Народна Освіта » Світова література » Басни: Эзоп - "Ворона и лисица", "Волк и ягнёнок", И. Крылов - "Ворона и лисица", "Волк и ягнёнок", Жан де Лафонтен "Ворон и лисица" читать онлайн, анализ, критика

НАРОДНА ОСВІТА

Басни: Эзоп - "Ворона и лисица", "Волк и ягнёнок", И. Крылов - "Ворона и лисица", "Волк и ягнёнок", Жан де Лафонтен "Ворон и лисица" читать онлайн, анализ, критика

Басни

Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни. Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти — рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале или (чаще) в конце занимательного рассказа. Вывод, или мораль, является важной частью басни, что отображено в таких пословицах, как «Басни толком красны», «Басня моралью красна»,

«Басни — ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок».

Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов —

Ж. де Лафонтен, у немцев — Лессинг, у украинцев — Л. Глибов и т. д.

В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.

Их басни восхищали и слушателей, и читателей многих поколений. Надеемся, что и вам они понравятся.

 

Эзоп

(VII—VI вв. до н.э.)

Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности. И хотя все сведения о его жизни легендарны, Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком. По мнению древнегреческого историка Геродота, Эзон родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.

Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?

Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.

В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.

Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник «Эзоповых басен» на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский2. Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.

В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.

Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют — эзопов язык.

1    Жрец — служитель религиозного культа.

2    Деметрий Фалерский (350-283 гг. до н. э.) — древнегреческий государственный деятель и философ. Один из основателей Александрийской библиотеки.

Басня — это короткий рассказ, написанный в стихах или прозой, который отличается иносказательным сюжетом и через иносказание и аллегорию высмеивает человеческие пороки или недостатки общества.

Экспозиция — это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.

Мораль басни — меткий вывод, который делает автор из описанной им ситуации. Мораль, как правило, располагается в конце басни, как бы подытоживая её.

Сначала басни активно использовались в школах на уроках риторики (красноречия), но очень быстро стали популярным жанром массовой литературы.

Читая басню, мы должны показать, что верим в её достоверность. Поскольку описанная ситуация чаще всего имеет бытовой характер, нужно научиться с помощью интонации выделять реплики каждого действующего лица, используя жесты и мимику.

Благодаря басням сформировался и так называемый эзопов язык — своеобразный способ формулирования двузначных мыслей с намёками, недомолвками, иронией, фигурами умолчания, аллегориями.

Структуру басни можно представить следующей схемой: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.

Рассмотрим басню Эзопа «Отец и сыновья» (перевод Л. Толстого), относительно приведённой выше структуры.

Экспозиция

Замысел

Повествование

Неожиданный

результат

Реплика-мораль

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались.

Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

Ворон и лисица

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит: «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был».

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём».

(Перевод Л. Толстого)

Волк и ягнёнок

Волк увидал — Ягнёнок пьёт у реки.

Захотелось Волку съесть Ягнёнка, и стал он к нему придираться. «Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь».

Ягнёнок говорит: «Ах, Волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью».

А Волк говорит: «Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?»

Ягнёнок говорит: «Да я, Волк, и не родился ещё прошлым летом». Волк рассердился и говорит: «Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя».

(Перевод Л. Толстого)

Вопросы и задания

1.    Когда возник жанр басни? Что способствовало его возникновению?

2.    Что вы знаете о жизни Эзопа?

3.    Почему не все произведения из сборника «Эзоповы басни» принадлежат именно Эзопу?

4.    Изображение положения действующих лиц, обстоятельства и обстановки, в которой они находятся до начала действия, — это

А мораль Б сюжет В экспозиция

5.    Прочитайте ещё несколько басен Эзопа. Проверьте, все ли они соответствуют схеме: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.

6.    Почему в басне «Волк и Ягнёнок» Волк придирается к Ягнёнку?

7.    Выберите правильный вариант ответа.

Басня — это

А короткий рассказ, который отличается иносказательным сюжетом и высмеивает человеческие пороки или недостатки общества

Б стихотворение о животных, их повадках и привычках В притча о выдающихся людях

Время жизни древнегреческого баснописца Эзопа

А VII—VI вв. до н. э.

Б IV—III вв. до н. э.

В III в. н. э.

8.    Установите соответствие в терминах.

1    экспозиция    А    меткий вывод в басне

2    мораль    Б    намерение персонажа чего-то достичь

3    замысел    В    изображение до начала действия

9.    Называет ли    автор басен какие-либо качества характера своих пер

сонажей? Каким образом мы узнаём об их характерах? Что мы можем сказать о том, какими качествами наделены персонажи басен «Ворон и Лисица», «Волк и Ягнёнок»?

10.    Определите, есть ли чётко обозначенная мораль в басне Эзопа «Волк и Ягнёнок». Подтвердите свои соображения текстом из басни.

11.    Что общего у басни и сказки о животных и чем они отличаются? (Для примера возьмите понравившуюся вам басню с персонажами-жи-вотными и вспомните любую сказку, которую вы изучали ранее.)

12. Рассмотрите иллюстрации Л. Пэйн и М. Винтера к басням Эзопа. Удалось ли художникам выразить черты характера персонажей басен? Свой отвеї обоснуйте.

 

Иван Крылов

(1769-1844)

Иван Андреевич Крылов родился в г. Москве. Родители видели одарённость сына, но из-за бедности не могли отдать его учиться. Некоторое время мальчик занимался вместе с детьми богатых покровителей. Однако после смерти отца он был вынужден устраиваться на работу.

Переехав в Петербург в 1782 г., юноша поступает на должность канцеляриста, пробует писать для театра, занимается журналистикой. Он очень много читает, изучает иностранные языки.

С 1797 г. И. Крылов жил в Украине в имении князя С. Голицына и выполнял обязанности личного секретаря и домашнего учителя. Там И. Крылов написал пьесу «Триумф, или Иодщипа», комедию «Пирог», басню «Свинья под Дубом». Однако его творчество оставалось тайной для окружающих. Многие даже и не догадывались, что перед ними тала!ггл и вы й 11исател ь.

Начиная с 1806 г. И. Крылов пишет басни. Первые опубликованные произведения — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое Молодых» — показали огромный дар автора. В баснях он говорит о событиях в России и недостатках её граждан: о неумении выбирать занятие по своим способностям {«Квартет»), бессилии слабого перед сильным {«Волк и Ягнёнок»). Его басенные герои стали одновременно носителями таких человеческих пороков, как лесть («Ворона и Лисица»), зависть, лень, угодничество. Крылов наделяет своих героев вполне человеческими мыслями и поступками.

Ясностью, красотой и плавностью изложения язык басен И. Крылова напоминает произведения устного народного творчества. Многие выражения воспринимаются как пословицы и поговорки, употребляются как крылатые слова и выражения: тришкин кафтан, демьянова уха; «А ларчик просто открывался»\ «А Васька слушает да ест».

Сейчас читать басни И. Крылова так же интересно, как и при жизни их автора.

Аллегория — изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (например, лиса — аллегория хитрости, заяц — трусости). Синонимом термина аллегория может быть иносказание.

Ирбния — это отрицательная оценка предмета через его осмеяние: истинный смысл события маскируется автором, и, иронизируя, мы высказываем прямо противоположное тому, что подразумеваем.

В 1855 г. к г. Санкт-Петербурге в Летнем саду был установлен первый в России памятник Ивану Крылову. Его создал известный скульптор Пётр Клодт (1805-1867). Художник запечатлел в нём ещё живые воспоминания петербуржцев: как баснописец гулял в этом парке, а иногда, присев на скамейку, что-то сочинял.

Скульптор поместил на барельефе памятника басенных героев. Прочитайте басни писателя и вы сможете увидеть, как верно Г1. Клодт выразил их характеры.

Украинский поэт Евгений Гребинка (1812-1848) написал в 1838 г. стихотворение «Лавровый венок». В основе этого произведения — впечатления от праздника, устроенного русской интеллигенцией в честь 50-летия литературного творчества И. Крылова Выражая восхищение поэзией И. Крылова, присутствующие увенчали его лавровым венком по античной традиции. Во все времена такой награды удостаивались только всенародно любимые поэты. Когда вечер подходил к концу, И. Крылов снял венок и подарил каждому гостю по лавровому листику. Символический дар получил и Е. Гребинка, уже известный к тому времени автор басен.

 

Вопросы и задания

1.    Какой литературный жанр прославил И. Крылов? Какие у него были предшественники в этом жанре?

2.    Объясните смысл крылатых выражений из басен И. Крылова.

3.    Рассмотрите внимательно изображение фрагмента памятника И. Крылову в Летнем саду. Каких персонажей изобразил скульптор, какие пороки они воплощают?

Выпишите в тетрадь два крылатых выражения из басен И. Крылова.

 

Ворона и лисица

(читать онлайн)

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

1808 г.

Вопросы и задания

1.    Какие народные сказки о лисе вы помните? Какой она изображена в этих сказках?

2.    Определите тему басни. Какие персонажи в ней изображены? Что мы узнаём об их характерах? Как И. Крылов показывает хитрость Лисицы и доверчивость Вороны?

3.    Как автор выражает характер персонажей с помощью их речи?

4.    В каких словах выражена мораль басни? Как вы понимаете её смысл?

Подготовьтесь к выразительному чтению басни «Ворона и Лисица» в лицах.

 

Волк и ягнёнок

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

___

 

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву". -

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу". -

"Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!" -

"Помилуй, мне еще и отроду нет году", -

Ягненок говорит. "Так это был твой брат". -

"Нет братьев у меня". — "Tak это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -

"Ах, я чем виноват?" — "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". -

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

1808 г.

 

Вопросы и задания

1.    Вспомните, какими чертами характера наделены герои басни в народных сказках о животных.

2.    Как изображает И. Крылов встречу Ягнёнка с Волком? Почему он называет её «бедой»?

3.    Почему для изображения Ягнёнка употреблено слово добыча? Объясните его смысл.

4.    Как в тексте басни показано, что все нападки Волка на Ягнёнка совершенно несправедливы?

5.    Объясните смысл морали этой басни.

6.    Рассмотрите иллюстрации к басне И. Крылова «Волк и Ягнёнок». Как удалось художникам Е. Рачёву и А. Лаптеву выразить черты характера персонажей басни? На какой иллюстрации аллегория басни прочитывается выразительнее?

Выучите наизусть басню «Волк и Ягнёнок».

Сюжет о вороне и лисице встречается уже в баснях Эзопа. Только у древнегреческого сочинителя басен лиса выманивала не сыр, а мясо. Интересную басню на эту тему написал французский поэт Жан де Лафонтен (1621-1695). Прочитайте её и сравните с басней И. Крылова.

 

Жан де Лафонтен (1621-1695).

Ворон и лисица

Дядюшка Ворон, сидя на дереве,

Держал в своём клюве сыр.

Дядюшка Лис, привлечённый запахом,

Повёл с ним такую речь:

«Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! Что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как каши перья, -

То вы — Феникс наших дубрав!»

Ворону этого показалось мало,

Захотелось ему блеснуть и голосом.

Разинул клюв — и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил:

«Сударь, Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает, —

Вот урок вам, а урок стоит сыра».

И поклялся смущённый ворон (но поздно!),

Что другого ему урока не понадобится.

Автор: admin от 17-10-2014, 00:50, Переглядів: 12813