§ 10. Вода и растворы » Народна Освіта


Народна Освіта » Природознавство » § 10. Вода и растворы






§ 10. Вода и растворы

Что такое раствор? С однородными смесями веществ, где одним из компонентов является жидкость, мы сталкиваемся постоянно. Например, смесью иода, воды и спирта мы обрабатываем раны (рис. 10.1). Минеральная вода — смесь воды и природных веществ (рис. 10.2). Эти однородные смеси называются растворами. Чаще всего и в быту, и в природе встречаются растворы, в которых растворителем является вода. И это не удивительно, ведь она — самое распространенное вещество на нашей планете, обладающее замечательным свойством растворять множество веществ. Мы пьем водный раствор растворимого кофе и сахара; едим суп, в котором растворена поваренная соль; добавляем в салат уксус, являющийся раствором уксусной кислоты в воде. Кажется, что вода может растворить любое вещество, однако это не так. Растительное масло — пример жидкости, «не поддающейся» действию воды. Есть и другие нерастворимые в воде вещества — бензин, железо и др. Изменяется ли масса вещества при растворении? Прежде чем ответить на этот вопрос, проведем опыт. Мы все видели, как «исчезают» в воде кристаллики соли. Означает ли это, что «исчезает» масса соли? Рассмотрим рисунок 10.3. Растворитель (воду) и растворимое вещество (соль) взвесили перед тем, как приготовить раствор. После приготовления раствор взвесили. Показания весов в обоих случаях оказались одинаковыми. Масса раствора равна сумме масс растворителя и растворимого вещества. Следовательно, соль никуда не «исчезла», ее масса не изменилась. Растворение и математика. Чтобы точно знать, какой именно раствор мы хотим получить, нужно предварительно взвесить и растворитель, и растворяемые вещества.

Рис. 10.2

В 1 л минеральной воды растворено не менее 1 г полезных природных веществ

Рис. 10.3. Масса раствора равна сумме масс растворителя и растворимого вещества

 

Приготовим раствор воды, растворимого кофе и сахара. Для этого возьмем 5 г растворимого кофе, 10 г сахара и 100 г воды. Вспомните: воду можно не взвешивать, а просто налить в мерный стакан 100 мл, ведь мы знаем, что масса 1 л воды равна 1 кг.

Смешаем все компоненты и получим раствор. Какова его масса? Будем снова взвешивать? Конечно, нет! Сложим массы веществ, входящих в раствор, и определим его массу: 5 г + 10г + 100 г = 115 г.

Чтобы описать полученный раствор, достаточно указать массы веществ, из которых он состоит.

От чего зависит растворение? Как ускорить процесс растворения? Каждый из вас знает приемы, ускоряющие растворение веществ, из собственного опыта. Например, и соль, и сахар быстрее растворяются в горячей воде, чем в холодной. Еще быстрее они растворяются, если перемешивать раствор. Почему? В горячей воде молекулы движутся с большей скоростью, чем в холодной, поэтому диффузия веществ в ней происходит быстрее. Перемешивая соль с водой, мы «помогаем» молекулам воды «добраться» до частиц поваренной соли. Поэтому нагревание и перемешивание ускоряют процесс растворения.

Растворение — это не навсегда. Можно ли «вернуть» растворенное вещество в первоначальное состояние, то есть разделить смесь растворителя и растворимого вещества (например, разделить воду и соль)? Фильтрование, отстаивание здесь не помогут! Способ разделения растворов называется выпаривание. Рассмотрите схему (рис. 10.4): на

ней показано, как проводят выпаривание. Раствор нужно довести до кипения. Через некоторое время вода испарится (перейдет в газообразное состояние), а соль останется.

Результат выпаривания в приведенном опыте — это соль и водяной пар. Если пар собрать и охладить, мы получим пресную воду.

•    В природе и быту мы часто встречаем растворы — однородные смеси, одним из компонентов которых является жидкость.

•    Вода — один из самых распространенных растворителей.

•    Чтобы найти массу раствора, необходимо сложить массы растворителя и растворимого вещества.

•    Раствор можно разделить на компоненты с помощью выпаривания.

Наша лаборатория

Л. Проводим опыт.

Возьмем два одинаковых кусочка сахара и два стакана. Подогреем воду до температуры 35-40 °С и наполним стаканы. Положим в стаканы сахар, предварительно измельчив один из кусочков. В каком из стаканов сахар растворится быстрее? Почему?

2. Учимся объяснять практические действия.

Как очистить соль (рис. 10.5)?

Соль, которую добывают в природе, как правило, загрязнена. Чтобы разобраться в методе ее очистки, проведем опыт.

Смешаем столовую ложку поваренной соли с песком. А теперь разделим смесь, очистив соль. Для этого:

•    зальем соль стаканом горячей воды (сделаем это осторожно, чтобы не обжечься);

•    полностью растворим соль с помощью перемешивания;

•    отфильтруем раствор от песка;

•    поставим отфильтрованный раствор на небольшой огонь и выпарим его.

Полученная в результате этих действий соль будет белоснежной.

Какие способы разделения смесей мы применили?

3. Читаем текст, озаглавливаем его.

Соль получают из морской воды. С марта по сентябрь насосная станция перекачивает через ряд прудов морскую воду. Под действием солнечного тепла и ветра вода испаряется (рис. 10.6). Соль, оставшуюся после выпаривания, собирают машины, оснащенные ковшами (рис. 10.7). Собранный «урожай» соли ссыпают в кучи высотой более 20 м. Они напоминают огромные белые холмы (рис. 10.8).

Проверьте себя

1.    Назовите известные вам природные растворы и растворы, созданные человеком.

2.    Приготовьте самостоятельно 75 г водного раствора, в котором содержится 15 г сахара. Сколько воды вам понадобится? Проведите необходимый расчет.

3.    Какое из утверждений является верным:

масса раствора больше суммы масс растворителя и растворимого вещества;

масса раствора равна сумме масс растворителя и растворимого вещества?

4.    Какое свойство воды позволяет растениям получать вещества, содержащиеся в почве?

5.    При выпаривании морской воды можно получить два очень важных для человека вещества. Назовите их.

6.    Как выдумаете, вода, которая испаряется с поверхности океана, пресная или соленая?

7.    Назовите вещества, на которые можно разделить при выпаривании сладкую воду, соленую воду, сладкий раствор растворимого кофе в воде

8.    Рассчитайте, какую часть массы раствора составляет сахар, если в 100 г раствора содержится 20 г сахара.

Вы изучили главу «Тела и вещества, окружающие человека»

Попробуйте кратко пересказать то, что узнали. Нашли ли вы ответы на вопросы, поставленные в начале главы?

Проверьте, все ли вы поняли, во всем ли разобрались.

1 Какие особенности свойственны всем телам?

2.    Почему воздух в комнате можно назвать телом?

3.    С помощью каких приборов определяют

массу и объем тела?

4.    Назовите единицы измерения массы, длины, объема.

5.    Что такое плотность?

6.    Из каких частиц состоят молекулы?

7.    Согласны ли вы с утверждением: «Молекулы пребывают в постоянном хаотическом движении»?

8.    Опишите движение молекул вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях.

9.    Что необходимо сделать с твердым веществом, чтобы оно превратилось в газ?

10.   Чем смесь веществ отличается оттого, что получается в результате химического превращения веществ?

11.   Как разделить смесь?

12.   Приведите пример раствора.

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 22-01-2014, 15:26, посмотрело: 2153