Народна Освіта » Біологія » § 2. Разнообразие жизни

НАРОДНА ОСВІТА

§ 2. Разнообразие жизни

Вы узнаете, какие основные группы живых организмов обитают на нашей планете, сколько известных видов они включают, а также — какие формы жизни находятся на границе живого и неживого.

Сколько видов живых организмов живёт на Земле? Сколько видов рас тений, грибов и живо тных суще ствуе т в природе?

С древних времён до XVIII в. биологи различали только две большие группы живых существ — растения и животные. Однако изучение живого доказало, что для описания разнообразия жизни ограничиваться только этими группами недостаточно. Во-первых, в природе постоянно находили виды со странным сочетанием признаков и растений, и животных (например, грибы). Во-вторых, некоторые виды имели свойства, не характерные ни для растений, ни для животных.

К таким видам, в частности, относится огромное количество микроскопических, невидимых без увеличительных приборов организмов. Поэтому во второй половине XX в. биологи разделяли мир живых существ уже на четыре основные группы — растения, животные, грибы, а также — бактерии, невидимые без использования увеличительных приборов.

На сегодняшний день по подсчётам учёных общее число известных видов живых организмов, существующих на Земле, составляет более 1,9 млн. Из них 1,4 млн — это животные, 250 тыс. видов — растения, более 100 тыс. видов — грибы. Около 150 тыс. видов приходится на прочие разнообразные группы, из которых 30 тыс. видов — бактерии. В то же время, огромное количество видов (особенно бактерий) всё ещё остаётся неизвестным.

На Земле, за исключением жерл вулканов и некоторых созданных человеком свалок токсичных отходов, нет ни единого квадратного метра, где бы не было хотя бы одного живого организма. В горячих пустынях почва насыщена множеством микроскопических существ. Снега и ледники являются убежищем для холодолюбивых микробов и незаметных без увеличительных приборов водорослей и грибов. Живые существа населяют горячие источники, мёртвые, на первый взгляд, сверхсолёные озера, голые неприступные горные скалы. Жизнь бурлит в прозрачной морской воде и в чёрной бездне глубоких океанических впадин.

Живые организмы постоянно изменяют облик планеты. Они разрушают горные массивы, превращают бесплодные пески, глины и камни в плодородную почву. А также «ухаживают» за планетой — убирают отмершие остатки, контролируют содержание газов в атмосфере, очищают загрязнённую воду, беспрерывно перераспределяют в земной коре неорганические вещества.

Любой живой организм, об этом вы скоро узнаете, состоит из мельчайших живых «кирпичиков» — клеток. Но биология изучает также вирусы. Вирусы не являются организмами, они представляют собой не клеточные формы жизни. Они занимают особое место, так как находятся на границе живого и неживого. Вирусы — эго структуры, отдалённо напоминающие кристаллы, которые попав в организм, заставляют его образовывать новые поколения вирусов. Вирус контро-

лирует и управляет этим процессом. При этом сам он не растёт, не питается, не выделяет продуктов обмена. Многие вирусы, попадая в организм, вызывают тяжёлые болезни. Например, корь и грипп, оспа и СПИД вызываются именно вирусами. Многие вирусы поражают также растения. Сейчас известно около 10 тыс. видов вирусов.

Огромное разнообразие организмов и вирусов является следствием длителвного процесса исторического развития жизни на нашей планете, во время которого одни виды живых организмов превращались в другие. Этот процесс наз&1вается эволюцией.

Выводы

1.    Мир живых организмов оченв разнообразен.

2.    Основнв1е группы живвтх организмов представляют бактерии, растения, животные и грибы.

3.    Сейчас наЗемле известно более 1,9 млн видов живых организмов.

Термины и понятия, которые важно знать

Вирусы, эволюция.

Контрольные вопросы

1.    Какие основные группы организмов вы можете назвать?

2.    Почему вирусы не считают живыми организмами, хотя они «умеют» размножаться?

Задания

Расположите основные группы живых организмов в порядке возрастания кол ич ества их видов.

 

Это материал из учебника Биология 6 класс Костиков

 

Категорія: Біологія

Автор: admin от 23-09-2014, 22:44, Переглядів: 4210