§ 9. Смеси и способы их разделения » Народна Освіта


Народна Освіта » Природознавство » § 9. Смеси и способы их разделения






§ 9. Смеси и способы их разделения

В предыдущих параграфах вы познакомились с веществами, состоящими из одинаковых молекул. Это, например, вода, газы кислород и водород, углекислый газ. Такие вещества называются чистыми. В природе чистые вещества практически не встречаются. Они находятся в виде смеси друг с другом.

Так, природной смесью газов является воздух, окружающий нашу планету. В состав воздуха входят несколько веществ в газообразном состоянии: азот (78/100) и кислород (21/100), а также углекислый газ, водяной пар и некоторые другие газы.

В быту мы также постоянно сталкиваемся со смесями. К примеру, смесью является вкусный шоколад. Его составляющие (компоненты) — какао, молоко и сахар. Однако молоко и какао — это не чистые вещества, а также смеси многих компонентов.

Таблетки содержат смесь лекарственного вещества с сахаром или мелом (рис. 9.1). Даже стены зданий покрывают смесью воды, мела и других веществ — побелкой.

Пример смеси, которую делают в каждом доме, — тесто. Для того чтобы приготовить тесто, нужно соединить несколько компонентов — муку, воду, поваренную соль, сахар. Если все это тщательно смешать, смесь станет однородной, то есть отдельные компоненты в ней будут неразличимы.

Часто для получения смесей необходимо использовать специальные машины. Так, для получения бетона — смеси цемента, песка, мелких камешков и воды — применяют бетономешалки (рис. 9.2).

Иногда жидкости тоже трудно смешать. Например, растительное масло и уксус используют для приготовления однородной смеси — соуса. Нальем масло в стакан с уксусом (рис. 9.3, а). Если их соединить не перемешивая, растительное масло окажется сверху, так как его плотность меньше плотности уксуса (рис. 9.3, б). Поэтому смешивать их нужно тщательно (рис. 9.3, в).

Разделение смесей. Часто смеси необходимо разделить на компоненты, из которых они состоят. Мы ознакомимся с некоторыми из способов разделения смесей.

Рассмотрим самый простой способ разделения смесей — отстаивание. Он основан на различии в плотностях компонентов смеси.

Как получить прозрачный апельсиновый сок? Свежеотжатый сок мутный, так как содержит мякоть (рис. 9.4). Дадим ему отстояться и через некоторое время увидим, что частички мякоти опустились на дно, поскольку они имеют большую плотность, чем вода. В верхней части сосуда сок стал прозрачнее. Аккуратно сольем его в отдельную посуду (рис. 9.5).

Таким же способом можно разделить смесь воды и жира. Только, в отличие от частиц мякоти, жир не «пойдет ко дну», а всплывет на поверхность, потому что имеет меньшую, чем вода, плотность.

Следующие способы разделения смесей — это просеивание и фильтрование. Они основаны на том, что частицы, из которых состоит смесь, имеют разные размеры.

Все знают: чтобы очистить муку от примесей, ее нужно просеять через сито. Мельчайшие частицы муки проходят через ячейки, а частицы больших размеров остаются на дне сита. Просеивание — это разделение смеси твердых частиц различного размера.

А если одно из веществ, составляющих смесь, — жидкость? Тогда роль сита будет выполнять фильтр. Фильтр можно изготовить из марли или из специальной фильтровальной бумаги (рис. 9.6).

Продолжим осветлить апельсиновый сок: пропустим его через фильтр. Фильтр задержит самые мелкие частицы мякоти, оставшиеся в соке после отстаивания (рис. 9.7).

Таким же способом очищают нерафинированное (то есть неочищенное) растительное масло, делая его более прозрачным.

•    Вещества, состоящие из одинаковых молекул, называются чистыми. При смешивании чистых веществ образуются смеси.

•    В природе чистые вещества встречаются редко. Чаще всего они являются компонентами смесей. Примером природной смеси веществ является воздух.

•    Способы разделения смесей: просеивание, фильтрование, отстаивание. Просеивание и фильтрование основаны на отличии в размерах частиц компонентов смеси, а отстаивание — на отличии в плотности компонентов.

Наша лаборатория

1.    Комментируем эксперимент (рис. 9.8).

В емкость налили растительное масло и спирт, тщательно перемешали. Плотность растительного масла 0,92 кг/л, а спирта — 0,79 кг/л. Смесь отстоялась. Что произошло через некоторое время:

•    растительное масло оказалось под спиртом (рис. 9.8, а);

•    растительное масло оказалось над спиртом (рис. 9.8, б)? Согласны ли вы с утверждением, что масло оказалось над спиртом? Ответ обоснуйте.

2.    Учимся объяснять практические действия.

Чтобы отделить бульон от жира, кастрюлю с бульоном поместили в холодильник.

•    Как выглядело содержимое кастрюли после того, как ее вынули из холодильника?

•    Согласны ли вы с тем, что затвердевший жир оказался на поверхности, а обезжиренный бульон в виде жидкости — внизу?

•    Предложите дальнейшие действия по очистке бульона.

•    Какой из методов разделения смеси применили?

3. Читаем и анализируем научный текст. Для разделения смеси можно воспользоваться тем, что все вещества имеют разные температуры затвердевания. Этот способ называется вымораживанием.

Оливковое масло является смесью двух омпонентов. Для того чтобы разделить эту месь, поставим бутылку с оливковым маслом ; холодильник. Температура отвердевания •дного компонента составляет -6 °С, а другого -10 °С. Температура воздуха в холодильнике >т 0 °С до +4 °С. Следовательно, компонент температурой отвердения +10 °С замерз-1ет — затвердеет. Можно наблюдать интересую картину (рис. 9.9), когда часть содержимого бутылки - жидкость, а часть — твердое ело. Осталось только слить жидкую часть.

•    Дайте название этому тексту.

•    Объясните, почему в холодильнике за твердевает жидкость с температурой твердения +10 °С.

•    Можно ли разделить на компоненты оливковое масло, если поместить его в морозильную камеру, где температура воздуха -10 °С?

[email protected]#РЬТ@

1.    Приведите примеры твердых и жидких смесей.

2.    Из перечня выберите сначала природные смеси, а потом смеси, приготовленные человеком.

Воздух, нефть, томатный сок, речная вода, соус, бетон, мюсли, шоколад, молоко, почва.

3.    На носик заварочного чайника часто прикрепляют ситечко. Для чего7 Какую смесь при этом разделяют? Какой способ применяют?

4.    Дополните предложения:

«Разделение ... с помощью отстаивания основано на различии в ... веществ.»

«.... смесей с помощью.. основано на различии размеров частиц.»

5.    Что чаще встречается в природе — чистые вещества или смеси?

6.    Какой способ разделения смесей используют хозяйки, когда делают творог из кислого молока?

7.    Максим приготовил в банке смесь из песка, глины и деревянных опилок. Он предложил Кате определить, чем является содержимое банки — чистым веществом или смесью. Катя справилась с этой задачей. Что она сделала?

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 22-01-2014, 15:23, посмотрело: 2930