Народна Освіта » Російська мова » § 45. Диалог. Монолог

НАРОДНА ОСВІТА

§ 45. Диалог. Монолог

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным.

Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского

слова в голову не йдёт...

Л. Н. Толстой

 

Диалог (с греч. — «разговор», «беседа») — это разговор

двух или нескольких человек на одну тему.

Монолог (с греч. — «один», «речь») — это ряд высказываний
на определённую тему, речь одного лица, адресованная одному
или нескольким лицам. В отличие от диалога, монологическая
речь характеризуется развёрнутостью, наличием распространён-
ных синтаксических конструкций.

 

283. Прочитайте диалог. Определите его основную мысль.
Обратите внимание на постановку знаков препинания при
диалоге.

—    Мама!

—    Что, Игорь?

—    Представляешь, какой кошмар я вычитал в интернете!
Оказывается, в Тихом океане образовался новый континент из
мусора!

—    Что? Как это — новый континент из мусора?

—    Там в воде плавает огромное скопление отходов: пластика,
бутылок и всего такого. Всё это мусор, выброшенный человеком
в море.

—    А при чём здесь континент?

—    Это огромное образование, по территории его можно срав-
нить с целой страной, даже с континентом!

—    А как оно могло образоваться? Что-то я не понимаю.

—    Океанические течения несут мусор на определённую тер-
риторию. Получается колоссальная свалка в океане. Морские
животные глотают пластик и погибают!

—    И, наверное, это свалка увеличивается?

—    Конечно, мама, а как ты думала? Мусор-то выбрасывают!

—    Какой ужас! Нужно строить мусороперерабатывающие за-
воды! Везде! В каждом городе!

—    И перерабатывать мусор, а не делать свалки?

— Да, особенно весь этот пластик! И тогда не будет таких
жутких «континентов»!

Письменно выразите своё отношение к поднятой в диалоге
проблеме.

284. Прочитайте диалог. Спишите, вставляя пропущенные
буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

Идёт себе дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Вид..т на
окне кот сидит. Кот говорит дяде Фёдору:

Неправильно ты дядя Фёдор бутерброд ешь. Ты его к..лбасой
кверху держ..шь, а его надо к..лбасой на язык класть. Тогда
вкуснее получ..тся.

Дядя Фёдор попробовал — так и вправду вкуснее. Он кота
угостил и спрашива..т:

А откуда ты зна..шь, что меня дядей Фёдором зовут?

Кот отвечает:

Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно.

А кто тебя разговаривать научил? спрашива..т дядя Фёдор.

Да так, где слово запомн..шь, где два.

Объясните постановку знаков препинания, если слова рассказ-
чика стоят: перед репликой; после реплики.

Распределите и запишите глаголы с безударными личными
окончаниями в два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы
II спряжения.

285. Воссоздайте пропущенные реплики диалога и инсце-
нируйте его с соседом по парте. При составлении диалога
избегайте неоправданных повторов слов, максимально используй-
те синонимы.

—    Яночка, привет!

—    А, привет, Артём, я и не заметила тебя сразу!

—    Конечно, ведь ты читаешь в парке. Никого вокруг не ви-
дишь. Кстати, а что ты читаешь?

—    Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки!

—    1
• • • •

— Ни в коем случае! Просто обычно девочки читают рома-
ны о любви. Поэтому я удивился, увидев классику фантастики
у тебя в руках.

—    Ты умница, Яночка.

_ î ?

• • • • ••••

—    Я тоже ... люблю. Например, ... или книги ... .

—    Они понравятся тебе. Почитай обязательно их роман «...».
И влюбишься после этого в их творчество на всю жизнь.

—    Хорошо, Артём. Я обязательно почитаю. А потом расска-
жу о впечатлениях.

5ІЇР 286. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Дворник продолжал кричать, сбегая вниз неловкой ры-
сью, причём рукава его рубахи трепались по ветру, а пазуха на-
дувалась как парус.

—    Вы вот что... — начал запыха-
вшийся дворник ещё издали.— Про-
давайте, что ли, пса-то? Ну никакого
сладу с панычом. Ревёт, как теля. «По-
дай да подай собаку...» Барыня посла-
ла, купи, говорит, чего бы ни стоило.

—    Довольно даже глупо со сторо-
ны твоей барыни! — рассердился вдруг
Лодыжкин.— И опять, какая она мне
такая барыня? Тебе, может, и барыня...

И пожалуйста... я тебя прошу... уйди
ты от нас, Христа ради...

—    Да пойми же ты, дурак человек...

—    От дурака и слышу,— спокойно
отрезал дедушка.

—    Да постой... Ты подумай: ну что
тебе собака? Подобрал другого щенка,
выучил стоять дыбки, вот тебе и снова
пёс. Ну? Неправду, что ли, я говорю? А?

Дедушка внимательно завязывал ремень вокруг штанов. На
настойчивые вопросы дворника он ответил с деланным равноду-
шием:

—    Бреши дальше... Я потом сразу тебе отвечу.

—    А тут, брат ты мой, сразу — цифра! — горячился дворник.—
Двести, а не то триста целковых враз! Ведь это сразу можно бака-
лейную открыть... Ну, обыкновенно, мне кое-что за труды...

Владимир Дугин.
Иллюстрация к рассказу
Александра Куприна
«Белый пудель»

—    Кончил? — коротко спросил Лодыжкин.

—    Да тут долго и кончать нечего. Давай пса — и по рукам.

—    Та-ак-с,— насмешливо протянул дедушка.— Продать, зна-
чит, собачку?

—    Обыкновенно — продать! Чего вам ещё? Главное, паныч
у нас такой скаженный. Хочу поню живу — на тебе поню. Хочу
лодку — на тебе всамделишнюю лодку. Как есть ни в чём, ни
в чём отказу...

—    А луну?

—    То есть в каких это смыслах?

Дедушка, который успел уже в это время напялить на себя
коричневый, позеленевший по швам пиджак, гордо выпрямился,
насколько ему позволяла вечно согнутая спина.

—    Я тебе одно скажу, парень,— начал он не без торжествен-
ности.— Примерно, ежели бы у тебя был брат или, скажем, друг,
который, значит, с самого сызмальства. То за сколько бы ты его
примерно продал?

—    Приравнял тоже!..

—    Вот те и приравнял. Ты так и скажи своему барину: не всё,
мол, продаётся, что покупается. Да! Ты собаку-то лучше не гладь,
это ни к чему. Арто, иди сюда, собачий сын, я т-тебе! Сергей, со-
бирайся.

(По А. И. Куприну)

Определите тему и главную мысль текста. Высказана ли глав-
ная мысль прямо? Распределите текст по ролям и инсценируй-
те его.

Составьте и инсценируйте диалог (12-15 реплик) «Друг — это
второе я?».

Бакалейная — магазин с некоторыми продовольственными то-
варами: чаем, сахаром, крупой, мукой, пряностями и пр.

Расширяем кругозор!

^ Куприн Александр Иванович — извест-
ный русский писатель.

В рассказе «Белый пудель» описывает
дружбу мальчика Серёжи, четвероногого ар-
тиста Арто и весёлого бескорыстного дедуш-
ки Лодыжкина и их столкновение с богатыми
дачниками и их прислугой.

287. Прослушайте притчу, выполните задания.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно
ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к ста-
рому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

—    Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла
дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

—    Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют
и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь
в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных де-
вушек, одна другой краше.

—    Вот выбирай,— сказал волшебник.— Одну зовут Радость,
другую — Удача, третью — Красота, четвёртую — Печаль, пя-
тую — Доброта.

—    Они все прекрасны,— сказала Любовь.— Не знаю, кого
и выбрать...

—    Твоя правда,— ответил волшебник,— они все хороши,
и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить бу-
дешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на
всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза
каждой. Задумалась Любовь. Подошла она к девушке по имени
Доброта и протянула ей руку.

Был ли случайным выбор девушки? Как вы считаете?
Составьте монологическое высказывание, содержащее рас-
суждение и оценку на одну из тем: «Добрым быть не сложно?..»,
«А мир построен на любви...».

288. Прочитайте текст. Переведите на рус-
ский язык. Перевод запишите.

Тризуб — національний український символ.

Під час археологічних розкопок на території
України часто знаходять тризуб. У часи Володи-
мира Великого тризуб з'являється на монетах
Русі й стає князівським знаком.

Яке значення вкладалося в тризуб? Єдиної від-
повіді на це запитання історики не дають. Одні
вважають, що він уособлював три стихії: пові-
тря, воду й землю. Інші переконані: тризуб — це

Трезубец

Владимира

Великого

обожнене рибальське знаряддя або стилізоване зображення сокола.
Але вчені сходяться в головному: тризуб символізує владу.

(За М. Ф. Слабошпицьким)

Составьте монологическое высказывание-рассказ об одном из
символов Украины (флаге, гимне, рушнике, калине, вербе и др.)
Определите способы словообразования выделенных слов.
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:56, Переглядів: 1933