Народна Освіта » Російська мова » § 48. Речевая деятельность. Аудирование. Чтение. Говорение

НАРОДНА ОСВІТА

§ 48. Речевая деятельность. Аудирование. Чтение. Говорение

313. Прочитайте текст. Определите его тему и основную
мысль. Составьте план. Подготовьте подробный пересказ.

Лавра — живое сердце Киева

Киево-Печерская Лавра — первый и самый большой мона-
стырь на Украине. Она первой в Российской империи получи-
ла свой титул. Здесь написана первая летопись, открыта первая
больница (в XI веке), первая гостиница — странноприимни-
ца (в XII веке), написан первый в Европе куртуазный роман —
«Сказание о Моисее Угрине». В Лав¬

ре появился первый князь — монах
Никола Святоша (начало XII века).
В 1631 году здесь открыт первый
гимназиум — учебное заведение
с преподаванием латыни (тогда этот
язык был международным). В Ки-
ево-Печерской Лавре канонизирова-
на треть всех православных святых.
Ну и на протяжении веков мона-
стырь принимал наибольшее коли-
чество паломников.

А какие чудесные легенды рас-
сказывают о Лавре: если отпразд-
новать здесь Святое Воскресение
Христово, то на вашем поле созреет
щедрый урожай. Войдя в лаврские
ворота, вы оставите за ними полови-
ну своих грехов. Съев в монастыре

Василий Верещагин.
Великая церковь Киево-
Печерской Лавры

кусочек освящённого пасхального кулича, на целый год обес-
печите себе крепкое здоровье. И уж совсем удивительные: с по-
мощью крашеного яйца, освящённого в Лавре на Пасху, можно
отыскать сокровище (впрочем, сокровища бывают разные...).
Есть ли в этих утверждениях доля истины? Сходите в Лавру на
Пасху — и узнаете точно.

(Е. Н. Романенко)

’ГПГТ) 314. Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи дан-
TLLLb" ного текста. Составьте план текста.

Спишите первый абзац, вставляя пропущенные буквы и рас-
ставляя недостающие знаки препинания. Объясните условия вы-
бора орфограмм и пунктограмм.

Архитектурные памятники Киева являются самыми инте-
рес..ными достопримечательностями столицы Украины. Вплоть
до конца X века на те..итории Руси монументальное каме..ое
зодчество не было развито, это было время ра..цвета деревя..ого
строительства, традиции которого безусловно повлияли и на по-
следующую каме..ую арх..тектуру.

После того как было принято христианство, в Киеве нача-
лось возведение первых каменных храмов. Архитектурные стили
были чаще заимствованы у Византии. Именно храмы и крепост-
ные укрепления стали первыми архитектурными памятниками
Киева, некоторые из которых мы можем видеть и сегодня.

Самой первой каменной постройкой, которая появилась
в Киеве на исходе X века, была Десятинная церковь (её останки
можно сейчас видеть на Замковой горе в Киеве — месте, которое
образно называют началом Киевской Руси). Жемчужиной архи-
тектурного мастерства XI века является Софиевский собор, по-
строенный в Киеве совместно мастерами из Греции и Руси.

Памятником древнего фортификационного строительства яв-
ляются Золотые ворота — их фрагменты можно увидеть под за-
щитным куполом-реконструкцией, возведённым в наши дни.

В Киеве много архитектурных достопримечательностей, кото-
рые относятся к более позднему периоду. Например, Дом с химе-
рами архитектора Владислава Городецкого был построен в начале
XX века, но, несмотря на свою относительную молодость, это
здание стало одной из самых излюбленных туристами досто-
примечательностей Киева. На улице Шелковичной стоит дом,
который называют пряничным или шоколадным, построенный

архитектором Жуковым. Подол, заново отстроенный после боль-
шого пожара в XIX веке, Крещатик, восстановленный после
Великой Отечественной войны — каждая прошедшая эпоха оста-
вила на лице Киева свой след.

{Из интернета)

Аскольдова могила

Золотые ворота

Шоколадный домик

Подготовьте подробный рассказ с элементами описания об од-
ном из памятников архитектуры Киева: Аскольдовой могиле, Золо-
тых воротах, шоколадном домике.

ггАА-тп. 315. Прочитайте текст. Определите его стиль и тип речи.

Составьте план, подготовьте подробный пересказ текста.

Объясните условия выбора выделенных орфограмм.

В конце XIX века в одном из самых современных городов
того времени — Киеве, в котором уже ходил электрический трам-
вай, помещик-шляхтич Михаил Подгорский, приобретя участок
земли в старом районе Киева на ул. Ярославов Вал (в то время
улица Подвальная), решил построить дом в виде средневекового
замка. Нам остаётся только догадываться, что повлияло на при-
нятие такого решения, но может, в душе он и был средневековым
рыцарем? Проект дома принадлежал молодому архитектору Ни-
колаю Добачевскому, здание было построено в течение двух лет
(1896-1898).

Вид средневекового замка придавала особняку «химерна баш-
та» (причудливая башня), увенчанная острым шпилем и нависа-
ющая над улицей, стрельчатые окна, зубчатые стены, ажурные
решётки. А по обеим сторонам над входом в арку, поддерживая
башню, расположены небольшие скульптуры мифических кры-
латых полулюдей-полузверей (чаще всего по древней мифологии
выполняющих охранные функции). Входящих в замок привет-
ствовала надпись Salve! (на латыни обозначающая «привет»),
выложенная мозаикой на мраморном полу.

После смерти Подгорского, живше-
го в Доме рыцаря (его ещё называли зам-
ком барона Штейнгеля), на несколько
лет его владельцем стал Яр Ярошинский,
а следующим был «сахарный король» Лев
Бродский, но никто из них долго в нём
не прожил. В советское время дом был
национализирован и часть его отдана под
учреждения. Внешний вид Дома рыца-
ря сохранился до нашего времени почти
в первозданном виде. Он является одним из
красивейших зданий Киева, которому ки-
евляне дали несколько названий — «Убе-
жище рыцаря» и «Дом Синей бороды».

(Из интернета)

Подготовьте устный рассказ о достопримечательностях вашего
города, введя в него элементы описания памятников архитектуры.

/

Дом «Убежище
рыцаря»

316. 1) Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

«Еда — людское зерцало»

В допетровской Руси стол зажиточного человека отличался
большим разнообразием. Самой полезной и здоровой пищей счи-
тались каши. Ели кашу овсяную, гречневую, пшённую. Каши
ели с молоком, маслом, репой, изюмом и патокой. Традиционное
блюдо русской кухни — большие и маленькие пироги. Пироги
готовили с начинкой на все вкусы. Основная начинка — рыба,
грибы, каша, лапша, горох, репа. Мясо ели редко. Достойное ме-
сто среди продуктов занимала рыба. Рыбу ели варёной, вяленой,
солёной, сушёной. Из Карелии везли лососину. С Волги везли
осетров. В Подмосковье ловили судаков, карасей, щук, окуней,
пескарей.

(Не)забывали и о лак..мствах. Лак..мства готовили из садо-
вых и лесных фруктов и ягод. На зиму заготавливали пастилу из
яблок. В яблоки доб-.вляли корицу. Варили леваши. Леваши —
это ягодный сок с мёдом или патокой. Из напитков предпочита-
ли квас, морс, пиво, мёд.

Ели сидя на лавках. Ели за деревя..ыми столами. Столы
были (не)покрытые. Скатертями почти (не)пользовались. Многие
кушан..я ставили на стол в мисках. Из мисок ели деревя..ыми
ложками по 2-3 человека.

2)    Запишите текст так, чтобы не было неоправданных повто-
ров слов.

3)    Спишите два последних абзаца, вставляя пропущенные бу-
квы и раскрывая скобки. Объясните условия выбора орфограмм.

317. Прослушайте текст, выполните задания.

Месть

Рано утром два мальчика возвращались с рыбной ловли по
тенистой а..лее. Вдруг они услышали слабый писк и под развеси-
стой липой в траве увидели совёнка, выпавшего из гнезда. Ребята
не без труда поймали птенца, зав..рнули его в майку и зашагали
к лагерю.

В тот же вечер ноч.-ной сторож делал обход. Он углубился

в парк и, проходя мимо ра..кидистои липы, почувствовал, как
на его голову (не)ожида..о что(то) упало — тяж..лое, живое...
Сторож закрыл лицо руками, обороняясь, бросился бежать. На
его спине сидела ужасная ноша — она больно кл..вала, рвала ему
уши, шею. В самом плачевном состоянии сторож пр..шёл в кон-
тору совхоза, где главный бухгалтер заканчивал квартальный от-
чёт. Оказывая первую помощь сторожу, бухгалтер долго хохотал,
а сторож сердился:

—    Ты вот что, учёная голова, если
знаєш.., кто меня так разделал, то ска-
жи, а смеяться над старым человеком
(не)чего!

—    Как видно, напала на тебя сова
или филин... Но вот почему она на тебя
так зла? Без причины птица не будет
нападать.

На вторую ночь на сторожа снова
напала птица. Тогда он попросил бух-
галтера — лучшего охотника — помоч..
выследить и застрелить разбойницу.

И вот на третью ночь сторож и бухгал-
тер с руж..ями отправились в парк.

А наутро бухгалтер пр..шёл на работу
с забинтова..ой головой.

Пострадавшие решили выследить
сову днём. Они направились в парк, Карл Брендерс. Сова

отыскали липу с дуплом,развели в железной банке огонь, бросили
в неё серы, поставили в дупло и стали ждать. Наконец из второ-
го отверстия дупла вылетела потревоже..ая дымом сова и села на
дерево. Она угрожающе раскрывала клюв и вращала круглыми
ж..лтыми глазами... Бухгалтер спустил курок — грянул выстрел.
Птица упала к его ногам.

На выстрел ..бежались ребята из лагеря. Они жалели сову:
ведь она (ни)кому вреда не пр..носит.

— Да знаете, сколько сова уничтожает грызунов! — говори-
ли дети. И ра..сказывали о том, что третий день воспитывают
маленькую сову, которую подобрали вот здесь, под этой старой
липой...

Бухгалтер и сторож переглянулись. Теперь им стало ясно —
сова мстила за детёныша.

(М. К. Владимиров)

Как вы думаете, почему рассказ называется «Месть»? Что от-
ражает название рассказа —тему или основную мысль?

Что мы называем темой текста? Что — основной мыслью?

Какова основная мысль рассказа «Месть»?

Сколько частей можно выделить в рассказе? Ответ аргументи-
руйте.

Найдите в рассказе примеры всех типов речи.

Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками. Объяс-
ните условия выбора орфограмм.

Сделайте морфемный разбор слов: тенистой, услышали,
развесистой, обход, раскидистой, клевала, главный, выследить,
застрелить, забинтованной, головой. Найдите среди этих слов
синонимы. К какой части речи относятся эти слова-синонимы?

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
Докажите, что это простое предложение.

Выпишите из текста предлоги и союзы, распределив их соот-
ветственно в две колонки.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 14-01-2016, 00:00, Переглядів: 2998