§ 7. Тематические группы слов » Народна Освіта


Народна Освіта » Російська мова » § 7. Тематические группы слов






§ 7. Тематические группы слов

(Тематичні групи слів)

Есть очень много слов, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. Эти слова называют общеупотребительными словами (хлеб, дерево, стол, дом). Но есть слова, которые употребляют люди одной профессии, а другие люди их не используют.

Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными).

Профессиональные слова разъясняются в толковых словарях, справочниках, энциклопедиях. Наиболее употребительные профессиональные слова даны в толковых словарях. При них ставят пометку спец, (что значит специальное)', другие пометки указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн.— техническое, морск.— морское. Одно из значений многозначного слова может быть профессиональным.

Профессиональные (специальные) слова широко используются в текстах научного стиля, составляя его особенность по сравнению с другими стилями.

35.    Выберите и запишите из профессиональных слов те, которые используют музыканты.

Тренировка, соната, комета, опера, стадион, мелодия, абрис, вокал, кларнет, атлет, романс, хоккей, ноктюрн.

36.    Определите по различным признакам, из какого языка в русский язык пришло слово.

1.    Фильмотека, телескоп, термометр, прототип, параметр, аргонавт, зоопарк, агроном.

2.    Сарафан, сарай, казна, барабан, балаган, таракан, алыча, лапша.

3.    Пари, шасси, жалюзи, павильон, медальон, резервуар, тротуар, силуэт, авеню, пилотаж, макияж.

4.    Брифинг, прессинг, спиннинг, пудинг, бриджи, бюджет, киллер, брокер.

Расширяем кругозор!

Вы, конечно, и без толкового словаря определите лексическое значение слов, которые в календарях обычно обозначают сокращениями пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс. А откуда появились эти слова? Об этом рассказывает этимология.

Понедельник — от сочетания по недели — «после воскресенья» (неделя — первоначально «день отдыха»).

Вторник — от старого слова въторъ — «второй», буквально значит «второй день недели».

Среда — от слова середина, буквально значит «средний день недели».

Четверг — от слова четыре, буквально значит «четвёртый день недели».

Пятница — от слова пятый, буквально значит «пятый день недели».

Суббота — связано с греческим словом, корень которого тот же, что и в слове шабаш, «отдых, конец работы».

Воскресенье — от воскресити — «оживлять»; первоначально употреблялось как название религиозного праздника.

37. Переведите текст на русский язык. Определите, с деятельностью людей какой профессии связаны выделенные слова.

Простора майстерня нагадувала велику музейну кімнату. В ній висіли різні картини, етюди, портрети. Усе це багатство він створив за багато років. Усе, що він побачив, схвилювало його, відбилося в пам’яті і тепер мало вилитися на полотно.

(Із часопису)

Наша каждодневная речь прежде всего строится на общеупотребительных словах.

Но есть в русском языке слова, которые используют в своей речи не все люди. Например, слово яруга (овраг) употребляют в речи жители определённой местности.

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности, называют диалектными.

38. Спишите, вставьте подходящие по смыслу диалектные слова (из словаря-справки), вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цв..тущие или скошенные луга, с..сновые боры и ... лесные озёра, заросшие ч..рной ... , стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. Рыба нырнула и прошла под р-.зиновой ло..кой. Ло..ка зак..чалась. Рыба вынырнула (с)нова. Должно быть это была гигантская щ..ка. Она могла задеть резиновую лодку ... и распороть её, как бритвой.

(К. Г. Паустовский)

Словарь-справка

Перо — косточка рыбьего плавника.

Поёмные — озёра, оставшиеся после половодья.

Куга — болотный камыш.

Словарный состав языка постоянно пополняется: возникают новые значения у известных слов, образуются новые слова с помощью приставок, суффиксов и т. п. Все эти слова называют исконно русскими.

Словарный запас пополняется и за счёт других языков. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и др. Одновременно усваиваются и называющие их слова. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называют заимствованными.

Чужие слова так прочно усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении.

Расширяем кругозор!

Слово бумага заимствовано в XIV в. из итальянского языка. Первоначально на Руси это слово обозначало название ткани, которую делали из хлопкового волокна. Позже слово бумага стало обозначать писчую бумагу.

39.    Спишите заимствованные слова, объясните их лексическое значение. С 3-4 заимствованными словами составьте предложения.

Бижутерия, эксперимент, дефицит, миксер, жетон, афиша, пилот, шоссе, портье, плац, сервис, аргументы, гид.

40.    Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

Мы вызвали ..., так как торопились на футбол. Матч нам понравился. На поле во время игры между командами ... не возникали. ... отбивали мячи, и наша любимая команда победила. Зрители провожали игроков ... . Представители ... тоже присутствовали. Один из ... взял ... у тренера команды. Тренер рассказал о заключении ... с зарубежным клубом.

Слова ДЛЯ справок: такси, конфликты, прессы, интервью, репортёров, аплодисментами, голкиперы, контракта.

41.    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Найдите и выпишите заимствованные слова.

В центре парка располагалась огромная клумба. На ней р..сли прекрасные цветы, источающие удивительный аромат.

Эврика!

42.    Устно ответьте на вопросы. Запишите слова, о которых идёт речь в вопросах. Составьте предложения со словами, в которых есть латинский корень АКВ-.

1. В латинском языке слово ветус (корень ВЕТ-) обозначало «старый». Каким заимствованным словом с этим корнем называют старых участников войн, людей с большим трудовым стажем?

2. Слово вентус (корень ВЕНТ-) в латинском языке обозначает «ветер». Каким заимствованным словом называют прибор, предназначенный для проветривания помещений? 3. Аква в латинском языке обозначает «вода».

В каких заимствованных словах встречается корень АКВ-?

43.    По словарным статьям определите синонимы.

1. Шоу (англ.) — пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады. 2. Консенсус (лат.) — общее согласие

по спорным вопросам. 3. Коммуникабельный (лат.) — склонный к установлению контактов, с которым легко общаться. 4. Позитивный (лат.) — утвердительный, положительный. 5. Менталитет (лат.) — мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни. 6. Интегрировать (лат.) — объединять части в одно целое. 7. Имидж (англ.) — представление о чьём-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе. 8. Санкция (лат.) — утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение, запрет.

С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и т. п. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими, хотя называемые ими предметы, явления остаются, например: ветрило (парус), чело (лоб).

Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называют устаревшими.

Устаревшие слова, часто встречающиеся в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар.

t 44. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Из лавок, хитрая приманка,

Высматривают кушаки,

И разноцветные платки,

И разноцветная серпянка.

Тут груды чашек и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов;

Там — лыки, вёдра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты,

Колёса...

(И. С. Куликов)

Что же продавали в лавках на ярмарке? Найдите и выпишите слова, обозначающие предметы крестьянского быта, которые являются устаревшими. Найдите значение этих слов в словаре.

45. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь в случае необходимости толковым словарём.

1. Еда: ... . 2. Посуда: ... . 3. Одежда: ... . 4. Женские головные уборы: ... .

Слова ДЛЯ справок: кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник, кичка.

46.    Найдите устаревшие слова в предложениях из русских ? народных сказок. Объясните их значение с помощью словаря.

1. Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. 2. Здравствуйте, купцы чужеземные! 3. Входит в светлицу — видит: красота невообразимая.

47.    Найдите устаревшие слова в отрывке из стихотворения И. 3. Сурикова. Дайте их толкование.

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой Молча лён прядёт.

Избу освещает Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

С развитием науки, техники, искусства, общественной жизни появляются различные предметы домашнего обихода, орудия труда, машины, новые представления о мире. Вместе с ними возникают и слова, называющие их.

Новые слова, возникающие в языке, называют неологизмами.

Расширяем кругозор!

Ф. М. Достоевский ввёл в художественную литературу слово «стушеваться». Дж. Свифт является автором слова «лилипут». Целый ряд неологизмов принадлежит H. М. Карамзину — «влияние», «трогательный» «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утончённость», «первоклассный», «человечный», «будущность», «занимательный». М. В. Ломоносов ввёл новые термины— «созвездие», «полнолуние»,

«притяжение», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».

Фёдор Михайлович Достоевский — один из известнейших в мире русских писателей и мыслителей.

Джонатан Свифт — англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель.

Николай Михайлович Карамзин — выдающийся историк, крупнейший русский литератор.

Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития просвещения, науки и экономики.

Дидактическая игра

48.    Найдите самое «молодое» слово.

1.    Босоножки, сандалии, кроссовки.

2.    Кафтан, шуба, куртка.

3.    Арифметика, счёты, компьютер.

4.    Радио, фотоаппарат, магнитофон.

49.    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы, подчеркните неологизмы, объясните их лексическое значение.

1. На ночлег туристы расположились в кемпинге. 2. Уд..ви-тельный подводный мир открыли аквалангисты. 3. Необычная рыбка выр..сла в экзотариуме. 4. По мобильному телефону передали важное SMS. 5. Информация расположена на сайте компании. 6. На помощ.. уч..ным приходит лазер.

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 15-01-2016, 15:28, посмотрело: 1446