Народна Освіта » Російська мова » § 42. Слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями речи

НАРОДНА ОСВІТА

§ 42. Слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями речи

266. Внимательно рассмотрите таблицу «Правописание

частицы НЕ с разными частями речи». Сформулируйте
правило написания НЕ с разными частями речи, опираясь на ма-
териалы таблицы. Подберите к каждому правилу по 3-4 примера,
иллюстрирующих его.

Правописание частицы НЕ с разными частями речи

Часть речи

Пишут слитно

Пишут раздельно

Имя существи-
тельное

Говорить неправду

Не правда, а ложь

Имя прилагатель-
ное

Небольшой дом, не-
объятные просторы

Не большой, а маленький;
не прочный, а стеклянный;
не труднее

Имя числительное

 

Не пять, не сотый

Местоимение

Некого

Не у кого, не тот, не я

Глагол

Ненавидеть

Не чувствовал, не пренеб-
регал

Деепричастие

Ненавидя

Не пренебрегая

Причастие

Непрекращающиеся
дожди, несломлен-
ные герои

Работа не проверена, не по-
ражённая сорняками земля

Наречие

Говорить негромко,
писать небрежно

Говорить не громко, а тихо.
Со словами: не рад, не жал-
ко, не жаль, не намерен, не
должен; далеко не, совсем
не, чуть не и т. и.

Со словами, которые пишут
через дефис: не чуть-чуть

Составьте и запишите по одному предложению на каждое пра-
вило написания частицы НЕ раздельно.

267. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ, НИ.

1. (Не)успели мы оглянуться, как туча, почти (не)двига-
ющаяся, казалось, с самого горизонта, (не)ожиданно повисла
над нами. 2. Вряд(ли) грозу знает человек, (не)встречавшийся
с нею в лесу. 3. Задумчивая улыбка, (не)нарушаемая присутстви-
ем человека, лежит на всём: на синеве неба, на лениво-ласковой
реке. 4. Старик, (не)любивший уходить с мельницы, сидел все-
гда на плотине. 5. Тяжёлый, почти (не)двигающийся от ударов,
он гудел обиженно и приглушённо, охваченный волной. 6. Хо-
дят по сияющим площадям полные (не)описуемой радости люди,
(не)знающие преград в счастье, (не)омрачённые (н.-)скорбью,
(н..)заботой. 7. Ещё (не)просмолённый как следует дощаник ка-
жется лесным гигантом, искорёженным временем.

268. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскры-
вая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Определите его стиль, тип речи и основную мысль. Объясните
условия выбора орфограмм. Сделайте синтаксический разбор вы-
деленных предложений.

Я проб-.рался (не)топта..ой тропинкой через поле. (Не)смотря
на (не)настье, настроение было лёгкое. Увидев поблизости копну
сена пр..валился к обдёрга..ому коровами подножию, наблюдая
за вороной летавшей по серому небу. Отдохнув зашагал к дерев-
не и вскоре очутился в чужом огороде.

Дождь копошился в опавших тополи..ых листьях усеявших
грядки. На них ещё голубели крепкие студё..ые кочаны. Свежо
пахло поздней капустой и усталой землёй отработавшей своё. На
подсолнухе забытом у межи по-зимнему тенькала синица. При-
цепившись к растрёпанной голове подсолнуха она теребила его
реш..тку.

Я отыскал в плетне калитку и боясь что меня облает (нема-
ленькая (не)злобивая собач..нка, а цепной пес, протиснулся за
скрипучую деревя..ую калитку. Навстречу мне шла хозяйка с на-
рубле..ым хворостом, чтобы ра..топить ещё (не)топле..ую печь.

(По Е. И. Носову)

Сделайте морфемный разбор выделенных слов.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:53, Переглядів: 2277