§ 1. Введение к природоведению » Народна Освіта


Народна Освіта » Природознавство » § 1. Введение к природоведению






§ 1. Введение к природоведению

Кто мы и что вокруг нас? Мир природы... Каждому знакомо это выражение. Каков он, этот мир? Кто-то видит его, к примеру, таким: освещенные утренним солнцем макушки деревьев, тихая заводь пруда с камышом, цветущий луг или быстроводная река с высоким крутым берегом. А еще — пение жаворонка и белые облака в небе, зайчик, шмыгнувший в густую траву, зеленая ящерица на теплом камне. В этом мире присутствуем и мы с вами — люди. Мы тоже часть мира природы. Человек — создание природы, однако создание особенное, недаром в науке его называют «человек разумный».

Легко убедиться в удивительных способностях человека. Для этого достаточно сделать несколько шагов, и мы окажемся в другом мире. Мчатся автомобили, идут поезда, в небо поднимаются самолеты, сияют огнями многоэтажные дома.

Огромен и разнообразен мир человека — мир предметов, созданных его трудом, разумом и волей. Человек — дитя природы — много тысяч лет строил собственный мир, стремясь стать независимым от матери-природы. Не желая мириться с изнуряющей жарой и пронизывающим холодом, человек создал комфортные жилища и удобную теплую одежду

Человек не мог двигаться так быстро, как, скажем, гепард, или летать, как орел. Он проигрывал животным в зоркости, остроте слуха, силе и выносливости. Однако благодаря разуму, этому бесценному дару природы, он создал машины и самолеты, телескопы и микроскопы, телефоны, телевизоры... Человек окружил себя множеством предметов, которые сделали его самым быстрым, самым сильным, самым зорким существом на нашей планете.

Человек — исследователь и труженик. Как много чудесных вещей в мире человека! К примеру, предмет, к которому мы давно привык-

ли, — автомобиль (рис. 1.2). Но как много знаний и усилий необходимо для того, чтобы создать такую привычную вещь!

Почему вращаются колеса автомашин? Их приводят в движение сложные механизмы. Действуют эти механизмы прежде всего благодаря работе двигателя. Это железное «сердце» автомобиля. Кроме двигателя, в автомобиле есть еще множество устройств и механизмов, которые дают водителю возможность тормозить, изменять скорость и направление движения, двигаться при различных погодных условиях и любом освещении. Все механизмы должны работать четко и слаженно. Но добиться этого не так просто. На рисунке 1.2 видно, насколько сложна конструкция обыкновенного автомобиля.

Прежде чем автомобиль появился на улицах наших городов, человеку пришлось разобраться в законах движения и изучить свойства разных веществ, понять природу электричества, сконструировать множество разнообразных устройств. А главное — создать немало машин, с помощью которых можно изготавливать такие автомобили!

Впрочем, автомобиль — не самое сложное из того, что создал человек. Дух захватывает при мысли о том, как много надо знать и уметь, чтобы построить высотные дома, реактивные лайнеры, космические аппараты, создать компьютеры, средства связи, телевизоры, лекарства и еще множество разных предметов, без которых невозможно представить современную жизнь.

Мир человека и мир природы — одно целое. Человек постоянно совершенствует созданный им мир, изменяя его, стремясь сделать более удобным, безопасным и экономичным. На первый взгляд кажется, что мир человека существует независимо от мира природы. Но так ли это в действительности?

Подумаем, откуда берутся материалы для производства, например, автомобиля. Различные пластмассы, сталь, алюминий и медь человек получает, перерабатывая нефть, руду и другие полезные ископаемые. Стены вашей классной комнаты, столы и стулья, оконные рамы, ваша одежда, школьные принадлежности, книги и тетради — абсолютно все, до последней пуговицы — изготовлено из веществ, которые человек взял у природы и затем переработал. Да и тело самого человека состоит из природных веществ. Представьте, что случилось бы с нами, если бы вдруг природа решила забрать свои «подарки».

Однако не только вещества объединяют мир человека и мир природы.

Все в мире человека — от обычной ложки до самой современной ракеты — существует благодаря тому, что создано по законам природы. Природа щедро раскрывает перед человеком свои секреты. Она дала ему огонь, на протяжении тысячелетий демонстрировала человеку силу воды, ветра и пара, подсказывала конструкции построек, помогала преодолевать болезни. Изучая природу, человек открывал ее законы и создавал собственный мир. Но чтобы этот мир был прочным и надежным, человеку необходимо заботиться о природе, соблюдая главный закон — закон ответственности перед миром природы.

•    Человек — создание природы. Он является единственным существом, которое преобразует мир природы, создавая собственный мир.

•    Мир человека — это мир предметов, созданных его трудом. Он уменьшает зависимость человека от природы, увеличивает возможности его организма.

•    В своей деятельности человек познает природу, опирается на ее законы, использует природные вещества.

•    Мир человека существует благодаря миру природы, поэтому человек должен беречь его.

Проверьте себя

1. Рассмотрите рисунки на с. 4~5 (рис. 1.1, а, б). На них изображен один и тот же участок земной поверхности. Слева его изображение 300 лет назад, справа — эта же местность сегодня. Какие изменения внес

человек в мир природы? Назовите предметы мира человека и мира природы на этих рисунках.

2.    Внимательно осмотрите свою комнату и найдите в ней предметы, которые создал человек, и предметы, которые относятся к миру природы. Каких предметов больше?

3.    Известно ли вам, какие вещества потребовалось взять у природы, чтобы создать эти предметы?

4.    С вами постоянно происходят события, которые крепко связывают вас с миром природы. Назовите их.

5.    Известно: если собеседник находится на расстоянии больше 100 метров, вы не можете слышать его голос. Какой предмет мира человека позволяет нам разговаривать с друзьями, живущими в другом городе?

6.    Почему человека называют «человек разумный»?

7.    Рассмотрите рисунок 1.2. Найдите на схеме двигатель. Можно ли разобраться в строении автомобиля без схемы? А построить автомобиль без чертежа?

8.    Назовите предметы на рисунке 1.3. Какие способности человека они совершенствуют?

9.    Можно ли считать домашних животных — например, собаку — только «созданием» природы? Обоснуйте свой ответ.

 

Это материал из учебника Природоведение 5 клас Т.И. Базанова

 

Категорія: Природознавство

Автор: admin от 22-01-2014, 11:43, посмотрело: 1393