§ 1. Разделы науки о языке
Состав слова. Орфография
(Розділи науки про мову. Будова слова. Орфографія)
6. Составьте связное монологическое высказывание — ответ на вопрос.
В каких разделах науки о языке вы изучали звучание, лексическое
значение, образование, изменение, синтаксическую роль слова?
Переведите текст с украинского языка на русский. Сравните
употребление мягкого знака в обоих языках.
Вогонь і вода
Колись сперечався вогонь з водою, хто сильніший. То під-
німе вогонь полум’я, то вода заллє; де покажеться вогонь, то
вода л’ється на нього. Вогонь утік у камінь — там вода йому
нічого не зробить. Вогонь сильний і хитрий. Потоне чоловік, то
хоч тіло витягнеш; а вже як згорить, то хіба попілець збереш
у купку.
(Українська народна оповідка)
7. 1) Не записывая слова, составьте их структурные схемы.
1. Пригорки; грибника; волчица; хохотушка; соломка.
2. Лесная; серебристого; дождевые; гусиный; болотный.
3. Засветит; налечу; перебегают; бросала; заскрипит.
4. Комариный; хвостик; затрещит; развесистого; сохранишь.
2) Запишите слова в колонки в соответствии с их стро-
ением.
~^D |
||
Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить,
поредеют, соединить, слева, растёт, аллея, гляжу, задрожать.
8. Переведите текст с украинского языка на русский. Выде-
ленные слова разберите по составу. Сравните состав этих
слов в русском и украинском языках.
Під дуплом старого дуба миша собі влітку нірку вирила, на-
носила тоненьких травинок і сухого моху. Виспалася миша і ви-
рішила погуляти. Засипав сніг стежечку, що миша протоптала.
Вилізла вона на пеньок та раптом перелякалася. Що за страхіття
впало на стовбур? Роздивилася миша — аж то дятел прилетів жу-
ків шукати.
(За О. І. Копиленком)
* 9. Распределите слова по колонкам.
Проверяемые |
Непроверяемые |
Чередующиеся |
Буквы |
Подрастали, жёлоб, диван, предложение, облачко, полагать-
ся, почёт, отрасль, шёлк, росток, вокзал, шипеть, шофёр, расте-
ние, взращивать.
Какое слово не вписали в таблицу? Почему?
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните усло-
вия выбора орфограмм.
1. Ш..рох за спиной заставил его оглянуться. 2. Вышел ёж
с сапожной щ..ткой, занялся работой ч..ткой (Н. И. Козлов).
3. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали ш..лковые косы
(С. А. Есенин). 4. Ветер что-то нашептывает берёзкам. 5. Мо-
роз покусывает нос и щ..ки. 6. По шоссе ползёт тяж..лый гру-
зовик. 7. Лёгкий ветер с ш..рохом гнал по льду крупинки снега
(А. Н. Казанцев). 8. Одна мысль об этой чащ..бе наводит на меня
страх. 9. Вдруг без ш..роха и звука промелькнула по льду тень
(А. Н. Казанцев). 10. Круглая клумба с мохнатыми ж..лтыми
цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11. Уже поют в уют-
ной листве соловьи, скворц.. . 12. Птенц.. скоро выр..сли, и од-
нажды весёлая семейка улетела на широкие речные отмели
(Н. И. Сладкое).
^',jL 11. Прочитайте текст, спишите, вставляя пропущенные бу-
квы и расставляя недостающие знаки препинания. Объяс-
ните условия выбора орфограмм.
Вся ж..знь человека неразрывно связана со словом. Ка-
ждый из нас п. .знает мир изучает школьные предметы дума..т
с помощ..ю слов.
Вы уже зна..те что слово — основная единица языка.
Сл..варь русского языка необычайно б..гат. Чтобы постоян-
но расширять свой сл..варный запас уметь правильно п..сать
и употреблять сл..ва, нужно не только усваивать новые слова
но и ра..б..раться в том, из к..ких значимых частей состоит сло-
во и как образуют..ся новые слова.
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
Определите тему и основную мысль текста. Докажите его при-
надлежность к научному стилю речи.
12. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя
! недостающие знаки препинания. Объясните условия выбо-
ра орфограмм.
На небе ра..г..рается заря. Я проб..раюсь у..кой дорожкой
через густую рож.. . Тяж..лые колосья к..саются лица и будто
собираются уд..ржать меня. Из пр..дорожных зар..слей выпорх-
нула перепёлка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля,
пр..брежные кусты возле реч..ки. Она ярко бл..стит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и оты-
скать грибы. Мои предположения опр..вдались. Ягоды букваль-
но уст..лали лесные поляны. Стоило пр..сесть — видишь, как
прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную
корзину пр..сладких ягод. За день моё лицо и руки заг..рели.
После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть
на свежем сене.
Определите тему и основную мысль текста. К какому стилю
речи он принадлежит? Докажите.
Сделайте фонетический разбор слов колосья, поднимается,
солнце, земляники.
Сделайте морфемный разбор слов разгорается, придорож-
ных, подберёзовики, предположения.
(Из журнала)
(Д. П. Зуев)
Эврика!
1. Сформулируйте правило правописания корней с чередо-
ванием Е— И. Проиллюстрируйте его примерами из текста.
2. Сформулируйте правило правописания корней с чередовани-
ем О — А. Проиллюстрируйте его примерами из текста.
3. Сформулируйте правило правописания приставок, заканчи-
вающихся на 3 — С. Проиллюстрируйте его примерами из текста.
4. Сформулируйте правило правописания приставок ПРЕ--
ПРИ-. Проиллюстрируйте его примерами из текста.
Це матеріал з підручника Російська мова 7 клас Коновалова
Автор: admin от 13-01-2016, 08:55, Переглядів: 1817