Народна Освіта » Російська мова » § 40. Правописание частиц

НАРОДНА ОСВІТА

§ 40. Правописание частиц

 

Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишут раздельно: почи-
тал бы, если бы, здесь же, какой же, однако ж, навряд ли,
едва ль.

Примечание. Правило не распространяется на те случаи,
когда указанные частицы входят в состав слова: чтобы, также,
тоже, неужели.

1.    Частицы ведь, вон, вот, даже, мол пишут раздельно: так
ведь; вон там; вот так; даже он; принёс, мол.

2.    Через дефис пишут частицы -де, кое- (кой-), -ка, -либо,
-нибудь, -с, -тка, -тко, -то, -те: она-де, нате-ка, кое-кто, кой-
что, кто-либо, чей-нибудь, откуда-нибудь, да-с, ну-тка, где-
то, что-то и др.

Частица -таки пишется через дефис:

1)    после глаголов: отговорили-таки, нашёлся-таки;

2)    после наречий: долго-таки, опять-таки, снова-таки;

3)    после частиц: всё-таки, довольно-таки, прямо-таки.

В остальных случаях частица -таки пишется раздельно: Се-
кретарь, хотя и чувствовал своё слабое недовольство, всё-таки
радовался наличию таких старушек в активе района (А. П. Пла-
тонов).— Но хоть и велик был соблазн, я таки успел себя побо-
роть (Ф. М. Достоевский).

256. Прочитайте предложения. Объясните написание ча-
стиц.

1. Погляди-ка, не наши ли дети жгут костры на ночном при-
вале? 2. Но всё-таки к обеду наша лодка через край наполнилась
дичью. 3. Неужели так поздно? 4. Что бы подарить другу, чтобы
не обиделся? 5. Нет ли сегодня нам письма? 6. Сядь-ка, отдохни.

7. Да будет он отца достоин, да будет дух его спокоен. 8. Читай же
быстрее! 9. Кто-то постучал в окно. 10. Вечером кое-кто пришёл
слишком поздно. 11. «Начинайте же выступление»,— сказала
учительница детям.

257. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните
правописание частиц.

1. Послышался лёгкий звон струн, как(бы) от гитары, упа-
вшей на ковёр (И. С. Тургенев). 2. Солнце ярко светило и резало

своими лучами (кое)где белевшие пласты залежавшегося снега
(А. П. Чехов). 3. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девуш-
ки не выпускали Петра Максимовича и просили, что(бы) он рас-
сказал ещё что(нибудь) о лесах (К. Г. Паустовский). 4. То(же)
самое чувство природы... было и во мне при изображении... се-
вера (М. М. Пришвин). 5. Погода сейчас в Москве как в мар-
те, оглядываешься кругом на улицах, где(бы) купить мимозу
(М. М. Пришвин). 6. Март и апрель проходят, как(будто) спуска-
ются с горной высоты (М. М. Пришвин). 7. И тут(то) вот на оде-
тый лес прилетела кукушка (М. М. Пришвин). 8. Дети какой(то)
школы принесли мне множество цветов (М. М. Пришвин).

258.    Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните
выбор написания частиц.

1. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его го-
лоса так(же) изумил меня (И. С. Тургенев). 2. Я пришёл, что(бы)
поговорить с вами о деле (А. П. Чехов). 3. Серёжа чувствовал себя
невиноватым за(то), что не выучил урока (Л. Н. Толстой). 4. Не-
которые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою не-
тронутую гвардию для того, что(бы) сражение было выиграно.
Говорить о том, что(бы) было, если(бы) Наполеон дал свою гвар-
дию, всё равно, что говорить о том, что(бы) было, если(бы) осенью
сделалась весна (Л. Н. Толстой).

259.    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскры-
вая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Определите его стиль, тип речи и основную мысль. Объясните
условия выбора орфограмм. Сделайте синтаксический разбор вы-
деленного предложения.

Тюльпан

Как ни пр..красен тюльпан сво-
ей окраской, как ни оригинальна его
форма, но почему(то) ни греческая,
ни римская мифология (не)создали
о нём (ни)какого сказания. И это тем
более стра..о, что тюльпаны в диком
состоянии в обилии растут в Греции,
где их (не)могли (не)заметить как
сами жители, так и все те, которые
были творцами мифологии.    Хосе Эсхофет. Тюльпаны. Сад

Первые сведения об этом пр..лестном цветке мы встречаем
в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный
в виде фонаря или кубка цветок (не)мог пройти (не)замече..ым
и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими пер-
си. .сними поэтами, которые утверждали, что с девственной кра-
сотой этого растения не могут сравниться ни нежные движения
кипариса, ни даже сама роза.

Но ещё большей любовью пользовался тюльпан на Востоке,
у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник
тюльпанов.

(По Н. Ф. Золотницкому)

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:52, Переглядів: 1646