§ 9. Разноспрягаемые глаголы
Эврика!
А я так хочу?
Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьёз-
ное — окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше
по душе окончания первого спряжения, другим — второго. До-
шла очередь и до глагола Хотеть.
ЩЕГЛОВ
— Я хочу и тех окончаний, и этих,— заявил Хотеть.
— Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да
так не бывает.
— А я хочу!
— Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как
попало спрягаться станет! Порядок должен быть!
— Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь,
а я всё равно по-своему спрягаться буду.
Махнули другие глаголы на упрямого Хотеть рукой.
— Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его не хотим.
Это, конечно, шутка. А как же всё-таки спрягается глагол хо-
теть?
(В. В. Волина)
Выпишите из текста личные формы глагола хотеть, выделите
окончания.
Глаголы, которые при спряжении совмещают окончания
I и II спряжений, называют разноспрягаемыми
Я хочу |
Мы хотим |
Ты хочешь |
Вы хотите |
Он хочет |
Они хотят |
64. Проспрягайте глаголы.
Чтить, есть, дать, бежать, создать, наесться, сдать.
65. Отредактируйте текст. Запишите его в исправленном
виде.
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно
правильно, а не как того захотит говорящий. Глаголы, кроме
того, не должны убигать от существительного, а согласовывать-
ся с ним. Уж очень они много хочуть от меня. Куда это все они
бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам помог? Мы
хочемо сжечь старые листья.
66, Составьте и запишите диалог «За завтраком», вклю-
чив в него глаголы есть и кушать. Используйте ключевые
фразы, приведённые в таблице.
0 себе |
Вежливо приглашая других к еде: |
Я хочу есть. |
Кушайте, пожалуйста. |
Я ем, мы будем есть. |
|
Мы поедим. |
Дидактическая игра
67. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и ставя
глаголы, заключённые в скобки, в настоящем времени. Определи-
те вид, лицо, число, спряжение каждого глагола.
Изумру.., сем..месяч-
ный стригунок, (носиться)
бесцельно по полю, на-
гнув вниз голову и взбры-
кивая задними н..гами.
Он весь точно из воздуха
и совсем не (чувствовать)
своего тела. Белые паху-
чие цветы ромашки (бе-
жать) под его ногами на-
зад, назад. Он (мчаться)
прямо на солнце. Мокрая
трава (хлестать) по бокам,
по коленкам и (холодеть)
и (темнеть) их. Г..лубое небо, з..лёная трава, з..лотое солнце, чу-
дес..ный воздух, восторг молодости, силы и быстр..та бега!
Но вот он (слышать) короткое, беспокойное, ласк..вое
и призывающее ржание, которое так ему знакомо, что он все-
гда (узнать) его издали, среди тысяч других голосов. Он (оста-
навливаться) на всём ск..ку, (прислушиваться) одну секун-
ду, высоко подняв голову, двигая тонкими ушами и отставив
м..тёлкой пушистый короткий хвост, потом (отвечать) дли..ым
заливч..тым криком, от которого (сотрясаться) всё его строй-
ное худощавое, дли-.оногое тело, и (мчаться) к мат..ри.
(А. И. Куприн)
Найдите разноспрягаемый глагол.
Обозначьте орфограммы в приставках.
Михаил Суздальцев.
Белая лошадь и её жеребенок
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 09:07, Переглядів: 1578