§ 11 Явления природы: механические, тепловые, химические, звуковые, световые, магнитные, электрические » Народна Освіта


Народна Освіта » Природознавство » § 11 Явления природы: механические, тепловые, химические, звуковые, световые, магнитные, электрические






§ 11 Явления природы: механические, тепловые, химические, звуковые, световые, магнитные, электрические

Как разобраться в многообразии мира, окружающего нас? Оказалось, среди явлений природы есть «родственники», подчиняющиеся одним и тем же законам.

Так, явлениями-«родственниками» являются движение Земли вокруг Солнца и полет футбольного мяча, падение яблока, движение велосипеда и наше собственное движение. Такие явления называются механическими (рис. 11.1). Изучение законов, которым они подчиняются, дает возможность понять, почему автомобиль продолжает двигаться, когда его двигатель выключен, почему яблоко падает на землю, а воздушный шар взмывает в небо.

Что происходит, когда вы расчесываетесь пластмассовой расческой? Несколько движений — и волосы потянулись за расческой. Вы удивитесь: «родственниками» этого явления является молния, работа лампочки и электрического утюга. Эти явления называются электрическими (рис. 11.2). Человек научился использовать электричество, создав электрические машины и приборы. Но электричество не только заставляет крутиться лопасти вентилятора или работать пылесос. Электричество управляет сокращением наших мышц, а некоторые животные (например, рыба электрический скат) с его помощью способны охотиться.

Почему синяя часть стрелки компаса всегда указывает на север? Потому что она сделана из вещества, обладающего свойствами магнита. Такие же свойства имеет и Земля. Маленький магнит (стрелка) взаимодейст-

Рис. 11.1

Движение автомобиля и полет воздушного шара подчиняются одним и тем же законам природы

вует с огромным магнитом — Землей (рис. 11.3). Это заставляет стрелку поворачиваться всегда в одном и том же направлении. На использовании магнитных явлений основано действие электрических машин: трансформатора, двигателей пылесоса и холодильника. В этих привычных нам бытовых приборах есть искусственные, то есть созданные человеком, магниты.

Относятся ли к одной группе явлений кипение масла на сковороде и появление утренней росы? Конечно, ведь речь идет о нагревании и охлаждении, об изменении агрегатного состояния веществ. К тепловым явлениям также относятся дождь, снег, град, иней и туман (рис. 11.4). В эту группу входят все явления, обусловленные изменением скорости движения молекул в веществе под влиянием источника тепла.

Вы легко приведете примеры звуковых явлений: пение птиц, звонок на урок, бой ба

рабана. Ученые относят к звуковым явлениям и «разговоры» китов в океане. А их голоса ни один человек никогда не слышал! Почему же и эти явления относят к звуковым? Потому что они обусловлены колебаниями среды (воздуха, воды), возникающими вследствие колебаний тел (рис. 11.5).

Что общего между тенью от дерева и солнечным зайчиком? Тень образовалась потому, что дерево стоит на пути распространения света, а солнечный зайчик — оттого, что свет упал на поверхность зеркала и отразился от него. Размышляя над тем, что общего у солнечного зайчика и тени, почему появляется радуга (рис. 11.6), мы анализируем явления одной группы. Это световые явления. Они связаны с «поведением» света — его возникновением и распространением.

С химическими явлениями мы сталкиваемся, наблюдая великолепный праздничный фейерверк (рис. 11.7) или осветление чая под действием ломтика лимона. Химические явления «отвечают» за питание и дыхание растений и животных. В организмах одни вещества постоянно превращаются в другие. Все искусственно созданные вещества, медикаменты, строительные материалы — это результат превращений веществ, то есть химических явлений.

Рассмотрите рисунок 11.8. Здесь можно выделить несколько явлений. Вращение колес поезда — это механическое явление. Работа его двигателя, приводящего колеса в движение, — это электрические и магнитные явления (рис. 11.8, о). Кондитер, выпекающий булочки в печи, сталкивается с электрическими, тепловыми, химическими и световыми явлениями (рис. 11.8, б). Каждый из приведенных примеров может иллюстрировать несколько явлений природы.

Рис. 11.8. На каждом из рисунков вы найдете проявление нескольких явлений природы

•    Человек, изучая природу, раскрыл причины многих явлений. Он исследовал законы, которым они подчиняются.

•    Исследование природы позволило сгруппировать явлен'ия природы, выделив среди них механические, электрические, магнитные, световые, звуковые и тепловые.

Наша лаборатория

Конструируем вместе.

1.    Можно ли самому изготовить магнит из обычного металлического винта? Для этого нам, кроме винта, потребуется электрическая батарейка и провод (рис. 11.9).

Намотаем на винт провод и подсоединим его к батарейке — пропустим через него электрический ток. Поднесем к винту булавку или компас и убедимся, что винт стал магнитом.

2.    Можно ли с помощью магнита заставить электрическую лампочку светиться?

Чтобы это сделать, кроме лампы для фонаря и магнита, нам понадобятся провод и скотч.

Зачистим концы провода так, чтобы была видна металлическая проволока. Присоединим ее к контактам электрической лампочки. Расположим провод так, чтобы он оказался между полюсами магнита. Перемещая магнит, как показано на рисунке 11.10, мы увидим, что лампочка загорелась.

Электрические и магнитные явления связаны между собой. Используя взаимосвязь

Рис. 11.11

Схема электрической лампочки:

1 — спираль; 2 — колба;

3 — цоколь; 4 — контакты; 5 — проводник, по которому течет электрический ток

этих явлений, человек создает разнообразные приборы и машины.

3- Знакомимся с конструкцией устройства.

Как устроена электрическая лампочка? Рассмотрите внимательно схему на рисунке 11.11.

Какой элемент конструкции лампочки выполняет «главную» работу — излучает свет?

Вы, конечно, ответили «спираль» и были правы. По спирали проходит электрический ток, раскаляет ее до очень высокой температуры, и спираль ярко светится.

В конструкции лампочки использована связь электрических, тепловых и световых явлений.

Проьерьтё

1.    Можно ли работу вентилятора отнести только к механическим явлениям?

2.    Приведите примеры электрических явлений, которые можно наблюдать в вашей квартире.

3.    С каким магнитом взаимодействует стрелка каждого компаса на Земле?

4.    Какие явления вы наблюдаете, нагревая воду в электрическом чайнике? Какой вывод о связи явлений можно сделать?

5.    Приведите примеры электрических и световых явлений?

6.    Какие явления происходят в автомобиле при движении по улице вечером?

7.    Пример магнитного явления — притяжение стальной булавки к магниту. Катя решила проверить, будет ли наблюдаться это явление, если между булавкой и магнитом поместить лист бумаги. Она придумала игру «Булавочные гонки». Рассмотрите схему игры (рис. 11.12). Придумайте похожую игру.

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 22-01-2014, 15:28, посмотрело: 7978