Народна Освіта » Російська мова » § 8. Фразеологизмы

НАРОДНА ОСВІТА

§ 8. Фразеологизмы

(Фразеологізми)

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

50.1) Прочитайте предложения. Подумайте, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпишите их.

1. Прошла ещё одна неделя нашей жизни в лагере. 2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать. 3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья. 4. На голубом небе не было ни облачка. 5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим. 6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку. 7. Все слушали его открыв рот. 8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

2) Подберите к картинкам фразеологизмы, объясните их значение.

51. Спишите фразеологизмы, вместо точек вставляя нужное слово.

Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся); как ... на голову (снег, дождь, град); намылить ... (руки, шею, голову); убить ... зайцев (двух, трёх, четырёх); ... соли съесть (пуд, фунт, килограмм); выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как ... на сене (овца, собака,

корова); сказка про ... бычка (белого, чёрного, рыжего); как ... лист дрожит (берёзовый, кленовый, осиновый).

Объясните значение фразеологизмов.

52.    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. ? Объясните условия выбора орфограмм. Замените фразеологизмы словами, данными для справок.

1. Все бежали как на п..жар. 2. Туристы б..регли спич..ки как зеницу ока. 3. Рыбы в нашем оз..ре пруд пруди. 4. Для Серёжиного друга починить велосипед — раз плюнуть. 5. Из п..хода мы возвращались черепаш.-им шагом. 6. Маслята поп..дались грибникам на каждом шагу. 7. Услышав в кустах треск, ребята пок..зали пятки. 8. Бабушка встречала нас всегда с распростёртыми объятиями. 9. Пуговица на куртке держалась на чес..ном слове.

Слова ДЛЯ справок; много, повсюду, убежали, радушно, усердно, непрочно, медленно, быстро, легко, тщательно.

Эврика!

53.    Прочитайте предложения. Найдите фразеологизмы, в которых одно слово записано неправильно. Запишите эти фразеологизмы в исправленном виде.

1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.

54.    Прочитайте предложения, найдите в них фразеологизмы. К каждому украинскому фразеологизму подберите соответствующий русский и запишите их парами.

1. А за нею [за хатою] до левади курці ступити ніде. 2. «Тікати треба,— сказав Микола Горобець,— бо розстріляють, це як дважди два». 3. Та воякам тільки звістку дати, а то налетіли б — як язиком злизало б оцю напасть.

(А. В. Головко)

55.    Напишите шуточный рассказ о летнем отдыхе, используя как можно больше фразеологических оборотов.

Морфология — раздел науки о языке, в котором слово изучают как часть речи.

Части речи — это классы слов с общим грамматическим значением предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов.

/ /

Морфология (греч. морфе — «форма», логос — «учение») — учение о частях речи и формах слова.

МОРФОЛОГИЯ.

ЧАСТИ РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ

(Морфологія. Частини мови. Орфографія)

56. Внимательно прочитайте лингвистическую сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные — Самостоятельные части речи. Они считали себя самыми главными. А другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму; связывали слова в предложении и части предложения; вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны. Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: Самостоятельные и Служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

Скажите, на какие группы делятся части речи.

Назовите самостоятельные части речи.

Назовите служебные части речи.

57. 1) Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм. Определите части речи.

И всё это: огромная и пышная в..ршина клёна, светло-зелёная гряда ал..ей, подвенечная б..лизна яблонь, груш, черёмух, со..нце, с..нева неба, кусты с..рени, акации и см..родины, л..пухи, кр..пива, ч..рнобыльник — всё это пор..жало своей густотой, свежестью И Н..ВИЗНОЙ.

(И. А. Бунин)

2) Прослушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и сделайте вывод о том, что отражено в заглавии. Какое настроение передаёт автор? Как бы вы озаглавили стихотворение, если бы хотели выразить его основную мысль?

Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм. Определите части речи в первом предложении.

Осей..ее утро

Уж осени х-.лодною рукою

Главы берёз и лип обн..жены,

Она шумит в дубравах опустелых,

Там день и ноч.. кружит..ся

Ж..ЛТЫЙ лист,

Стоит туман на волнах охл..делых,

И слышит..ся мгновенный

ветра свист.

Поля, холмы, знакомые дубравы!

Хранилище священ..ой тиш-.ны!

Св..детели беспечные забавы!

Забыты вы... до сладостной весны!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(Іменник)

58.    1) Переведите текст на русский язык. Определите его основную мысль. Распределите все слова по частям речи. Определите синтаксическую роль имён существительных.

Державною мовою в Україні є українська мова.

Держава забезпечує всебічний розвиток і функціонування української мови в усіх сферах суспільного життя на всій території України.

В Україні гарантується вільний розвиток, використання і захист російської, інших мов національних меншин України.

Держава сприяє вивченню мов міжнародного спілкування.

Застосування мов в Україні гарантується Конституцією України та визначається законом.

{Конституція України, cm. 10)

2) Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм. Спишите выделенные предложения, сделайте их синтаксический разбор, определите части речи. Найдите имена существительные, докажите их принадлежность к этой части речи.

Вечером

В..черняя з..ря дог..рала. Начал ра..т..латься туман.

Я р..шил вернут..ся домой. Быстрыми шагами прош..л я зар..сли кустов. У моих ног т..нулась р..внина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с х..лма. Высокая тр..ва на дне д..лины б..лела ровной скатерт..ю. Л..тучие мыши н..сились над моей головой.

(И. С. Тургенев)

Обратите внимание! Имена существительные имеют мужской, женский или средний род, но не «изменяются по родам».

59.    1) Определите род имён существительных, спишите, распределив в соответствующие столбики.

1.    Растение, дорога, договор, зверь, росток, поросль, еда, бюро, время, уровень, область, юнга, кино, чудовище, радость, грязь, ягуар.

2.    Картофель, гармонь, вуаль, бюро, пальто, трамвай, тетрадь, ставня, ведёрко, полотенце, сандалия, кофе, рояль, табель, какао, яблоко, манжета, туфля, рельс, мозоль, повидло, колено, тюль, впечатление.

2) Сгруппируйте слова по родам, спишите, вставляя пропущенные буквы.

Сон, р-.сток, р..стение, пор..ель, невежда, предложение, к..согор, неряха, заг..р, горемыка, пл..вец, уг..р, трудяга, врач, сл..жение, умница.

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 15-01-2016, 15:29, Переглядів: 4499