§ 4. Глагол как часть речи
25. Прочитайте лингвистическую сказку. О каких морфологических
признаках глагола как самостоятельной части
речи в ней говорится?
Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый должен
обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он
по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит — сидит Сущест-
вительное на камушке и плачет.
— Что ты так пригорюнилось?
— Да вот, живу-живу, а для чего — не знаю. Никакой поль-
зы не приношу.
— Пойдём со мной счастье искать. Добрые люди говорят, что
счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое,
молчаливое.
— Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко
сидишь здесь?
— Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадо-
вать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
— Пойдём с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном
сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, труди-
лись — скучать было некогда.
Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать
в Предложении.
Друз..я наши с радости..ю согласились. С тех пор Глагол ра-
ботает сказуемым. Он отвечает на вопросы: что делать? что
делает? что ..делает? и другие. Существительное получило
сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а ино-
гда — дополнением (в зависимости от своих начальников — па-
дежей ).
А Прилагательное работает в предложении определением.
Оно всегда тут как тут, когда нужно получ..ше определить
какой(набудь) предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь
пр..носят пользу людям! А что может быть пр..краснее на
земле!
(В. В. Волина)
Спишите выделенные абзацы, вставляя пропущенные буквы.
Объясните условия выбора орфограмм.
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие
и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаго-
лы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а со-
вершенного — на вопрос что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настояще-
го, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем
времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошед-
шем времени — по числам и родам: (в единственном числе).
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопре-
делённой формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает
ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
і w
^ * 26. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, объясни-
те условия выбора орфограмм. Найдите глаголы, опреде-
лите их синтаксическую роль.
Когда мы гл-.дим на небосвод, то видим сверкающие пл..неты
и звёзды. Планеты сверкают, поскольку отражают солнечный
свет, но не имеют собственного света. Звёзды, наоборот, имеют
собственный свет, потому что, как и Со..нце, образованы из го-
рючих материалов.
Планеты Солнечной системы получают свет и т..пло от Сол-
нца. Чем дальше от Солнца они расположены, тем меньше света
и тепла они получают, и поэтому на них х..л..днее.
В-.сти наблюдения за звёздами следует ноч..ю.
(Из журнала)
27. Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, опреде-
лите их синтаксическую роль, укажите вид. Разберите гла-
голы по составу.
Звёзды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по утрам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям
лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо
тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду
морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом
и скрылися.
(И. С. Никитин)
Расширяем кругозор!
“ Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом побе-
дить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... по-
бедю? побежу? побежду? Приходится употреблять заменяющую
словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победите-
лем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единствен-
ного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недоста-
точным глагол победить стал по закону благозвучия.
Иван Вельц.
Туман над рекой
28. Переведите глаголы с украинского языка на русский.
Запишите словосочетания с глаголами несовершенного
вида в один столбик, с глаголами совершенного — в другой. Уста-
новите различие в образовании неопределённой формы глагола
в русском и украинском языках.
Цікавитися мистецтвом; ушанувати ювіляра; викликати ці-
кавість; домовитися про допомогу; страждати від болю; розфар-
бувати малюнок; зіграти в шахи.
чу * 29. В левый столбик выпишите глаголы в неопределённой
форме, а в правый — в форме 3-го лица. Обозначьте окон-
чание -ТЬ (-ИТ). Где стоит суффикс -СЯ в этих формах — до или
после окончания?
Что делать? что сделать? |
Что делает? что сделает? |
||
Прнгоди[ть|ся |
Скат |
ИТ |
ся |
1. С тем (не)ужи..ся, кто любит брани..ся. 2. И мудрому чело-
веку совет требуе..ся. 3. Будете друг за дружку держався можете
(ни)чего (не)боя..ся. 4. Вместе и беда легче переноси..ся. 5. Кто
хвали..ся, тот с горы свали..ся. 6. Кто работы не бои..ся, у того
она и спори..ся. 7. Дело мастера бои..ся (Пословицы).
sy * 30. Образуйте от приведённых глаголов неопределённую
форму и запишите её. Определите их вид. Обозначьте
условия выбора изучаемой орфограммы.
Участвую, рассказываю, беседую, советую, балую, просмат-
риваю, чувствую, требую, потчую, заведую, рассчитываю, доса-
дую, использую, мобилизую, укладываю, командую.
Еу*?! 31. Переведите предложения на русский язык и запишите.
• ? Сопоставьте глаголы в неопределённой форме в обоих
языках.
1. Ми повинні берегти свої підручники. 2. Я дуже люблю чи-
тати книжки. 3. Життя прожити — не поле перейти. 4. Добре
того вчити, хто хоче вчитися.
32. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные
запятые. Укажите состав выделенных глаголов. Определи-
те их вид.
Но вот наступает вечер. З..ря запылала пожаром и обхв..тила
(пол)неба. Солнце садит..ся. Воздух вблизи как-то особенно про-
зрачен, словно стекля..ый; вд..ли ложит..ся мягкий пар, тёплый
на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, ещё недавно
облитые потоками жидкого золота; от деревьев от кустов от вы-
соких стогов сена побежали дли..ые тени. Солнце село; звезда за-
жглась и дрожит в ОГНИСТ..М море заката... Вот оно бледнеет; си-
неет небо; отдельные тени исчезают воздух наливает..ся мглою.
(И. С. Тургенев)
33. Прочитайте текст. Укажите глаголы, определите время,
число и род, если есть.
Выпишите глаголы с орфограммой «Гласная перед суффик-
сом Л в глаголах прошедшего времени», обозначьте орфограмму.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки
и ставя глаголы в будущем времени.
Заискрились на верб.. с..р..бристые кудряшки. На пр..горк..,
где ещё вчера лежал снег, появился ж..лтый ковёр: мать-и-маче-
ха зацв..ла. Нав..далась весна в ольшан..к, загл..нула в орешн..к
и про осин..к (не)забыла. На тёмных в..твях запылали серё..ки.
Заб..лело в березняке — это ветреница дубравная распустилась.
А по соседству её сёстра, ветреница лютичная, картинку ж..лтым
цветом украсила. На солнечном бугорке поднялась стройная (ли-
ловато)синяя медуница, и зажужжали над ней пчёлы.
(И. Н. Константинов)
Эврика!
Прочитайте предложения. Определите, к какой части речи
относятся выделенные слова. Свой ответ аргументируйте. Как на-
зывают такие слова?
1. Ведро дало течь, и вода стала течь. 2. Мама стала печь пи-
роги, а сын на печь залез. 3. Снежное покрывало покрывало всё
поле. 4. Ветер стих. Я прочитал стих. о. Мы получили хорошие
вести. Надо вести брата в садик.
Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических
рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов.
ттт особые формы глагола тшш
(Особливі форми дієслова)
Особые формы глагола
Причастие |
Деепричастие |
Обозначает признак предмета по действию Как и глагол, бывает совершенного и несо- Может иметь краткую форму. Такое при- |
Обозначает добавочное Как и глагол, бывает |
34. 1) Прочитайте тексты, спишите их. Найдите глаголы
и особые формы глагола — причастие и деепричастие.
Определите стиль и тип речи. Ответ аргументируйте.
1. Мы сидим у догорающего костра. Тьма подступает к нам,
окутывая тайной речку. Пролетевшая ночная птица коротко
крикнула и напугала нас. Встревоженная тишина всё ещё при-
слушивается к ночным звукам.
2. Утро начинается чириканьем воробьёв. Прыгая и ссорясь
друг с другом, они норовят первыми подставить крылышки тёп-
лым лучам. Спрятавшись в траве, за воробьями следит кот.
(М. М. Пришвин)
2) Прочитайте текст. Выпишите в одну колонку причастия,
в другую — деепричастия, в третью — глаголы.
Петляя, тропинка вывела нас на берег. В камышах, ничего не
подозревая, сидела утка со своими подросшими утятами. Плавая
около матери, малыши наслаждались тёплым солнцем, покоем
и тишиной. Увидев нас, утка издала тревожный крик. Утята, услы-
шавшие тревогу в голосе матери, поспешили вслед за ней. Стай-
ка летела над водой, искрящейся от лучей сентябрьского солнца.
(По М. М. Пришвину)
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 08:58, Переглядів: 2577