Народна Освіта » Природознавство » § 28 Формы поверхности суши

НАРОДНА ОСВІТА

§ 28 Формы поверхности суши

Знакомимся с поверхностью суши. Выйдем за окраину города или деревни. Перед нами поле, небольшой овраг, невысокий холм вдали — формы земного рельефа. Рельефом называют все неровности земной поверхности. Они различны по формам и размерам. За околицей мы наблюдали небольшие по размерам формы поверхности Земли. Но как увидеть более крупные неровности суши — основные формы рельефа? Для этого, как в детской сказке, необходимо «сесть высоко, чтобы видеть далеко».

Совершим воображаемое путешествие на воздушном шаре — он поднимет нас на высоту, с которой легко определить, какие основные формы имеет рельеф суши.

Начнем путешествие с побережья моря

(рис. 28.1). Наш шар поднимается, и перед нами открывается плоская равнина 1, покрытая полями, огородами и садами. Она чуть наклонена к морю, и по ней неторопливо тенет река.

Шар поднимается, летит дальше, и картина изменяется. Будто волны бегут по равнине 2: она покрыта холмами. Речка запетляла, зазме-илась между ними. Резкий поворот русла — и над обрывистым берегом шумит темный лес.

Путешествие продолжается. Под нами села, широкие поля, роща, сады. Мы долго летим над равниной 3, которую перерезают автотрассы и железнодорожные пути.

Наш шар поднимается. Снова появились холмы, они все выше и выше. Что нас ждет за ними? Придется нашему шару подняться еще выше. Перед нами скалистые горы 4, угрюмый лес на них. И речка совсем не похожа на равнинную: ее стремительное течение способно перетаскивать обломки скал. Вот самая высокая гора с белоснежной вершиной 5, а те, что вокруг нее, — в серых облачках.

На какую же высоту мы поднялись! Пора возвращаться к теплому синему морю...

Каковы основные формы рельефа суши? Путешествуя на воздушном шаре, мы увидели, что основные формы рельефа суши — это равнины и горы. Казалось бы, все просто! Однако и равнины отличаются друг от друга, и горы. Какие это отличия? Сравним равнины 1 и 3 (рис. 28.1).

Равнина 1 располагается почти на одном уровне с морем. Чтобы увидеть равнину 3, нам пришлось подняться над уровнем моря значительно выше — приблизительно на 350 м. Значит, они отличаются тем, на какой высоте над уровнем моря находятся. Поэтому и названия у них разные: одна равнина называется низменностью (рис. 28.2), а другая — возвышенностью.

Во время путешествия мы видели еще одну равнину 2. Она отличается от других, плоских равнин, тем, что покрыта холмами. Поэтому она и называется холмистой (рис. 28.3).

Равнины очень удобны для хозяйственной деятельности человека. На них хорошо строить дома и прокладывать дороги, пахать и сеять (рис. 28.4). И реки на этих равнинах спокойные, с медленным течением.

Чем отличаются холмы от гор? Почему, например, холм на равнине 2 не назвать горой, ведь он также возвышается над равниной на целых 15 м? Только вот над уровнем моря наш холмик «не вышел ростом». Чтобы быть низкой горой 4, необходимо возвышаться над уровнем моря более чем на 500 м, горой средней высоты — более чем на 1000 м, высокой 5 — более чем на 2000 м. А самая высокая гора на Земле — Эверест — имеет высоту 8846 м.

Горы отличаются по форме склонов: у одних более пологие склоны, другие — скалистые, с туманными ущельями. Горы живописны, но не очень удобны для хозяйственной деятельности (рис. 28.5).

Что изменяет рельеф? Могут ли разрушиться горы — мощные и неприступные твердыни?

Присмотримся к горе. Камни, из которых она состоит, покрыты трещинками. Как они возникли? Разница между температурами воздуха летом и зимой очень велика. Горные породы, как и многие другие тела, расширяются при повышении температуры и сжимаются при ее снижении. От постоянных расширений и сжатий в камне образуются микроскопические трещинки. Начинается разрушение горы. Разрушение горных пород называется выветриванием (рис. 28.6). Оно может продолжаться очень-очень долго — сотни тысяч лет, но гибель горы неотвратима.

Рассмотрим, как дальше происходит выветривание. В маленькие трещинки затекает вода. Зимой она замерзает. Лед, расширяясь, «взрывает» горную породу. Весной талая вода вымывает растворимые вещества, которые есть в этой породе. В трещинки попадают семена растений (например, эдельвейса), их корни продолжают разрушение. Бактерии разлагают растительные остатки, готовя почву для следующих разрушителей горы.

Стремительные горные реки «прорезают» гору, и порой можно увидеть, из каких пород она состоит. Выветривание иногда приводит к обнажению — выходу горных пород на поверхность (рис. 28.7).

Реки стаскивают вниз обломки горных пород, щебень и песок. Они долго движутся вме-те с потоком воды. Но под действием земного притяжения начинают оседать сначала камешки, затем песок, а после и мельчайшие

частички породы. За десятки тысяч лет реки выносят к морям сотни тонн остатков горных пород. Оседая, они изменяют вид берегов рек и морей, образуя пляжи и плесы.

Постепенно перепад температур, лед и вода «перетирают» скалы в щебень, а потом — в песок и пыль. Ветер подхватывает песок и пыль, не закрепленные корнями растений, и уносит их за тысячи километров. В далекой пустыне образуются барханы, а в долинах — дюны.

Так благодаря работе льда, воды и ветра, вследствие перемещения и нагромождения горных пород возникают новые формы рельефа суши (рис. 28.8).

•    Основные формы рельефа суши — равнины и горы.

•    Равнины делятся на возвышенности и низменности - в зависимости от высоты над уровнем моря. Равнины бывают плоскими и холмистыми.

•    Выветривание — это разрушение горных пород. Выветривание приводит к обнажению горных пород, к их перемещению и нагромождению.

Н*шш лаборатории    _

Гэтовимся к практической работе, читаем текст, отвечаем на вопросы.

Как измерить высоту холма?

Когда люди строят дома, прокладывают дороги, очень важно знать, на сколько одна точка земной поверхности выше другой, — определять высоту или глубину ее неровностей, например, холма или оврага. Для этого используют прибор, который называется нивелиром.

Простой нивелир вы можете сделать сами. Рассмотрите внимательно схему конструкции нивелира (рис. 28.9). Поперечная планка необходима для того, чтобы проще было мысленно проводить горизонтальную прямую. Груз, подвешенный на тонкой гибкой нити (отвес), показывает вертикальное направление, помогает правильно установить прибор. Чтобы вычислить высоту холма, нужно высоту нивелира умножить на количество измерений.

Ознакомьтесь с порядком работы нивелировщика (рис. 28.9).

« Определите высоту холма, если высота нивелира составляет 1 м, а от подошвы к вершине было пять измерений.

Рис. 28.9. Схема конструкции нивелира (я) и порядок работы нивелировщика (б). Нивелировщик устанавливает прибор у подошвы холма вертикально, выравнивая с помощью отвеса. Он смотрит вдоль планки и отмечает, в какую точку она направлена. Помощник нивелировщика вбивает в эту точку колышек. Потом нивелировщик переносит прибор на место первого колышка и, пользуясь нивелиром, указывает помощнику, куда вбить второй колышек. И так до тех пор, пока не достигнет вершины холма. На рисунке нивелировщик переставил нивелир по склону 7 раз, следовательно, высота холма равна 7 м.

• Нивелиром можно измерять не только высоту холма, но и глубину оврага. Как это сделать? Начертите схему работы.

Проверьте себя

1.    Назовите основные формы рельефа суши.

2.    Дополните предложение: «Равнины делятся на ... и... в зависимости от высоты над уровнем моря. Они бывают... и плоские».

3.    Чем возвышенности отличаются от низменностей?

4.    Могут ли низменности быть холмистыми, а возвышенности — плоскими?

5.    Чем отличается холм от горы?

6.    Как называется разрушение горных пород? Можно ли утверждать, что горные породы разрушает только ветер?

7.    Назовите главных «разрушителей» горных пород.

8.    Как организмы влияют на изменение рельефа суши?

9.    Приведите примеры форм рельефа суши, образовавшихся вследствие перемещения и нагромождения горных пород.

10.    Рассмотрите физическую карту Украины. Какие равнины и горы есть на территории нашей страны? Какие из них находятся на территории вашего родного края?

11.    Рассмотрите физическую карту Украины, выпишите название горных вершин.

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 27-01-2014, 20:09, Переглядів: 3162