творче-
ства, Лев Толстой заявлял, что раскрыть, выразить смысл литературного
произведения «непосредственно словами никак нельзя, а можно только...
словами описывая образы, действия, положения».

Язык художественной литературы — это словесные образы, в кото-
рых предстают лица, предметы, события, состояния, мысли, чувства.

В поэзии, обращенной главным образом к сердцам людей, ясность и
глубина изображения достигаются словесными изобразительными сред-
ствами. Поэт, который не просто описывает, а изображает то, что его
волну'ет, умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками,
способен привлечь внимание читателей простым сочетанием немногих,
но точных и выразительных слов. «Чертог сиял», — написал Путпкин, и
этих дву'х слов вполне достаточно, чтобы мы представили себе роскошный
дворец (стихотворение «Клеопатра» из повести «Египетские ночи»). Или:
...а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги, —
всего только две строчки, но как передают они суровое время двенадцато-
го года (стихотворение Пушкина «Полководец»)!

О выразительности языка поэтических произведений прекрасно сказал
критик В. Г. Белинский: «Поэзия выражается в свободном человеческом сло-
ве, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное пред-
ставление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств...»

Пользуясь неисчерпаемым богатством родного языка, поэт для изобра-
жения действительности находит самые емкие, самые поэтичные слова.
В самом языке есть уже все элементы искусства: и впечатляющая вырази-
тельность, и музыка слова, и словесная живопись. Если бы язык не был
поэтичен, не было бы и искусства слова — художественной литературы.

Валерий БРЮСОВ
Бог помочь вам, друзья мои!

А. Пушкин

Первая русская книга после далеких скитаний,

Стих дорогого поэта — и думы дрожат от рыданий.

Что мне шумное море, что скалы и светлые гроты!

Холодно сердце дивится на их чужие красоты,

Холодно я бродил у дворцов всесветной столицы,

Но предо мною открылись родные, святые страницы.

Стих дорогого поэта — и думы дрожат от рыданий, —

Первая русская книга после далеких скитаний.

Рабиндранат ТАГОР

Мне видятся — простишь ли самомненье?

В твоих руках мои стихотворенья,

О девушка грядущего столетья!

Ты у окна сидишь при лунном свете,

И льет луна в пробелы меж стихов
Слова, которых нет в пределах слов.

И скатится слеза, ресницы увлажнив,

И скажешь ты: «Будь он сегодня жив,

Меня любил бы он, тянулся бы ко мне».

И скажешь ты: «Пусть жив он только в слове,

Пусть не придет, я все равно с любовью
Поставлю для него светильник на окне».

Перевод Д. Седых

1.    Прочитайте статью «Искусство слова» и объясните, чем отличается художествен-
ная литература от других видов искусства (живописи, музыки, скульптуры).

2.    Обратите внимание на то, что говорил Лев Толстой о главном отличительном
признаке художественной литературы — ее образности. Как достигается со-
здание словесных образов в художественном произведении?

3.    Прочитайте стихотворение русского поэта Валерия Брюсова «Первая русская
книга после далеких скитаний...» и индийского поэта Рабиндраната Тагора
«Мне видятся — простишь ли самомненье?..».

Чем волнуют вас эти стихотворения?

4. Какие художественные средства способствуют лирическому содержанию
стихотворений Валерия Брюсова «Первая русская книга после далеких скита-
ний...» и Рабиндраната Тагора «Мне видятся — простишь ли самомненье...»?

УЧИМСЯ БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМИ1 ЧИТАТЕЛЯМИ

О диалоге культур

Культура, культурное наследие, культурный человек, — эти понятия
постоянно присутствуют в нашей современной жизни.

Слово «культура» (от лат. сиИига — это возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание) обозначает уровень развития обще-
ства, творческих сил народов разных наций, народностей в различные
исторические эпохи — от глубокой древности и до современности. Это
понятие включает в себя все достижения людей в материальной и духов-
ной сферах жизни: создание машин, сооружений, результаты познания,
произведения искусства, нормы морали и права и т. д.

Каждый человек в процессе жизни усваивает представления об окру-
жающем его мире и людях, о нравственных нормах и общечеловеческих
ценностях добра, любви, справедливости, человеческом достоинстве, ми-
лосердии и т. д. Кроме того, он является также носителем национальных
особенностей и традиций своего народа, страны, в которой живет. Все это
и свидетельствует об уровне культуры человека и вместе с тем определя-
ет линию его поведения и поступков. Иными словами, можно говорить о
культурной компетентности2 человека.

Для существования и развития любой культуре, как и любому че-
ловеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Понятие диалога
культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно
при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права
каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

Не существует изолированных культур — все они живут и развивают-
ся только в диалоге с другими культурами.

Культурное многообразие — важное условие для самопознания че-
ловека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем
больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет
его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для
формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность3, ува-
жение, взаимопомощь, милосердие.

Огромная роль в усвоении духовно-нравственных ценностей культуры
отводится чтению и изучению выдающихся художественных произведе-
ний родной и мировой литератур, в Чем большими ценностями мы овладе-
ваем, тем более утонченным н острым становится наше восприятие иных
культур — культур, удаленных от нас во времени и пространстве древних
и других стран», — писал в XX веке известный российский литературо-
вед Д.С. Лихачев. «Еще раньше, в XIX веке, английский писатель Томас
Карлейль (1795-1881) отмечал: «Все, что человечество совершило, переду-
мало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством,
на страницах книг». Осваивая духовно-нравственные основы жизни, рас-
крытые на страницах выдающихся произведений литературы разных на-
родов и разных литературных эпох, осознавая необходимость поиска для
самого себя общечеловеческих ценностей истины, добра, красоты, любви,
счастья, современный человек должен научиться жить в условиях мно-
жества культур, представлений людей о бытии, идеалах, нравственных
позициях, точках зрения по тем или иным жизненно важным вопросам.
Следуя современному пониманию диалога культур, нужно учиться во
время чтения погружаться в художественный мир литературного произ-
ведения, в эпоху, отраженную в нем, уметь слушать и вопрошать, согла-
шаться и сомневаться, удивляться и восхищаться, спорить и убеждать.

Понимание художественного текста, по мнению ученых, — это всегда
диалог между читателем и автором. Созданное писателем художественное
произведение всякий раз переживает свое новое рождение, так как «автор»
и «читатель» всегда неодинаковы. Каждый из них обладает своей культур-
ной компетентностью. Именно поэтому и возникает диалог культур. Но
если «автор» всегда один и постоянен, то «читатель» всегда разный. Каж-
дый новый «читатель» по-своему вступает в диалог и становится соавтором
произведения. Однако, чтобы это произошло, необходимо уметь и любить
читать — читать вдумчиво и заинтересованно. «Когда человек берет в руки
книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине,
какой может быть только между самыми близкими людьми, — пишет лите-
ратор Святослав Бэлза. В ходе этой неторопливой беседы рождаются новые
идеи и образы... насколько богаче делается кругозор того, кто овладел тон-
ким искусством «беседы» с великими мастерами слова! Их творения учат
постижению той книги, которая испокон веку именуется книгой жизни».

Итак, диалог культур в широком смысле — это открытость раз-
ных культур друг другу, их взаимодействие.

Диалог культур, который осуществляется в процессе чтения художе-
ственного произведения, — это диалог между автором и читателем. 4 2 3 5 6

Как зерно нико гда нс умрет,
по тощ что нет па от и беру хлеба,
так и слово вовек нс умрет,
потому что душа не живет
беру нею, как беру хлеба.

Э. Макслайтшд

1.    Вспомните из уроков истории, какие значительные исторические события про-
исходили в период средневековья на Ближнем Востоке и в Средней Азии?

2.    Что вы знаете об Арабском халифате? Какими были культурные достижения на-
родов, проживающих на территории этого государства?

3.    Во времена средневековья на Ближнем Востоке жили и творили такие выдаю-
щиеся поэты, как Омар Хайям, Рудакй, Фирдоуси, Шота Руставели, Саади,Али-
шер Навой и др.

4.    Примите участие в подготовке проектов «Великие поэты средневекового Вос-
1 тока» (Подготовьте краткие сообщения о поэтах и видеоматериалы. Включите в

свои выступления выразительное чтение стихотворений)

 

 

Это материал учебника Литература 8 класс Симакова

 

Автор: admin от 29-10-2016, 21:39, Переглядів: 1044