Народна Освіта » Основи здоров'я » Влияние состояния воды на здоровье

НАРОДНА ОСВІТА

Влияние состояния воды на здоровье

Узнаете, что такое экологическая безопасность; о способах очистки питьевой воды; научитесь, как обезопасить здоровье от негативного влияния загрязнений воды

Вспомните

Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду.

Почему нужно экономить воду?

Загрязнение окружающей среды и здоровье

Окружающая среда обеспечивает человека всем необходимым для жизни: теплом и солнечным светом, чистым воздухом и питьевой водой, плодородными почвами и полезными ископаемыми.

 

Загрязнение окружающей среды отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, нерациональное использование природных ресурсов приводят к экологическим катастрофам: обмелению рек и озер, эрозии почв, вымиранию животных и исчезновению растений, нарушению озонового слоя Земли.

Известно, что здоровье людей на 20 % зависит от условий окружающей среды. Поэтому, изменяя окружающую среду, люди должны заботиться об экологической безопасности — безопасном взаимодействии с окружающей средой. Чтобы сохранить природу, уменьшить вредное воздействие промышленности и сельскохозяйственных предприятий на здоровье, люди: высаживают леса; очищают водоёмы;

создают систему заповедников, заказников и национальных парков; защищают исчезающие виды растений и животных; внедряют производства, которые не вредят природе, в частности используют фильтры для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу, очистки сточных вод и т.п.; распространяют экологические знания.

Питьевая вода и здоровье

Люди используют воду для питья и приготовления пищи, мытья, стирки и уборки, в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Увеличение потребностей в воде приводит к значительному уменьшению водных ресурсов. Но больше всего водные ресурсы планеты страдают от загрязнения.

Загрязнённая вода существенно влияет на здоровье человека.

Чтобы избежать болезней, воду, поступающую в водопровод из рек, озёр, артезианских скважин, очищают на водоочистительных станциях.

Санитарно-эпидемиологическая служба следит за тем, чтобы качество воды соответствовало санитарно-гигиеническим нормам.

_Запомните!_1

Питьевая вода должна быть прозрачной, без цвета, запаха и привкуса. Из крана с горячей водой течёт не питьевая, а техническая вода, поэтому для питья и приготовления пищи следует набирать холодную воду.

Если из крана течёт мутная вода или с неприятным запахом, вероятно, она загрязнена болезнетворными микроорганизмами. Такую воду пить нельзя.

Чтобы улучшить качество питьевой воды, её можно очищать дома, например специальными устройствами. В результате кипячения вода становится мягче, а бактерии, вирусы, яйца глистов погибают. В профильтрованной воде меньше механических загрязнителей и хлора, она прозрачнее и вкуснее. Можно пользоваться также фасованной водой в бутылях.

Опасность купания в загрязнённых водоёмах

К сожалению, вода в открытых водоёмах часто загрязнена отходами промышленных или сельскохозяйственных предприятий. В загрязнённых водоёмах, а также в водоёмах со стоячей водой размножаются болезнетворные микроорганизмы, которые могут вызвать заболевания. В частности, если есть порезы или царапины, то повышается риск заболеть лептоспирозом. Существует также вероятность заразиться кишечной палочкой, глистами, гепатитом А, дизентерией. Санитарно-эпидемиологическая служба проверяет качество воды в открытых водоёмах. Если обнаружено загрязнение, устанавливают предупреждающие знаки или таблички. В таких водоёмах купаться запрещено.

Если после купания в открытых водоёмах у вас ухудшилось самочувствие, следует обратиться к врачу.

Вывод

Загрязнение окружающей среды вредит здоровью и угрожает жизни человека. Сточные воды, обработка сельскохозяйственных земель химическими веществами, чрезмерное использование средств бытовой химии, загрязняющих воду, ухудшают её качество. Употребление загрязнённой воды может привести к заболеваниям. Чтобы улучшить качество питьевой воды, её очищают в водопроводной сети и в быту. Во избежание опасности заболевания во время купания в открытых водоёмах необходимо купаться

в чистой воде в отведённых местах и следовать рекомендациям санитарноэпидемиологической службы.

Задания

1.    Что такое экологическая безопасность?

2.    Приведите примеры факторов техногенного воздействия на окружающую среду.

3.    Назовите основные источники загрязнения воды.

4.    Как очищают воду в водопроводной сети?

5.    Приведите примеры влияния загрязнённой воды на здоровье человека.

6.    Почему в некоторых водоёмах купаться опасно?

7.    По каким признакам можно распознать, что вода пригодна для питья?

8.    Расскажите, какие меры в цепочке «производство — окружающая среда — здоровье человека» могут уменьшить негативное воздействие загрязнённой воды на здоровье человека.

Ситуационные задачи

Что посоветуете подросткам в описанных ситуациях? Как действовали бы вы?

1.    Подростки пьют воду из водоёма возле поля.

2.    На предприятии произошла авария, река вблизи населённого пункта загрязнена. Но ребята всё равно решили купаться.

3.    Девушки решили приготовить пищу, но не обратили внимания на то, что из крана течёт вода желтоватого цвета.

4.    После аварийного выброса сточных вод в водоёме много рыбы всплыло на поверхность. Компания подростков решила сварить уху из этой рыбы.

Поработайте в паре или группе

1.    Обсудите факторы, влияющие на загрязнение воды в вашей местности. Что можете сделать вы, чтобы сохранить воду чистой?

2.    Обсудите, почему люди очищают воду из водопровода или колодца для питья и приготовления еды. Какой способ очистки воды выбрали бы вы? Почему? Воспользуйтесь материалом параграфа.

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

1. Рассмотрите фотоиллюстрации. Какие правила вы будете соблюдать, чтобы сохранить здоровье?

2. Верите ли вы в существование «живой» и «мёртвой» воды? Узнайте, какую воду считают «живой», а какую — «мёртвой».

Узнаете больше о загрязнении воздуха; научитесь уменьшать негативное влияние загрязнённого воздуха на собственное здоровье

Вспомните

Почему важен чистый воздух?

На состав атмосферного воздуха, которым мы дышим, влияют природные и техногенные факторы.

Источники и виды техногенного загрязнения воздуха

Состав воздуха влияет на здоровье людей.

Углекислый газ (Карбон (IV) оксид) вызывает парниковый эффект (аномально высокие температуры воздуха)

Приводит к обострению заболеваний сердца, сосудов, органов дыхания

Угарный газ (Карбон (II) оксид). Продукт неполного сгорания топлива

Возникает головная боль, ухудшение самочувствия, усталость, раздражение, низкая работоспособность, нарушается обмен веществ

Сернистый газ. Образуется при сжигании угля, нефтепродуктов, газа, выплавке металлов

Вызывает заболевания лёгких и органов пищеварения

Оксиды Нитрогена. Образуются во время горения при высоких температурах. Содержатся в выхлопных газах автомобилей

Вызывают раздражение дыхательных путей человека, приводят к снижению давления, влияют на уровень гемоглобина в крови

Углеводородные соединения.

Содержатся в испарениях бензина, выхлопных газах автомобилей

 

Длительное воздействие на организм приводит к онкологическим заболеваниям

 

Газообразные загрязняющие вещества иногда образуют над городами густую завесу дыма, тумана и пыли — смог. Опасно, если нет ветра и смог не рассеивается длительное время

Смог вызывает раздражение дыхательных путей и глаз, слезотечение, приступы бронхиальной астмы, аллергию

Негативное влияние загрязнённого воздуха на здоровье людей можно уменьшить.

Если в вашей местности есть промышленное предприятие, где используют опасные вещества, или вы живёте в районе с интенсивным транспортным движением, следует соблюдать правила безопасного поведения.

находиться длительное время на территории предприятия или вблизи него открывать окон, если ветер дует со стороны предприятия

купаться в открытых водоёмах вблизи предприятия

собирать ягод, грибов, цветов вблизи предприятия и автомагистрали

заниматься физической культурой и спортом вблизи автомагистрали гулять во время тумана

Примите во внимание ещё и следующие советы:

прежде чем войти в п°мещение, вытирать обувь вдажной тряпкой, верхнюю одежду встряхивать и чистить щёткой

 

проветривать жилое помещение утром или после дождя, когда оседает пыль

 

разводить

Знатные растения очищающие воаду" ’

 

употреблять ' фасованную питьевую воду

 

чаще делать влажную уборку помещения

Парки, скверы, сады не только украшают населённые пункты, но и существенно влияют на снижение запылённости и загазованности воздуха. Чем больше деревьев, кустов в городах и сёлах, тем меньше пыли и вредных газов в воздухе.

Вывод

На состав воздуха влияют природные и техногенные факторы. Основные загрязнители воздуха — промышленные предприятия и транспорт. Загрязнённый воздух вызывает заболевания. Чтобы уменьшить негативное влияние загрязнённого воздуха на здоровье, следует соблюдать правила безопасного поведения.

1.    Какие факторы влияют на состав воздуха?

2.    Назовите основные источники загрязнения воздуха.

3.    Объясните связь между загрязнённым воздухом и заболеваниями людей. Приведите примеры.

4.    Опасен ли смог? Почему?

5.    Объясните, почему учебные заведения располагают подальше от автомагистралей и промышленных предприятий.

Ситуационные задачи

Какому риску подвергаются дети? Как действовали бы вы?

1.    Дети играют вблизи автомагистрали.

2.    Из трубы завода идёт дым, ветер дует в сторону жилых домов, вблизи дом с открытым окном, во дворе гуляют дети.

Поработайте в паре или группе

Обсудите факторы загрязнения воздуха в вашей местности. Какие меры приняли бы вы, чтобы уменьшить негативное влияние загрязнённого воздуха на здоровье?

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

Рассмотрите фотоиллюстрации. Как вы будете действовать в этих ситуациях? Какие правила будете соблюдать, чтобы сохранить здоровье? Почему?

Узнаете больше о техногенных объектах, загрязняющих почвы; о влиянии состояния почв на здоровье; научитесь уменьшать негативное влияние загрязнения почв на собственное здоровье

Вспомните

К какому виду опасности относится загрязнение почв?

Хозяйственная деятельность человека, техногенные объекты, загрязняющие воду и воздух, загрязняют и почвы.

Источники техногенного загрязнения почв

Уничтожение лесов, расширение добычи полезных ископаемых, другая хозяйственная деятельность приводят к разрушению почв водой и ветром. Такие земли опустошаются.

Использование минеральных удобрений повышает урожайность сельскохозяйственных культур. Пестициды используют, чтобы уничтожить сорняки и вредителей. Однако минеральные удобрения и пестициды накапливаются в почве. Постепенно состав почвы меняется, а вместе с вредителями исчезают полезные микроорганизмы. Чрезмерное применение минеральных удобрений приводит к загрязнению окружающей среды. Это угрожает здоровью человека. Следует строго соблюдать дозировку ядохимикатов и минеральных удобрений.

Химические вещества попадают в растения во время их обработки или с грунтовыми водами и накапливаются в них

 

Затем попадают в организм домашних животных и птиц с травой или зерном

 

Люди употребляют мясо, молоко, овощи и фрукты, которые могут содержать пестициды

 

Попадая в организм человека, пестициды могут привести к нарушению деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Могут вызвать заболевания внутренних органов, аллергические реакции, снизить сопротивляемость организма к инфекциям. Высокие концентрации ядохимикатов в продуктах питания могут стать причиной острых желудочно-кишечных отравлений.

Чтобы уменьшить негативное влияние загрязнённых почв на здоровье, стоит прислушаться к советам врачей.

собирать грибов, овощей, фруктов, трав вблизи автомагистралей, промышленных объектов, свалок покупать овощей и фруктов неестественного цвета, слишком большого размера употреблять продуктов, сладостей, если на упаковке нет сведений об их составе и сроке годности оставлять мусор после отдыха на природе

А ещё учитывать следующие советы:

снимать кожуру с овощей и фруктоввыращенных в теплицах (особенно зимой и весной)

 

покупать овощи и фрукты среднего размера

 

тщательно мыть

™°ЩИ и Фрукты перед едой

 

Вывод

Отходы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта, хозяйственная деятельность человека загрязняют почвы, приводят к опустошению плодородных земель. Минеральные удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве, попадают в организм человека с продуктами питания. Это может привести к заболеваниям. Чтобы уменьшить негативное влияние загрязнённых почв на здоровье, следует соблюдать правила безопасного поведения.

1.    Назовите основные источники загрязнения почв.

2.    Охарактеризуйте влияние загрязнённых ядохимикатами продуктов питания на здоровье человека.

3.    Как уменьшить негативное влияние загрязнения почв на здоровье человека?

4.    Чем опасно чрезмерное использование минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве для природной среды?

5.    Почему, на ваш взгляд, перед употреблением следует снять кожуру с овощей и фруктов, выросших в теплице?

Ситуационные задачи

Что посоветуете подросткам в описанных ситуациях?

1.    Девушка сорвала грушу с дерева вблизи автомагистрали и хочет съесть её.

2.    Ребята решили собрать грибы и ягоды недалеко от промышленного предприятия.

Поработайте в паре или группе

Обсудите факторы загрязнения почв в вашей местности. Какие меры предприняли бы вы, чтобы уменьшить негативное влияние загрязнённых почв на здоровье?

Моделируйте — приобретайте жизненные навыки

Рассмотрите рисунки датского художника Херлуфа Бидструпа. Как действовали бы вы в изображённой ситуации? Какие правила будете соблюдать, чтобы сохранить здоровье? Почему?

Проект

Выполните проект «Чистая окружающая среда».

1.    Определите объекты, загрязняющие окружающую среду в вашей местности.

2.    Найдите информацию о мерах, принимаемых государством, местными властями для уменьшения негативного влияния загрязнения на окружающую среду и здоровье людей.

3.    Определите, что можете сделать вы, чтобы окружающая среда была чище.

4.    Оформите результаты проекта в виде плаката, буклета, газеты и пр.

5.    Результаты работы презентуйте в классе.

Во время работы воспользуйтесь материалами § 23-25 учебника, знаниями из предыдущих классов, сведениями средств массовой информации, сети Интернет.

 

Это материал учебника Основы здоровья 8 класс Бойченко

 

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 13-10-2016, 01:48, Переглядів: 1572