§ 13. Световые явления » Народна Освіта


Народна Освіта » Природознавство » § 13. Световые явления






§ 13. Световые явления

Почему мы видим предметы, которые нас окружают? Древние греки и индийцы считали, что из глаз выходят длинные тонкие невидимые лучи, которыми мы «ощупываем» предметы.

И только в X веке арабский ученый Альгазен предположил, что световые лучи идут не из глаза к предмету, а наоборот — от предмета к глазу.

Распространение света. Источниками света часто являются сильно нагретые тела. Так, например, излучают свет Солнце, нить накаливания в электрической лампочке, пламя костра или свечи (рис. 13.1). Но бывают и «холодные» источники света — например, светлячки или некоторые глубоководные рыбы. Лампы дневного света — также пример «холодных» источников света.

Свет распространяется от источника прямолинейно (рис. 13.2). Однако это происходит не мгновенно. Скорость распространения света — 300 ООО км/с. Это самая большая скорость, существующая в природе!

Отражение света. Легко понять, почему мы видим источники света — их лучи попадают к нам в глаз. Однако мы видим не только те тела, которые излучают свет. Сейчас вы рассматриваете страницу книги. Поднимите глаза — и увидите стены комнаты, мебель, деревья за окном, небо, тучи. А ведь все эти предметы не являются источниками света. Почему же мы их видим? Дело в том, что все они отражают свет. Действительно, ночью, когда освещение отсутствует, мы перестаем видеть предметы — им нечего отражать.

Свет отражают почти все тела, но по-разно-му. Некоторые предметы отражают свет так хорошо, что при этом сами становятся как бы «невидимыми» — например, зеркало или ровная поверхность воды. Так, глядя на воду, мы

Рис. 13.2. Чтобы убедиться в прямолинейности распространения света, проделаем опыт.

В темной комнате на пути распространения света поставим преграду с небольшим отверстием, чтобы выделить узкий световой пучок 1. Мы увидим, что после прохождения преграды пучок движется по прямой 2

Рис. 13.4. Отражение света гладкой поверхностью тела

Рис. 13.5. Рассеивание света шероховатой поверхностью тела

Рис. 13.6. Поглощение света поверхностью тела

видим не ее, а отражение моста (рис. 13.3). Лучше всего отражают свет гладкие поверхности (рис. 13.4).

А если поверхность тела, на которую попали лучп света, не гладкая, а шероховатая? В этом случае каждый из лучей, попав на какую-либо ее точку, отразится. Однако из-за неровностей поверхности отраженные лучи пойдут в разных направлениях — рассеются (рис. 13.5). Почти все предметы мы видим именно потому, что их поверхности рассеиваюг свет.

Поглощение света. Встретив на своем пути те или иные предметы, лучи света могут отразиться от них или рассеяться. Однако поверхности тел не только отражают и рассеивают, но и поглощают свет. В случае полного поглощения света его лучи не отражаются и не доходят до наших глаз. А предметы с такой поверхностью мы видим черными (рис. 13.6).

Как ведет себя свет, достигнув поверхности этой книги? Часть его поглощается, часть рассеивается. Почему бумага, на которой напечатана эта страница, белая, а буквы на ней — черные? Бумага почти полностью рассеивает свет, падающий на нее, а краска, которой напечатаны буквы, — почти полностью поглощает его.

Что такое цвет? Ответ на этот вопрос дал Исаак Ньютон во второй половине XVII века. Он поставил на пути узкого солнечного луча треугольную стеклянную призму (рис. 13.7). Пройдя сквозь нее, белый свет разложился — превратился в набор лучей всех цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (рис. 13.8). Белый солнечный свет состоит из этих цветов!

Теперь разберемся, почему предметы имеют разную окраску. Почему, например, яблоко красное, огурец — зеленый, а груша — желтая?

Дело в том, что разные предметы по-разно-му отражают и поглощают составляющие белого света, падающего на них. Так, поверхность красного яблока поглощает все составляющие света, кроме красных, а красные — отражает. Поэтому, когда мы смотрим на него, в наши глаза попадают только красные лучи, и мы видим яблоко красным (рис. 13.9).

Свет и организмы. Свет имеет огромное значение для всего живого на Земле. Под действием солнечного света в зеленых листьях растений из углекислого газа и воды образуются органические вещества, обеспечивающие рост растения. При этом выделяется газ кислород, необходимый большинству организмов для дыхания. Растениями питаются животные, поэтому можно сказать, что свет — одно из важнейших условий жизни на Земле. Для человека солнечный свет важен еще и по другой причине. Под действием света в человеческом организме вырабатывается витамин Б, который называют «солнечным витамином бодрости».

•    Свет — это излучение Солнца, электрической лампы, костра и других источников. Свет распространяется прямолинейно.

•    Мы видим окружающий мир потому, что лучи света отражаются, рассеиваются и поглощаются поверхностью тел.

•    Цвет поверхности предмета зависит от того, какую составляющую белого света она отражает.

•    Свет — одно из главных условий жизни на Земле.

Наша лаборатория____

Л. Учимся понимать схему:

Рассмотрите схему (рис. 13.10).

Как устроен глаз человека? Снаружи глаз покрыт прозрачной оболочкой — роговицей, которая пропускает лучи света в зрачок. За зрачком находится хрусталик. Лучи света, пройдя сквозь хрусталик, дают уменьшенное изображение предмета на сетчатке — внутренней оболочке глаза. Сетчатка соединена со зрительными нервами, сигналы которых «передают» изображение предмета в мозг.

2. Проводим опыт и комментируем его. Рассмотрите рисунок 13.11. Какие предметы вам понадобятся для проведения опыта?

Ход работы:

•    нальем в бутылку воды;

•    сделаем в пробке отверстие и вставим туда тонкую пластиковую трубку, залепим место входа трубки пластилином;

•    прикрепим скотчем фонарик ко дну бутылки, обернем бутылку темной плотной тканью так, чтобы снаружи осталась только трубка;

•    в темной комнате включим фонарик и сожмем стенки бутылки, держа ее над тазом или ведром.

Если вы все сделали правильно, то станете свидетелями чудесного явления: из трубки будет вытекать светящаяся струя воды (рис. 13.12). Кажется, что световой луч повторил путь воды в трубке. На самом деле он двигался зигзагообразно, отражаясь от внешних слоев струи, которые текут медленнее, чем слои в середине трубки.

Проверьте себя

1.    Назовите несколько тел, являющихся источниками света.

2.    Как распространяется свет?

3.    Дополните предложения:

«Зеркало, в основном,... лучи света.»

«Черная бархатная штора, в основном,... лучи света.»

4.    Какое утверждение справедливо:

мы видим предметы благодаря лучам, которые выходят из наших глаз; мы видим предметы благодаря тому, что лучи света, отраженные поверхностью тел, попадают в наши глаза?

5.    Белый свет называют составным. Из каких цветов он состоит?

6.    Рассмотрите рисунок 13.13 и объясните, почему мы первую книгу видим белой, а вторую — желтой.

7.    Аня купила два горшка герани. Один поставила на окно, выходящее на север, а второй — на окно, которое выходит на юг. Какое из растений находится в лучших для роста и развития условиях? Ответ обоснуйте.

8.    Рассмотрите рисунок моста (рис. 13.3). Видна ли поверхность воды? Как изменилась бы картина, если бы поднялся ветер?

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 22-01-2014, 15:30, посмотрело: 1208