§ 42. Слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями речи
266. Внимательно рассмотрите таблицу «Правописание
частицы НЕ с разными частями речи». Сформулируйте
правило написания НЕ с разными частями речи, опираясь на ма-
териалы таблицы. Подберите к каждому правилу по 3-4 примера,
иллюстрирующих его.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи
Часть речи |
Пишут слитно |
Пишут раздельно |
Имя существи- |
Говорить неправду |
Не правда, а ложь |
Имя прилагатель- |
Небольшой дом, не- |
Не большой, а маленький; |
Имя числительное |
Не пять, не сотый |
|
Местоимение |
Некого |
Не у кого, не тот, не я |
Глагол |
Ненавидеть |
Не чувствовал, не пренеб- |
Деепричастие |
Ненавидя |
Не пренебрегая |
Причастие |
Непрекращающиеся |
Работа не проверена, не по- |
Наречие |
Говорить негромко, |
Говорить не громко, а тихо. Со словами, которые пишут |
Составьте и запишите по одному предложению на каждое пра-
вило написания частицы НЕ раздельно.
267. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ, НИ.
1. (Не)успели мы оглянуться, как туча, почти (не)двига-
ющаяся, казалось, с самого горизонта, (не)ожиданно повисла
над нами. 2. Вряд(ли) грозу знает человек, (не)встречавшийся
с нею в лесу. 3. Задумчивая улыбка, (не)нарушаемая присутстви-
ем человека, лежит на всём: на синеве неба, на лениво-ласковой
реке. 4. Старик, (не)любивший уходить с мельницы, сидел все-
гда на плотине. 5. Тяжёлый, почти (не)двигающийся от ударов,
он гудел обиженно и приглушённо, охваченный волной. 6. Хо-
дят по сияющим площадям полные (не)описуемой радости люди,
(не)знающие преград в счастье, (не)омрачённые (н.-)скорбью,
(н..)заботой. 7. Ещё (не)просмолённый как следует дощаник ка-
жется лесным гигантом, искорёженным временем.
268. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскры-
вая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Определите его стиль, тип речи и основную мысль. Объясните
условия выбора орфограмм. Сделайте синтаксический разбор вы-
деленных предложений.
Я проб-.рался (не)топта..ой тропинкой через поле. (Не)смотря
на (не)настье, настроение было лёгкое. Увидев поблизости копну
сена пр..валился к обдёрга..ому коровами подножию, наблюдая
за вороной летавшей по серому небу. Отдохнув зашагал к дерев-
не и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополи..ых листьях усеявших
грядки. На них ещё голубели крепкие студё..ые кочаны. Свежо
пахло поздней капустой и усталой землёй отработавшей своё. На
подсолнухе забытом у межи по-зимнему тенькала синица. При-
цепившись к растрёпанной голове подсолнуха она теребила его
реш..тку.
Я отыскал в плетне калитку и боясь что меня облает (нема-
ленькая (не)злобивая собач..нка, а цепной пес, протиснулся за
скрипучую деревя..ую калитку. Навстречу мне шла хозяйка с на-
рубле..ым хворостом, чтобы ра..топить ещё (не)топле..ую печь.
(По Е. И. Носову)
Сделайте морфемный разбор выделенных слов.
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 23:53, Переглядів: 2277