§ 33. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях
Слитное написание наречий |
Раздельное написание |
1. Со словами, которые в современном язы- |
1. Наречия на -АХ, обо- |
2. Наречия на -УЮ: зачастую, врассыпную. |
2. Если предлог (при- |
3. Наречия с корнями -ВЕРХ-, -НИЗ-, -ВЫСЬ-, -ГЛУБЬ-, -ДОЛЬ-, -ВЕК-, -НАЧА- |
|
4. Наречия с приставкой, образованной от |
219. От приведённых слов образуйте все возможные на-
'■ речия, запишите их. Подчеркните словообразовательные
элементы.
Верх, высь, век, глубь, даль, конец, начало, низ; вечный,
давний, долгий, косой, новый, правый, простой, редкий, свет-
лый, скорый.
220. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните
условия выбора орфограмм.
1. (От)роду не видел я такого печального кладбища (А. С. Пуш-
кин). 2. Захар открыл (в)половину дверь, но войти не решался
(И. А. Гончаров). 3. Вы ещё молодой человек, а я уже старая жен-
щина и (в)праве вам давать советы (И. С. Тургенев). 4. Плата са-
мая умеренная, и я надеюсь, что жалованье ваше (в)скорости бу-
дет совершенно к тому достаточное (Ф. М. Достоевский). 5. Коль
рубить, так уж (с)плеча (А. К. Толстой). 6. Контрабас пил чай
(в)прикуску, а флейта (в)накладку (А. П. Чехов). 7. Учитель что-
то кричал (в)догонку (А. М. Горький). 8. Я осторожно подошёл
и полюбовался на Ярика (с)боку (М. М. Пришвин).
Дидактическая игра
221. Замените фразеологизмы наречиями. Объясните в на-
речиях орфограммы.
Буква в букву; в первых рядах; застать врасплох; рукой
подать; с пятого на десятое; как с луны свалился; жить душа
в душу; как по маслу; как с гуся вода; черепашьим шагом; кот
наплакал; рукой подать; конца-края не видно; шутки в сторо-
ну; между делом; курам на смех; кошки скребут на душе; чуть
свет; яблоку негде упасть; в одно мгновение; шаг за шагом; как
попало; в поте лица; исчезнуть в два счёта; не покладая рук; спу-
стя рукава; с грехом пополам; схватывать на лету; хуже горькой
редьки; как из рога изобилия; как на дрожжах; как убитый; без
сучка без задоринки.
222. Представьте, что вам нужно описать костюм. Подбе-
Т è рите глаголы к данным наречиям, составив словосочета-
ния и расположив их в порядке использования в вашем тексте.
Раскройте скобки.
(С)верху, (с)боку, (с)лева, (на)изнанку, (с)права, (по)дешёвке,
(с)изнанки, (в)двое, (по)короче, (по)середине, (с)верху, (по)низу,
крепко(на)крепко, (по)домашнему, (по)английски, крест(на)крест.
Слова ДЛЯ справок: вышить, прикрепить, вывернуть, надеть,
украсить, сложить, отрезать, подколоть, застегнуть, купить, под-
ложить, расположить, прострочить, пришить, выглядеть, завя-
зать.
223. Прочитайте текст. Определите стиль, тип речи, основ-
ную мысль. Выпишите наречия, объясните их правописание.
Издавна хлеб является пищевым продуктом номер один,
основой питания. Он обладает постоянной, не снижающейся при
ежедневном употреблении усвояемостью. Хороший вкус и запах
свежего хлеба возбуждают аппетит и способствуют пищеварению.
Пищевая ценность во многом зависит от сорта муки и рецепту-
ры хлеба. Чем ниже сорт муки, тем больше в ней содержится
питательных веществ, и чем выше сорт муки, тем больше в ней
крахмала и меньше витаминов и минеральных элементов, что
сказывается на пищевой ценности хлеба.
(Из журнала)
224. Спишите предложения, раскрывая скобки. Сравните
предложения и определите, где наречия, а где существи-
тельные с предлогами.
1. Узкая дорога ведёт (в)глубь острова. Не ныряй (в)глубь —
утонешь. 2. (В)дали моря показался корабль. (В)дали засверка-
ла молния. 3. (С)плеча упал шёлковый платок. Не стоит рубить
(с)плеча. 4. (В)начале пути было трудно. Девочки (в)начале вол-
новались. 5. (Во)время урока не надо заниматься другими дела-
ми. Мой друг не смог прийти (во)время. 6. (С)начала весны стояла
прекрасная погода. Нужно пересмотреть всё (с)начала.
(Из журнала)
Обратите внимание!
225. Запомните приведённые слова. Составьте и запишите
с данными словами предложения.
Точь-в-точь, бок о бок, давным-давно, волей-неволей, види-
мо-невидимо, мало-помалу, вовремя (нареч.), во время (сущ.).
226. Составьте рассказ-шутку «Так работает лентяй», упо-
требив данные и другие наречия.
Еле-еле, чуть-чуть, едва-едва, как-нибудь, кое-как, неуклюже.
^ * 227. Спишите текст, расставляя знаки препинания. В на-
речиях выделите орфограммы. Сделайте синтаксический
разбор выделенных предложений.
Мир ярко-ярко освещался звёздами которые сплошь усыпа-
ли землю. Далеко впереди, где небо вплотную сходится с землёю,
около мельницы издали похожей на человечка размахивающего
на ходу руками поползла по земле жёлтая полоса. Через минуту
такая же полоса засветилась поближе скользнула вправо словно
врасплох захватив холмы.
(Из журнала)
ф *
^ j, 228. 1) Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясни-
те правописание наречий. Сделайте синтаксический раз-
бор выделенных предложений.
1. Зной был нестерпим (по)прежнему (И. С. Тургенев). 2. Все
замерли в ожидании, что вот(вот) выскочит заяц (М. М. Приш-
вин). 3. Плыла очень пёстро (по)египетски раскрашенная ниль-
ская барка (Я. С. Лесков). 4. Однако ж мы как(то) понимали друг
друга (Я. А. Гончаров). 5. Зеленоватая волна скользила мимо,
чуть(чуть) вспухая и урча (Я. С. Тургенев). 6. У Якова других
родных не было, мать его давно(давным) умерла (Я. С. Турге-
нев). 7. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на мед-
ведя один(на)(один) (В. А. Гиляровский). 8. В лесу этом вся-
кого зверя видимо(не)(видимо) (М. М. Пришвин). 9. Завязав
лапти крест(на)(крест), он поднёс сургуч к огню (К. А. Федин).
10. Эти слова я перво(на)(перво) разучу (М. А. Шолохов). 11. Там,
говорят, тьма(тьмущая) людей и машин (В. А. Закруткин).
12. Только (только) я взялся за ручку двери, раздался выстрел
(М. М. Пришвин). 13. По ясному небу едва(едва) неслись высокие
и редкие облака (Я. С. Тургенев). 14. Вот и певчий дрозд — поёт
как хорошо, но поёт один(одинёшенек) (М. М. Пришвин).
2) Спишите, раскрывая скобки. Объясните условия выбора на-
писания наречий.
Смотреть (ис)(под)лобья; выучить (на)изусть; не понять (спро-
сонок; опаздывать (по)прежнему; сказать (по)просту; надвинуть
шапку (на)бекрень; пригласить (на)радостях; отправиться (восво-
яси; сделать (ис)(под)тишка; яйцо (в)крутую; не видно (впоть-
мах; (по)видимому, это правильно; работать (без)устали; вернётся
(на)днях; знаем (на)перечёт; выстрелил (в)упор; говорить (враз-
нобой; помогать (по)дружески; не тратить время (по)напрас-
ну; работать (по)сменно; заботиться (по)матерински; надеяться
(по)пусту; ссориться (по)пустому; работать (по)боевому; факты
(на)лицо; запомни (на)веки вечные; не (на)веки расстались; вид-
нелся (врали моря; (в)начале не умел плавать; (в)начале учебно-
го года; (во)время предупредил; (во)время урока; преобразиться
(в)миг; (в)миг опасности; (с)начала весны; (с)начала повтори пра-
вило.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ &&&&№
(Службові частини мови)
Служебные части речи — это предлоги, союзы, частицы.
В отличие от самостоятельных частей речи, они не назы-
вают ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества
и не бывают членами предложения.
Эврика!
229. Прочитайте отрывок из сказки П. П. Ершова «Конёк-
горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. Восста-
новите текст, используя слова для справок.
Вечер ... ночи пробирался;
... ночлег Иван собрался;
Вдоль ... улице идёт,
Ест картошку ... поёт.
... он поля достигает,
Руки ... боки подпирает
......прискочкой, ... пан,
Боком входит ... балаган.
Всё по-прежнему стояло,
... коней......бывало;
... игрушка-горбунок
... его вертелся ног.
Слова для справок: у, к,
вот, на, с, и, по, лишь, словно,
но, в, и, не, как, да, в.
Николай Кочергин.
Иллюстрация к сказке Петра
Ершова «Конёк-горбунок»
А! Л
Egygsi 230. 1) Прочитайте, озаглавьте текст. В каком стиле речи он
написан? Укажите в нём признаки, характерные для этого
стиля. Расставьте пропущенные знаки препинания. Над предло-
гами надпишите букву П, над союзами — С. Подчеркните частицу
НЕ. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
Соб..рать лекарстве..ые р..стения нужно только в сухую пого-
ду, притом либо утром, либо вечером. Ни в коем случае (не)льзя
делать это в жаркую пору дня. Клубни, корни, кору можно укла-
дывать в мешки, зато лист..я, цветки и плоды лучше соб..рать
в корзину, чтобы они лежали свободно, «дышали». Плотно уло-
жение, спрессова..ые лист..я легко нагреваются и вследствие
этого теряют свои полезные свойства.
Собра..ое сыр..ё (не)рекомендуется долго хранить неразо-
бра..ым. Важно знать также, что (не)сколько видов р-.стений
(не)льзя соб-.рать в одну тару.
Собра..ые р..стения перед сушкой следует перебрать, отсор-
тировать, очистить от земли, а также от посторонних примесей,
затем разл..жить их на подстилке и просушить в хорошо провет-
риваемом месте. На солнце сушить р..стения (не)льзя.
(Но М. М. Клюеву)
2) Прочитайте текст, найдите союзы. Укажите, где они связыва-
ют части сложного предложения, а где однородные члены.
То оно (море) тихое, светло-голубое, в некоторых местах по-
крыто почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пла-
менное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим
ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно
его гладят против ворсы...
...Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне,
которую оно всегда хранило в своих пространствах. Разве не тай-
ное было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июль-
скую ночь рука, опущенная в чёрную тёмную воду, вдруг оза-
рялась, вся осыпана голубыми искрами? Или движущиеся огни
невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого
маяка?
Эврика!
Почему для связи частей данного текста используется
именно этот, а не другой союз? Придумайте короткий рассказ, ис-
пользуя только один союз.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
(А. С. Пушкин)
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 23:47, Переглядів: 2868