Народна Освіта » Російська мова » § 20. Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

НАРОДНА ОСВІТА

§ 20. Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

133. Прочитайте лингвистическую сказку. Сформулируйте
правило написания Н и НН в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.

Как H, НН делили причастия

В некотором царстве, в Лингвистическом государстве жили
родственники — буква Н и её двоюродная сестра НН. Жили они
рядышком, были очень похожи, поэтому их часто путали. Но
букву Н модельной внешности всё это очень раздражало: не хоте-
ла она, чтобы её путали с толстушкой НН, поэтому и предложи-
ла сестре разделить сферы влияния в суффиксах прилагательных
и причастий. Добрая НН согласилась. С прилагательными быст-
ро разобрались. Н встала в суффиксы -АН-, -ЯН-, -ИН-, потому
что они показались ей более миниатюрными. Уступила сестре
только три слова-исключения: стеклянный, оловянный, дере-
вянный. Сестрице также разрешила писаться в суффиксах при-
лагательных -ОНН-, -ЕНН-, а ещё в словах, которые уже имели

Н в наследство от существительных. А вот с причастиями по-
возиться пришлось и даже призвать на помощь Глагол. Он как
истинный джентльмен не хотел никого обидеть и поделил сфе-
ры влияния практически поровну. Н стала писаться в словах,
образованных от глагола несовершенного вида (что делать?),
и в случае отсутствия зависимого слова; отсудил глагол букве
Н и краткую форму причастия. А вот НН стала писаться в сло-
вах, образованных от глагола совершенного вида (что сделать?),
и в случае наличия зависимого слова; ещё НН подружилась
с суффиксами -ОВА-, -ЕВА-, кроме слов жёваный и кованый.
Вот так и живут теперь, но иногда нет-нет да и позабудутся и пе-
рехватят чужое словцо. Но ученики не спят и ворон не считают:
помнят все слова-исключения!

НН

н

Две буквы Н пишут в суффиксах пол-

Одну букву Н пишут в полных

ных причастий и прилагательных,

прилагательных, образован-

образованных от глаголов:

ных от глаголов:

• если в них есть приставки, кроме

• без приставок или с при-

НЕ-: закрученная (нитка);

ставкой НЕ-;

• если в слове есть суффикс -ОВА-

• без суффикса -ОВА- (-ЕВА-);

(-ЕВА-): маринованные (огурцы);

• без зависимых слов: краше-

• если к ним относятся зависимые

ный (от глаг. красить, нет

слова: сеянная (чем?) сеялкой

завис, слова); раненый боец

(пшеница);

(искл.);

• если слово образовано от беспри-

• в суффиксах кратких стра-

ставочного глагола совершенного

дательных причастий:

вида, кроме слова раненый: решён-

ошибка исправлена (кр.

ная (сов. в.) задача

прич.).

Две буквы Н пишут в кратких прилагательных во мно-
жественном числе, в единственном числе в женском
и среднем роде, если они образованы от глаголов с приставками
или с суффиксом -ОБА- (-ЕВА-): дети воспитанны, дисципли-
нированны (мн. ч.); девочка воспитанна, дисциплинированна
(ед. ч. ж. р.).

134.    Спишите словосочетания, определите части речи,
объясните написание Н и НИ.

Сплетённые олимпийские кольца, плетёная сумка; машина,
гружённая кирпичом; масляные блины, масляные краски, зама-
сленный фартук; тренированный спортсмен; оборудованный каби-
нет; газированная вода; мороженое мясо, замороженные фрукты.

135.    Спишите сочетания слов, раскрывая скобки. Объясни-
те условия выбора орфограмм.

1.    Посеребрё(н, нн)ые инеем деревья; ветре(н, нн)ый день; об-
ветрев, нн)ое лицо; везветре(н, нн)ая погода; комната хорошо по-
белё(н, нн)а; тяжело ране(н, нн)ый боец; перевязать ране(н, нн)ого;
писа(н, нн)ая масля(н, нн)ыми красками картина; жела(н, нн)ый
гость; смышле(н, нн)ый мальчик; подли(н, нн)ая рукопись.

2.    Илюстрирова(н, нн)ый журнал; асфальтирова(н, нн)ая доро-
га; деревя(н, нн)ый выкраше(н, нн)ый пол; грибы, жаре(н, нн)ые
в сметане; выкова(н, нн)ые из олова; прицеп, гружё(н, нн)ый пес-
ком; белё(н, нн)ая комната; подли(н, нн)ые экземпляры.

^    136. Спишите, сочетания слов замените словами на -ОВАН-

НЫЙ, в записанных прилагательных поставьте ударения.
Составьте 2-3 распространённых предложения с однородными
членами.

Образец: улица, покрытая асфальтом — асфальтированная
улица; ребёнок, которого избаловали — избалованный ребёнок.

1.    Журнал, содержащий иллюстрации. Рабочий, имеющий
квалификацию. Вода, насыщенная газом. Школьник, получи-
вший премию. Дорога, покрытая бетоном.

2.    Спортсмен, которого натренировали. Мебель, которую по-
лировали. Медведь, которого дрессировали.

137. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и рас-
ставляя недостающие знаки препинания.

Лес шумит усп..ка..вает. В стылом воздухе круж..тся жух-
лые листья. Тропинка п..тля..т среди деревьев подн..ма..тся на
пригорки спуска..тся в ложбины заб..ра..тся в чащ..бу осинника
выб..га..т на зар..стающие ельником поляны, и каж..тся, что она
и не прив-.дет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружит..ся снежинки.
Их СТ..НОВИТ..СЯ больше и больше, и в снежном хороводе не вид-
но уже ни падающих листьев ни тропы. Осенний день — как све-
ча. Тле..т-тле..т тусклым огнём и угасн..т. На лес наваливают..ся
сумерки. Дороги совсем не видно не знаешь, куда и..ти.

(В. В. Липатов)

138. Составьте с каждым из данных слов по два словосоче-
тания, чтобы в первом случае писалось Н, а во втором —
НИ. Обозначьте орфограмму.

Крашеный, копчёный, варёное, тушёное, нежареное, стриже-
ный, кованые, кошеный.

139.    Составьте с предложенными словосочетаниями связ-
ный текст. Обозначьте орфограмму.

Резан..ая дольками; сорван..ая с куста; подан..ая на блюдце;
заправлен..ая маслом; съеден..ая за столом.

140.    Переведите слова на русский язык. Перевод запиши-
;i те. Обозначьте орфограму «И и НИ в суффиксах страда-
тельных причастий и отглагольных прилагательных». Сравните
правописание И и НИ в суффиксах причастий и отглагольных при-
лагательных в русском и украинском языках.

Незрівняний, непроханий, погоджений, непримиренний, здійс-
нений, неоціненний, примирений, здійсненний, непрощений, не-
зрівнянний, неоцінений.

С выделенными словами составьте предложения.

141. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные
буквы. Объясните условия выбора орфограмм.

Прометеев огонь

Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов.
Охваче..ый жалостью к людям, которые не знали огня и были
бе..помощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божестве..ое
пламя, горящее в чертогах богов
на Олимпе, и передал его людям.

За это Зевс осудил его на страш-
ную казнь: титан был пр..кован
к скалам на вершине Кавказа; ка-
ждый день гиган..ский орёл терзал
и клевал его печень; каждую ночь
она снова заживала для новых мук.

Впоследствии другой благородный
герой — Геракл, совершивший две-
надцать знаменитых подвигов, осво-
бодил страдальца.

Мы говорим «муки Прометея»,
желая описать бесконечные стра-
дания, говорим о прометеевом огне,
когда хотим охарактеризовать дух
благородства, мужества и таланта.

(По Э.А. Вартанъяну)

Докажите, что перед вами текст.

Определите тему и идею текста. Опре-
делите стиль и тип речи.

Сделайте синтаксический разбор
выделенного предложения.

Гюстав Моро.
Прометей прикованный

142. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Объясните условия выбора орфограмм.

1. По стенам висели пучки засуше..ых трав, связки смор-
ще..ых корешков и кухо..ая посуда (К. Г. Паустовский). 2. За-
плата..ые извозчичьи армяки с жестя..ыми номерами зарябили
в глазах (К. Г. Паустовский). 3. Наша бригада вошла в бро-
ше..ую жителями, разорё..ую и полувыжже..ую турецкую де-
ревню (Вс. М. Гаршин). 4. Армия таяла, как броше..ые в печь
оловя..ые солдатики (А. Н. Толстой). 5. В этот странный час
светлой и тума..ой осе..ей ночи запуще..ый парк казался печаль-
ным и таинстве..ым, как заброше..ое кладбище (А. И. Куприн).
6. Желтели стены, выкраше..ые масля..ой краской, захвата..ые

т&тгАш.

гряз..ыми пальцами (К. Г. Паустовский). 7. Стены выбеле..ы
извёсткой, а снизу выкрашены коричневой масля..ой краской
(А. И. Куприн). 8. На пусты..ой улице показалась странная фи-
гура испуга..ого человека (А. Н. Толстой). 9. Дворцы гляделись
в Неву расстреля..ыми пусты..ыми окнами (А. Н. Толстой).
10. Он лежал в чьём-то овчи..ом зипуне, окружё..ый целой тол-
пой народа (А. И. Куприн).

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:38, Переглядів: 2438