§ 24. Строение и функции корня
Вы узнаете, как строение и способ развития корня позволяют этому органу выполнять свои функции.
Из чего построены корни? Для чего нужны корни? Как растение ориентируется где - верк, а где — низ, чтобы выпустить стебель и корень в нужных направлениях?
Корень — это осевой подземный орган, растущий вглубь почвы за счёт верхушечной образовательной ткани, находящейся на кончике корня. Основные функции корня — закрепление растения в почве и поглощение из неё воды с растворёнными минеральными вещест вами.
Строение корня. Верхушечная образовательная ткань корня (рис. 71) образует новые клетки в двух направлениях: в направлении
роста корня и к его основанию. Клетки, откладывающиеся в направлении роста корня, дают начало защитному корпев Тму чёхлику. А откладывающиеся в противоположном направлении образуют постоянные ткани тела корня.
От кончика до основания вдоль корня различают такие основные зоны: корневой чехлик, зона деления, зона растяжения, зона всасывания и проводящая зона фис. 72).
Корне в Ш ч Аслик защищает нежную верхушку корня во время роста и продвижения между частичками почвы. Клетки, расположенные в глубине корневого чехлика, содержат большие зёрна крахмала. Эти зёрна под действием силы тяжести опускаются на нижний участок клеточной мембраны и помогают корню «ощутить» где
— верх, а где — низ. Поверхностные клетки корневого чехлика постоянно слущиваются и отмирают. При этом они выделяют слизь, облегчающую продвижение корня вглубь почвы. Изнутри корневой чехлик восстанавливается клетками верхушечной образовательной ткани.
Из клеток верхушечной образовательной ткани в зоне деления формируются остальные клетки, из которых состоит корень. Клетки зоны деления очень мелкие.
В зоне растяжения клетки быстро растут и начинают превращаться в клетки постоянных тканей. В этой зоне корень интенсивно удлиняется и проталкивает прикрытую корневым чехликом зону деления между частицами почвы.
Зона всасывания (зона корневых волосков) состоит из клеток, завершивших процесс роста и окончательно превратившихся в клетки постоянных тканей. Клетки кожицы корня в этой зоне
образуют длинные выросты — корпевОе волоскё(рис. 65, б), достигающие 1 см в длину. Корневые волоски входят в плотный контакт с частицами почвы и играют главную роль в поглощении воды и минеральных веществ, поскольку значительно увеличивают поверхность корня (рис. 78). Они также закрепляют растение в почве. Подсчитано, что взрослое растение ржи имеет около 10 млрд корневых волосков, а их общая дли на составляет примерно 10 тыс. км.
Одновременно их общая площадь 20 м2, что приблизительно в 50 раз превышает площадь всех надземных органов растения.
В зоне корневых волосков корень уже не может перемещаться относительно частиц почвы.
На поперечном разрезе корня в этой зоне видно, что под кожицей расположена кора, состоящая из множества слоев клеток основной ткани (рис. 74). Она передаёт воду к центральной части корня, называемой центральным цилиндром.. Кора также запасает питательные вещества.
В центральном цилиндре размещён единственный проводящий пучок. Его древесина в поперечном разрезе обычно имеет форму звезды с несколькими лучами (рис. 75). Между «лучами» древесины расположен луб. Проводящий пучок обеспечивает транспорт веществ вдоль корня.
Проводящая зона корня расположена выше зоны всасывания. Эгазона наиболее длинная. В проводящей зоне корневые волоски отмирают и всасывание веществ практически прекращается. В этой зоне во внешних тканях центрального цилиндра (на его границе с корой) со временем могут образовываться точки роста боковых корней.
Проводущая зона транспортирует вещества по древесине и лубу. Она закрепляет растение в почве благодаря боковым корням, атакже может запасать питательные вещества в коре.
У многих растений со временем между древесиной и лубом проводящего пучка возникают слои клеток боковой образовательной ткани. Благодаря делению этих клеток корень утолщается.
Знания о строении и развитии корней человек издавна использует в сельском хозяйстве. Во время выращивания рассады (например, томатов) растения после прорастания рассаживают на бТльшем расстоянии друг от друга и одновременно отщипывают верхушку главного корня: это ускоряет ветвление корня и способствует увеличению числа корешков с корневыми волосками. При выборе саженцев плодовых деревьев нужно помнить, что растения, у которых есть много тоненьких корешков, на которых быстро возникают новые боковые разветвления, лучше приживаются чем те, у которых большое количество длинных старых корней.
Выводы
1. Все части корня образованы за счёт деления клеток верхушечной образовательной ткани. Она расположена в зоне деления клеток корня.
2. Корневой чех лик — особая часть кончика корня, которая защищает нежную верхушку корня во время роста и облегчает его продвижение вглубь почвы.
3. Рост корня в длину происходит в зоне растяжения его клеток.
4. Внутреннее строение корня в зоне корневых волосков обеспечивает поглощение и транспорт водных растворов минеральных веществ.
5. Наиболее старые участки корня формируют проводящую зону, которая обеспечивает транспорт воды и растворённых в ней веществ, атакже закрепляет растение в почве с помощью боковых корней.
Корень, корневой чехлик, корневой волосок, зона деления, зона растяжения, зона всасывания, проводящая зона.
Контрольные вопросы
1. Какие основные зоны различают от кончи ка до основы корня?
2. В какой зоне происходит (1) образование новых клеток, (2) удлинение корня, (3) поглощение воды и минеральных веществ?
3. С чем связано образование корнем корневого чехли ка, каковы его функции?
4. Какие ткани выполняют в корне функции (1) поглощения воды и минеральных веществ, (2) транспорта веществ?
Задания
1. Заполните таблицу в тетрэд и.
Зоны корня |
Особенности строения |
функции |
Корневой чехлик |
Клетки размещены плотно. Некоторые клетки содержат большие зёрна крахмала. Поверхностные клетки отмирают и слущиваются |
Защищает верхушку корня, выделяет слизь и облегчает продвижение корня в почве, определяет направление роста корня |
Зона деления |
||
Зона растяжения |
||
Зона всасывания |
||
Проводящая зона |
2. Выберите правильные утверждения и исправьте неправильные:
А Корневые волоски со временем превращаются в боковые корни.
Б Кор а с остои т и з м н ог их с л о ёв кл еток.
В В процессе роста корня увеличивается длина зоны деления и растяжения, а дли на ведущей зоны остаётся неизменной.
Г В зоне всасывания корень покрыт кожицей, образующей выросты.
Для любознательных
Как корень растёт в толщину?
У многих растений со временем между деревом и лубом проводящего пучка возникает боковая образовательная ткань — камбий (рис. 76). Он откладывает к центру корня дополнительные слои древесины, а наружу — луба. Благодаря этому корень сильно утолщается. Во внешнем слое центрального цилиндра возникает ещё одна боковая образовательная ткань — пртбковый камбий, откладывающий наружу покровную ткань — прТбку. Такие значительно утолщённые, покрытые пробкой зоны корня уже не поглощают воду и минеральные вещества, однако надёжно укрепляют растение в почве. Они характерны для древесных растений.
Это материал из учебника Биология 6 класс Костиков
Автор: admin от 24-09-2014, 01:09, Переглядів: 8396