§ 45. Диалог. Монолог
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным.
Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского
слова в голову не йдёт...
Л. Н. Толстой
Диалог (с греч. — «разговор», «беседа») — это разговор
двух или нескольких человек на одну тему.
Монолог (с греч. — «один», «речь») — это ряд высказываний
на определённую тему, речь одного лица, адресованная одному
или нескольким лицам. В отличие от диалога, монологическая
речь характеризуется развёрнутостью, наличием распространён-
ных синтаксических конструкций.
283. Прочитайте диалог. Определите его основную мысль.
Обратите внимание на постановку знаков препинания при
диалоге.
— Мама!
— Что, Игорь?
— Представляешь, какой кошмар я вычитал в интернете!
Оказывается, в Тихом океане образовался новый континент из
мусора!
— Что? Как это — новый континент из мусора?
— Там в воде плавает огромное скопление отходов: пластика,
бутылок и всего такого. Всё это мусор, выброшенный человеком
в море.
— А при чём здесь континент?
— Это огромное образование, по территории его можно срав-
нить с целой страной, даже с континентом!
— А как оно могло образоваться? Что-то я не понимаю.
— Океанические течения несут мусор на определённую тер-
риторию. Получается колоссальная свалка в океане. Морские
животные глотают пластик и погибают!
— И, наверное, это свалка увеличивается?
— Конечно, мама, а как ты думала? Мусор-то выбрасывают!
— Какой ужас! Нужно строить мусороперерабатывающие за-
воды! Везде! В каждом городе!
— И перерабатывать мусор, а не делать свалки?
— Да, особенно весь этот пластик! И тогда не будет таких
жутких «континентов»!
Письменно выразите своё отношение к поднятой в диалоге
проблеме.
284. Прочитайте диалог. Спишите, вставляя пропущенные
буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
Идёт себе дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Вид..т на
окне кот сидит. Кот говорит дяде Фёдору:
Неправильно ты дядя Фёдор бутерброд ешь. Ты его к..лбасой
кверху держ..шь, а его надо к..лбасой на язык класть. Тогда
вкуснее получ..тся.
Дядя Фёдор попробовал — так и вправду вкуснее. Он кота
угостил и спрашива..т:
А откуда ты зна..шь, что меня дядей Фёдором зовут?
Кот отвечает:
Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно.
А кто тебя разговаривать научил? спрашива..т дядя Фёдор.
Да так, где слово запомн..шь, где два.
Объясните постановку знаков препинания, если слова рассказ-
чика стоят: перед репликой; после реплики.
Распределите и запишите глаголы с безударными личными
окончаниями в два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы
II спряжения.
285. Воссоздайте пропущенные реплики диалога и инсце-
нируйте его с соседом по парте. При составлении диалога
избегайте неоправданных повторов слов, максимально используй-
те синонимы.
— Яночка, привет!
— А, привет, Артём, я и не заметила тебя сразу!
— Конечно, ведь ты читаешь в парке. Никого вокруг не ви-
дишь. Кстати, а что ты читаешь?
— Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки!
— 1
• • • •
— Ни в коем случае! Просто обычно девочки читают рома-
ны о любви. Поэтому я удивился, увидев классику фантастики
у тебя в руках.
— Ты умница, Яночка.
_ î ?
• • • • ••••
— Я тоже ... люблю. Например, ... или книги ... .
— Они понравятся тебе. Почитай обязательно их роман «...».
И влюбишься после этого в их творчество на всю жизнь.
— Хорошо, Артём. Я обязательно почитаю. А потом расска-
жу о впечатлениях.
5ІЇР 286. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Дворник продолжал кричать, сбегая вниз неловкой ры-
сью, причём рукава его рубахи трепались по ветру, а пазуха на-
дувалась как парус.
— Вы вот что... — начал запыха-
вшийся дворник ещё издали.— Про-
давайте, что ли, пса-то? Ну никакого
сладу с панычом. Ревёт, как теля. «По-
дай да подай собаку...» Барыня посла-
ла, купи, говорит, чего бы ни стоило.
— Довольно даже глупо со сторо-
ны твоей барыни! — рассердился вдруг
Лодыжкин.— И опять, какая она мне
такая барыня? Тебе, может, и барыня...
И пожалуйста... я тебя прошу... уйди
ты от нас, Христа ради...
— Да пойми же ты, дурак человек...
— От дурака и слышу,— спокойно
отрезал дедушка.
— Да постой... Ты подумай: ну что
тебе собака? Подобрал другого щенка,
выучил стоять дыбки, вот тебе и снова
пёс. Ну? Неправду, что ли, я говорю? А?
Дедушка внимательно завязывал ремень вокруг штанов. На
настойчивые вопросы дворника он ответил с деланным равноду-
шием:
— Бреши дальше... Я потом сразу тебе отвечу.
— А тут, брат ты мой, сразу — цифра! — горячился дворник.—
Двести, а не то триста целковых враз! Ведь это сразу можно бака-
лейную открыть... Ну, обыкновенно, мне кое-что за труды...
Владимир Дугин.
Иллюстрация к рассказу
Александра Куприна
«Белый пудель»
— Кончил? — коротко спросил Лодыжкин.
— Да тут долго и кончать нечего. Давай пса — и по рукам.
— Та-ак-с,— насмешливо протянул дедушка.— Продать, зна-
чит, собачку?
— Обыкновенно — продать! Чего вам ещё? Главное, паныч
у нас такой скаженный. Хочу поню живу — на тебе поню. Хочу
лодку — на тебе всамделишнюю лодку. Как есть ни в чём, ни
в чём отказу...
— А луну?
— То есть в каких это смыслах?
Дедушка, который успел уже в это время напялить на себя
коричневый, позеленевший по швам пиджак, гордо выпрямился,
насколько ему позволяла вечно согнутая спина.
— Я тебе одно скажу, парень,— начал он не без торжествен-
ности.— Примерно, ежели бы у тебя был брат или, скажем, друг,
который, значит, с самого сызмальства. То за сколько бы ты его
примерно продал?
— Приравнял тоже!..
— Вот те и приравнял. Ты так и скажи своему барину: не всё,
мол, продаётся, что покупается. Да! Ты собаку-то лучше не гладь,
это ни к чему. Арто, иди сюда, собачий сын, я т-тебе! Сергей, со-
бирайся.
(По А. И. Куприну)
Определите тему и главную мысль текста. Высказана ли глав-
ная мысль прямо? Распределите текст по ролям и инсценируй-
те его.
Составьте и инсценируйте диалог (12-15 реплик) «Друг — это
второе я?».
Бакалейная — магазин с некоторыми продовольственными то-
варами: чаем, сахаром, крупой, мукой, пряностями и пр.
Расширяем кругозор!
^ Куприн Александр Иванович — извест-
ный русский писатель.
В рассказе «Белый пудель» описывает
дружбу мальчика Серёжи, четвероногого ар-
тиста Арто и весёлого бескорыстного дедуш-
ки Лодыжкина и их столкновение с богатыми
дачниками и их прислугой.
287. Прослушайте притчу, выполните задания.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно
ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к ста-
рому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла
дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют
и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь
в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных де-
вушек, одна другой краше.
— Вот выбирай,— сказал волшебник.— Одну зовут Радость,
другую — Удача, третью — Красота, четвёртую — Печаль, пя-
тую — Доброта.
— Они все прекрасны,— сказала Любовь.— Не знаю, кого
и выбрать...
— Твоя правда,— ответил волшебник,— они все хороши,
и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить бу-
дешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на
всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза
каждой. Задумалась Любовь. Подошла она к девушке по имени
Доброта и протянула ей руку.
Был ли случайным выбор девушки? Как вы считаете?
Составьте монологическое высказывание, содержащее рас-
суждение и оценку на одну из тем: «Добрым быть не сложно?..»,
«А мир построен на любви...».
288. Прочитайте текст. Переведите на рус-
ский язык. Перевод запишите.
Тризуб — національний український символ.
Під час археологічних розкопок на території
України часто знаходять тризуб. У часи Володи-
мира Великого тризуб з'являється на монетах
Русі й стає князівським знаком.
Яке значення вкладалося в тризуб? Єдиної від-
повіді на це запитання історики не дають. Одні
вважають, що він уособлював три стихії: пові-
тря, воду й землю. Інші переконані: тризуб — це
Трезубец
Владимира
Великого
обожнене рибальське знаряддя або стилізоване зображення сокола.
Але вчені сходяться в головному: тризуб символізує владу.
(За М. Ф. Слабошпицьким)
Составьте монологическое высказывание-рассказ об одном из
символов Украины (флаге, гимне, рушнике, калине, вербе и др.)
Определите способы словообразования выделенных слов.
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 23:56, Переглядів: 1933