Народна Освіта » Основи здоров'я » Составляющие умения учиться. Важность нацеленности на успех. Барьеры эффективного обучения. Развитие логического и образного мышления

НАРОДНА ОСВІТА

Составляющие умения учиться. Важность нацеленности на успех. Барьеры эффективного обучения. Развитие логического и образного мышления

Подумайте и обсудите ситуацию. Олег принялся выполнять домашнее задание и не смог решить задачу по математике. Он попросил папу помочь ему, но тот был занят. Тогда Олег пошел к маме на кухню и тоже обратился за помощью. Мама удивилась: «Разве ты не можешь справиться сам?». «Нет,— ответил Олег.— Таких задач мы еще не решали». Как вы думаете, умеет ли Олег учиться?

Умение учиться. Составляющие умения учиться

Умение учиться — это умение развивать свои способности, искать способы действия в новой ситуации. Часто, когда мы говорим о человеке, который умеет учиться, возникает образ ученика, читающего толстенные книги. Однако умение учиться — это не умение читать. Что же такое может делать ученик, умеющий учиться? Он наделен смелостью и решительностью и не отказывается от задачи, для решения которой у него нет готовых средств, не ждет, чтобы ему помогли, не заявляет, что задача неинтересна для него, а ищет способы ее решения.

Умение учиться предполагает активную деятельность, направленную на решение задачи.

Уметь учиться — значит:

• не бояться сложных задач;

• уметь осуществлять целенаправленный поиск;

• самостоятельно принимать решения, выявлять у себя проблемы, связанные с недостатком опыта, знаний, навыков, уверенности;

• регулировать собственные переживания.

Тот, кто умеет учиться, знает о собственном незнании. Это очень важно, потому что только в этом случае он переходит к получению недостающих умений, знаний, способностей.

Итак, чему учиться? Во-первых, учиться находить (изобретать) новый способ действия, т. е. действовать творчески. Во-вторых, учиться самостоятельно находить недостающую для решения задачи информацию любым способом. В-третьих, учиться учить самого себя, потому что этому никто вас не может научить, как, например, научить читать.

Главными составляющими умения учиться являются:

1. Мотивация обучения: надо увидеть смысл в том, что вы будете делать, понять, что вам это необходимо, и захотеть это сделать.

2. Постановка учебной задачи. Спросите себя: «Чему я хочу научиться? Какими навыками должен овладеть?».

3. Выполнение учебной задачи: нужно приложить усилия, чтобы найти способ решения задачи, необходимую информацию, опробовать разные варианты решения, быть настойчивым.

4. Действия контроля: надо контролировать ход работы над задачей, проверять свои предыдущие действия, направленные на выполнение задания. Если что-то не получается, то задать себе вопросы «почему?», «что помешало мне достичь своей цели?».

5. Действие оценки: следует оценить успешность своих действий по выполнению задачи. Сделать вывод, достигнута ли цель.

Однако знайте, что надо пройти долгий путь проб и ошибок, прежде чем вы найдете способ успешно учиться. И это не простой путь. Но по нему надо идти.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Помнитє, как вам было интересно учиться в первом или втором классе? Все было новым, интересным, все хотелось попробовать. Как вы считаете, почему в восьмом классе многим из вас уже не так интересно, учеба уже не привлекает, часто звучит «я не понимаю», «я не справлюсь», «у меня не получается»? Что надо делать для того, чтобы учеба была успешной и приносила вам удовольствие, желание знать больше?

Со схемой «Как учить самого себя» можно ознакомиться на сайте.

Важность нацеленности на успех

Для достижения успеха в любом деле надо прежде всего настроить себя на позитив, сказать себе, что вы сможете это сделать, и делать это с удовольствием, не теряя чувства юмора. Успех достижим, если в него верить. Кто верит в успех, обязательно его добьется. Будьте уверенными в себе. Никогда не делайте трагедии из своих неудач. Неудача — это тоже опыт, который вы получили. А если вы получили опыт — это уже победа! Неудача — это залог дальнейших побед, если эта неудача вас хоть чему-нибудь научила. Научитесь быть открытым в общении, поддерживать хорошие отношения с другими детьми, реализовывать свои замыслы. Живите под лозунгом: «Не знаю — узнаю, не умею — научусь!». А когда ничего не получается, хочется все бросить и заплакать, улыбнитесь, скажите себе: «Да, что-то сегодня не задалось, надо отдохнуть и собраться с силами, а то их уже не хватает даже на улыбку».

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопросы. Героиня романа американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» Скарлетт О'Хара говорила в трудные времена, когда что-то шло не так: «Я не могу сейчас думать об этом. Я подумаю об этом завтра. Ведь всегда есть завтрашний день».

Как вы считаете, помогало ли это ей решать проблемы? Что вы себе говорите в трудные времена или когда что-то не получается?

Барьеры эффективного обучения

Что мешает нам успешно учиться? С одной стороны, это мелкие моменты: например, музыка играет, а мы делаем домашнее задание; нам звонят, нас что-то отвлекает. С этим так трудно справиться. С другой стороны, существуют и более серьезные барьеры для эффективного обучения.

К таким барьерам можно отнести ситуацию, когда у того, кто учится, низкая мотивация, он говорит: «Я и так все знаю! Зачем же учиться!». Или, наоборот, ученик не уверен в своих силах и говорит: «Я в этом не разбираюсь и никогда не разберусь!». Позиции разные, но результат одинаков: оба ученика не могут учиться эффективно.

Случается так, что барьером при обучении становится негативный опыт в прошлом: ученик пытался учиться, но у него не получалось, и он больше не старается, потому что боится новой неудачи («Я боюсь, что не получится»).

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопросы. Существенным барьером для эффективного обучения является низкий культурный уровень человека, который мало читает, мало знает, у которого небольшой словарный запас. А иногда барьеры при обучении возникают вследствие проблем с коммуникацией, когда ученику трудно общаться с людьми в процессе обучения. Проанализируйте эти барьеры эффективного обучения и дайте советы ученикам, которые с ними столкнулись.

Развитие логического и образного мышления

Логика — это наука о правильном мышлении, способность к рассуждению. Слово происходит от греческого logos — «рассуждение», «мысль», «ум». Так написано в словарях. А что тогда означает логическое мышление? Вот как на конкретном примере ответ на этот вопрос американский ученый Реймонд Смаллиан в книге «Как же называется эта книга?»: «Мое первое знакомство с логикой произошло, когда мне было шесть лет. Случилось это 1 апреля 1925 года. В тот день я был болен гриппом. Утром ко мне в спальню заглянул мой брат Эмиль (он на десять лет старше меня) и сказал: “Рэймонд, сегодня первое апреля, день шуток и розыгрышей, и я одурачу тебя так, как тебя еще никто не одурачивал!”.

Весь день я терпеливо ждал, когда Эмиль меня одурачит, но он так и не появился. Поздно вечером мама спросила: “Рэймонд, почему ты не спишь?”. Я ответил: “Жду, когда Эмиль меня одурачит”. Мама позвала Эмиля и строгим голосом приказала: “Эмиль, немедленно разыграй малыша! Он ждет, когда ты его одурачишь”. Эмиль послушно направился к моей кроватке, и между нами состоялся следующий диалог:

— Ты с утра ждешь, когда я тебя одурачу?

— Жду.

— Я никак тебя не одурачиваю. Верно?

— Верно!

— Но ведь ты ждал, что я тебя одурачу?

— Ждал.

— Вот я тебя и одурачил.

Помнится, в тот день я долго еще ворочался в постели после того, как мама выключила свет, и ломал голову над тем, оставил ли меня брат в дураках или нет. С одной стороны, если брат меня не одурачил, то я не получил того, что мне было обещано, и, следовательно, остался в дураках. (Так рассуждал мой старший брат.) Но так же можно утверждать, что если брат меня одурачил, то я получил обещанное, и тогда непонятно, в каком смысле меня следует считать оставшимся в дураках. Так одурачил меня брат или не одурачил?».

А как считаете вы? Если вы знаете ответ на этот вопрос, то у вас замечательное логическое мышление!

Наглядно-образное мышление при решении задач опирается на визуальное представление ситуации. Такой тип мышления предполагает мгновенное получение результата. Детям до 5 лет свойственно исключительно наглядно-образное мышление. Позже, с обретением навыков общения, человек постепенно переходит на словесную форму мышления. Если вы понимаете, что означают эти рисунки, и умеете их «прочитать», значит, сработало ваше наглядно-образное мышление.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопросы. Ежегодно 19 сентября отмечают необычный праздник — день рождения дружелюбного электронного символа — смайлика. Именно 19 сентября 1982 г. профессор Университета Карнеги-Меллон Скотт Фалман впервые предложил использовать три символа, идущие подряд: двоеточие, дефис и скобку, для обозначения «улыбающегося лица» в тексте, который набирается на компьютере. Расскажите, как используется образ смайликов.

C другими заданиями, которые проверят вашу логику, можно ознакомиться на сайте.

Опорные точки. Умение учиться — это умение развивать свои способности, искать способы действовать в новых ситуациях. Уметь учиться — значит не бояться сложных задач, самостоятельно принимать решения, выявлять собственные проблемы, связанные с недостатком опыта, знаний, навыков, уверенности, умение держать себя в руках.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Как вы оцениваете полученные результаты?

2. Что способен делать ученик, умеющий учиться?

II уровень

3. Почему важно не Бояться сложных задач?

4. Приведите примеры того, как вы самостоятельно приняли решение.

III уровень

5. Приведите примеры, когда вы сами ставили перед собой цель.

6. Почему важно настроить себя на успех?

7. О каких барьерах эффективного обучения вы знаете?

8. Как развивать логическое и образное мышление?

IV уровень

9. Приведите примеры проблем, возникших у вас из-за отсутствия опыта и знаний.

10. Какие главные составляющие умения учиться вы знаете?

11. Приведите примеры, когда вы сумели найти методы и способы достижения цели.

Категорія: Основи здоров'я

Автор: admin от 30-09-2016, 14:10, Переглядів: 4212