Народна Освіта » Російська мова » § 4. Глагол как часть речи

НАРОДНА ОСВІТА

§ 4. Глагол как часть речи

25. Прочитайте лингвистическую сказку. О каких морфологических

признаках глагола как самостоятельной части
речи в ней говорится?

Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый должен
обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он
по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит — сидит Сущест-
вительное на камушке и плачет.

—    Что ты так пригорюнилось?

—    Да вот, живу-живу, а для чего — не знаю. Никакой поль-
зы не приношу.

—    Пойдём со мной счастье искать. Добрые люди говорят, что
счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое,
молчаливое.

—    Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко
сидишь здесь?

—    Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадо-
вать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

— Пойдём с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном
сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, труди-
лись — скучать было некогда.

Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать
в Предложении.

Друз..я наши с радости..ю согласились. С тех пор Глагол ра-
ботает сказуемым. Он отвечает на вопросы: что делать? что
делает? что ..делает? и другие. Существительное получило
сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а ино-
гда — дополнением (в зависимости от своих начальников — па-
дежей ).

А Прилагательное работает в предложении определением.
Оно всегда тут как тут, когда нужно получ..ше определить
какой(набудь) предмет.

С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь
пр..носят пользу людям! А что может быть пр..краснее на
земле!

(В. В. Волина)

Спишите выделенные абзацы, вставляя пропущенные буквы.
Объясните условия выбора орфограмм.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие
и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаго-
лы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а со-
вершенного — на вопрос что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настояще-
го, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем
времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошед-
шем времени — по числам и родам: (в единственном числе).

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопре-
делённой формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает
ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

і w

^ *    26. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, объясни-

те условия выбора орфограмм. Найдите глаголы, опреде-
лите их синтаксическую роль.

Когда мы гл-.дим на небосвод, то видим сверкающие пл..неты
и звёзды. Планеты сверкают, поскольку отражают солнечный
свет, но не имеют собственного света. Звёзды, наоборот, имеют
собственный свет, потому что, как и Со..нце, образованы из го-
рючих материалов.

Планеты Солнечной системы получают свет и т..пло от Сол-
нца. Чем дальше от Солнца они расположены, тем меньше света
и тепла они получают, и поэтому на них х..л..днее.

В-.сти наблюдения за звёздами следует ноч..ю.

(Из журнала)

27. Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, опреде-
лите их синтаксическую роль, укажите вид. Разберите гла-
голы по составу.

Звёзды меркнут и гаснут.

В огне облака.

Белый пар по утрам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям

лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш.

Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо

тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду

морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом

и скрылися.

(И. С. Никитин)

Расширяем кругозор!

“ Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом побе-
дить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... по-
бедю? побежу? побежду? Приходится употреблять заменяющую
словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победите-
лем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единствен-
ного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недоста-
точным глагол победить стал по закону благозвучия.

Иван Вельц.
Туман над рекой

28. Переведите глаголы с украинского языка на русский.
Запишите словосочетания с глаголами несовершенного
вида в один столбик, с глаголами совершенного — в другой. Уста-
новите различие в образовании неопределённой формы глагола
в русском и украинском языках.

Цікавитися мистецтвом; ушанувати ювіляра; викликати ці-
кавість; домовитися про допомогу; страждати від болю; розфар-
бувати малюнок; зіграти в шахи.

чу *    29. В левый столбик выпишите глаголы в неопределённой

форме, а в правый — в форме 3-го лица. Обозначьте окон-
чание -ТЬ (-ИТ). Где стоит суффикс -СЯ в этих формах — до или
после окончания?

Что делать? что сделать?

Что делает? что сделает?

Прнгоди[ть|ся

Скат

ИТ

ся

1. С тем (не)ужи..ся, кто любит брани..ся. 2. И мудрому чело-
веку совет требуе..ся. 3. Будете друг за дружку держався можете
(ни)чего (не)боя..ся. 4. Вместе и беда легче переноси..ся. 5. Кто
хвали..ся, тот с горы свали..ся. 6. Кто работы не бои..ся, у того
она и спори..ся. 7. Дело мастера бои..ся (Пословицы).

sy *    30. Образуйте от приведённых глаголов неопределённую

форму и запишите её. Определите их вид. Обозначьте
условия выбора изучаемой орфограммы.

Участвую, рассказываю, беседую, советую, балую, просмат-
риваю, чувствую, требую, потчую, заведую, рассчитываю, доса-
дую, использую, мобилизую, укладываю, командую.

Еу*?! 31. Переведите предложения на русский язык и запишите.

•    ? Сопоставьте глаголы в неопределённой форме в обоих

языках.

1. Ми повинні берегти свої підручники. 2. Я дуже люблю чи-
тати книжки. 3. Життя прожити — не поле перейти. 4. Добре
того вчити, хто хоче вчитися.

32. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные
запятые. Укажите состав выделенных глаголов. Определи-
те их вид.

Но вот наступает вечер. З..ря запылала пожаром и обхв..тила
(пол)неба. Солнце садит..ся. Воздух вблизи как-то особенно про-
зрачен, словно стекля..ый; вд..ли ложит..ся мягкий пар, тёплый
на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, ещё недавно
облитые потоками жидкого золота; от деревьев от кустов от вы-
соких стогов сена побежали дли..ые тени. Солнце село; звезда за-
жглась и дрожит в ОГНИСТ..М море заката... Вот оно бледнеет; си-
неет небо; отдельные тени исчезают воздух наливает..ся мглою.

(И. С. Тургенев)

33. Прочитайте текст. Укажите глаголы, определите время,
число и род, если есть.

Выпишите глаголы с орфограммой «Гласная перед суффик-
сом Л в глаголах прошедшего времени», обозначьте орфограмму.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки
и ставя глаголы в будущем времени.

Заискрились на верб.. с..р..бристые кудряшки. На пр..горк..,
где ещё вчера лежал снег, появился ж..лтый ковёр: мать-и-маче-
ха зацв..ла. Нав..далась весна в ольшан..к, загл..нула в орешн..к
и про осин..к (не)забыла. На тёмных в..твях запылали серё..ки.
Заб..лело в березняке — это ветреница дубравная распустилась.
А по соседству её сёстра, ветреница лютичная, картинку ж..лтым
цветом украсила. На солнечном бугорке поднялась стройная (ли-
ловато)синяя медуница, и зажужжали над ней пчёлы.

(И. Н. Константинов)

Эврика!

Прочитайте предложения. Определите, к какой части речи
относятся выделенные слова. Свой ответ аргументируйте. Как на-
зывают такие слова?

1. Ведро дало течь, и вода стала течь. 2. Мама стала печь пи-
роги, а сын на печь залез. 3. Снежное покрывало покрывало всё
поле. 4. Ветер стих. Я прочитал стих. о. Мы получили хорошие
вести. Надо вести брата в садик.

Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических
рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов.

ттт особые формы глагола тшш

(Особливі форми дієслова)

Особые формы глагола

Причастие

Деепричастие

Обозначает признак предмета по действию
и отвечает на вопросы какой? какая? ка-
кое? какие?

Как и глагол, бывает совершенного и несо-
вершенного вида, настоящего и прошедше-
го времени, возвратным и невозвратным.
Зависит от существительных и, как прила-
гательные, изменяется по родам:, числам.
и падежам. В предложении выполняет
роль определений.

Может иметь краткую форму. Такое при-
частие в предложении выполняет роль ска-
зуемого

Обозначает добавочное
действие при основном
действии, выраженном
глаголом, отвечает на
вопросы что делая? что
сделав?

Как и глагол, бывает
совершенного и несовер-
шенного вида,сохраняет
переходность. Это неиз-
меняемая форма глагола.
В предложении выполня-
ет роль обстоятельства

34. 1) Прочитайте тексты, спишите их. Найдите глаголы
и особые формы глагола — причастие и деепричастие.
Определите стиль и тип речи. Ответ аргументируйте.

1.    Мы сидим у догорающего костра. Тьма подступает к нам,
окутывая тайной речку. Пролетевшая ночная птица коротко
крикнула и напугала нас. Встревоженная тишина всё ещё при-
слушивается к ночным звукам.

2.    Утро начинается чириканьем воробьёв. Прыгая и ссорясь
друг с другом, они норовят первыми подставить крылышки тёп-
лым лучам. Спрятавшись в траве, за воробьями следит кот.

(М. М. Пришвин)

2) Прочитайте текст. Выпишите в одну колонку причастия,
в другую — деепричастия, в третью — глаголы.

Петляя, тропинка вывела нас на берег. В камышах, ничего не
подозревая, сидела утка со своими подросшими утятами. Плавая
около матери, малыши наслаждались тёплым солнцем, покоем
и тишиной. Увидев нас, утка издала тревожный крик. Утята, услы-
шавшие тревогу в голосе матери, поспешили вслед за ней. Стай-
ка летела над водой, искрящейся от лучей сентябрьского солнца.

(По М. М. Пришвину)

 

Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова

 

Категорія: Російська мова

Автор: admin от 13-01-2016, 08:58, Переглядів: 2577