Народна Освіта » Біологія » § 46. Растительные сообщества

НАРОДНА ОСВІТА

§ 46. Растительные сообщества

Вы узнаете о том, что такое растительные сообщества и каковы их основные типы.

Где растут подснежники? Есть ли такое растение, которое произрастает в сюду? По чему вся Земля не покрыта лесами, ведь тогда было бы больше кислорода?

Растения в природе встречаются не в случайных сочетаниях видов. Опытный человек знает, какую траву можно найти в лесу, на лугу или болоте, а какую там искать не следует. Различные виды растений приспособились к совместному произрастанию в определённом месте. Они взаимодействуют между собой ради наиболее эффективного использования влаги, света и других ресурсов среды. При этом одни виды растений создают условия для существования других.

Определённый комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном поуслови-

ям участке местности, называется растётелъным со Тбществом. Каждому растительному сообществу свойственна своя структура — закономерное распределение растений в пространстве. Примерами растительных сообществ являются леса, степи, луга, болота.

Леса — это растительные сообщества, с преобладанием деревьев. Их вертикальная структура (ярусность) определяется размещением фотосинтезирующих побегов разных видов на определённых высотах. В наших лесах обычно выделяют ярусы, образованные:

а) высокими  деревья

ми;

б) низкими деревьями;

в) кустарниками;

г) травами;

д) мхами и лишайниками (рис. 198).

Ярусность свойственна и корневым системам. Лесные сообщества бывают разные в зависимости от видов, преобладающих в ярусе высоких деревьев (рис. 199).

Например, еловые леса, распространённые в Карпатах, обычно тёмные, с мощной подстилкой из опавшей хвои. Там почти не растут травы. Сосновые леса, преобладающие в северной части Украины, часто светлые, с богатым травяным покровом. Леса, образованные дубом, буком, клёном, называются лиственными. В таких лесах наличие толстого слоя опавшей листвы и затенённость летом также препятствуют росту трав. Поэтому здесь часто встречаются растения с корневищами, клубнями и луковицами, успевающими, благодаря запасам питательных веществ, отцвести ранней весной до того, как на деревьях появились листья (рис. 200). Лиственные леса распространены в горах Крыма и Карпат, а также в центральных регионах Украины. Наша страна наиболее богата смешанными лесами, у которых верхний ярус образуют как хвойные, так и лиственные деревья. Тем не менее самыми богатыми по видовому составу являются влажные тропические леса Африки, Азии и Южной Америки.

Степи — это сообщества, развивающиеся при низкой увлажнённости, в которых главной группой растений являются многолетние злаки, в частности ковыль и овсяница (рис. 201). Всю воду, в виде атмосферных осадков, травы успевают полностью поглотить своими корневыми системами. Благодаря травам в степях затыся-челетия образовались самые плодородные почвы нашей планеты

— чернозёмы. Люди издавна распахивали степи для выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому нетронутых степных сообществ, которые называются ценёнными, осталось очень мало.

Луга также являются сообществами, где преобладают травы. Но, в отличие от степей, луга развиваются при условиях достаточной увлажнённости. Естественные луга распространены преимущественно в поймах рек и на высокогорьях (рис. 202). Однако большинство современных лугов существует благодаря человеку, который использует их для заготовки сена и выпаса скота. Древесные растения в процессе такой деятельности уничтожаются.

Сообщества болот развиваются в условиях чрезмерной увлажнённости. Здесь доминируют травы, но иногда произрастают небольшие кусты и деревья (рис. 203). На сфагновых болот ах доминирует мох сфагнум. Он создаёт условия, при которых могут произрастать лишь некоторые кустарники и полукустарнички (багульник, клюква) и травы (росянка, пушица., некоторые виды осоки) (рис. 204). По способу водного питания растительные сообщества болот довольно разнообразны. К верховым болотам, где произрастает сфагнум, вода поступает преимущественно с атмосферными осадками. А вот низовые болота питаются почвенными водами, богатыми питательными веществами. Здесь обычно преобладающими растениями являются осоки.

Растительным сообществам степей, лугов и болот также свой-ственнаярусность, но он а не так заметна, как в лесах, а количество ярусов значительно меньше. Тем не менее и в этих сообществах, подобно лесам, фотосинтезирующие побеги, стараясь получить по возможности больше солнечного света, почти полностью затеняют поверхность почвы.

Растительные сообщества пустыни отличаются от выше описанных тем, что растения здесь не образуют сплошного покрова. Поэтому большая часть солнечной энергии не перехватывается растениями, а достигает поверхности. Дальше она или рассеивается в виде тепла., что характерно для горячих засушливых пустынь, или отражается в космос, как это наблюдается в самых холодных ледовых пустынях Арктики, Антарктики и очень высоких гор. В Украине самые большие пустынные сообщества расположены на Олешковских песках на Херсонщине (рис. 205).

Для каждого участка характерен свой тип растительных сообществ, который определяется климатом, рельефом и составом почв. Разнообразные естественные процессы (пожары, наводнения и т.п.) и деятельность человека могут изменить или уничтожить такие сообщества растений. Когда образуются свободные от растений участки суши, на них обычно первыми поселяются водоросли и мхи (рис. 206). Они на-

капливают органические вещества, необходимые для образования почвы. Затем здесь поселяются непритязательные однолетние травы. Их видовой состав очень непостоянен и определяется не столько взаимодействием растений, сколько условиями и возможностью занесения семян тех или иных видов. Следующий этап — это заселение участка многолетними травами. Следующими среди них начинают появляться древесные растения, очень часто — светолюбивая берёза. Под её пологом со временем прорастают более сильные теневыносливые деревья — пихта, дуб, бук, граб. Они перерастают берёзу, затеняют её, и на смену берёзовому лесу приходят хвойные, лиственные или смешанные леса со своими видами трав, кустарников и с особым животным, грибным и бактериальным населением.

Человек часто создаёт искусственные сообщества — сады, ягодники, парки, поля, бахчи, огороды, цветники. Они не способны самостоятельно существовать длительное время. Приходится затрачивать немало усилий на борьбу с сорняками, чтобы сохранить желаемый видовой состав искусственных растительных сообществ. Без надлежащего ухода они быстро зарастают — превращаются в растительные сообщества, подобные естественным.

Выводы

1 Различные виды растений произрастают не сами по себе, а в определённых растительных сообществах.

2.    Благодаря растительным сообществам различные виды растений могут существовать вместе и эффективно использовать влагу, свет и другие ресурсы среды произрастания, имеющиеся на определённой территории.

3.    Для каждого растительного сообщества характерен свой видовой состав и структура, определяемые условиями среды и взаимодействием растений между собой.

4.    Искусственные растительные сообщества существуют благодаря человеку.

Термины и понятия, которые важно знать

Растительны ©сообщества .леса, степи, луга, болотные сообщества, пустыни, искусственные растительные сообщества.

Контрольные вопросы

1.    Что такое растительные сообщества?

2.    Какая ярусн ость характерна дп я лесн ых с о общ еств?

3.    Какие типы растительных сообществ вам известны?

Задания

Самостоятепьно дайте ответы на вопросы школьников, приведённые в начале параграфа.

Практическая работа 3

Сравнение строения мхов, папоротников и покрытосеменных (цветковых) растений

Цель работы: на естественных растительных образцах провести анализ строения тела основного фотосинтезирующего поколения мхов, папоротника и цветкового растения; установить сходные и отличительные признаки этих растений.

Материал; живые растения или гербарные образцы мхов (кукушкин лён, фунария и т.п.), папоротника (мужской папоротник, многоножка и т.п.) и цветкового растения (лютик, лапчатка и т.п.).

Оборудование: лупа.

Ход работы

1.    Рассмотрите, используя лупу, предоставленные учителем растения мха, папоротник и цветковое растение.

2.    Определите, какие части тела представлены в исследуемых образцах мха, папоротника, цветкового растения.

3.    Определите, какие органы размножения (спорангии или цветки) представлены на исследуемых образцах.

4. Заполните втетради итоговую таблицу результатов изучения ’ образцов (исключительно по данным собственных наблюдений!). Для этого органы, имеющиесяу данного растения, обозначьте знаком «+», а отсутствующие органы — знаком «-».

Органы

Мох

Папоротник

Цветковое

растение

Корень

     

Стебель

     

Лист

     

Р143 О ИДЫ

     

Цветок

     

Спорангий

     

Семя

     

Плод

     

5. Дайте ответы на вопросы: 1. В чём сходство и отличие строения основного фотосинтезирующего поколения у мхов, папоротников и цветковых растений? 2. Какие вегетативные органы имеются у мхов, папоротников и цветковых растений? 3. Какие органы размножения имеются у мхов, папоротников и цветковых растений?

Практическая работа 4

Определение видов комнатных растений, пригодных для выращивания в определённых условиях

Цель работы: по особенностям строения органов и требованиям комнатных растений к условиям произрастания под об рать ас с о рта мент для озеленения определённого внутреннего помещения с известными параметрами температуры, освещённости и влажности воздуха.

Материал живые комнатные растения и их изображения, специализированные справочники-атласы.

Ход работы

1.    Проанализируйте строение вегетативных органов двух растений по рекомендации учителя.

2.    Определите у представленных растений:

• особенности строения подземных органов (строение корня или его видоизменения, тип корневой системы, наличие видоизменённых подземных побегов);

•    особенности строения наземных побегов (направление роста и необходимость наличия опоры, присутствие видоизменений побега, строение его стебля);

•    особенности строения листьев наземных побегов, в частности их размер, цвет, наличие и характер опушения.

3.    Предложите гипотезу о жизненной форме исследуемых комнатных растений и их требованиях к условиям произрастания.

4.    Сравните собственную гипотезу о жизненных формах исследуемых растений и требованиях к условиям произрастания с информацией учителя или данными из справочников-атласов.

5.    Узнайте у учителя об особенностях температурного режима, освещённости и влажности воздуха в рекомендованном помещении.

6.    Дайте ответы на вопросы: 1. Растения каких экологических групп пригодны для озеленения предложенного учителем помещения? 2. Какое из исследуемых растений следует рекомендовать для озеленения предложенного учителем помещения?

Подведём итоги

1.    Мы узнали, что мир растений весьма разнообразен. Основными группами растений являются водоросли и высшие растения. К высшим растениям относятся: мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные.

2.    Мы запомнили, что высшие растения приспособлены к существованию в наземных условиях благодаря:

•    делению тела на корень, лист и стебель;

•    наличию кожицы с устьицами; водопроводящей и механически опорной ткани — древесины;

3.    Мы убедились, что высшим растениям, в отличие от водорослей, свойственны многоклеточные органы полового и бесполого размножения.

4.    Мы поняли особенности процессов размножения в основных группах высших растений:

- в процессе размножения всех высших растений чередуются бесполое и половое поколения; основным фотосинтезирующим поколением у мхов является половое поколение, а у всех других высших растений — бесполое поколение;

•    мхи, хвощи, плауны и папоротники (так называемые высшие споровые растения) распространяются при помощи спор; для оплодотворения им необходима вода;

•    голосеменные и покрытосеменные (так называемые семенные растения) распространяются при помощи семян; для них характерно опыление, а для оплодотворения им, преимущественно, вода не нужна.

5.    Мы выяснили, что особенности строения и размножения растений тесно связаны с условиями их произрастания; атакже узнали о том, что в природе различные растения образуют сложные сообщества.

6.    Мы увидели, что растения являются основным компонентом сообществ живых организмов и основой жизни на Земле: благодаря фотосинтезу они преобразуют солнечную энергию в доступную для всего живого на планете форму и выделяют необходимый для дыхания кислород. Растения играют огромную роль в жизни человека как источник продуктов питания, поставляют сырьё для пищевой и лёгкой промышленности, атакже для производства лекарственных препаратов.

Знаю — умею

Я знаю признаки основных групп растений и по строению тела умею определять, к какой группе относится растение.

Я знаю основные группы покрытосеменных и умею их различать.

Я знаю жизненные формы и экологические группы растений и умею определять, к каким условиям произрастания приспособлено растение.

Я знаю основные растительные сообщества и умею их различать в природе.

 

Это материал из учебника Биология 6 класс Костиков

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 24-09-2014, 02:11, Переглядів: 7038