Народна Освіта » Російська мова » § 19. Раздельное и слитное написание НЕ с причастиями

НАРОДНА ОСВІТА

§ 19. Раздельное и слитное написание НЕ с причастиями

127. Прочитайте лингвистическую сказку.

Возгордилось слово НЕ, что оно может придавать отрица-
тельное значение всему предложению или отдельным его членам,
а с Существительными, Прилагательными, Причастиями и Наре-
чиями пишется так, как захочет.

Оскорбилось Причастие, достойно вступая в спор:

—    Я образовано от самостоятельных частей речи, мне и ре-
шать, когда писаться с НЕ слитно, а когда — раздельно.

НЕ не уступает в споре:

—    Если Существительное, Прилагательное, Наречие и вы,
уважаемое Причастие, без НЕ не употребляетесь, то я присоеди-
няюсь к вам, и вы не возражаете. Это верно? Даже глаголы не
осмеливаются без меня употребляться.

спокойно ответило

—    Здесь я полностью с вами согласно,

Причастие.

—    Если слово можно заменить синонимом без НЕ или близ-
ким по значению выражением, то вновь вам без меня не обой-
тись,— продолжало горячиться НЕ.

—    Но позвольте! — воскликнуло Причастие,— здесь я не
могу с вами согласиться! Это не мой случай! Синонимы не оказы-
вают на меня своего волшебного влияния. Я употребляюсь с вами
слитно, если я одиноко в предложении, когда при мне нет зави-
симых слов. В этом случае я испытываю дискомфорт, уж извини-
те... А когда со мной мои друзья — зависимые слова, я чувствую
себя уверенно, свободно и готово к любым свершениям. И пишусь
я в этом случае раздельно. А ещё союз А...

—    А препротивный союз А навсегда отделил меня от частей
речи.

—    Почему «препротивный союз А»? Он очень мил и к тому же
очень влиятелен. Стыдиться его присутствия в предложении И ВЛИ-
ЯНИЯ на меня я не буду. Союз А разделяет даже предложения...

—    Что же вы замолчали? Кстати, Местоимения отрицатель-
ные более уважительно относятся ко мне. Им не нужен предлог,
чтобы писаться отдельно. Им нужен только Предлог между нами.

—    Кстати о раздельном написании... Когда я благодаря жёст-
кой диете превращаюсь в краткую форму, то пишусь раздельно
с НЕ. И в том моё отличие от кратких прилагательных, которые
целиком и полностью зависят от того, как будет писаться с вами
слово в полной форме.

На этом спор и закончился.

{Из интернета)

Используя текст сказки, сформулируйте правило правописания
НЕ с причастиями.

НЕ пишут раздельно

НЕ пишут слитно

•    С краткими причастиями:
собрание не закончено.

•    С полными причастиями,
при которых есть зависимые
слова или противопоставление
с союзом А: НЕ законченное,
А начатое собрание — НЕ
закончившееся вовремя
собрание

С полными причастиями:

•    если без НЕ они не употребля-
ются: НЕдоумевающий взгляд
(без НЕ не употребляется);

•    если при них нет зависимых
слов и нет противопоставления
с союзом А: НЕ закончившееся
собрание (нет зависимого слова
и противопоставления)

128.    Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Объяс-
ните условия выбора орфограмм.

1.    (Не)забываемый подвиг; (не)скошенный луг; (невыпол-
ненное поручение; (не)глубокая и (не)широкая речонка; сказать
(не)правду; (не)кого расспросить; (не)с кем поделиться; экскур-
сия (не)состоялась; ошибка (не)отмечена; задача (не)решённая,
а только начатая; (не)приятель (не)обнаружен.

2.    (Не)исправленная вовремя ошибка; (не)вспаханное поле;
роман (не)дописан; (не)сжатая рожь; (не)успокоившееся море;
(не)забываемое впечатление; телефон (не)отремонтирован; калит-
ка (не)закрыта; (не)написанное вовремя сочинение.

129.    Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы
и раскрывая скобки. Объясните условия выбора орфограмм.

1. (Не)умеющий ходить порт..т дорогу, (не)умеющий говорить
порт..т реч.. . 2. (Не)сказанному слову сам хозяин, сказанное сло-
во — общее дост..яние. 3. Друг (не)испытанный что орех (не)ра..ко-
лотый. 4. (Не)отведавший пчели..ого жала в мёде сладости найдёт
мало. 5. (Не)засыпай старого колодца, пока новый (не)выкопан.
6. (Не)кричи про жареную рыбу, пока сырая (не)поймана.

Устно объясните значение одной из пословиц.

•ÿvL'.*    130. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните

написание НЕ с причастиями. Сделайте синтаксический
разбор выделенных предложений.

1. Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий
сахар лежит. 2. Вчерашнее событие произвело на всех (неизглади-
мое впечатление. 3. Радость труда (не)сравнима ни с какими дру-
гими радостями. 4. Это было (не)ласкающее нежное дуновение,
а сухой горячий ветер. 5. Заря, ещё (не)закрытая чёрной тучей,
освещала окна. 6. По (не)успевшей остыть за ночь (не)скончаемой
степи носится шаловливый тёплый ветер. 7. Сердце всегда верит
в (не)скудеющую силу природы и её (не)тленную красу. 8. Косо
тянутся ничуть (не)остывшие вечерние тени. 9. Всё это простое,
но родное, производит (не)изгладимое впечатление и находит
место в русской душе. 10. Вот полевая (не)проторённая дорожка
пробирается через стоптанное сбитое жнивьё. 11. (Не)скошен-
ные (не)обозримые луга так душисты, что с (не)привычки тума-
нится и тяжелеет голова.

131. Переведите словосочетания на русский язик. Перевод
запишите. Сравните написание НЕ с причастиями в рус-
ском и украинском языках.

Необсаджений берег; не розсідланий кінь; нерозкраяна паля-
ниця; не просохле на вітрі бадилля; не почорнілий з часом пар-
кан; незірвані яблука; не полита ніким трава.

Составьте 2-3 предложения с данными словосочетаниями.

Спишите второй абзац текста, вставляя пропущенные бу-
квы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Объяс-
ните условия выбора орфограмм. Обозначьте род, число, падеж
причастий.

Октябрь в Японии по ста-
рому лунному календарю —
это месяц хризантем. Ка¬

ждый год в стране отмечается
праздник, посвящённый бо-
жественному цветку: лодки,
дома украшаются гирлянда-
ми из хризантем, исполняют-
ся песни, ритуальные танцы,
поэты читают стихи.

Мало кого уже удивля-
ющее слово «хризантема» в пе-
реводе с древнегреческого

стением связывают и (незна-
ющую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не)проходя-
щую со временем скорбь. Одна из легенд ра..называет, что в тре-
тьем веке до нашей эры (не)имеющий жалости император узнал
о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на
одном из (не)ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого
р..стения можно пр..готовить (не)обыкновенный эликсир, помо-
гающий избавиться от (не)излечимых болезней и уйти от (неми-
нуемой смерти. Но только искренний, (не)желающий зла окру¬

жающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку.
Триста девушек и юношей отправились за (не)распустившимся

132. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.

звучит как «золотой цветок».
В странах Востока с этим ра¬

Герб Японии

«UM

сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не
удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке
смельчаков. На островах возникло новое государство — Япония.
На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая
хризантема.

Хризантема, не боящаяся заморозков, считается постоянным
спутником осени. Не понимающий цветов японец не может счи-
таться счастливым. Во время первой выставки цветущие цветы
хризантемы оказали на посетителей неизгладимое впечатление.
Одна из высших японских наград, не утративших своей ценно-
сти, называется орденом Хризантемы.

Эликсир (из франц. elixir) — восходит к греческому «сухое ле-
карство». Крепкий настой на спирту, кислотах, употребляется в ме-
дицине, косметике.

Напишите рассказ — описание своего любимого цветка.

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 23:37, Переглядів: 3347